Три привилегии Валттери Боттаса

Валттери Ботта

У Валттери Боттаса есть все, чтобы дебютировать в Формуле 1 уже в следующем сезоне: опыт работы на пятничных тренировках за рулем Williams, поддержка исполнительного директора этой команды Тото Вольффа и хорошие менеджеры. Не хватает одного: контракта на следующий год. В эксклюзивном интервью F1News.Ru молодой финский гонщик подчеркнул, что готов выйти на старт в любой момент…

Вопрос: Пожалуй, вы оказались в привилегированном положении по сравнению с резервными пилотами других команд. Они должны вам завидовать: команда Williams разработала для вас специальную программу, вы регулярно работаете на утренних пятничных тренировках и уже накопили реальный опыт пилотирования FW34. Что вам дал этот год?
Валттери Боттас: Безусловно, все это очень полезно, поскольку тесты сейчас проводятся редко, и молодым гонщикам довольно сложно готовиться к Формуле 1. Поэтому участие в пятничных тренировках, пара тестовых дней в ходе сезона плюс аэродинамические тесты на прямых – это действительно максимум, на что может рассчитывать молодой гонщик.

Полезно и то, что я могу быть вместе с командой в ходе всего гоночного уик-энда: сначала я провожу за рулем машины первую сессию в пятницу, а затем слежу за развитием событий, за тем, как работает весь коллектив, стараясь поднять скорость машины и найти оптимальные настройки. Кроме того, я узнал и другую сторону Формулы 1: многочисленные перелеты из страны в страну, напряженный график уик-энда, работа с прессой и так далее. Словом, все это способствует правильной подготовке…

Вопрос: Но, наверное, реального гоночного опыта в этом году вам все-таки не хватает?
Валттери Боттас: Конечно, ведь я всю жизнь выступаю в гонках. И мне тяжело смотреть за происходящим на трассе со стороны, поскольку самому хочется принять участие в Гран При, но такой уж у меня контракт в этом году.

Вопрос: Но чисто теоретически, вы могли в этом году выступать в серии GP2, например?
Валттери Боттас: Нет, если ты хочешь принимать участие в пятничных тренировках, это невозможно. Нам не разрешено в один и тот же уик-энд ездить и на машинах GP2, и Формулы 1.

Вопрос: Значит, решение ограничиться участием в пятничных тренировках было абсолютно сознательным и продуманным?
Валттери Боттас: Да. Если бы нам пришлось вновь выбирать программу на этот год, не сомневаюсь, мы бы вновь предпочли участвовать в пятничных тренировках. Это был лучший выбор – полностью сосредоточиться только на Формуле 1, поскольку я смог получить огромный опыт.

Вопрос: По пятницам все команды и гонщики пытаются разгадать секрет шин Pirelli, стараясь понять, как они поведут себя на очередной трассе. Что вы думаете по этому поводу?
Валттери Боттас: Безусловно, шины играют ключевую роль в этом сезоне. Диапазон рабочих температур и давления очень узок и меняется с каждой трассой, с каждым изменением погоды. Команда, которой удается быстрее всех добиться эффективной работы резины, получает преимущество, и ее шансы на хороший результат растут. И по пятницам передо мной стоит важная задача: я стараюсь сообщить команде побольше информации о поведении шин.

Вопрос: Тест-пилот тоже в полной мере ощущает сложности, связанные с шинами?
Валттери Боттас: Да, конечно. Иногда не удается добиться нужной работы резины, и у тебя начинаются серьезные сложности. Но как только находишь правильный режим, сразу все становится намного проще.

Вопрос: Бруно Сенна в интервью открыто говорит, что пропуск пятничных тренировок сказывается на его результатах, поскольку не способствует полноценной подготовке к уик-энду. Что вы об этом скажете?
Валттери Боттас: Подписывая контракт с этой командой, он знал, что его ждет, что по пятницам я буду работать за рулем его машины. Конечно, мы стараемся действовать как единая команда, но если бы я был гонщиком основного состава, мне бы тоже не понравилось, если кто-то ездил бы на моей машине. Это нормальная реакция. Но после каждой сессии я стараюсь как можно подробнее рассказывать Бруно и команде о поведении машины, об эффективности настроек.

И, разумеется, самое главное – я должен минимизировать риск и постараться не разбить машину, как я сделал в Хоккенхайме. Однако такое тоже случается.

