Гран При Бахрейна : Пресс-конференция в четверг

Фернандо Алонсо и Флавио Бриаторе (Renault)

Вопрос: Флавио, ваша команда очень хорошо стартовала в этом сезоне...
Флавио Бриаторе: Да. Мы были конкурентоспособны на зимних тестах и перед началом сезона думали о подиуме, совершенно не ожидая, что окажемся так конкурентоспособны. Мы доминировали в первой гонке с Джанкарло и во второй с Фернандо, удивившись относительной слабости McLaren и Ferrari.

Вопрос: Чемпионат только начался, но все же - кого вы считаете своими основными соперниками?
Флавио Бриаторе: Я не знаю. У некоторых команд должны появиться новые машины, посмотрим, что это изменит. В одной из гонок у Фернандо были проблемы с машиной и он боролся с Трулли на Toyota, а Физикелла - с Red Bull. Посмотрим.

Вопрос: Какова сейчас атмосфера в команде?
Флавио Бриаторе: С атмосферой в Renault всегда хорошо, даже в прошлом году, когда у нас были проблемы с машиной, Фернандо часто критиковали, и мы упустили отличный шанс в Канаде и Спа. В прошлом году доминировала Ferrari, и тут дело не только в машине - резина сыграла очень важную роль. В Этом году мы видим ту же машину Ferrari, так что же изменилось? Зимой Michelin смогла обойти Bridgestone и Ferrari.

Атмосфера в команде отличная. Победа в двух первых гонках добавила энтузиазма нашим парням, работающим на базе, и они сделают все, чтобы у Фернандо и Джанкарло была конкурентоспособная машина. Renault - молодая команда, которая никогда не испытывала проблем с мотивацией, наши гонщики всегда дружили друг с другом, раньше - Ярно и Фернандо, сейчас - Фернандо и Джанкарло. Мы - счастливая команда, так было всегда, а эти результаты стали следствием упорной работы в Париже и Лондоне. Наши гонщики тоже прибавили, у Фернандо годичный опыт выступлений в Renault, а Джанкарло вернулся в команду, полностью изменив свой подход к работе, к гонкам. Сегодня мы действительно счастливы.

Вопрос: Однажды возникнет необходимость держать своих пилотов под контролем, когда они начнут бороться друг с другом...
Флавио Бриаторе: Мне нравится такая ситуация, я всегда говорил, что гонщику нужна голова. У Renault умные гонщики, и если они будут бороться друг с другом, значит Кубок Конструкторов у нас в кармане. Формула 1 - это все же спорт, командная тактика запрещена, да и не нужна она, если в вашей команде есть два гонщика, способных побеждать, а не один единственный быстрый парень.

Вопрос: Фернандо, а что вы об этом думаете? В компании с Джанкарло вы уже выиграли по одной гонке...
Фернандо Алонсо: Флавио уже сказал, если вы боретесь со своим партнером по команде за победу в гонке, значит машина действительно хороша. Позади лишь две гонки, в одной из которых мне помешал дождь на первой квалификации, но я уверен в том, что мы сможем и дальше выступать на этом уровне.

Вопрос: Какова реакция испанцев на ваши успехи?
Фернандо Алонсо: Они чересчур импульсивны. Когда вы выигрываете - они счастливы, когда чуть уступаете - обвиняют во всех грехах.

Вопрос: Какого приема вы ждете в Барселоне?
Фернандо Алонсо: Трибуны наверняка будут полными, болельщики получат удовольствие от гонки и устроят всеобщую вечеринку.

Вопрос: Как вы акклиматизировались перед этой гонкой?
Фернандо Алонсо: Ничего особенного, я даже прилетел лишь вчера вечером. Время отличается всего на час, в Европе сейчас тоже тепло, так что в этот уик-энд командам и пилотам будет полегче, чем в Малайзии.

