Гран При Абу-Даби: Комментарии после гонки

Pirelli

Марио Изола: «В Абу-Даби мы увидели достойный финал этого невероятного сезона. Порядок гонщиков на финише был определён выбором разных вариантов стратегии, это ещё раз говорит о том, что усилия Pirelli добавили борьбе интриги.

Как и ожидалось, в гонке команды использовали стратегию одного и двух пит-стопов. Деградация оказалась ниже, чем в пятницу, что позволило проезжать более длинные отрезки. Базовым составом прошедшей гонки стал Hard – на этих шинах финишировало большинство гонщиков.

Во вторник в Абу-Даби будет «день Pirelli» – команды останутся на трассе, чтобы впервые протестировать шины 2023 года. Несмотря на то, что машины будут не такими, как в следующем году, а настройки не оптимизированы для шин новой спецификации, команды получат важную информацию о трех самых мягких составах, которые лучше всего подходят к характеристикам трассы Яс Марина, и о новом составе C1».

Red Bull Racing

Кристиан Хорнер, руководитель команды: «Это был невероятный год! Семнадцать побед плюс ещё две в спринтах, пять победных дублей, чемпионский титул, Кубок конструкторов, к тому же мы были очень близки к тому, чтобы наши гонщики заняли два первых места в личном зачёте.

Это стало возможным благодаря упорному труду людей, которых мы не видим на гонках, потому что они остаются за кулисами событий – но все они приложили колоссальные усилия, чтобы выиграть этот чемпионат. Мы даже представить не могли, что когда-нибудь добьёмся таких успехов.

Но в предыдущие годы мы испытали и горечь поражений. Наша команда доминировала в сезоне 2013 года, а в 2014-м, после смены технического регламента, оказалась далеко позади. Но мы никогда не переставали верить, продолжали идти к нашей цели, и с нами по-прежнему немало тех специалистов, что работали в Red Bull Racing в те годы. Конечно, есть и немало новых людей, и вся команда слаженно трудилась, чтобы преодолеть все испытания и вернуться на лидирующие позиции.

В прошлом году нам это удалось, а в 2023-м мы сделали следующий шаг и выиграли Кубок конструкторов после перерыва, длившегося восемь лет. В прошлом году, когда завершился сезон, вся команда была просто без сил – после всего того, что нам пришлось пережить. В 2022-м были и успехи, и неудачи, и проблемы, которые надо было решать, но одной из самых больших потерь стала кончина Дитриха Матешица, основателя нашей команды.

Он страстно любил Формулу 1 и очень многим гонщикам дал возможность проявить себя, поэтому всё, чего мы добились в этом году, мы должны посвятить ему».

Макс Ферстаппен (1-й): «Хорошая была гонка! Очень важно было правильно расходовать ресурс резины, и думаю, что мы очень аккуратно работали с шинами состава Medium, а когда перешли на комплект Hard, его вообще пришлось беречь с первого до последнего круга второго отрезка.

Невероятно приятно снова выиграть на этой трассе, а 15 побед за сезон – это вообще невероятное достижение! Я получил огромное удовольствие, работая с нашей командой, и хотя я понимаю, что повторить такой успех очень трудно, это будет отлично мотивировать всех так же хорошо выступать в следующем году!»

Серхио Перес (3-й): «Борьба была очень острая, но в итоге я всё-таки доволен, потому что полностью выложился, как выкладывался по ходу всего сезона, и в следующем году мы вернёмся, став ещё сильнее.

В 2022-м было немало счастливых моментов, отличных поединков на трассе, но на моих результатах сказывалось то, что у меня были сложности в работе с шинами на дистанции гонки. Надеюсь, что к следующему сезону мы сможем со всем разобраться, и это позволит выступать более уверенно».

Ferrari

Шарль Леклер (2-й): «Я выложился на 110% от первого до последнего круга. Говоря откровенно, я идеально провёл гонку – не думаю, что мог добиться большего. Я знал, что единственная возможность опередить Серхио – использовать отличную от него стратегию.

