Гран При Монако: Пресс-конференция в субботу

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Дженсон Баттон (McLaren)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)

Вопрос: Себастьян, ваш первый поул в Монако! Что вы чувствуете?
Себастьян Феттель: Квалификация была трудной: три сессии, и в каждой нужно выложиться на 100%. Но мы хорошо подготовились: в первой и второй сессии картина была не совсем идеальной, но в финале круг получился отличным. Впрочем, самое важное сейчас – это новость о том, что Серхио Перес в порядке, он в сознании. Нам пришлось сидеть в машинах и ждать продолжения квалификации, но по ТВ мы видели, что случилось. Мы все думаем о нём, желаем ему всего наилучшего и надеемся, что завтра он сможет выйти на старт.

Ждать так долго было не очень просто, и после того, как квалификация возобновилась, мало кто смог улучшить свой результат, поскольку трасса была очень скользкой. Поула в Монако мне пришлось дожидаться не один год, и теперь я очень рад, поскольку стартовать с первой позиции на этой трассе всегда очень важно.

Вопрос: Дженсон, Себастьян сказал, что на последних минутах квалификации гонщикам не удалось улучшить результат. Какими были условия на трассе?
Дженсон Баттон: Трасса была скользкой, но мы хотели выехать на финальный быстрый круг как можно раньше. Мы с Льюисом две с половиной минуты ждали зеленого света на выезде с пит-лейн, за это время шины остыли. По крайней мере, в финале я проехал быстрее, чем во второй сессии, и этого хватило для второго места.

Я слышал, что Серхио Перес говорит с врачами – это вселяет оптимизм. В 2003-м я тоже попал в аварию на этом участке. Не уверен, что Серхио завтра сможет стартовать, но все мы надеемся, что он скоро поправится.

Вопрос: Марк, в прошлом году вы победили в Монако, стартовав с поула. С новыми шинами и DRS возможно ли одержать победу с третьего места на старте? И как вы оцениваете свое сегодняшнее выступление?
Марк Уэббер: Конечно, победить можно и при старте с третьей позиции. Сейчас гонки получаются более напряженными, чем раньше, и завтрашняя не будет исключением, однако здесь, в Монако, квалификация имеет решающее значение, и поул обеспечивает серьезное преимущество.

Себастьяну удался отличный круг, он заслужил право стартовать первым. Дженсон Баттон в первой попытке также проехал очень неплохо. В целом сессия получилась немного скомканной – никто не предполагал, что полноценной второй попытки может не быть, однако на деле так и получилось. Впрочем, всех в большей степени беспокоила авария Переса – медикам пришлось очень аккуратно извлекать его из кокпита. Мы знаем, что Серхио в сознании и может говорить, уверен, он совсем скоро вернется в гонки, а нам нужно сделать выводы и повысить безопасность этого участка трассы. Там уже разбивали свои машины Дженсон Баттон, Карл Вендлингер – здесь, в Монако, есть несколько мест, на которые следует обратить внимание.

Вопрос: Себастьян, вам ещё не доводилось побеждать в Монако. Насколько важно для вас финишировать первым в завтрашней гонке?
Себастьян Феттель: Я стараюсь не думать о результате. Завтрашняя гонка будет долгой, больше 70 кругов, и здесь она всегда чем-то похожа на рулетку. Событий будет много, пит-стопов тоже, и за минуту до финиша могут произойти любые изменения. Но поул-позиция по-прежнему важна, так что мы можем быть довольны. Впрочем, никаких гарантий по поводу завтрашнего дня нет, я буду атаковать – посмотрим, чего удастся добиться.

Вопрос: Себастьян, ваш поул не назовешь неожиданным, однако по результатам свободных заездов в числе претендентов были гонщики двух других команд…
Себастьян Феттель: Никогда нельзя быть уверенным в том, что окажешься на поуле – особенно здесь, в Монако. Результаты свободных заездов были очень плотными, мы знали, что наша машина достаточно быстра, но только квалификация должна была расставить всё по местам. McLaren и Льюис Хэмилтон были весьма конкурентоспособны, но британцу не повезло – похоже, он выбрал несколько иную тактику с единственной попыткой в конце сессии, и ему помешали красные флаги.

Ferrari также были очень быстры, особенно если говорить о Фернандо Алонсо – не знаю, что произошло с ним в квалификации. Впрочем, как только загорается зеленый сигнал светофора, ты сосредотачиваешься на собственной попытке и стараешься найти нужный ритм. В первой и второй сессии мы практически подобрались к этому, а в финале условия на трассе немного изменились, нам удалось этим воспользоваться и немного прибавить.

Я очень доволен результатом, ведь в Монако исключительно важно, с какой позиции ты стартуешь, на какой стороне трассы она находится – в случае с поулом ситуация идеальна. Правда, сегодняшний день был омрачен аварией Серхио Переса – нелегко наблюдать, как после удара гонщик почему-то не вылезает из кокпита. Утром Нико Росберг разбил свою MGP-W02 в том же месте, однако он выбрался самостоятельно, и у нас не было никаких причин для беспокойства, а здесь пришлось оставаться в боксах и каждую минуту спрашивать о ситуации. Трудно сохранять концентрацию, когда не знаешь, что происходит – новость о том, что Серхио в сознании и может говорить, принесла облегчение. Мы желаем ему поскорее вернуться в пелотон. Не знаю, сможет ли он уже завтра выйти на старт, но буду на это надеяться.

Вопрос: Каждая гонка в какой-то степени напоминает лотерею, но вам не кажется, что здесь результат ещё больше зависит от обстоятельств?
Себастьян Феттель: Трудно сказать. Гонка в Монако всегда напоминала рулетку, случиться может всякое, так что посмотрим. Определенно, обгонять здесь крайне непросто – на других трассах атаковать гораздо легче, да и DRS может прийти на помощь, а в Монако эффект крайне мал. Дистанция, на которой активируется система, в два раза меньше, чем на других трассах, и даже если у соперника шины в худшем состоянии, провести атаку очень сложно. К примеру, два года назад ближе к финишу мои задние шины были практически уничтожены, я проезжал круги на пять секунд медленнее, но сохранял позицию до тех пор, пока темп окончательно не упал. Посмотрим, как все сложится завтра – впереди длинная гонка…

Вопрос: Дженсон, очередная квалификация на первом ряду после Гран При Китая – должно быть, вы довольны результатом?
Дженсон Баттон: Конечно! В финале Red Bull поехали намного быстрее, чем в первой и второй сессиях, но я доволен своей попыткой. Во второй сессии мне не удалось собрать всё воедино, я знал, что могу прибавить, а если учесть, что мы планировали два быстрых круга, то первый получился по-настоящему неплохим. Машина позволяет атаковать, что вселяет оптимизм. Как правило, в гонке мы выглядим достаточно уверенно, так что позиция в первом ряду весьма кстати.

Как и Себастьян, я очень рад, что Серхио находится в сознании и может говорить. В 2003 году я сам был в похожей ситуации и могу с полной уверенностью сказать, что здешние врачи хорошо позаботятся о нем. Сейчас Серхио наверняка проходит рентген и другие обследования и повторяет: «Я хочу обратно в кокпит!» По крайней мере, со мной было именно так. Хорошо, что сегодня обошлось без серьезных травм – надеюсь, мы скоро вновь увидим его в паддоке.

Вопрос: Почему в том месте две машины буквально выбросило на защитный барьер?
Дженсон Баттон: Когда в том месте касаешься педали тормоза, задняя часть машины сильно разгружается, что весьма странно при наличии выдувного диффузора, и если в тот момент вы сталкиваетесь с избыточной поворачиваемостью, сделать что-либо невозможно – два колеса, по сути, не участвуют в торможении, и машина едет прямо. Хорошо, что после утренней аварии Нико Росберга Чарли Уайтинг приказал убрать из зоны вылета искусственные кочки, призванные снижать скорость – в противном случае авария Серхио была намного серьезнее. В том повороте крайне сложно обеспечить необходимую безопасность, ведь речь идет об уличной трассе, однако нам все-таки необходимо обратить внимание на обустройство зон вылета…

Вопрос: Марк, вы уже побеждали в Монако – в какой мере это можно считать преимуществом?
Марк Уэббер: По крайней мере, недостатком это точно не назовешь. Себастьян многого добился, но победа в Монако всегда нечто особенное, и завтра у него есть шанс присоединиться к тем, кто уже добивался здесь успеха – Льюису, Дженсону, Фернандо, мне. Впрочем, гонка достаточно длинная, в этом году Гран При проходят по несколько иному сценарию, так что посмотрим, как всё сложится.

Разумеется, поул крайне важен, и сегодня мой напарник сработал по-настоящему здорово – для поула ему хватило первого быстрого круга. Честно говоря, из-за аварии Серхио квалификация получилась немного скомканной, нам пришлось долго ждать второй попытки… Впрочем, если бы перед началом сессии вы спросили меня, смогу ли я стать третьим, я, скорее всего, ответил бы утвердительно, однако результат не может радовать, если понимаешь, что мог выступить лучше. Как бы то ни было, команда хорошо подготовила машину, и третье место в принципе оставляет шансы на победу.

Что касается Серхио, его авария была очень неприятной. За несколько дней этот участок трассы доставил неприятности сразу нескольким гонщикам: мы подлетаем к нему на очень большой скорости, однако зона вылета там обустроена не лучшим образом – если проехать по краю, проблем можно избежать, но если вы оказались ровно посредине, как произошло с Серхио, все может закончиться менее удачно. Впрочем, он в надежных руках, и все наши мысли сейчас с ним. Неприятно, когда кто-то из гонщиков попадает в подобную ситуацию – посмотрим, какие меры будут приняты.

Вопрос: В четверг вы пропустили первую часть свободных заездов – насколько это сказалось на вашей скорости?
Марк Уэббер: Это не помогло. Впрочем, в Монако я всегда был конкурентоспособен, поначалу возникли сложности с прохождением пары поворотов, однако постепенно ситуация улучшилась. Все дело в том, что короткие отрезки мне даются немного сложнее, чем темп на длинной дистанции. Как бы то ни было, я квалифицировался во втором ряду, завтра постараюсь хорошо стартовать, а там посмотрим. Вариантов много – можно в какой-то момент выйти в лидеры, и наоборот – откатиться назад, но в целом наша машина достаточно быстра и надежна, так что я рассчитываю на высокий результат.

Вопросы с мест

Вопрос: (Малколм Фолли – Mail on Sunday) Дженсон, в 2003 году вы попали в точно такую же аварию, как сегодня Серхио, а до вас в том месте трассы разбивали свои машины Карл Вендлингер и Дэвид Култхард. Вы сказали, что в том месте крайне непросто повысить уровень безопасности, но какие-то меры, очевидно, должны быть приняты…
Дженсон Баттон: С момента аварии Карла Вендлингера уровень безопасности машин и трассы заметно вырос, после моего инцидента барьер был отодвинут на несколько метров – изменения очевидны, однако необходимо комплексное решение. Мы обожаем гоняться в Монако, это уникальная трасса с богатой историей, но здесь есть пара по-настоящему опасных мест, и особенно это касается той зоны вылета. Мнение гонщиков единодушно – мы хотим более безопасные условия, чтобы иметь возможность снова и снова приезжать сюда и наслаждаться гонками.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Господа, вы говорили об опасных участках трассы, и сегодня мы все убедились, насколько серьезной может быть авария. Вам платят за то, чтобы вы выступали в гонках, но готовы ли вы завтра рискнуть своей жизнью ради победы?
Дженсон Баттон: Автоспорт в принципе небезопасен, однако всегда есть возможность что-то улучшить. Надеюсь, завтра с большим количеством топлива у нас не возникнет подобных проблем, но над тем участком действительно стоит поработать. Кто-то скажет, что гонки должны оставаться опасными, но я с этим не согласен – в нынешнем сезоне у нас было немало интересных гонок, где мы вели захватывающую борьбу в достаточно безопасных условиях. Просто есть несколько моментов, над которыми стоит подумать.

Себастьян Феттель: Практически нечего добавить. Оглядываясь в прошлое, можно подумать, что сейчас гонки стали слишком безопасными, но аварии вроде сегодняшней служат своеобразным сигналом тревоги, и из них нужно делать выводы – хотя до завтрашнего дня что-либо предпринять, конечно же, не удастся. Главное, что Серхио практически не пострадал, но мы планируем и впредь выступать на уличных трассах – в Монако или, скажем, в Сингапуре – и должны сами защитить себя, сказав: «Послушайте, нам нужно больше места здесь и здесь». Что касается завтрашней гонки – думаю, все будет в порядке.

Вопрос: (Матиас Бруннер – Speedweek) Перед началом уик-энда тот участок трассы подвергся реконструкции. Вам не кажется, что асфальт стал более кочковатым?
Марк Уэббер: В зоне торможения после туннеля асфальт всегда был кочковатым, кроме того, из года в год у машин меняется аэродинамика. Опять же, в начале 2000-х у нас была двусторонняя телеметрия и прочие сложные системы, позволяющие контролировать поведение задней части и блокировку колес – в этом плане машины стали намного проще, однако на них появились иные технологические решения вроде выдувных диффузоров. Инженеры стараются сделать машину как можно более быстрой, но вместе с тем её поведение должно становиться более предсказуемым.

В том месте действительно есть кочки, и если задняя часть вашей машины ведет себя не лучшим образом, в случае ошибки среагировать крайне сложно. Сегодня нечто подобное случилось с Нико Росбергом, а в четверг Виталий Петров опоздал с торможением и вылетел прямо в барьер. Хорошо еще, что после инцидента с Росбергом организаторы убрали из зоны вылета «лежачих полицейских» - в противном случае авария Серхио была бы намного серьезнее. Нам необходимо действовать совместно с FIA, и гонщики должны участвовать в обсуждении всех вопросов, касающихся безопасности, поскольку они видят ситуацию из кокпита и больше всех заинтересованы в решении всех проблемных моментов.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, насколько желанным был этот поул? Должно быть, ваш круг был действительно великолепен, раз уж вам удалось на одну десятую превзойти квалификационный рекорд Кими Райкконена, державшийся с 2005 года…
Себастьян Феттель: Что ж, приятно слышать, хотя Кими вряд ли это беспокоит. Да, мне удался действительно быстрый круг. В Монако главное – поймать нужный ритм, и если ты доволен машиной и уверен в себе, можно рассчитывать на хороший результат. Здесь особенная трасса, однако ты должен атаковать столь же агрессивно, как на других автодромах, где есть хорошие зоны вылета и нет защитных барьеров. На этих улочках любая ошибка может закончиться аварией, поэтому радость от удачной попытки сильнее вдвойне. Как я уже говорил, поул исключительно важен, однако гонки в Монако всегда были непредсказуемыми – посмотрим, чем всё закончится завтра.

Вопрос: (Тони Доджинс – Toni Dodgins Associates) Себастьян, в прошлом году победа на этой трассе досталась Марку, правда, тогда же в вашем шасси обнаружили небольшую трещину. Сейчас машина ведет себя намного лучше? В чем разница?
Себастьян Феттель: Разница в самой машине, в шинах, в других элементах, но если вспомнить предыдущий сезон – да, я не был доволен, однако в тот уик-энд Марк был потрясающе быстр и преподал мне урок. Посмотрим, что будет на этот раз.

Я доволен тем, как все сложилось сегодня, но все, что мне пока удалось отыграть – это восемь метров преимущества над Дженсоном. Стартовая позиция здесь крайне важна, синоптики не обещают дождь… Впрочем, мы находимся на морском побережье, так что вероятность осадков все-таки есть. Успех будет зависеть от множества факторов, давайте дождемся завтрашнего дня.

Перевод: Валерий Карташев