Гран При Италии : Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Toro Rosso)
2. Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes)
3. Роберт Кубица (BMW Sauber)

Вопрос: Себастьян, что вы чувствуете, одержав первую победу в Гран При?
Себастьян Феттель: Это невероятно! У нас не возникло никаких проблем, машина вела себя неплохо, а стратегия оказалась очень выгодной – впрочем, все это осталось позади, когда я пересек финишную черту. Круг возвращения на пит-лейн и церемония подиума были полны эмоций – думаю, это лучший день в моей жизни, я никогда его не забуду. Все получилось намного лучше, чем можно было ожидать. Хочу поблагодарить всех наших сотрудников за фантастическую работу – в начале сезона никто не мог даже подумать о таком результате. У нас был неудачный старт, но от гонки к гонке мы постоянно прогрессировали, и в сегодняшних условиях смогли создать неплохой отрыв. Просто фантастика! У меня нет слов.

Вопрос: Расскажите о гонке и о том, как вам удавалось показывать столь высокую скорость в точке замера…
Себастьян Феттель: Есть простое объяснение – мы не стали дополнительно загружать аэродинамику, поскольку предполагали, что сегодня трасса может оказаться сухой, поэтому на прямых выглядели намного быстрее соперников. Машина безопасности помогла мне сохранить лидерство, а отсутствие проблем с видимостью стало ключом к успеху – я сразу же оторвался от Хейкки на шесть-семь секунд, после чего продолжал ехать на пределе и несколько раз едва не потерял машину. Во время старта трасса была очень мокрой, но к середине гонки асфальт начал подсыхать, и нам пришлось смещаться с траектории, чтобы хоть как-то охладить шины. Хейкки чуть раньше переобулся в промежуточную резину, и мы с моим инженером долго советовались, прежде чем он сказал мне: «Все в порядке, ставим промежуточную». Невероятный уик-энд! Поул, победа – я не знаю, что сказать!

Вопрос: О чем вы думали на финальном отрезке?
Себастьян Феттель: Иногда я думал – как такое может быть: на моей табличке красуется надпись «P1», я заправлен до самого финиша, и пит-стопов больше не предвидится - нужно просто доехать. Тем не менее, я оставался предельно сосредоточенным и не пытался сбросить темп, чтобы сберечь мотор или резину. Разумеется, я контролировал состояние машины и внимательно следил за трассой, ближе к финишу траектория немного подсохла, и было крайне важно не соскользнуть на влажный участок. Один метр в сторону – и ты за пределами трассы, но я все равно старался атаковать и отрываться от соперников.

Вопрос: Хейкки, сегодня победа оказалась недосягаемой?
Хейкки Ковалайнен: Именно – Себастьян и Toro Rosso были сильны на протяжении всего уик-энда. К тому же, в начале гонки у меня возникли небольшие проблемы с резиной и прогревом тормозов – мне никак не удавалось добавить в скорости. Ближе к финишу ситуация улучшилась, но этот результат стал нашим максимумом на сегодня. Мы заработали важные очки и будем с нетерпением ждать следующую гонку.

Вопрос: Проблемы с шинами и тормозами были вызваны прохладной погодой, или причина в механике?
Хейкки Ковалайнен: Нет, всему виной средняя температура – в таких условиях было немного сложнее прогреть резину, и я уверен, с подобными проблемами столкнулись и соперники. К сожалению, я сам справился с ними лишь к концу гонки.

Вопрос: Возникали ли эти проблемы во время свободных заездов или квалификации?
Хейкки Ковалайнен: Отчасти, но их появление во время гонки меня несколько удивило – как правило, они возникают в самом начале дистанции, однако сегодня проблемы преследовали нас несколько дольше обычного…

Вопрос: Старт за машиной безопасности пошел на пользу или только осложнил ситуацию?
Хейкки Ковалайнен: Нет, благодаря машине безопасности нам удалось чуть лучше прогреть резину, правда, сложно оценить эффект. Думаю, в любом случае старт получился бы весьма непростым.

Вопрос: Роберт, на этой трассе вы впервые поднялись на подиум и сегодня повторили это достижение…
Роберт Кубица: Неплохой результат после вчерашней квалификации, которая сложилась совсем не так, как хотелось. Мы остановились в шаге от финала, но получили возможность изменить стратегию с учетом погоды и состояния трассы. Думаю, мы сделали правильный выбор – я оставался на трассе как можно дольше, а когда настал момент ехать в боксы, погодные условия уже позволяли перейти на промежуточную резину. Я взял неплохой темп и сумел подтянуться к Хейкки, но отставание было слишком велико, поэтому последние несколько кругов я просто доезжал.

На старте пришлось нелегко – неожиданно я оказался впереди Ника, хотя совершенно не видел его машину. Непросто начинать гонку из середины пелотона, но мне удалось удержаться на трассе. Позже у нас и Фернандо возникли проблемы с давлением в шинах, поэтому Льюис легко вышел вперед – да, он ехал намного быстрее, но чуть позже удача оказалась на нашей стороне, и мы смогли вовремя перейти на промежуточную резину.

Вопрос: Расскажите о дизайне вашего шлема. Что он означает? И что значит для вас подиум в той стране, где вы провели немало гонок?
Роберт Кубица: Не секрет, что с 13 до 18 лет я жил в Италии, и для меня это место совершенно особенное, ведь сюда приезжает немало польских фанатов. Правда, в Монце за меня болеют и итальянцы, поэтому я хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто поддерживал мою карьеру в этой стране. Как раз по этой причине одна половина моего шлема раскрашена в цвета итальянского флага, а другая – в цвета польского.

Вопрос: Себастьян, мы переживаем довольно трогательный момент, ведь Toro Rosso – итальянская команда, прямая наследница появившейся в 1985 году Minardi. Более того, впервые с 1957 года гонку выигрывает итальянская команда, но не Ferrari…
Себастьян Феттель: Думаю, это говорит о многом. Люди привыкли слушать итальянский гимн, исполняемый в честь Scuderia Ferrari, поэтому сегодняшнее достижение уникально. Мы никогда не забудем этот день. Прошлый год был для меня очень непростым, но благодаря усилиям Франца Тоста, Герхарда Бергера и Red Bull я дебютировал в Формуле 1 за рулем BMW Sauber. Они поверили в меня, а чуть позже предложили место в собственной команде. Сейчас у меня уже есть некоторый опыт, и поверьте, всегда нелегко стартовать из последних рядов и прокладывать себе дорогу через пелетон. Возможно, ты закончишь гонку пятнадцатым, и никто не заметит этот результат, однако ты будешь знать, что поработал на славу, и сможешь гордиться собой и командой.

Сегодня мы имеем полное право наслаждаться победой, хотя это звучит невероятно. С начала сезона команда просто преобразилась, здесь фантастическая атмосфера, каждый сотрудник нацелен на успех. Когда я сегодня садился за руль, то сказал себе: «Давай, разгроми их». Все вокруг шутили и с нетерпением ждали старта – можно сказать, мы в какой-то мере рассчитывали на этот результат. Да, по сравнению с BMW, McLaren Mercedes или Ferrari у нас работает не так много людей. Red Bull Technology оказывает нам всяческую поддержку, но на заводе в Фаэнце трудится 160 специалистов Toro Rosso, и для каждого из них сегодняшний день стал по-настоящему особенным. Мы - одна команда, я счастлив.

Вопрос: Себастьян, великолепная победа! Расскажите, какие эмоции вы испытывали на последних кругах гонки?
Себастьян Феттель: Я не мог поверить, и старался сохранить концентрацию. Мое лидерство было более чем комфортным, но я совершенно о нем забыл, и только когда проехал под клетчатым флагом, понял, что только что выиграл гонку. Видеть вокруг столько радостных лиц – просто невероятное ощущение! Это был мой лучший круг в Монце – пусть не самый быстрый, но лучший. Затем возвращение в закрытый парк, подиум – наверное, это звучит глупо, но я никогда не забуду эту картину: подиум и море фанатов где-то внизу…

Я видел свою семью, команду, множество других людей – толпа начиналась от первого поворота. Когда я услышал немецкий гимн, то едва сдержал слезы, а чуть позже зазвучал гимн итальянский в честь моей команды и всех тех людей, с кем мне довелось поработать. Я с Toro Rosso уже больше года, и то, чего нам удалось добиться, просто впечатляет. Победа в гонке – думаю, сегодня кто-то из сотрудников ляжет спать пораньше, кто-то попозже, но каждый будет засыпать с мыслью, что мы – победители. Это фантастика! Не знаю, что еще можно сказать. Я не могу в это поверить.