Я хорошо контролировал износ шин и смог реализовать стратегию одного пит-стопа – я очень рад, что всё получилось.

Я очень надеюсь, что в следующем сезоне мы сделаем шаг вперёд и поборемся за титул. Однако если учесть наши прошлогодние позиции, мы уже сделали очень большой шаг вперёд. В конце сезона мы прибавили с точки зрения стратегии, но ещё нужно поработать над гоночным темпом, поскольку по воскресеньям у нас больше проблем. Мы продолжим много работать во время зимнего перерыва».

Карлос Сайнс (4-й): «Не могу сказать, что полностью доволен тем, как выступил в этом сезоне. Первые гонки получились даже слишком сложными для меня – впервые в карьере я оказался в ситуации, когда сразу не смог найти подход к машине и проигрывал две-три десятых. Мне пришлось много работать, чтобы понять, как отыграть это отставание.

Шарль пилотировал очень хорошо в первой половине сезона, но во второй половине мне удалось найти себя и обрести ритм. Надеюсь, в следующем сезоне у меня будет скорость с первой же гонки».

Mercedes AMG Petronas

Тото Вольфф, руководитель команды: «Не лучший день для нас. Всё пошло не так. Мы ошибались, машине не хватало темпа. Мы были третьими по скорости, потом одна машина сломалась, а у другой износились шины. Этап получился таким же, как и весь сезон.

Думаю, мы перегрели шины на первых кругах. Машина казалась быстрой, мы серьёзно атаковали, а потом в какой-то момент передних шин просто не стало. Вероятно, мы должны были это предвидеть.

Мы знали, что в Абу-Даби нам с нашей машиной придётся непросто, по крайней мере в этом мы угадали.

На прошлом этапе в Бразилии всё получилось, мы доминировали от старта до финиша, заработав победный дубль – и поставили галочку, выиграв гонку. Но здесь мы заранее знали, что в Абу-Даби нам с нашей машиной придётся непросто, по крайней мере в этом мы угадали».

Джордж Расселл (5-й): «Гонка могла стать незабываемой, но сегодня, к сожалению, мы чаще ошибались, чем принимали правильные решения. В этот уик-энд у нас не было темпа, команда старалась изо всех сил, но гонка получилась одной из самых сложных в сезоне.

Жаль, что моя гонка так сложилась. Я хорошо стартовал и боролся с Карлосом Сайнсом, но из-за продолжительного пит-стопа и 5-секундного штрафа гонка для меня практически закончилась. Сегодняшний день вернул нас к реальности после успешного выступления в Бразилии, где трасса намного лучше подошла нашей машине.

Сегодня мы убедились в том, что и так хорошо знали – зимой предстоит серьёзно прибавить. Все на базах в Брэкли и Бриксуорте работают с максимальной отдачей, и мы движемся в правильном направлении. Мы уверены, что сильнее выступим в следующем году».

Льюис Хэмилтон (сход): «Последняя гонка сезона стала отражением всего года – я рад, что сезон закончился и с нетерпением жду следующий год.

Я хорошо стартовал, но днище машины сильно пострадало во время контакта с Карлосом – с того момента всё для меня складывалось не лучшим образом. Машина потеряла скорость, баланс сместился к передним колёсам. По ощущениям было так, словно на переднем антикрыле высокая прижимная сила, и мне пришлось ждать пит-стоп, чтобы скорректировать его настройки и улучшить баланс.

Машиной было сложно управлять на протяжении всего уик-энда, а незадолго до финиша мне пришлось сойти из-за падения давления в гидравлической системе. Следующие несколько недель мы проведём на базе, где продолжим много работать, чтобы вернуться более сильными в следующем году.

