Гран При Венгрии: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Национальным Гран При Венгрия во многом обязана руководству Советского Союза. Нет, оно ни в какой мере не помогало строительству трассы или проведению гонок, но когда к началу 80-х Берни Экклстоун окончательно забрал всё в свои руки, одной из важных для него идей была организация гонки Формулы 1 в СССР.

Два года он пытался договориться с советским руководством, и в какой-то момент даже достиг определённого прогресса – этап в Москве был включён в предварительный календарь чемпионата 1983 года, но… смерть главных сторонников советского Гран При, Леонида Брежнева и председателя федерации автомобильного спорта СССР Леонида Афанасьева, поставила на этих планах крест.

Поняв, что с Москвой договориться не удастся, Экклстоун переключил внимание на другие страны соцлагеря, и в 1985-м году подписал контракт с венгерским правительством. Изначально Берни хотел провести гонку в парке Будапешта, но власти решили построить автодром, где уже спустя год прошёл первый Гран При Венгрии. Он же стал первым этапом Формулы 1 на советском телевидении – правда, в записи и в сокращённом виде.

Трасса получилась не самой выдающейся. Короткая, узкая, медленная, почти без шансов на обгон, Хунгароринг быстро окрестили «вторым Монако», но если в Монако гонки проходят на берегу Средиземного моря, между элитной недвижимостью и шикарными яхтами, а из-за близости отбойников любая ошибка может привести к сходу, то в Венгрии жаркий и пыльный автодром, где пилотам не приходится особенно рисковать, а результат в большей степени зависит от квалификации и стратегии.

Теоретически, трасса хорошо подходит машинам с высоким механическим сцеплением и не слишком требовательна к аэродинамике. С точки зрения борьбы за победу, это плохая новость для Red Bull Racing, и хорошая – для Williams и Mercedes. С другой стороны, мощность двигателя здесь не имеет большого значения – и тут уже ситуация обратная. В целом, на Хунгароринге у Red Bull и Ferrari будут наиболее реальные шансы навязать борьбу Mercedes. К тому же жаркая погода в этом году помогает Ferrari.

Не стоит забывать, что один из двух самых успешных пилотов на венгерской трассе – Льюис Хэмилтон. Он побеждал тут четырежды – столько же, сколько и Михаэль Шумахер, и имеет все шансы превзойти этот рекорд уже в ближайший уик-энд.

О трассе…

Хунгароринг. 70 кругов по 4.381 км = 306.630 км. 14 поворотов. Средняя скорость – 190 км/ч, самая низкая для стационарных автодромов в календаре Формулы 1. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 305 км/ч с DRS и 295 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 55% дистанции круга – одно из самых низких значений в чемпионате.

На Хунгароринге 11 зон торможений, высокий износ тормозов. Полное время проведения пит-стопа – 16 секунд, одно из самых маленьких в сезоне, что позволяет разнообразить тактику по ходу уик-энда, меняя её по ходу гонки. Хрестоматийный пример – Гран При Венгрии 1998 года, который Михаэль Шумахер выиграл, перейдя с двух пит-стопов на три.

В прошлом обгонять на Хунгароринге было чрезвычайно сложно, это непросто и сейчас, но две зоны DRS в последние годы позволили гонщикам бороться за позицию – и в прошлом, и в позапрошлом сезоне число обгонов исчислялось десятками.

О резине…

В Pirelli выбрали для гонки на Хунгароринге составы Soft (желтая маркировка) и Medium (белая маркировка). В этом году такое сочетание использовалось в Австралии, Китае и Бахрейне. Однако в Венгрии обычно очень жарко, так что поведение шин может быть другим – в Австралии и Китае температуры ниже, а в Бахрейне квалификация и гонка проходят вечером, после захода солнца.

Одна из главных особенностей Хунгароринга – большое количество пыли и грязи в начале уик-энда. Из-за этого состояние трассы быстро прогрессирует, но в пятницу невозможно имитировать условия, в которых пройдёт гонка. Поэтому на настройках команды сосредоточатся только утром в субботу – во время третьей тренировки.

Впрочем, многое может измениться, если погода испортится. Дожди на Хунгароринге бывают нечасто, но как только асфальт намокает, характер гонки совершенно меняется – обгонять в таких условиях гораздо легче, трасса больше не прощает ошибок, а в размокших гравийных ловушках машины мгновенно вязнут.

Год назад на Хунгароринге…

Вопреки ожиданиям, Гран При Венгрии 2014 года оказался богат на события, что во многом стало следствием дождя, который вмешался уже в квалификации. Поул достался Росбергу, Феттель стартовал вторым, а машина Хэмилтона загорелась, как только он появился на трассе, так что в воскресенье Льюису пришлось стартовать с пит-лейн.

Перед стартом тоже прошёл дождь, гонка началась на подсыхающей трассе. К сожалению, машина Даниила Квята заглохла на прогревочном круге, так что россиянин тоже начинал гонку с пит-лейн.

На старте Росберг сохранил лидерство, а на второе место вышел Боттас. Казалось, помешать выиграть Росбергу просто некому, Нико стремительно отрывался от преследователей. Но два выезда автомобиля безопасности совершенно изменили картину. Позиции смешались – часть пилотов заезжала в боксы, другие оставались на трассе, а в лидеры неожиданно вышли Риккардо и Алонсо.

Ключевой момент гонки наступил в районе 50-го круга, когда Росберг на шинах Soft догнал Хэмилтона, решившего провести два пит-стопа вместо трёх. Команда попросила Льюиса пропустить напарника, так как он был «на другой стратегии», но Хэмилтон отказался, резонно предположив, что в конце гонки именно Росберг станет его главным оппонентом. Так и произошло – после третьего пит-стопа Росберг догнал Хэмилтона, но опередить его так и не смог.

Вопрос, какая стратегия была лучшей, остался открытым. Победу одержал Даниэль Риккардо, останавливавшийся трижды – в конце гонки на свежих шинах он был неудержим, но второе и третье место заняли Алонсо и Хэмилтон, которые провели только два пит-стопа, и несмотря на свежую резину, Росберг обогнать их не смог.