Вопрос: Тогда вас наверняка удивит прогноз погоды на эту гонку - до 36° прогреется воздух и до 51° трасса? Не так уж велика разница с Малайзией...
Фернандо Алонсо: Мы знали, что в субботу и воскресенье будет жарко, и эта погода поможет реализовать преимущества нашей машины. Тут важнее влажность, по сравнению с Малайзией она крайне низка и не вызовет таких проблем для пилотов и команд, как в Сепанге.

Вопрос: На этот раз вы проверите работу системы подачи питьевой воды в машине?
Фернандо Алонсо: Мы проверили ее на прошлой неделе, все хорошо.

Вопрос: Команда впервые тестировала работу этой системы?
Фернандо Алонсо: В прошлом году мы этим уже занимались. Обычно команды больше заботятся о машине, чем о гонщике, и это нормально - быстрая машина нужна нам больше, чем удобная. Но в некоторых гонках важен компромисс.

Вопрос: Флавио, насколько консервативна была команда в двух первых гонках?
Флавио Бриаторе: Не знаю. Мы старались. Мы пришли в Формулу 1 с Renault, чтобы добиться абсолютного результата и с каждым годом двигаемся вперед. Я уверен, наш успех стал следствием напряженной работы на протяжении четырех последних сезонов. В Формуле 1 ничто не происходит случайно, над созданием машин работает огромный коллектив, и выигрываете вы или нет, требования очень велики. Конечно, выигрывать приятнее, и приезжая в офис команды, в понедельник после гонки, мне очень приятно видеть улыбки на лицах. Подобный успех стал для нас заслуженным сюрпризом. Renault - идеальная команда, все вы знаете, что наши гонщики много времени проводят вместе, и мы не хотим играть с прессой, говоря о проблемах, которых нет. И это здорово!

Вопросы с мест

Вопрос: Фернандо, у меня два вопроса. Первый - вы чувствуете давление, лидируя в чемпионате? И второй - в Испании очень внимательно следят за вашими успехами, но иногда заходят слишком далеко, ведь вас чуть не похитили в собственном доме. Вам пришлось уехать и наблюдать за происходящим со стороны...
Фернандо Алонсо: Никакого давления я не чувствую, позади лишь две гонки. Задача любого гонщика любого чемпионата - думать о ближайшей гонке, а цыплят посчитаем осенью. По поводу второго вопроса, ситуация действительно зашла слишком далеко. Мне не нравится следить за происходящем в моем доме со стороны.

Вопрос: Я был удивлен, когда команда сказала вам, на какой передаче проходить поворот в Сепанге...
Фернандо Алонсо: Я тоже был удивлен, но команда получает телеметрию, инженеры видят, как меняется температура или давление масла в некоторых поворотах, и посоветовали мне проходить его на пятой передаче. Если бы это происходило в другом месте, я бы спросил, почему, но в шестой поворот Сепанга я заходил то на четвертой, то на пятой передаче, так что никаких проблем.

Вопрос: Трудности возникли только в этом повороте?
Фернандо Алонсо: Никаких трудностей, преимущество было достаточно велико, и команда посчитала, что пятая передача в данном случае безопаснее.

Вопрос: В Бахрейне дебютирует новая Ferrari, что вы об этом думаете?
Фернандо Алонсо: Ferrari - очень сильная команда, один из фаворитов чемпионата, и их новая машина наверняка имеет большой потенциал. Но первые две гонки выиграла Renault, и они должны заглядывать в наши боксы, а не мы к ним. Прошлогодняя Ferrari тоже очень неплоха, новая наверняка лучше, но ключ к победе - это не только машина.

Вопрос: Как вам Бахрейн и его жители?
Фернандо Алонсо: Я не так много времени провожу вне трассы. В прошлом году мы посетили уличный рынок, для нас все это немного странно - другая культура, другие обычаи. А автодром великолепен, широкая ровная трасса, отличные средства обслуживания. Хорошо, что Формула 1 пришла в эту страну.