Я надеюсь, что сложности этого года дадут нам силы и инструменты для борьбы за победы – наши люди в Брэкли и Бриксуорте заслужили это своим упорным трудом на протяжении всего года. Мы продолжаем стараться – зимой нужно проявить свои сильные качества, чтобы подготовиться к следующему сезону».

McLaren

Ландо Норрис (6-й): «День для нас сложился неплохо – вряд ли можно было ожидать большего. Я финишировал шестым, а также проехал лучший круг гонки – значит, сегодня я был быстрее всех! Я доволен, ведь мы смогли завершить чемпионат на высокой ноте, что придаст всей команде новый заряд энергии перед зимним межсезоньем.

Мы сражались до конца, делали всё, что могли, в том числе Даниэль финишировал девятым, но не произошло того чуда, которое было нужно нашей команде, чтобы опередить Alpine в Кубке конструкторов. В общем, мы завершили сезон на той позиции, которую заслужили.

Возможно, это был один из лучших наших уик-эндов, если судить по нашей скорости, сравнивая её с темпом лидеров, и это позитивный момент. Но сезон в целом складывался неровно – однозначно, успехов было меньше, чем хотелось бы. Это связано со специфическими характеристиками нашей машины – кстати, сегодня тоже были проявления недостаточной поворачиваемости.

Для меня самое главное, чтобы передние колёса нормально держали трассу, а как работают задние шины, уже не столь важно. Если передние колёса обеспечивают достаточно хорошее сцепление, мы можем показывать высокие скорости. Сегодня, когда мы ставили свежие комплекты резины, то сразу ехали очень быстро, но уже через пять-шесть кругов резина теряла эффективность.

Как только передние шины изнашивались, мы сразу начинали терять до секунды на круге, и всё это происходит из-за того, что на MCL36 слишком сильно загружается передняя часть. Впрочем, нам это известно давно, поэтому к следующему году мы должны разобраться с этой проблемой».

Даниэль Риккардо (9-й): «Меня порадовало, как прошла гонка, точнее, как она закончилась. Я вспоминал события предыдущего этапа и думал, что если финал сезона окажется таким же неудачным, будет кисловато, и останется неприятный вкус. Но сегодня я увидел клетчатый флаг, заработал очки и примерно на десяти последних кругах сдерживал атаки Себастьяна Феттеля.

Это было весело, и, пересекая линию финиша, я знал, что приложил все усилия, поэтому чувствую определённое удовлетворение. Конечно, в этом сезоне были гонки, в которых мне было более комфортно за рулём машины McLaren, и тогда я пытался себя успокоить, говоря, что мы наконец-то разобрались с проблемами, но через неделю вновь откатывались назад. Сложности были связаны именно с этой нестабильностью. И всё-таки я рад, что после летнего перерыва провёл несколько неплохих гонок.

За годы карьеры в Формуле 1 я научился смотреть в будущее. Мы полностью отдаёмся работе, посвящаем ей так много времени, и если что-то не получается, очень легко рассердиться на себя, испытать разочарование и оказаться в плену отрицательных эмоций. Но я научился мыслить на перспективу, и это позволило мне продолжать радоваться и любить дело, которым занимаюсь.

У всех бывают неудачные дни, но мы понимаем, что выступать в таком замечательном виде спорта, как Формула 1 – настоящая привилегия. Впрочем, я думаю, что умение видеть перспективу может пригодиться в любом деле и помогает двигаться вперёд.

Если говорить о следующем годе, то велика вероятность, что я буду сотрудничать с Red Bull Racing. Разумеется, пока контракт не подписан, я не могу говорить об этом со 100-процентной уверенностью. Но скорее всего осуществится именно такой сценарий, хотя я вряд ли буду приезжать на все 24 этапа сезона – я поставил условие, что мне нужно время, чтобы отдохнуть и заняться своими делами. Но я буду появляться в паддоке и надеюсь сохранить связь с миром Формулы 1».