Вопрос: Ваша стратегия с ранним пит-стопом, похоже, оправдалась…
Себастьян Феттель: Да, вчера мы сделали правильный выбор. Я уже говорил, что по нашей скорости на прямых можно понять – машина настроена на сухую погоду, ведь вчера мы действительно думали, что сегодня обойдется без дождя. Правда, все получилось совсем наоборот, особенно в начале гонки. Решение стартовать за машиной безопасности помогло избежать проблем с видимостью, и мне сразу удалось создать отрыв, позволивший после довольно раннего первого пит-стопа остаться впереди тех, кто выбрал тактику с одной дозаправкой. Я вернулся на трассу в четырех секундах впереди Нико Росберга, и уже было ясно, что мы сможем удержать его позади. Правда, нас стремительно догонял Льюис, и мой инженер все время сообщал мне его темп – 1:34.5. В тот момент мне не хватало сцепления с асфальтом, я ехал что-то вроде 1:36 и пытался прибавить, но тут Хэмилтон свернул в боксы, и опасность миновала.

Фантастическая гонка! С самого старта мы контролировали ситуацию, не допустили ни одной ошибки. Да, у нас не так много сотрудников, но мы стали намного сильнее, особенно в плане работы на пит-стопах, поэтому хочу отдельно поблагодарить Джорджио Асканелли, сумевшего буквально преобразить команду. Каждый из нас нацелен на успех, поэтому сегодняшний результат – лучшая награда.

Вопрос: Хейкки, какие-то проблемы на первых кругах? Вы не могли угнаться за Себастьяном…
Хейкки Ковалайнен: Мне не хватало сцепления, чтобы поехать быстрее. Гонка получилась очень трудной, я просто не мог прибавить.

Вопрос: Вы рассчитывали именно на такую погоду? Машина была настроена под дождь?
Хейкки Ковалайнен: Думаю, никто не знал, чего можно ожидать – условия все время менялись. За час до старта могло показаться, что гонка пройдет по сухой трассе, но, как только машины выехали из боксов, хлынул дождь. Предсказать погоду всегда нелегко, но, как мне кажется, мы не ошиблись в выборе шин – нам просто не хватило скорости.

Вопрос: Судя по всему, вы огорчены вторым местом…
Хейкки Ковалайнен: Да, нам следовало бы победить, но Себастьян и Toro Rosso были сильны на протяжении всего уик-энда. Люди считают, что я слишком много говорю, но Себастьян тоже говорит немало. Правда, у него есть на то причины, а я сегодня не разговорчив.

Вопрос: Роберт, с одиннадцатого места на третье. Как прошел первый отрезок гонки? Вы могли разглядеть трассу?
Роберт Кубица: Я даже не заметил, как опередил Ника на подступах к первому повороту – понял это лишь на торможении, когда он неожиданно оказался позади. Это было невероятно, однако, в таких ситуациях нужна предельная осторожность. Когда стартуешь из первых двух рядов, не возникает никаких проблем, но если начинаешь гонку из середины пелетона, приходится быть внимательным. Ко второй шикане я летел с полностью выжатой педалью газа и думал, что кто-то вот-вот влетит в меня. Ситуация была крайне неприятной. Позже мне удалось создать довольно большой отрыв, до Фернандо оставалось еще три секунды, но тут возникли проблемы с резиной. На подсыхающей трассе машина постоянно скользила, мы с Алонсо ехали в одном темпе и постоянно обменивались ошибками. К счастью, мы вовремя переобулись в промежуточную резину, и это сработало.

Вопрос: Как вела себя более тяжелая машина в начале гонки?
Роберт Кубица: Думаю, здесь нет никакого секрета. Всем известно, что в дождь одни машины едут быстрее других, а Toro Rosso и Red Bull всегда были сильны именно на мокрой трассе. Если год назад они серьезно уступали на сухом асфальте, то в дождливую погоду неизменно оказывались где-то рядом, а в предыдущих гонках даже на сухом асфальте Toro Rosso выступала в роли третьей или четвертой команды чемпионата. В дождь она и вовсе становится быстрейшей, поэтому мне остается только поздравить коллег. Я знаю многих сотрудников Toro Rosso, они действительно заслужили этот успех.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Матиас Бруннер – Motorsport Aktuell) Себастьян, ближе к финишу, должно быть, мелькнула мысль: «Я могу выиграть эту гонку». Каких усилий стоило не погрузиться в мечты?
Себастьян Феттель: Да, иногда меня посещали подобные мысли, ведь на информационной доске по-прежнему значилась первая позиция, и мой отрыв был достаточно велик, поэтому я думал: «Если я финиширую, то выиграю эту гонку!» Это было просто невероятно. Правда, я тут же вспоминал о необходимости сохранять концентрацию. Иногда я поднимал руку, чтобы проверить, не идет ли дождь, но в любом случае условия оставались непростыми – в отдельных местах трасса успела подсохнуть, и стоило допустить ошибку на торможении, как машина пролетала мимо поворота. К тому же, асфальт был довольно скользким, сохранялся риск уйти в занос. Тем не менее, я продолжал атаковать, держал ситуацию под контролем и наслаждался гонкой.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Себастьян, во время первого пит-стопа вы не опасались, что соперники смогут чуть дольше задержаться на трассе и отобрать у вас лидерство?
Себастьян Феттель: Я не знал, когда они отправятся на пит-лейн. Мы предполагали, что машина Хейкки заправлена на несколько кругов больше, но в итоге я оказался впереди. Как сказал Роберт, тем, кто ехал позади меня, пришлось гораздо труднее. Я прекрасно помню, каково это – мчаться по прямой, не видя ничего. Ты смотришь направо, налево, а затем из пелены брызг неожиданно появляется задняя часть другой машины, и хорошо, если у тебя есть запас метров в двести – тогда можно спокойно нажать на тормоза. Сегодня я оказался в самой выгодной ситуации и смог оторваться, было крайне важно вернуться на трассу впереди тех, кто ехал на одну дозаправку. Как мне кажется, первым из таких гонщиков был Нико Росберг, поэтому мы могли судить, что план сработал.

