Берни Экклстоун: "Формула 1 – это мое детище"

Берни Экклстоун и Михаэль Шумахер

Берни Экклстоун, глава менеджмента Формулы 1, в интервью официальному сайту чемпионата подвел итоги сезона и в очередной раз дал понять, что не собирается в отставку…

Вопрос: В Бразилии Михаэль Шумахер в последний раз увидел клетчатый флаг: его карьера завершилась. Здорово, что он выступал в Формуле 1 три последних года – но принесло ли это пользу самому Михаэлю?
Берни Экклстоун: Если честно, не думаю, что Формула 1 была ему что-то должна. Он получал удовольствие, участвуя в гонках, и это было на пользу чемпионату. Нам будет не хватать Михаэля: его популярность по-прежнему очень высока, хотя в эти три сезона он и не выиграл ни одной гонки.

Вопрос: Раз он остается столь заметной фигурой, вы не пытались как-то удержать Шумахера, предложив ему какую-то иную роль?
Берни Экклстоун: Нет, мы бы не стали этого делать, да и не смогли бы что-то ему предложить, потому что он слишком близок к Mercedes. Полагаю, это было бы проще, если бы он сохранил прежние тесные связи с Ferrari.

Вопрос: Каким вам представляется его будущее?
Берни Экклстоун: Работать ему не надо, беспокоиться не о чем: он может заниматься тем, чем хочет. Согласитесь, это же хорошо?

Вопрос: В Голливуде есть такое «Правило Греты Гарбо»: когда снят финальный дубль, актер исчезает, но легенда должна продолжать жить. Не повредили ли легенде Шумахера эти три сезона в Mercedes?
Берни Экклстоун: По-моему, было бы лучше, если бы он ушел тогда, завоевав седьмой титул, а не сейчас. Болельщики нового поколения, которые заинтересовались Формулой 1 совсем недавно, запомнят Михаэля по его нынешним выступлениям, а не таким, каким он был когда-то. Они не видят непобедимого героя: они видят человека, которому свойственно терпеть неудачи. Думаю, важно осознавать, в какой момент ты уже не можешь выступать на том уровне, на каком выступал раньше, и дать дорогу другим.

Хотя, наверное, это нелегко. Надеюсь, мне это удастся: когда я почувствую, что уже не справляюсь с работой, я, безусловно, откланяюсь. Но нужно понимать, что случай с Михаэлем – особый: у него такой характер, что ему просто необходимо участвовать в соревнованиях. Именно поэтому несколько лет назад он решил попробовать себя в мотогонках.

Вопрос: Себастьян Феттель вписал новую главу в историю Формулы 1, в свои 25 лет выиграв три титула подряд. Именно такой чемпион и нужен Формуле 1? Его гоночное мастерство растет, но можно ли то же самое сказать об имидже?
Берни Экклстоун: У него все будет хорошо. Он будет взрослеть и поймет, что над имиджем тоже нужно работать. Ему уже свойственна фантастическая уверенность в себе, а обаяние гонщика во многом зависит от его самооценки. Советую внимательно следить за его выступлениями в следующем году.

Вопрос: Но чего-то Себастьяну, все-таки, не хватает? Каких-то звездных качеств, отличавших Айртона Сенну, Джима Кларка или Йохена Риндта?
Берни Экклстоун: Сегодня Себастьян задает стандарты. Времена изменились, и это относится не только к гонщикам: все вокруг стало совсем другим. Сейчас и требований намного больше, и запретов. Помните, как Себастьян позволил себе выругаться, стоя на подиуме? У него тут же возникли проблемы. А если бы это было во времена Джеймса Ханта или Грэма Хилла, никто бы и внимания не обратил.

Но посмотрите, какой стала современная телевизионная культура: нецензурные слова стали частью разговорной речи. Не думаю, что слова Себастьяна, вырвавшиеся у него непроизвольно, оскорбили слух большинства людей – они задели лишь немногих. Но это же абсурдная ситуация! Поэтому, когда вы спрашиваете, в чем принципиальная разница между гонщиками прошлого и настоящего, то она состоит в том, что раньше они были настоящими героическими личностями, а сейчас пилотам быть личностями не позволяется.