Alpine

Отмар Сафнауэр, руководитель команды: «Прежде всего, поздравляю всех в BWT Alpine F1 Team с фантастическим достижением – четвёртым местом в Кубке конструкторов. Именно такую цель мы ставили перед собой в начале года и заслуженно добились желаемого результата, продемонстрировав высокий уровень конкурентоспособности и регулярно зарабатывая очки.

У нас были подъёмы, не обошлось и без спадов, но всё это – часть нашего пути. Команда продолжает учиться, расти и развиваться.

Я хочу поблагодарить Фернандо за его усилия по ходу всей кампании, за выступления, которые мы навсегда запомним. Мы желаем Алонсо всего наилучшего в будущем».

Эстебан Окон (7-й): «Прежде всего, поздравляю всех сотрудников команды – на трассе и на базе в Энстоуне – с четвёртым местом в Кубке конструкторов. Позади долгий и напряженный сезон, и я рад, что мы достигли цели, поставленной в начале года.

Если говорить о сегодняшней гонке, то седьмое место – отличный результат. Если бы я проехал ещё один круг, то мог закончить гонку шестым, поскольку в конце догонял Ландо Норриса.

Я получил удовольствие от двух сезонов с Фернандо Алонсо и желаю ему всего наилучшего в следующем году. Он всегда будет легендой этой команды и нашего спорта, с нетерпением жду возможности сразиться с ним на трассе в следующем сезоне. Пришло время отдохнуть, прежде чем вернуться к работе для подготовки к следующему сезону».

Фернандо Алонсо (сход): «К сожалению, сегодня гонка вновь закончилась для меня сходом, хотя до этого я был уверен, что смогу заработать очки.

Важно, что команда сохранила четвертое место в Кубке конструкторов – такой и была цель перед началом уик-энда. Спасибо всем сотрудникам за то, что мы её добились. После этой гонки я расстаюсь с командой, но всегда буду позитивно вспоминать это время. Я провел в этой команде девять лет своей жизни и выиграл два чемпионата в прошлом, когда она называлась Renault, и желаю им всего хорошего в будущем».

Aston Martin

Майк Крак, руководитель команды: «От имени всех в Aston Martin я бы хотел отдать должное Себастьяну, который сегодня вечером провёл свою последнюю гонку в Формуле 1. Он – один из самых выдающихся гонщиков за всю историю нашего чемпионата, его четыре чемпионских титула и 53 победы в Гран При говорят сами за себя.

Себастьян отлично работал с нами в прошлом году и в этом, вчера проехал великолепный круг в квалификации, а сегодня по-настоящему сражался на трассе и финишировал десятым, показав всем, что он уходит на пике формы. Нам будет его не хватать.

Если говорить о Лэнсе, то сегодня он уверенно провёл гонку и финишировал 8-м. Пять очков, заработанных в Абу-Даби, пополнили нашу копилку, в ней теперь 55 очков, но этого оказалось недостаточно, чтобы отобрать у Alfa Romeo 6-е место в Кубке конструкторов. Хотя счёт у нас равный, у соперников выше результаты в отдельных гонках.

Напоследок я бы хотел поздравить и поблагодарить всех сотрудников нашей команды – всех, кто трудился на гонках и в Сильверстоуне. Вы невероятно упорно работали весь год, и теперь мы решительно настроены добиться прогресса в 2023-м».

Лэнс Стролл (8-й): «Мы завершили год неплохой гонкой, в которой реализовали эффективную тактику. Я доволен и своим темпом, и результатом. Жаль, что нам не удалось опередить Alfa Romeo в Кубке конструкторов, но мы сделали всё, что было в наших силах, и сегодня едва их не обошли.

Гоночная бригада и все, кто трудится на базе в Сильверстоуне, отлично работали весь год, чтобы помочь нам во второй половине сезона выжать из машины максимум. Мы смогли более регулярно бороться за очки, и этот прогресс позволит нам неплохо подготовиться к следующему году».