Честно говоря, из-за трафика предыдущие этапы получились весьма непростыми, а здесь передо мной была свободная трасса, и в результате эта гонка стала одной из самых спокойных в моей карьере.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Хейкки, проблемы со сцеплением носили тот же характер, что в Сильверстоуне или на любой другой трассе, где у вас слишком быстро изнашивались шины? В какой-то момент гонки Льюис на той же резине ехал намного быстрее…
Хейкки Ковалайнен: Нет, в Сильверстоуне все было гораздо хуже, а здесь речь идет об отдельной фазе гонки. Когда трасса начала подсыхать, дождевые шины начали быстро изнашиваться – впрочем, причину нехватки скорости следует искать и в тормозах – мне не удавалось поддерживать их рабочую температуру. Ближе к финишу ситуация улучшилась, но проблемы в начале гонки длились дольше, чем я предполагал.

Вопрос: (Линда Янсон – Auto Euro) Себастьян, финальный круг в Монце стал самым длинным в вашей карьере? Что говорила вам команда?
Себастьян Феттель: Как я уже говорил, это был мой самый длинный круг в Монце – возможно, один из самых медленных, но все-таки самый приятный. Когда я увидел клетчатый флаг, то просто потерял дар речи. Во время гонки мой инженер регулярно сообщал мне отрывы от Хейкки и других соперников, предупреждал об осколках в последнем повороте, поэтому я не знал, что сказать, и ждал его слова. Поначалу я оставался спокойным, поздравлял команду, но в какой-то момент просто закричал – настолько был счастлив. Трудно описать тот момент – видеть, как люди вокруг приветствуют тебя, как маршалы аплодируют твоему успеху – я никогда этого не забуду.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Себастьян, вы уверены, что после этой победы покинете Toro Rosso уже в конце нынешнего сезона? И еще – как вы намерены справляться с новым прессингом, вас уже сравнивают с Михаэлем Шумахером?
Себастьян Феттель: О сравнениях с Михаэлем – прежде всего, следует понять, чего добился этот человек. Из действующих гонщиков ближе других к нему подобрался Фернандо Алонсо, двукратный чемпион мира, но сравнивать кого-то с Михаэлем, по-моему, нелепо. Я молод, моя карьера только начинается, поэтому какие-либо аналогии просто бессмысленны. Михаэль – один из лучших пилотов всех времен, и я горжусь тем, что знаком с ним. Он - отличный парень.

Что касается моего будущего – в следующем году я, в любом случае, перехожу в Red Bull Racing, однако не стоит считать это шагом назад. Да, в предыдущих гонках Toro Rosso выглядела сильнее, и многие считают, что причина в моторах. Я верю в силу моторов Ferrari, но дело не только в них – в конце концов, многое зависит и от тебя лично. Я бывал в подобных ситуациях в других гоночных сериях, но не намерен останавливаться на достигнутом – да, повторить сегодняшний результат будет непросто, но мы продолжим борьбу. Вы сами видели – у нас действительно быстрая машина, надеюсь, нам удастся набрать еще несколько очков. В Сингапуре я не буду надеяться на очередную победу, поскольку реально оцениваю сегодняшний результат и прекрасно понимаю, каким должен быть подход к оставшимся гонкам.

Перевод: Валерий Карташев