Гран При Японии: Превью этапа

Гран При Японии

Как и недавний этап в Сингапуре, Гран При Японии возвращается в календарь после трёхлетнего перерыва. Прошлая гонка в Сузуке прошла в 2019-м, её выиграл Валттери Боттас – тогда в ход уик-энда вмешался супертайфун Hagibis, из-за которого третью тренировку отменили, а квалификацию перенесли на утро воскресенья.

В следующем году этап отменили из-за Covid-19 – правила пересечения границы сделали невозможным проведение гонки. В Honda очень хотели провести гонку в 2021-м, когда компания объявила об уходе из Формулы 1, а их моторы уверенно побеждали, но во время Олимпийских игр статистика заболеваний пошла вверх, и после закрытия Олимпиады вновь объявили об отмене этапа.

В этом году проведению гонки помешать ничего не должно. Honda стала титульным спонсором Гран При, в котором Макс Ферстаппен может завоевать второй подряд чемпионский титул. Для этого ему достаточно выиграть гонку и показать лучший круг или иным способом опередить Шарля Леклера на восемь очков, а Серхио Переса на шесть.

Кристиан Хорнер и Хельмут Марко

Кроме чемпионского титула Макса, одной из тем японского уик-энда станет продолжение обсуждения итогов финансового аудита команд за 2021 год, когда в Формуле 1 впервые появился бюджетный лимит.

Многим командам пришлось серьёзно сокращать персонал, чтобы уместиться в 147,4 миллиона долларов, ведь параллельно шла разработка машин для 2022 года, у которой был безусловный приоритет. И в этот момент в Red Bull и Aston Martin активно переманивали персонал из других команд, привлекая их огромной зарплатой.

Ситуация для Формулы 1, где всё ради победы, не новая, но это впервые происходило в ситуации, когда команды договорились между собой о сокращении затрат и согласились с ролью FIA в роли независимого арбитра.

В Aston Martin ограничились несколькими ключевыми персонами, а в Red Bull на пустом месте создали моторостроительное подразделение Red Bull Powertrains, укомплектовав его тремястами сотрудниками, включая лучших инженеров Honda и Mercedes. По неофициальной информации, к ним перешли пятьдесят инженеров из Бриксуорта.

Тогда руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер с радостью говорил в интервью, что «желающих перейти к нам на работу очень много». Сейчас Хорнер категорически открещивается от связи команды с этим наймом, утверждая, что они были приняты на работу не в команду, а в другие подразделения – Red Bull Powertrains и Red Bull Advanced Technologies, хотя вторая компания и создаёт машины для команды.

Поговаривают, поначалу тройка финансовых инспекторов FIA не нашла нарушений, но сотрудники меняют команды и делятся своими знаниями о том, как их бывшие руководители решают подобные проблемы.

Для президента FIA Мохаммеда бен Сулайема этот кризис станет первой серьёзной проверкой. Во времена Макса Мосли позиция FIA в случае нарушений была жесткой, но Макс всегда действовал в тандеме с Берни Экклстоуном, а сейчас между Сулайемом и владельцами Формулы 1 из Liberty Media уже есть серьёзные противоречия.

Вопрос о возможных санкциях FIA к Red Bull, владеющей двумя командами и собственным этапом, становится весьма щепетильным. Но вряд ли кто-то захочет выносить «сор из избы», как было в случае внутреннего соглашения между FIA и Ferrari пару лет назад, когда возникли вопросы по поводу соответствия регламенту моторов из Маранелло. Тогда, при прежнем президенте FIA Жане Тодте, спорную ситуацию удалось замять. Вероятно, так будет и на этот раз.

Как трасса в Имоле навсегда связана со смертью Айртона Сенны, как в Спа несут цветы к месту смертельной аварии Антуана Юбера, так гонка в Сузуке ассоциируется с гибелью Жюля Бьянки в 2014-м.

Сейчас француз мог быть напарником Шарля Леклера в Ferrari, и это, не умаляя заслуг Карлоса Сайнса, была бы славная пара пилотов. Своего рода «мушкетёры Формулы 1».
За несколько месяцев до той трагедии, за две недели до своего 25-летия Жюль в интервью F1News.ru сказал: «Я здесь, в Формуле 1, и хочу выстроить успешную карьеру. Я хочу доказать, что чего-то стою, и надеюсь, ещё много лет проведу в чемпионате. Но никто не может предсказать будущее…»

Жюль обрёл вечный покой на кладбище Ниццы, а в городе появилась улица в его честь. Он был просто гонщик.

С тех пор в Формуле 1 появился виртуальный автомобиль безопасности, позволяющий контролировать скорость, когда на трассе появляются жёлтые флаги. В седьмом повороте Сузуки поставили стационарный кран для эвакуации машин вместо передвижного, в который тогда врезалась машина Бьянки. В FIA ввели правило, по которому старт Гран При должен даваться не менее чем за четыре часа до заката или наступления сумерек, чтобы видимость в ходе гонки была на хорошем уровне. C 2015 года время старта гонки в Сузуке перенесено на час вперёд и даётся в два часа дня по местному времени.

По ходу Гран При Японии вновь возможны дожди. И если на других трассах дирекцию гонки часто критикуют за нерешительность во время сильных осадков, то в Сузуке пусть лучше все сидят в боксах, пока не выглянет солнце. В память о Жюле.

Читайте ещё