Вопрос: Флавио, вы действительно не следите за Ferrari?
Флавио Бриаторе: Я не работаю в Ferrari, у нас своя команда, своя машина, свои гонщики. В Малайзии нас преследовала Toyota, в Австралии - Red Bull, и мы не думали о них. У команды есть работа, которую нужно выполнить как можно лучше. Если кто-то выйдет вперед, создаст более быструю машину, то мы все равно будем думать лишь о своей команде, а не о соперниках.

Вопрос: Фернандо, как вы оцениваете свои шансы на победу в этой гонке, и что можете сказать о другом испанце, который проведет этот уик-энд, о Педро де ла Роса в McLaren?
Фернандо Алонсо: Мы знаем, что гонка будет трудной. В прошлом году эта трасса не была идеальной для нашей машины, но сейчас машина совсем другая. У Renault отличный мотор, эффективная аэродинамика, так что и ситуация может сложиться иначе. Я уверен, машина будет конкурентоспособной и мы, как минимум, сможем бороться за подиум. Для победы в гонке нужно хорошо выступить в квалификации, угадать с резиной и стратегией и.т.д. Но глупо было бы не думать о подиуме, учитывая сложившуюся ситуацию.Что касается второго вопроса, я рад за Педро, который заменит Монтойю на этом Гран При. Чем больше в Формуле 1 испанцев, тем лучше для Испании, к тому же Хуан-Пабло наш соперник по чемпионату и в этой гонке он очков не заработает.

Вопрос: Господин Бриаторе, несколько недель назад вы сказали, что Формуле 1 нужно прибавить в зрелищности. Тот факт, что гонки выигрывает не Ferrari, а Renault, соперничая при этом с Red Bull и Toyota, добавляет популярности чемпионату?
Флавио Бриаторе: Наверняка. По крайней мере для нас этот чемпионат кажется интереснее прошлогоднего. Формула 1 - это телешоу, а гонка - это спорт. Две недели назад я говорил о том, что надо перевести Формулу 1 со страниц финансовых скандалов в спортивные разделы газет. Все только и говорят о том, каким будет чемпионат в 2008-м, кто будет им управлять и что за это получит. Для меня Формула 1 - это спорт. У команд есть машины, пилоты, и болельщики хотят видеть гонку, борьбу на трассе. В Австралии Фернандо стартовал 14-м или 13-м и многих смог обогнать, это хорошо для спорта, это хорошо для нашего бизнеса. Такова моя точка зрения.

Вопрос: Многие жаловались на доминирование Ferrari, но кажется, в этом году они не смогут выиграть все гонки...
Флавио Бриаторе: Я не говорю о том, что победы Renault приносят больше пользы Формуле 1, чем победы Ferrari. Год назад ваши коллеги действительно много говорили о том, что впереди снова две Ferrari, гонку снова выиграл Шумахер, сейчас ситуация изменилась, и я не вижу в этом ничего плохого. Чемпионат стал интереснее, болельщикам хочется узнать, как будет развиваться ситуация.

Вопрос: И что вы сейчас чувствуете?
Флавио Бриаторе: Я счастлив, как и вся команда. Я вернулся в Формулу 1 в 2001-м, и тогда трудно было рассчитывать на то, что Renault станет одной из сильнейших команд уже в 2005-м. Не стоит заранее подводить итоги, позади лишь две гонки, но мы уверено можем сказать - Renault среди лидеров. В прошлом году команда финишировала третьей, надеюсь, сезон 2005 года мы завершим еще лучше.

Ярно Трулли и Джон Хауэтт (Toyota)

Вопрос: Джон, насколько неожиданным для вас был результат Гран При Малайзии?
Джон Хауэтт: Команда очень серьезно работала этой зимой. У всех нас, из-за прохладной погоды, из-за нового асфальта в Барселоне, были проблемы с оценкой реальной расстановки сил в чемпионате. Но Ярно уже в Австралии показал, насколько быстра наша машина, и в Малайзии мы это лишь подтвердили.

Вопрос: Ярно, что вы думаете об этой гонке после трудного уик-энда в Сепанге?
Ярно Трулли: Я считаю, что после каждого уик-энда нужно смотреть, в какой мы форме. В качестве базиса у нас есть хорошая машина, но еще многому предстоит научиться. Мы сделали выводы после Австралии, прогрессировали по ходу уик-энда в Малайзии. Не знаю, будем ли мы здесь столь же конкурентоспособны, но там машины были быстры, значит и в Бахрейне можно бороться. У Toyota есть потенциал, и мы постоянно прогрессируем.

Вопрос: Вы в состоянии стабильно бороться в первых рядах?
Ярно Трулли: Я реалист. Нет, конечно я оптимист, но предпочитаю твердо стоять на земле, зная, как много нам еще предстоит сделать. Потенциал есть, но пока мы его не используем полностью. Команда работает, на одних трассах мы будем выступать лучше, чем на других, и Малайзия в их числе. По ходу сезона нужно добиться эффективности машины на любых трассах, о борьбе за чемпионат говорить рано, хотя начало весьма многообещающее.

Вопрос: Погоду обещают почти как в Малайзии - до 36° воздух и до 51° трасса...
Ярно Трулли: Условия действительно похожи, мы разобрались с резиной и верим в то, что она будет так же эффективна. Наш мотор проехал дистанцию двух Гран При без проблем, я с оптимизмом смотрю в будущее, но все же не будем раздавать авансы. Лучше поговорим о том, что удалось сделать, в конце уик-энда.

Вопрос: Джон, вы согласны с Ярно в том, что Toyota пока не может бороться за чемпионат?
Джон Хауэтт: Да. Мы все еще молодая команда, хотя фундамент уже заложен. У нас намечены серьезные модификации шасси и мотора, нужно поддержать планку, поднятую командой в первых Гран При сезона. Toyota ставит перед собой очень серьезные цели, и если в конце сезона мы будем бороться в тройке лучших команд, я буду невероятно доволен.

Вопрос: Вы заметили перемену настроения в команде, которая работает на Гран При и на вашей базе в Кельне?
Джон Хауэтт: Да, конечно. Эти парни очень много работают и довольны тем, что нам удалось реализовать часть потенциала команды.

Вопрос: Ваши новинки дебютируют в Имоле?
Джон Хауэтт: Да, согласно программе перед Имолой мы доработаем обе машины и моторы, но и наши соперники наверняка сделают тоже самое. Это соперничество и делает наш спорт настолько интересным.

Вопрос: Анализируя результаты, вы уже понимаете, на что может рассчитывать команда, или на этот вопрос еще нет ответа?
Джон Хауэтт: Подиум Ярно в Сепанге нельзя назвать случайным, Ральф там тоже очень здорово выступил, но нам необходимо поддерживать эту форму и в дальнейшем, не останавливаться на достигнутом. Думаю, что Майк Гаскойн и Лука Марморини делают для этого все возможное.

Вопрос: Ярно, вам было трудно адаптироваться в столь большой команде?
Ярно Трулли: Подписывать контракт с командой, которая ставит перед собой самые серьезные цели, всегда сложно. Прессинг, спрос очень серьезный, но мы с Ральфом быстро адаптировались, и я хочу поблагодарить команду за помощь. Нам доверяют, к нашему мнению прислушиваются, и наш результат в Сепанге стал результатом коллективной работы. Менять команду всегда сложно, но на этот раз обошлось без проблем.

Вопрос: И успех у вас один на всех...
Ярно Трулли: Конечно.

