Роб Смедли о работе с Фелипе Массой...

Возможно, гоночный инженер Роб Смедли лучше других знает Фелипе Массу, они сотрудничают с 2006 года и за это время добились феноменального взаимопонимания. В 2008-м они едва не выиграли титул, который ускользнул в последнем повороте финальной гонки сезона, но уходящий год стал особенно сложным и для Смедли, и для Массы. На страницах британского F1Racing Роб Смедли вспоминал события прошедшего сезона…

Роб Смедли: «В Бразилии, в 2008-м, многие думали, что поражение в финальной гонке может сломить Фелипе, но я говорил, что он станет ещё сильнее. Так и произошло. Один из лучших индикаторов – гонка в Монако. Этот Гран При никогда не был для него легким, но в 2008-м он заработал поул, а в 2009-м провел потрясающую гонку с феноменальным вторым отрезком. Даже Михаэль не смог бы проехать лучше.

Следует помнить, что F60 оказалась очень непростой машиной, которой было очень сложно управлять, но Фелипе стиснул зубы и продолжал работать. Он никогда не жаловался.»

К середине сезона дела стали налаживаться. В Германии Масса поднялся на подиум, а в Венгрию приехал в самом боевом настроении. «Он был очень быстр в субботу утром, – говорит Смедли. – После окончания последней тренировки он выбрался из кокпита и сказал: “Машина ведет себя идеально. Ничего не трогайте!” Я уверен, никто не смог бы составить ему конкуренцию в той гонке, но произошла авария.

После удара о барьер я пытался связаться с ним по радио, но ответа не было. Я видел, что он не шевелится, не понимал, что произошло, а взглянув на его работу с педалями перед ударом, решил, что у Фелипе случился сердечный приступ или что-то в этом роде. И оказался до определенной степени прав.

Ни с чем подобным я прежде не сталкивался. Какое-то время не было никакой информации, мы не знали, выживет ли он. Ужасная ситуация – уик-энд складывался прекрасно, всё было под контролем, когда вдруг появилась эта пружина, и мы уже ничего не могли изменить».

Смедли навестил Массу в госпитале в тот же день, а в воскресенье поддержал команду и провел гонку на пит-уолл, хотя фактически оказался без работы.

Роб Смедли: «Наблюдать за гонкой со стороны, не работая, было очень странно: всё как будто происходило в замедленном режиме. Мои мысли целиком были с Фелипе. Когда я вновь увидел его, в воскресенье вечером, он все еще находился в состоянии искусственной комы, но я все равно хотел побыть рядом с ним и его семьей. Но уже на следующее утро ситуации выглядела обнадеживающей.

В тот момент для меня не стоял вопрос о возможном продолжении карьеры Фелипе. Я об этом не думал. Главное, чтобы он смог вернуться к нормальной жизни и быть со своей семьей. Вскоре стало понятно, что с этим все должно быть в порядке – я успокоился и смог вернуться к своей работе.

Когда я впервые увидел Фелипе после пробуждения, его лицо напоминало дыню. Он выглядел совсем скверно и был в полной растерянности. Но теперь его хотя бы можно было обнять, а это очень важно».

Гонщики и их инженеры часто дружат и хорошо понимают друг друга, ведь без их слаженной работы успех на трассе невозможен. Но в случае с Массой и Смедли взаимопонимание, похоже, достигло совершенно особого уровня.

Роб Смедли: «Важно понимать, как устроены люди, их мышление и желания. Я понимаю Фелипе как человека, знаю его сильные и слабые стороны, привычки. Все это не имеет никакого отношения к тоннам макулатуры, написанной об искусстве управления людьми.

С первого дня Фелипе был со мной открытым. Может быть, дело в том, что он такой от природы. Возможно, ему просто пришлось быть со мной откровенным, ведь иначе из нашего сотрудничества ничего бы не вышло. В любом случае, наше общение пошло ему на пользу: Фелипе учитывал все наши советы и в итоге стал сильнее. Не хочу сказать, что мы, инженеры, научили его ездить быстрее: просто если мы видели возможность развить в нем какое-то умение, то никогда ее не упускали.

Даже сейчас, когда Фелипе является настоящей суперзвездой Формулы 1, ни о какой звездной болезни говорить не приходится. Наша схема работы предполагает, что технической стороной я руковожу практически в авторитарном стиле».

Как бы то ни было, вторую часть сезона Смедли пришлось работать с другими гонщиками – Лукой Бадоером и Джанкарло Физикеллой. Взаимопонимание пришлось строить практически с нуля, а главное – если в Венгрии Масса, по словам его инженера, мог победить, то в случае с Бадоером главной задачей было занять не последнее место.

Однако Смедли ни в чем не винит Луку: «Надо уметь приспосабливаться к тем, с кем работаешь. Сев за руль, Лука с самого начала испытывал огромные трудности, хотя в том не было ни капли его вины. Он очень хороший гонщик и проделал за последние годы потрясающую работу для Ferrari, так что было очень тяжело видеть, насколько непросто ему приходится. Но даже в такой ситуации можно было найти что-то, что поддерживало мотивацию».

В следующем году напарником и соперником Массы и его инженера в Ferrari станет Фернандо Алонсо. Любопытно, что Смедли уже работал с испанцем, когда он выступал в Ф3000. «Я знал его мальчишкой! Хотя, если честно, мы оба тогда были мальчишками, – говорит Смедли. – Он реалистично смотрит на вещи, и работать с ним можно очень продуктивно. И еще одно – он сложный человек».

Сможет ли Масса после своей аварии ездить также быстро, как и раньше? По силам ли ему опередить «сложного человека» и двукратного чемпиона мира? Роб Смедли отвечает утвердительно: «Я уверен, Фелипе после всего случившегося вырос как личность. Не знаю, поедет ли он быстрее, чем раньше, но мне кажется, можно провести параллели с аварией Хаккинена в 95-м, после которой он прибавил и выиграл два титула.

Фелипе хочет вернуться в борьбу и настроен побеждать. Я думаю, люди не вполне осознают, насколько он силен как личность. Есть моменты, когда Фелипе просто вне конкуренции и напоминает этим Михаэля, который иногда мог выигрывать, даже если бы ему поменяли местами передние и задние колеса.

Что касается меня, то 2009-й стал одним из самых сложных сезонов в карьере. Однако я тоже многому научился и стал сильнее».

Что не убивает, то делает нас сильнее – приходит на ум затертое, но уместное клише…

Текст: . Источник: По материалам F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.