Гран-при Венгрии : История этапа

Джанкарло Физикелла: Фактически это одна из моих самых любимых трасс. Очень хитрый трек, очень техничный. Гонки здесь всегда очень непросты с физической точки зрения.

Михаэль Шумахер: "На этой трассе лучше всего чувствуешь себя в роли лидера, потому что обгонять на "Хунгароринге" действительно сложно. Любые маневры в конце прямых при малейшей ошибке приводят в вылету с трассы. Здесь нужен максимум прижимной силы, поэтому необходимо точно подобрать баланс машины. Резина во время гонки сильно изнашивается, что еще больше осложняет задачу."

Мика Хаккинен: "Мне нравится выступать в Венгрии, Будапешт очень красивый город, и это самая близкая к моей Родине трасса, так что здесь всегда много финских болельщиков."

Вполне могло так случиться, что гонка 1986 года была бы проведена в России, если бы тогдашние чиновники были немного посговорчивее. Но после долгих переговоров было принято решение предоставить лицензию трассе в Венгрии. Первое "Гран-при", проведенное в тогда еще социалистической Венгрии, вызвало небывалый интерес у болельщиков. В пригороде Будапешта собралось 200 000 зрителей, ставшие свидетелями "гонки двух бразильцев". Айртон Сенна занял "поул-позишн", но в гонке пришел вторым. Первую победу на четырехкилометровой трассе праздновал Нельсон Пике.


Нельсон Пике. Первый победитель "Гран-при Венгрии". 1986 год.

Но уже со следующего года "Гран-при Венгрии" постоянно находилось под угрозой отмены. Сначала появились проблемы с финансированием, потом посыпались жалобы пилотов на грязную трассу. В середине августа, в окрестностях Будапешта, как правило сухо и жарко. Даже небольшой ветерок поднимает с песчаных холмов пыль, песок и сухие листья, усеивая ими трассу. На тонкой песчаной пыли шины скользят, пыль забивается в радиаторы и трасса становится непредсказуемой. Мартин Брандл как-то сказал: "Будапешт - красивейший город из тех, где останавливается караван "Формулы-1". Но вот трасса оставляет желать лучшего: здесь нет ни каких-то особенно быстрых поворотов, ни скоростных прямых, стоящих упоминания. Определенно, это не самое приятное место для гонщиков - на узкой, кочковатой и одновременно скользкой от пыли трассе, где нет места для обгонов (если ты быстрее, то приходится ждать ошибки соперника !), всегда идет жесткая и весьма плотная борьба. Никакой передышки!"

В 1989 году трасса предстала обновленной, за счет реконструкции связки поворотов ее длина сократилась на 46 метров. В 1998 году рисунок трассы снова немного поменяли, с тех пор мелкие перемены присутствуют постоянно и почти каждый год строятся новые трибуны. Гонка оказалась популярной!

Надо сказать, что у российской части болельщиков "Формулы-1" "Гран-при Венгрии" всегда пользовался повышенным интересом. То ли дело в том, что гонка происходит в бывшей социалистической стране, то ли в относительной доступности туристической поездки в Венгрию. Но мне кажется, что все дело в том, что гонка открывает собой заключительную часть чемпионата. Сезон то ведь скоро кончается и набранные на "Хунгароринге" очки скоро будут на вес золота. Может быть "Гран-при Венгрии" потенциально не самая интересная гонка чемпионата из-за невысокой скорости и неудобств при обгоне, тем не менее она очень удачно вписалась в ландшафт, болельщики с трибун могут видеть практически все.

В этом году...

Именно в Венгрии, в 1992 году, за пять гонок до финиша чемпионата Найджел Мэнселл стал чемпионом мира. В случае успеха Михаэля Шумахера рекорд может быть повторен. Впрочем загадывать не будем.

Особенности настройки

Трасса очень требовательна к надежности машины и гоночным требованиям пилота. Невысокий темп гонки не позволяет полностью использовать ресурсы системы охлаждения, что в сумме с обычной для августа жарой заставляет моторы работать на пределе. Ухабистая трасса сильно расшатывает подвеску, а песок и пыль довершают сказанное. Аэродинамику настраивают на максимум прижимной силы, нередко используя всевозможные дополнительные устройства. Команды в равной степени выбирают тактику с одним и двумя пит-стопами. Обгонять на "Хунгароринге" очень сложно, поэтому многое зависит от результатов квалификации.

Круг по Хунгарорингу с Александром Вурцем

Круг начинается на главной прямой, она довольно медленная, хотя максимальной скорости - 285 км/ч, мы достигаем именно здесь. Первый поворот - правая шпилька - очень длинный и проходится на третьей передаче, примерно на 120 км/ч. Длина поворота и небольшой уклон приводят к тому, что в нем явно недостает сцепления с трассой. Здесь очень важно придерживаться оптимальной траектории, трасса вне траектории очень грязная. После первого поворота следует разгон до 235 км/ч и четвертой передачи перед торможением до 100 км/ч и левым вторым поворотом. На выходе из него небольшой правый изгиб и короткая прямая, на которой можно набрать скорость 280 км/ч. Потом - торможение до 185 км/ч перед самым быстрым поворотом Хунгароринга четвертая передача, и почти сразу переключение на третью и торможение до 125 км/ч - правый поворот. Снова короткий разгон до 235 км/ч перед шиканой и торможение до второй передачи и примерно 90 км/ч перед входом в нее. Практически на одной скорости - 135 км/ч проходится левый и правый повороты на выходе из шиканы, снова разгон на короткой прямой, 180 км/ч, четвертая передача еще разгон до 240 км/ч практически до боксов, где приходится тормозить до 88 км/ч. Наконец последний поворот, третья передача и 120 км/ч и разгон на главной прямой, где все начинается сначала.