Вопрос: Позади невероятный сезон, в котором было все: сюрпризы, непредсказуемость, а борьба за титул шла до финиша последней гонки. Может, даже вас в 2012-м году что-то удивило, хотя вы столько лет отдали Формуле 1?
Берни Экклстоун: Меня несколько удивило, что Ferrari оказалась недостаточно конкурентоспособной, и что у McLaren было столько проблем. К позитивным моментам можно отнести то, что телеаудитория в этом году заметно выросла: публика принимала Формулу 1 исключительно хорошо. Кроме того, мы провели гонку на новом автодроме в Остине, который был идеально подготовлен к Гран При. Так что сейчас дела Формулы 1 обстоят просто отлично.

Вопрос: Появилось немало молодых перспективных гонщиков: вы могли бы выделить тех, кого ждет успешное будущее?
Берни Экклстоун: Да, молодежи много, но кто из этих парней чего стоит, можно понять только тогда, когда они получат хорошие машины. Возможно, эти гонщики даже лучше, чем кажутся сейчас.

Вопрос: Как вы считаете, сможет ли Феттель превзойти достижения Шумахера, семикратного чемпиона мира?
Берни Экклстоун: Это будет нелегко. Пока он еще и до половины не добрался. Все будет зависеть от того, насколько хорошо пойдут в будущем дела у Red Bull Racing – или от того, насколько плохо будут выступать остальные. Когда Михаэль выиграл пять титулов вместе с Ferrari, это объяснялось тем, что Скудерия справилась с делом лучше, чем любая другая команда – именно в такой ситуации сейчас находится Red Bull. Но еще неизвестно, смогут ли они удержаться на этом уровне. Посмотрим.

Вопрос: Есть новый документальный фильм, который называется «1», и в нем рассказывается о том, как формировалась современная Формула 1. В этом фильме лорд Хескет, бывший владелец Hesketh Racing, вспоминает совещание десяти руководителей команд, одним из которых были вы: вы тогда предложили всем стать совладельцами прав на телетрансляции Формулы 1, вами только что приобретенных. Сейчас лорд Хескет называет участников совещания крайне недальновидными людьми, поскольку никто не смог оценить важности вашего предложения. А что вы скажете? Они действительно поступили неумно?
Берни Экклстоун: Понимаете, в те времена мне казалось, что нас объединяет общее дело, и мы должны попытаться добиться успеха сообща. Моя идея состояла именно в этом.

Вопрос: Вы удивились, когда они отклонили предложение?
Берни Экклстоун: Нет. Они были немного бестолковыми. Но не забывайте, что я взял на себя все риски – если бы я не добился, чтобы вся система заработала, у меня были бы сложности. Возможно, в тот момент они поступили правильно.

Вопрос: Поговорим о будущем. Что бы вы хотели изменить?
Берни Экклстоун: Ничего. Надо понимать, что мы работаем в индустрии развлечений, и в этом году мы неплохо развлекали публику. Весь современный спорт – это шоу-бизнес, и у нас начнутся проблемы, если люди будут это забывать.

Вопрос: В последние четыре сезона в календаре чемпионата появляется по одной новой гонке. Эта тенденция продолжится?
Берни Экклстоун: Да. Полагаю, следующий успешный проект мы реализуем в России. Кроме того, мы должны вернуться к планам провести гонку в Нью-Йорке. Есть много незавершенных дел, так что мне пока некогда думать о пенсии! (смеется) Вспомните гонку в Остине: все прошло великолепно. Все согласились, что возвращение Формулы 1 в США – это здорово!

Возможно, мы заставим европейцев проснуться, а то они думают, что Формулу 1 им послали Небеса. Но мы готовы остаться в Европе, если там научатся эффективно работать.

Вопрос: Вы бываете почти на всех гонках. Безусловно, у вас очень широкий спектр деловых интересов, но вы по-прежнему остаетесь болельщиком?
Берни Экклстоун: Да, я по-прежнему им остаюсь. Возможно, мне мешает то, что я приложил столько усилий, чтобы Формула 1 стала такой, какая она сейчас, так что это мое детище, и я хочу о нем заботиться. Но рано или поздно нам придется пригласить няню. Но никто не знает, когда это произойдет. Я в отличной форме! (смеется)

Текст: . Источник: официальный сайт чемпионата
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё