Франция'99: Ральф Шумахер

Гонка #637: 27 июня 1999 года. Гран При Франции. Маньи-Кур
Поул Рубенс Баррикелло (Stewart SF3) - 1.38,441 (155,423 км/ч)
Лучший круг Дэвид Култхард (McLaren MP4/14) - 1.19,227 (193,115 км/ч)
Победитель Хайнц-Харальд Френтцен (Jordan 199) - 1:58.24,343 (154,965 км/ч)

В 1998 году Мика Хаккинен и McLaren оказались сильнее Михаэля Шумахера и Ferrari. Но начался новый сезон, и стало ясно, что за зиму Скудерии удалось добиться большего прогресса, чем команде Рона Денниса. Теперь силы соперников оказались практически равны, спор за победу обещал быть принципиальным и жарким.

Накануне гонки в Маньи-Куре финн опережал немца на четыре очка. Однако уже в квалификации стало ясно, что Гран При Франции будет далеко не рядовым этапом – дождь отбросил претендентов на титул далеко назад. Шумахер стартовал шестым, Хаккинен – и вовсе 14-м. Лучшее же время неожиданно показал Рубенс Баррикелло из команды Stewart, для шотландцев это был первый поул в истории.

Но едва погасли стартовые огни, как все начало постепенно возвращаться к более привычному виду. Михаэль прорывался наверх, Мика делал это еще быстрее, а его напарник Дэвид Култхард отобрал у Баррикелло лидерство. Машины McLaren, настроенные на небольшую прижимную силу, в тот день имели явное преимущество на первом секторе и позволяли своим пилотам уверенно опережать соперников в шпильке Adelaide.

Этим и воспользовался на десятом круге Хаккинен, сумевший опередить Шумахера. Однако радость на командном мостике McLaren быстро сменилась разочарованием – почти тут же из-за проблем с электрикой из борьбы выбыл Дэвид Култхард.

Когда команды стали всерьез готовиться к первому пит-стопу, погода вновь изменилась – на почти высохший асфальт упали новые капли дождя. Лидеры строем направились в боксы: первым это сделал Баррикелло, следом – отыгравший ещё несколько позиций Хаккинен, за ним - Хайнц-Харальд Френтцен из Jordan. Механики сработали четко, и на трассу гонщики вернулись в том же порядке.

Дождь тем временем всё усиливался, и после того, как с асфальта "смыло" нескольких пилотов, судьи на время приостановили борьбу машиной безопасности. А едва она скрылась в боксах – Мика пошел в атаку на лидера в хорошо знакомой Adelaide и даже вышел вперед, но тут же развернулся на мокром асфальте.

Шумахер же с началом дождя словно переменился. Если раньше немец ничего не мог поделать с Jordan Френтцена, то теперь без видимых сложностей обошел сначала земляка, а затем и Баррикелло, после чего оторвался от этой пары на добрых десять секунд.

Но, проблемы возникли и у Михаэля. Из-за сбоя электроники коробки передач лидер был вынужден резко сбросить скорость и свернуть на пит-лейн, где его уже ждали механики, готовые не только дозаправить Ferrari и сменить шины, но и установить новый руль, чтобы "сбросить" управляющую электронику. На радость поклонников немца, после этого красная машина работала без сбоев.

Вскоре пришло время планового второго пит-стопа и для остальных гонщиков. К тому моменту Хаккинен вновь вышел в лидеры, казалось, теперь уж точно ничто не помешает финну выиграть гонку.

Также в боксы поехал и Баррикелло, и Френтцен вышел в лидеры. Как полагали в McLaren и Stewart, явление это временное, и Хайнцу-Харальду тоже предстоит пополнить запас топлива на борту. Однако неизбалованный победами Эдди Джордан решился на авантюру - по ходу первой остановки бак машины заполнили до отказа.

Поскольку из-за дождя и машины безопасности средняя скорость гонки была не слишком высокой, имеющегося на борту количества топлива Френтцену могло хватить до финиша, который в этом случае стал бы победным.

Оттого неудивительно, что новый порыв ливня незадолго до финиша был встречен на командном мостике Jordan радостными улыбками. Теперь Эдди и его парни точно знали, что еще один пит-стоп немецкому пилоту не потребуется, а раз так - ирландская команда смогла перехитрить всех соперников на пути к победе.

Что до Мики Хаккинена, то поначалу он пытался гнаться за Френтценом, но потом получил по радио приказ не рисковать и удерживать второе место - слишком уж сложными стали условия, и проиграть из-за ошибки можно было больше, чем получить в случае успешной погони.

Рубенс Баррикелло в итоге финишировал третьим, причем под финиш он так сильно сбросил, что будь гонка всего на круг длиннее - скорее всего, бразилец остался бы без призового шампанского. Но в этот раз удача была на его стороне.

Интересно...
Напарник Френтцена по команде Jordan, Дэймон Хилл, после французской гонки заявил, что всерьез рассматривает возможность досрочного завершения карьеры еще до конца сезона. Однако в итоге британец проехал все гонки 1999 года, а вот для Михаэля Шумахера следующий же Гран При, прошедший спустя две недели в Сильверстоуне, закончился тяжелой аварией, переломом ноги - и паузой в выступлениях.

Ральф Шумахер

Четвертым, выиграв на финальном отрезке дистанции красивый поединок у двух гонщиков Ferrari (включая и своего старшего брата Михаэля), в Маньи-Кур финишировал пилот Williams Ральф Шумахер. Молодой немец относительно недавно дебютировал в Формуле 1, но уже зарекомендовал себя с лучшей стороны рядом неплохих выступлений...

Про этого пилота можно услышать самые полярные высказывания. Кто-то считает, что без влияния имени Михаэля и помощи менеджера Вилли Вебера Ральф едва ли смог оказаться в Формуле 1, другие справедливо замечают, что пилот выиграл шесть Гран При, принес компании Michelin победу уже в четвертой после возвращения в Формулу 1 гонке и однажды даже едва не выиграл чемпионский титул.

Истина, как водится, где-то посередине. Шумахер-младший и впрямь не слишком здорово провел несколько последних сезонов, но до того ехал очень неплохо, а в удачный день угнаться за ним было почти нереально – правда, для этого должно было совпасть сразу несколько факторов, включая и психологические.

По стопам старшего брата гонщик пошел в том возрасте, когда ходят еще не слишком уверенно – за руль карта Ральфа усадили в три года! К 20-летнему возрасту, пилот дорос до Формулы 3, где стал вице-чемпионом Германии, занял второе место в гонке Masters и победил в Макао.

Однако, у Вебера всё же были некоторые сомнения, и Шумахера на год отправили в Японию, откуда Ральф вернулся чемпионом Формулы Nippon и серебряным призёром местного первенства GT. Вот теперь для дебюта в Ф1 всё было готово. Молодого пилота определили в Jordan, команду, явно находящуюся на подъеме. Кроме того, шестью годами раньше в Jordan начинал свою карьеру и Михаэль.

Третий же этап в аргентинском Буэнос-Айресе принес немцу первый подиум. Правда, на пути к нему он жестко сошелся на трассе с собственным напарником Джанкарло Физикеллой, который после контакта оказался на обочине. «Да, это точно Шумахер», - поговаривали в паддоке.

Завоевав годом позже еще пару призовых кубков за Jordan – в том числе и второе место в Спа, где только приказ команды не дал гонщику возможности атаковать лидировавшего напарника Дэймона Хилла – Ральф перешел в Williams, чтобы по-настоящему включиться в спор за высокие места.

Первый же сезон показал, что фамильные гены Шумахер-младший унаследовал весьма щедро – невероятно ровно и сильно проводя гонки, немец занял с 35 очками шестое место. Большего не позволил добиться мотор Supertec, а лучшим результатом стало второе место в Монце. При этом другой пилот Фрэнка Уильямса, двукратный чемпион CART Алессандро Дзанарди, и вовсе не набрал ни одного очка.

Когда на Williams появились моторы BMW, Ральф смог реализовать свой потенциал. На Гран При Сан-Марино 2001 года он одержал первую победу, за которой последовали еще две – в Канаде и Германии. В следующем сезоне немец победил в Малайзии и оба раза закончил сезон четвертым.

В 2003-м немец сначала стабильно набирал очки в восьми гонках подряд со старта сезона, затем стал сильнейшим на Нюрбургринге, через неделю выиграл во Франции и едва не вышел в лидеры чемпионата мира! Все это происходило в ту пору, когда, как принято считать, на трассах царили Михаэль и его Ferrari, но в нескольких случаях Ральфу все же удавалось брать верх над братом в невероятно принципиальных дуэлях.

Но в тот самый момент, когда всё, казалось, было у пилота в руках, удача ему изменила. В шести последующих гонках 2003 года Ральф лишь раз заработал очки, а в Монце и вовсе не вышел на старт из-за аварии на тестах. Годом позже он угодил в еще одну передрягу – во время этапа в американском Индианаполисе – и пропустил полсезона.

Ну а потом в Williams не захотели платить гонщику запрошенную зарплату, а по ее размеру Ральф в некоторые годы занимал третье место в паддоке. Пилот перешел в Toyota, где деньги считали не столь тщательно. В её составе он провел весьма неплохой сезон 2005 года. Многочисленные призовые финиши, включая два подиума, принесли гонщику шестое итоговое место.

А вот затем результаты пошли на спад. И все чаще на лице Ральфа появлялась ставшая с годами фирменной недовольная ухмылка. Победы остались в прошлом, а вскоре ушли и призовые финиши. В 2007 году уже почти ничто не напоминало прежнего Ральфа Шумахера - лучшим результатом стало лишь шестое место в гонке.

Неудивительно, что после этого пилот решил закончить формульную карьеру, переключившись на немецкую кузовную серию DTM, где не добился больших успехов...

Мир моторов в 1999-м: Ford Focus

Производство Ford Focus первого поколения началось в 1998-м, а в 1999-м он был признан «Автомобилем года». В дизайне машины нашла воплощение новая фордовская эстетика, получившая название New Edge, первыми образцами которой считаются супермини Ford Ka и спортивный Ford Cougar, – выпуск этих моделей начался несколько раньше, и в их облике можно угадать некие мотивы, впоследствии развитые в Focus.

Любопытно, что когда проект был на стадии разработки, ему дали условное наименование Fusion (ныне так называется популярная модель, разработанная на базе Ford Fiesta). Производство машины должно было вот-вот начаться, а в высших эшелонах концерна все еще шла дискуссия: консерваторы хотели оставить прежнее название, которое традиционно носили модели Ford, относящиеся к гольф-классу, т.е. Escort. И все же, принимая во внимание весьма необычный внешний вид и интерьер автомобиля, решили дать ему имя Focus. В последний момент возникли сложности в Германии, где выпускается популярный журнал Focus, и права на эту торговую марку принадлежат издательскому концерну Burda. Однако конфликт удалось уладить, и на немецком рынке машина продавалась под тем же названием, что и по всему миру.

Однако Focus покорил автомобильный мир не только своим стильным внешним видом: инженеры Ford разработали для него оригинальную многорычажную заднюю подвеску Control Blade, которая, с одной стороны, отличалась компактностью и умеренной стоимостью, а с другой – обеспечивала образцовую управляемость и плавность хода.

В 2000-м году американский журнал Motor Trend провел тест Ford Focus и опубликовал вердикт: «Focus преодолел трассу слалома со средней скоростью 62,6 мили/час (100,7 км/час) – это быстрее, чем Jaguar XJ8L за $62 тысячи и Bentley Continental, который стоит $300 тысяч. Такое впечатление, что благодаря большому ходу подвески, она хорошо поглощает заметные выбоины, а с незначительными неровностями дорожного покрытия и стыками между бетонными плитами автострады справляется с уверенностью большого автомобиля».

Нашим автолюбителям машина отлично знакома, ведь, фактически, с завода Ford во Всеволжске (Ленинградская обл.) стартовала новейшая история «отечественных иномарок»: летом 2002 года здесь началась сборка Focus первого поколения. Как информирует сайт российского отделения Ford, «производственный цикл включает в себя сварку кузова, окраску и окончательную сборку. Завод во Всеволожске - единственный завод Ford в мире, который выпускает Focus во всех четырех кузовах: седан, универсал, трехдверный хетчбэк и пятидверный хэтчбэк».

А вообще Focus Mk1 (как он официально именуется по западной классификации) выпускался еще и в Германии, Испании, Китае, на Филиппинах и на Тайване, а в Бразилии и Аргентине производится до сих пор.

И все-таки, при всех восторгах автомобильных экспертов, связанных с управляемостью машины, с комфортом, который она обеспечивает водителю и пассажирам, стиль и качество отделки салона устраивали далеко не всех. Считалось, что конкуренты, например, Opel Astra и особенно VW Golf 4, заметно обходят Focus в номинации «интерьер».

Европейскому покупателю предлагался широкий выбор двигателей, от скромного 75-сильного объемом 1,4 л., до 2-литрового, развивавшего 130 л.с. (в гамме также были и моторы объемом 1,6, и 1,8 л). Кроме того, можно было заказать машину с проверенным турбодизелем мощностью 90 л.с.

В 2002-м начался выпуск спортивных версий Ford Focus: более распространенной была ST170, на которой стоял 170-сильный 2-литровый мотор, доводкой которого занималась компания Cosworth. Она же разработала и специальную выхлопную систему из нержавейки, благодаря чему машина издавала благородный басовитый рык. Кроме того, на ST170 ставились спортивная коробка передач Getrag, сиденья Recaro, а также множество других аксессуаров, отличавших ее от стандартной «гражданской» комплектации.

Кроме того, ограниченным тиражом в 4501 экз. был выпущен и еще более «заряженный» Focus RS с турбированным 2-литровым мотором мощностью 212 л.с., разгонявшим машину до 232 км/час.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.