Вопрос: К разряду привилегий можно отнести и тот факт, что вы работаете резервным пилотом именно Williams. Последние годы ваша карьера связана с этой знаменитой командой, благодаря чему вы растете и развиваетесь в профессиональном отношении. Вы наверняка чувствуете, что Williams – особенная команда?
Валттери Боттас: Да, это уже мой третий год с Williams, и со временем моя роль в команде становится все более существенной. Я знаком со всей гоночной бригадой и со многими людьми, кто работает на базе в Гроуве, где я провожу немало времени. Эта команда стала для меня домом, и я бы очень хотел продолжить здесь работать. В Williams мне по-настоящему комфортно.

Вопрос: Вы говорите, что проводите немало времени на базе в Гроуве: значит ли это, что вы стараетесь вникнуть в нюансы всех технологических и производственных процессов?
Валттери Боттас: Да, именно так. В первый год, когда я стал резервным пилотом Williams, я проходил обучение на базе команды и пару недель отработал в разных ее департаментах. Я даже сам изготовил несколько деталей, предназначенных для системы DRS, так что смог вникнуть во все процессы и знаю, как устроена машина, как разрабатываются и производятся ее компоненты. Это было очень интересно. И вообще, знать материально-техническую часть очень полезно!

Вопрос: Вы действительно ощущаете, что команда находится на подъеме после прошлогодних проблем?
Валттери Боттас: Да, и мне очень нравится то, что сейчас происходит. Williams столько лет была на вершине, так что я не вижу причин, которые могут помешать команде вернуться на прежние позиции. Сейчас она выступает намного лучше, чем в прошлом году; пришли новые специалисты, в этом сезоне на машинах стоят двигатели Renault – думаю, Williams на верном пути, и все эти позитивные тенденции будут продолжаться. Я верю в нашу команду.

Вопрос: У вас есть и третья привилегия: один из ваших менеджеров – знаменитый гонщик, двукратный чемпион мира Мика Хаккинен. Расскажите, как складывались ваши отношения?
Валттери Боттас: Мика стал одним из моих менеджеров в 2008-м. Произошло это довольно забавно: однажды зимой раздался звонок с незнакомого номера, я ответил, и оказалось, что это Мика Хаккинен. Тогда мы еще не были с ним знакомы, но он предложил встретиться, и для меня это стало настоящим событием. В 1998-м и 1999-м, когда он выиграл свои два титула, я был еще мальчишкой, смотрел Формулу 1 по телевизору, и Мика был моим кумиром. И сейчас он очень мне помог: у него обширные контакты в гоночном мире, огромный опыт, и Мика хорошо умеет все анализировать. В моей карьере бывали сложные периоды, но я всегда мог ему позвонить и попросить совета.

Вопрос: Мика Хаккинен помогает решать только деловые вопросы, а работа за рулем на гоночной трассе – это уже исключительно ваша забота? Или его спортивный опыт вам тоже полезен, ведь он – гонщик экстра-класса?
Валттери Боттас: Конечно, многое изменилось с того времени, когда он выступал в Формуле 1, но Мика всегда готов предложить какие-то новые идеи, и это тоже, конечно, мне помогает. И, разумеется, очень важно, что рядом со мной человек, который всего добился своим трудом. Он знает, что такое Формула 1, каково это – быть гонщиком и выдерживать весь прессинг гоночного уик-энда, на чем необходимо концентрироваться в первую очередь. Мы общаемся каждую неделю. Можно сказать, что у нас не только деловые, но и дружеские отношения.

Вопрос: Вам здорово повезло!
Валттери Боттас: Я знаю! (смеется)

Вопрос: Тото Вольфф, исполнительный директор Williams, считает, что вы уже готовы к дебюту в Формуле 1. Очевидно, это очень важные для вас слова, ведь приближается конец сезона. У вас есть предчувствие, что в вашей жизни могут произойти какие-то серьезные события?
Валттери Боттас: Конечно, я очень на это надеюсь, но пока ситуация остается без изменений. Я буду работать на пятничных тренировках, за исключением Сингапура и Остина. И контракта на следующий год у меня нет – это факт. Но этот сезон меня многому научил, и я действительно чувствую, что готов выйти на старт. Если мне предложат сесть за руль боевой машины, безусловно, я этим воспользуюсь, когда бы такое предложение ни поступило.

Думаю, в какой-то момент ты просто должен выйти на старт своей первой гонки, независимо от того, на 100% ты к этому готов, или только на 90%.

Вопрос: Тогда напоследок: что еще вас радует в жизни, кроме Формулы 1? Ведь не гонками едиными…
Валттери Боттас: Я очень люблю спорт, любые его виды, люблю тренироваться, бегать, ездить на велосипеде, но при этом всегда стараюсь проводить побольше времени с моей подругой (Эмилией Пиккарайнен), поэтому при любой возможности прилетаю в Финляндию. Хотя обычно стараюсь находиться поближе к базе Williams…

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё