Гран При Сингапура: Пресс-конференция в субботу

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Интервью на трассе

Вопрос: (Уилл Бакстон) Себастьян, болельщики просто безумствуют! Когда вы пересекли черту, трибуны буквально взорвались овациями! Невероятный круг! Вчера у Ferrari были сложности, как вам удалось настолько прибавить?
Себастьян Феттель: Не представляю, как мы обрели такую скорость! В пятницу и сегодня утром у нас были сложности, но, завершив попытку, я плакал от радости, кричал едва ли не громче болельщиков! Невероятно, меня просто переполняет адреналин – возможно, всё, что я сейчас скажу, будет лишено смысла! Сегодня машина словно «ожила», поехала намного лучше. Я счастлив, что поул у нас!

Вопрос: (Уилл Бакстон) Соперники из Red Bull Racing оказались очень быстры, притом сингапурская трасса не прощает ошибок. Принимать риск, атаковать на пределе – взгляните на колесный диск, он слегка поврежден, настолько близко вы подъезжали к барьерам. Среди всех завоеванных вами поулов на каком месте находится сегодняшний? Вижу, вы очень довольны…
Себастьян Феттель: Не знаю – видимо, сперва нужно немного успокоиться. Сейчас я очень рад, машина была великолепна, а когда она позволяет пилотировать так, как хочется, сингапурская трасса воспринимается особенно ярко. Я знал, что у нас есть скорость, нам пришлось нелегко, но сейчас я счастлив.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Мои поздравления! Макс, чтобы одолеть вас сегодня, требовался поистине невероятный круг, который всё-таки удался Себастьяну. Но темп, который вы демонстрировали с самого начала уик-энда, наверняка добавляет вам оптимизма?
Макс Ферстаппен: Сегодня у нас были хорошие шансы, поэтому жаль, что я не смог завоевать поул. Мой решающий круг нельзя назвать выдающимся. Тем не менее, мы оказались достаточно близки к цели, так что я доволен.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Мы видели, насколько агрессивно пришлось атаковать Себастьяну, чтобы опередить Red Bull Racing. В гонке вы ждете от него такой же конкурентоспособности?
Макс Ферстаппен: Надеюсь, он будет не столь быстр. На дистанции здесь сложно обгонять, поэтому посмотрим, что удастся предпринять на первом круге.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Даниэль, вы спрашивали у Себастьяна, как ему удался такой круг?
Даниэль Риккардо: Сегодня я немного завидую этим двум парням. Я готов смириться с тем, что потерпел небольшое поражение, но по-прежнему уверен, что завтра мы одержим победу. Думаю, у нас хорошая машина, а Себастьян Феттель в квалификации использовал режим повышенной мощности. Посмотрим, что будет завтра.

Вопрос: (Уилл Бакстон) То есть, в гонке темп Red Bull Racing будет выше?
Даниэль Риккардо: Да.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Макс, Даниэль, когда в предыдущий раз вы стартовали близко друг к другу – а это было в Венгрии – по ходу первого круга между вами произошел инцидент. Завтра ничего такого не предвидится?
Даниэль Риккардо: А что там произошло?

Вопрос: (Уилл Бакстон) То есть, вы обо всём забыли?
Макс Ферстаппен: Та гонка уже в прошлом, мы сейчас в Сингапуре, у нас отличные стартовые позиции, и мы не думаем о каких-либо инцидентах.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Себастьян, завтра Льюис Хэмилтон будет стартовать лишь из третьего ряда – насколько важно вам выиграть эту гонку в плане борьбы за титул?
Себастьян Феттель: Не знаю, я просто рад, что мы вывели машину на подобающую ей позицию, а там посмотрим. Гонка предстоит длинная, соперники из Red Bull Racing очень быстры. В пятницу у нас была бессонная ночь, сегодня будет проще – уверен, в воскресенье машина будет столь же быстра, как в квалификации, но борьба ожидается острая.

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, наши поздравления! Четвертый поул в Сингапуре – вас можно считать специалистом по этой трассе, и 49-й в карьере – всего шаг до магической цифры в 50 поулов. Сегодняшняя квалификация была, пожалуй, наиболее непредсказуемой за долгое время. После её завершения в вашем голосе чувствовались не только невероятные усилия, но и сильные эмоции. Что вы чувствуете...
Себастьян Феттель: Здесь длинный круг, много поворотов – соответственно, немало возможностей либо сработать здорово, либо допустить ошибку. Я очень доволен. Уик-энд складывался неровно: в пятницу возникли сложности, сегодня тоже было непросто, но к квалификации машина словно «ожила» и поехала намного лучше. В первой сессии парни из Red Bull Racing оказались очень быстры, я не представлял, каким образом можно отыграть полторы секунды отставания. Но во второй сессии машина словно включилась, плюс я понимал, что состояние трассы улучшится – правда, не ожидал, что настолько.

Мне понравились оба моих быстрых круга в финальной сессии. В заключительной попытке мне по-настоящему повезло, так как я довольно сильно зацепил защитный барьер на выходе из девятнадцатого поворота. Это было не касание, а серьезный удар. Тогда я подумал: «Что ж, всё в порядке, нужно продолжать», но на подходе к последнему виражу почувствовал сильную вибрацию – к счастью, до финиша оставался всего один поворот, я атаковал на пределе. Пусть перед той попыткой у меня уже было преимущество, я понимал, что состояние трассы может улучшиться, и гонщики Red Bull Racing наверняка сумеют прибавить, потому старался сработать безупречно.

Я почувствовал облегчение, когда пересек черту. Я смотрел на экраны, ждал сообщения от команды. Я помнил, что Даниэль едет где-то позади… В те минуты я был невероятно рад, только сейчас эмоции начинают понемногу стихать.

Вопрос: Вам по силам контролировать собственные действия, но результат основного конкурента – Льюиса Хэмилтона – не в вашей власти. Впрочем, между вами двумя сегодня оказались не только гонщики Red Bull Racing, но и ваш напарник. Полагаю, вам приятно это слышать, не так ли?
Себастьян Феттель: Впереди длинная гонка, всякое может случиться. Да, здесь многое решает стартовая позиция, но до финиша все равно очень далеко. Тот факт, что в квалификации наша машина оказалась достаточно быстра, вселяет оптимизм. Вчера она ехала не лучшим образом, я в какой-то момент потерял контроль, зацепил защитный барьер, испортив себе программу тренировок. Но я чувствовал, что у SF70-H есть потенциал, просто нужно его раскрыть, что мы и сделали минувшей ночью.

Я с уверенностью жду старта. Соперники? Макс стартует рядом, мне предстоит, прежде всего, побороться с ним, а уже потом с Даниэлем и прочими, потому я не думаю о том, кто каким квалифицировался. Впереди длинная гонка, многое нужно сделать верно - лучше – думать о своих задачах.

Вопрос: Макс, вы были очень близки к тому, чтобы сегодня стать самым молодым обладателем поула в истории Формулы 1. Как заметил Себастьян, в Сингапуре многое зависит от постепенного прогресса и готовности рисковать, так почему вам не удалось взять верх в финальной сессии?
Макс Ферстаппен: В финале я тоже прибавил, но не настолько, как Себастьян. По ходу уик-энда мы неплохо прогрессировали, в квалификации тоже ехали всё быстрее, пусть даже нам в целом не хватает мощности. Не знаю, почему все-таки не получилось взять поул – видимо, немного не хватило максимальной скорости. Да, ситуация не идеальна, но вторая стартовая позиция в Сингапуре – это тоже неплохо. Мы уступили не так уж и много и можем быть довольны тем, как прошла квалификация.

Вопрос: Даниэль, насколько мы поняли из переговоров между вами и командой, в финале квалификации вам не удалось угнаться за Себастьяном и Максом. В вашем голосе чувствовалось огорчение, но еще в пятницу вы сказали, что вам по силам выиграть предстоящую гонку. Вы тот, кто в воскресенье всегда использует все шансы – полагаете, успех всё-таки возможен?
Даниэль Риккардо: Да, я по-прежнему в него верю. Сегодня я готов смириться с небольшим поражением, но завтра можно побороться. Конечно, я бы хотел оказаться на месте Себастьяна и думал, что поул вполне возможен, но в финале мне не удалось с ним побороться на равных. Круг здесь длинный, всегда можно сказать, что следовало отыграть там и тут, но итоговое отставание получилось значительным – три или четыре десятые.