Себастьян Феттель (10-й): «Вы знаете, как это бывает. Хотелось заработать ещё пару очков. Я получил удовольствие от гонки. Период перед стартом был немного необычным, но едва погас стартовый светофор, я сосредоточился на борьбе.

Жаль, что мы выбрали не самую удачную стратегию, иначе могли бы подняться на одну позицию в Кубке конструкторов. Мы решили отказаться от второго пит-стопа, а когда шины износились, я начал откатываться назад. Очевидно, что сегодня стратегия одного пит-стопа оказалась более медленной.

Терять позиции на трассе неприятно, но я боролся изо всех сил. На последних кругах у нас с Даниэлем была отличная дуэль, но я не смог подобраться достаточно близко, чтобы атаковать. Здорово, что в итоге мы оба заработали очки.

В остальном, это был большой день. Спасибо всем за поддержку. Так много улыбок, так много флагов – уик-энд получился особенным. Я уверен, что буду больше скучать по Формуле 1, чем мне кажется сейчас».

AlphaTauri

Юки Цунода (11-й): «Сегодня я сделал всё, что мог, поэтому доволен этим фактом. К сожалению, в конце гонки шины просто потеряли эффективность, и я не смог поддерживать темп и побороться за очки.

Команда провела сложный год, но к его позитивным итогам можно отнести то, что я многому научился у Пьера. Мне было приятно работать с ним два последних года, и я хочу поблагодарить его за всё, что он сделал для меня и команды».

Пьер Гасли (14-й): «Мне нечего сказать о гонке. Сегодня мы попробовали альтернативную стратегию, но она не сработала.

Я провёл последний этап за AlphaTauri – жаль, что сегодняшние результаты не отражают картины нашего сотрудничества. Я буду помнить всё, что пережил с командой за прошедшие годы – первую гонку в Формуле 1, первый подиум и первую победу.

Я знаю, что стал лучше как гонщик благодаря команде. Я говорю большое спасибо всем, с кем я работал. У нас было три потрясающих подиума, и сейчас мы можем отпраздновать эти незабываемые моменты вместе».

Alfa Romeo

Фредерик Вассёр, руководитель команды: «Сегодняшний вечер подвёл итоги невероятной работы всех в команде – на трассе и в Хинвиле. Шестое место в Кубке конструкторов превосходит наши ожидания и цели, поставленные в начале года, поэтому мы можем назвать сезон успешным. Я горжусь нашими достижениями, которые стали ещё одной отправной точкой для дальнейшего развития.

В сегодняшней гонке для нас первостепенное значение имели результаты чемпионата. Мы знали, что стартуем позади и будет сложно заработать очки, но мы работали как единая команда и принимали стратегические решения, принимая во внимание борьбу за шестое место.

После схода Хэмилтона на последних кругах напряжение оказалось несколько выше, чем мы надеялись! Однако команда добилась результата, который так важен для нас».

Гуаньюй Чжоу (12-й): «Я горжусь командой – не только сегодняшним выступлением, но и всем сезоном. Мы максимально выложились в гонке, и несмотря на то, что не заработали очки, добились цели – шестого места в Кубке конструкторов.

Нам пришлось пожертвовать моей стратегией, чтобы продержаться на последних кругах – думаю, у нас получилось. Мы максимально выложились – я постоянно боролся на трассе и провёл свой лучший обгон в сезоне. Команда заслужила результат после такого длинного года.

Я провёл потрясающий дебютный сезон, хорошо его начав и успешно закончив. Конечно, не всё сложилось так, как мы хотели – возникали проблемы с надёжностью, но я настроен позитивно и думаю, что мы устраним их зимой и лучше начнём следующий год.

В целом, мне понравился первый сезон в Формуле 1 – я благодарен за поддержку команде, напарнику Валттери, всем болельщикам и с нетерпением жду следующий год».

Валттери Боттас (15-й): «Я очень рад за команду – мы добились важного результата, который многое значит для всех нас. Борьба за шестое место была максимально плотной, но у нас всё получилось, и я всеми горжусь.