Вопросы с мест

Вопрос: Ярно, говоря о погоде, вы не волнуетесь по поводу гонки в Имоле? Там наверняка будет прохладно, а в Мельбурне вы испытывали проблемы с прогревом резины?
Ярно Трулли: Гонка в Имоле для многих станет ориентиром. На этой трассе машины покажут свой потенциал во всех областях, мы выясним эффективность аэродинамики, механики и моторов. Там есть длинные прямые, разгоны и серьезные торможения, высокий поребрик и резкие повороты, первый европейский уик-энд для всех будет сложным. Давайте посмотрим, как покажут себя наши новинки, гонка в Имоле очень важна для нас.

Вопрос: Ярно, кажется, в этом году у Renault нет такого преимущества на старте, которое было в прошлом году. Покинув команду, вы прихватили их секреты с собой?
Ярно Трулли: Я перешел в Toyota еще в прошлом сезоне, и команда очень внимательно прислушивается к замечаниям своих пилотов, это касается настройки машины, электроники. Да, мы прибавили на старте, но это лишь шаг вперед, предстоит еще многое сделать. Кроме того я всегда хорошо стартовал, вот и в Сепанге неплохо получилось.

Вопрос: На какой трассе у Toyota будут лучшие шансы на первую победу в Гран При?
Ярно Трулли: Перед началом сезона мы ставили перед собой другие цели, рассчитывая попасть на подиум. Успехи в первых гонках помогли команде, но говорить о победах пока рано, я не думаю, что мы к этому готовы. Надо создать прочный фундамент, и новая машина - важнейшее звено в этой цепи, если команда сможет планомерно улучшать ее по ходу сезона, то придут и победы. Надеюсь, это случится довольно скоро.

Джон Хауэтт: Я согласен с Ярно. Раньше мы были конкурентоспособны на двух трассах - в Индианаполисе и Канаде, но для того, чтобы добиться успеха, нам нужно сконцентрироваться на выполнении намеченной программы.

Вопрос: На что вы рассчитываете в этот уик-энд?
Ярно Трулли: Прогнозы - дело неблагодарное. Погода похожа на малайзийскую, но до тех пор, пока мы не начнем непосредственную работу на трассе, не поймем, как работает машина и резина, трудно о чем то говорить. Мне нравится трасса, и я смотрю в будущее с оптимизмом, посмотрим...

Вопрос: Ярно, вы сказали, что есть существенная разница между тем, как вы использовали электронику в прошлом году и как используете ее сейчас. В чем она состоит?
Ярно Трулли: Я многому научился, многое проанализировал. Электронщики - умные ребята, они прислушались к нашим пожеланиям, и мы действительно стали лучше стартовать, но в детали вдаваться не буду - это секрет.

Вопрос: Кроме старта вы стали больше полагаться на электронику?
Ярно Трулли: Мы используем то, что разрешено FIA, не больше и не меньше.

Вопрос: Вчера была объявлена процедура допингового контроля в Формуле 1. Вы считаете, что в этом чемпионате есть место допингу?
Ярно Трулли: Я никогда об этом не слышал, но год назад прошел подобный тест в Сильверстоуне. Не думаю, что допинг применим к гонкам, наш спорт очень требователен, и я не верю всем этим разговорам. Так или иначе, теперь нас будут проверять.

Вопрос: Но вам придется соблюдать осторожность в лечении?
Ярно Трулли: Toyota - одна из немногих команд, в штате которых есть врач, так что все лекарства под его контролем и проблем быть не может. Некоторые медикаменты действительно приходилось менять на аналогичные из разрешенного списка, но за этим следит наш врач.

Вопрос: Джон, один из ведущих инженеров Michelin Паскаль Васселон только что подписал контракт с вашей командой. Какова будет его роль, и трудно ли дался этот контракт, ведь в Williams им тоже серьезно интересовались?
Джон Хауэтт: В Michelin хотели удержать Паскаля у себя, но не в спортивном отделе. Он начинал с Формулы 1 и захотел остаться в чемпионате. Мы предложили ему работу в конструкторском отделе, и он принял это предложение. Вероятно, он будет работать с шасси и подвеской, о предложениях со стороны других команд я не слышал.