Посмотрим, что получится в гонке. Возможна тактика как с одним, так и с двумя пит-стопами – будет интересно. Вероятно, после финиша вам придется доставать нас из кокпита, но я уверен, что мы уверенно проведем гонку и заработаем немало очков.

Вопросы с мест

Вопрос: (Кристиан Менат) Вопрос ко всем. Насколько вы можете увеличивать мощность мотора по ходу квалификации? Есть ли у вас специальный режим?
Себастьян Феттель: Вполне естественно, что поначалу мы действуем немного консервативно, а затем понемногу прибавляем. Первая квалификационная сессия наименее важна – разумеется, нужно пройти дальше, но необязательно показывать по-настоящему быстрый круг. Во второй сессии важно оказаться в первой десятке, у быстрых команд есть преимущество в том, что их машины изначально достаточно конкурентоспособны, потому не секрет, что мы сперва действуем немного осторожно, а к финалу задействуем максимальную мощность.

Вопрос: Макс, это справедливо и в отношении силовых установок Renault?
Макс Ферстаппен: Лишь отчасти. В нашем случае речь идет о небольших регулировках – мы знаем, что в этом плане нам необходим серьезный прогресс. У нас нет таких возможностей, как у Ferrari или Mercedes.

Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: Никаких дополнений. Мы используем всю имеющуюся мощность с первых минут квалификации, никаких особенных режимов для финала у нас нет.

Вопрос: (Жером Бурре) Вопрос ко всем. Гонка в Сингапуре – одна из самых требовательных к физической подготовке. С новыми машинами выступать ещё сложнее? Как вы к этому готовились?
Даниэль Риккардо: Ел пиццу, употреблял алкоголь – перед визитом в Сингапур крайне важно вывести воду из организма! На самом деле, эти два этапа…

Ирония в том, что от наименее требовательной гонки в Монце с её длинными прямыми и небольшой продолжительностью гонки мы сразу переходим к сложнейшим этапам в Сингапуре и Малайзии. Потому всю предыдущую неделю я тренировался, стараясь адаптироваться к жаркому климату.

Сколько жидкости здесь нужно выпивать? Знаете, вчера я практически весь день не выпускал из рук бутылку с водой, но почти не ходил в туалет – настолько обильно потел. К этому нужно привыкнуть, но завтра после финиша, а также в Малайзии, вы увидите, каких усилий стоила нам гонка.

Себастьян Феттель: Для понимания: ты испытывал сложности с тем, чтобы сходить в туалет, поскольку едва держал равновесие из-за алкоголя?

Даниэль Риккардо: Э-э…

Себастьян Феттель: Не переживай, со временем координация вернется!

Даниэль Риккардо: А как ты готовился?

Себастьян Феттель: На протяжении всего сезона ты стараешься готовиться по максимуму. Новые машины более требовательны к физической форме, с ними гораздо веселее. Этап в Сингапуре всегда был одним из труднейших для гонщиков: здесь длинный круг с множеством поворотов, жаркая и влажная погода, да и гонка проходит ночью, что не оставляет права на ошибку. Впрочем, в плане подготовки я не делал чего-то сверхъестественного. Нет никаких секретов в том, как набрать нужную форму перед Гран При, главное – успеть восстановиться к началу уик-энда. Мне нравится финская культура, потому я тренировался в сауне – немного необычный режим, чтобы адаптироваться к жаркой погоде.

Вопрос: Макс, как готовились вы?
Макс Ферстаппен: Всегда стараешься подготовиться как можно лучше, но гонка в любом случае будет непростой. Вне зависимости от того, насколько интенсивно ты тренировался, в день гонки все равно будешь активно потеть.

Здесь нам в самом деле приходится трудно, ведь на трассе не так много прямых, на которых можно перевести дух – притом в Сингапуре даже на прямых приходится серьезно работать рулем, смещаясь по траектории. Асфальт кочковатый, в многочисленных поворотах нужна предельная концентрация – возможно, когда я перехвачу лидерство, смогу немного сбавить темп и спокойно поеду к финишу. Себастьян, не возражаешь?

Вопрос: (Андреа Кремонези) Себастьян, что вы изменили в машине по сравнению с пятницей? В какой мере в этом ваша личная заслуга, а в какой – заслуга механиков?
Себастьян Феттель: Мы проделали феноменальную работу. Вчера дела шли не лучшим образом, машина ехала совсем не так, как хотелось, но нам очень помогли коллеги из Маранелло. Шарль Леклер активно работал на симуляторе – как правило, эту задачу поочередно выполняют он и Антонио Джовинацци – и с его помощью инженерам удалось найти ответы на многие вопросы, на которые здесь мы не могли ответить из-за нехватки времени. Не представляю, в каком часу парни отправились спать – очевидно, ближе к завтраку, но сегодня машина ехала заметно лучше, плюс нам помогли условия на трассе.

В квалификации SF70-H словно ожила, и лично я считаю, что это во многом объясняется состоянием трассы. Сегодня мы довольно рано выезжали на попытку, так что ситуацию не назовешь идеальной, но в целом машина выглядела конкурентоспособнее, чем в пятницу.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Себастьян, вы чаще других побеждали в Сингапуре. В чем секрет?
Себастьян Феттель: Очевидно, мне повезло – я не так часто задевал здесь барьеры. В большинстве случаев мне удавалось в последний момент в субботу обеспечить нужный результат – как сегодня, но гонка длинная, всякое может случиться. Конечно, чем выше ты стартуешь, тем проще, но дистанция долгая…

Не знаю, есть ли какие-то секреты. Мне нравится Сингапур, в такой гонке хочется себя испытать, ведь вызов в самом деле серьезный. Посмотрим, что получится. У меня отличная стартовая позиция, есть все причины с нетерпением ждать завтрашнего дня.

Макс Ферстаппен: Думаешь, у тебя получится уверенно стартовать?

Себастьян Феттель: Разумеется.

Макс Ферстаппен: Надеюсь, нет.

Даниэль Риккардо: Себ, кажется, в этом сезоне ты стартуешь не так уж здорово, верно?

Себастьян Феттель: Со стартами в целом порядок. В Монце – да, я стартовал не лучшим образом, но в остальных гонках всё прошло неплохо.

Вопрос: (Кристиан Менат) Вопрос ко всем. Себастьян, станете ли вы как-то иначе оценивать риск перед первым поворотом, сражаясь с теми, кто не конкурирует с вами за титул? Даниэль, Макс, аналогичный вопрос, но в несколько ином ключе…
Макс Ферстаппен: Разве я уже не сражаюсь за титул?

Вопрос: (Кристиан Менат) Боюсь, что нет, мне жаль...
Себастьян Феттель: Мой ответ отрицательный, поскольку я не думаю, что кто-либо из участников намерен закончить гонку уже в первом повороте. Нужно сосредоточиться на старте, а затем действовать по ситуации.

Вопрос: Макс, вам нечего терять? Будете атаковать с самого старта?
Макс Ферстаппен: Да, но нужно действовать осмысленно, верно? Всегда стараешься воспользоваться шансом, но если не получается, нужно успокоиться и продолжать двигаться по дистанции. Гонка длинная, всякое может случиться.

Даниэль Риккардо: Вы знаете, что я всегда стараюсь пробиться как можно выше. В Сингапуре сложно обгонять, потому старт остается важным моментом для атаки – попробую кое-что предпринять, но посмотрим, как всё сложится. В первом повороте здесь всегда очень острая борьба. Математически у меня еще остаются шансы на титул – возможно, мне следует действовать консервативно и ограничиться финишем в первой шестерке!

Вопрос: (Йенс Наглер) Себастьян, после квалификации вы внимательно рассматривали машину Red Bull Racing. Обнаружили что-то интересное?
Даниэль Риккардо: Он скучает по своей бывшей команде.

Себастьян Феттель: Пожалуй, это лучший момент рассмотреть… Знаете, некоторые их детали очень похожи на наши. Я еще в пятницу спрашивал у своих инженеров, не выпускаем ли мы те же детали, но синего цвета…

Макс Ферстаппен: Может, поменяемся?

Себастьян Феттель: Возможно, пришло время присмотреться к машинам. Я рассуждаю в меру своего понимания, но было бы интересно разобраться.

Макс Ферстаппен: Как трогательно.

Себастьян Феттель: Почти до слёз!

Перевод: Валерий Карташев