Сегодня для нас имела значение только борьба в чемпионате, поэтому на гонку мы выбрали оборонительную стратегию, чтобы замедлить соперников, когда оказывались впереди них. План сработал, но на финальном круге пришлось понервничать – когда я ждал по радио, чтобы услышать, получилось у нас или нет, я испытал дежа-вю. Хорошо, что на этот раз новости оказались более приятные, чем в прошлом году.

Я горжусь командой, которая проделала длинный путь с момента зимних тестов. Мы заработали много очков в начале сезона – эти результаты имели значение в конце года. У нас отличный командный дух, и мы можем гордиться проделанной работой, которая поможет прогрессировать в следующем году. Мы на многое рассчитываем».

Williams

Йост Капито, руководитель команды: «Хочу поблагодарить всех сотрудников нашей команды, на трассе и на базе. Год получился сложным и напряженным, но каждый из нас приложил максимум усилий.

Мы можем гордиться прогрессом по ходу сезона и заслуженно заработанными очками. Десятое место – не тот результат, к которому мы стремились, мы уже полностью сосредоточены на подготовке к сезону 2023 года. Во вторник мы участвуем в тестах молодых пилотов, так что команде пока не до отдыха.

Наконец, я хотел бы сказать огромное спасибо Николасу Латифи за его три года работы в команде. Он навсегда останется членом семьи Williams – мы желаем ему удачи во всех начинаниях».

Алекс Элбон (13-й): «Я очень доволен своей сегодняшней гонкой и отличным стартом, когда я обогнал четыре или пять машин – это было здорово.

В гонке мешала деградация шин – они выдерживали 15 кругов и резко теряли эффективность, поэтому мы были вынуждены рано проводить пит-стопы, но закончить гонку 13-м после старта с 19 места – это неплохой результат.

В этом году команда много работала, мы сделали всё, чтобы улучшить машину, которая изначально была проблемной. Я горжусь нашей командой. Мы знаем свои слабые стороны и максимально использовали свои возможности, когда возникали проблемы, а когда условия подходили машине, мы зарабатывали очки. Надеюсь, в следующем году мы построим более совершенную машину».

Николас Латифи (19-й): «Инцидент с Миком Шумахером здорово помешал, а затем возникли проблемы с электрикой и мне пришлось сойти.

Не так мне хотелось завершить свою последнюю гонку, но что есть. Я очень благодарен за те три года, что провёл с Williams в Формуле 1. Я ухожу с чувством, что хотел достичь и добиться большего, но в автоспорте это не всегда получается. На этом пути были и взлеты, и падения, и много крепких связей и дружеских отношений, которыми я буду дорожить».

Haas F1

Гюнтер Штайнер, руководитель команды: «Мы закончили сезон на восьмом месте в Кубке конструкторов – мы это сделали. На протяжении всего сезона у нас подъемы чередовались со спадами, но мы выполнили задачу. В следующем году нужно сделать следующий шаг вперёд.

Сегодня гонка прошла не так, как мы хотели, но восьмое место в чемпионате – это всё для нас».

Мик Шумахер (16-й): «Сегодня у нас не было скорости. В квалификации машина оказалась быстра, но мы знали, что будет сложно удержать стартовые позиции. Мы надеялись на большее, но команде удалось удержать восьмое место в Кубке конструкторов, что и было целью.

Я рад за команду – теперь в их распоряжении будет совершенно другой бюджет. Уверен, они смогут грамотно им распорядиться».

Кевин Магнуссен (17-й): «Важнее всего было гарантировать восьмое место в Кубке конструкторов. У нас не было скорости в гонке, но мы выполнили цель. Восьмое место в чемпионате придаст мотивации для работы зимой, ведь команда сделала хороший шаг вперёд по сравнению с тем, что было два года назад. У нас отличная основа для дальнейшего развития, и я с нетерпением жду следующий год».