Гран При Португалии: Пресс-конференция в четверг

Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон

Пресс-конференция FIA в четверг вновь была виртуальной – гонщики всех команд по очереди отвечали на вопросы по видео, от Williams до Mercedes. Мы цитируем их в обратном порядке...

Mercedes

Вопрос: Команда Mercedes имеет шансы уже в этот уик-энд выиграть рекордный седьмой Кубок Конструкторов подряд. Что вы думаете о таком достижении? Вас удивило столь большое преимущество над соперниками в этом сезоне?
Льюис Хэмилтон: Конечно, седьмой Кубок Конструкторов будет невероятным достижением для всех сотрудников команды, я горжусь ими и благодарен каждому за фантастическую работу на протяжении многих лет. Они сотворили то, чего раньше не удавалось никому в Формуле 1: наша команда не переставала доминировать даже после смены регламента и продолжала от сезона к сезону поднимать планку. Я горжусь тем, что являюсь частью этого коллектива, и что смог внести свой вклад в наш общий успех. Но знаете, в команде о достижениях практически не думают – все сосредоточены исключительно на том, как сработать лучше в следующей гонке, в следующем сезоне и далее, в этом сила Mercedes.

Вопрос: Вы помогли команде завоевать шесть Кубков Конструкторов, вместе с ней доминируете и в нынешнем сезоне. Как этот год выглядит на фоне шести предыдущих?
Льюис Хэмилтон: Для меня это восьмой год с Mercedes, разве не так?

Вопрос: Да, но за победу в Кубке Конструкторов команда сражается в седьмой раз.
Льюис Хэмилтон: И вопрос был о том, как я оцениваю этот год?

Вопрос: Как этот сезон выглядит на фоне предыдущих шести?
Льюис Хэмилтон: Знаете, 2020-й год для всего мира складывается откровенно плохо!

Вопрос: А если говорить о гонках?
Льюис Хэмилтон: Каждый сезон складывается по-своему. В этом году характер борьбы несколько иной, наша команда сделала огромный шаг вперед. Мы с Валттери на протяжении нескольких лет задавали направление работы над машиной, эта работа обеспечила ожидаемый эффект, а вдобавок команда сумела удивить всех принципиально новым решением – системой DAS. Правда, в следующем году этой системы у нас не будет, но ничего страшного – кто-нибудь из гениальных инженеров Mercedes наверняка найдет способ добиться прогресса. Нам непросто каждый год сражаться за победу в чемпионате, но, оглядываясь назад, мы можем гордиться своими достижениями.

Вопрос: Валттери, как вы оцениваете череду успехов Mercedes?
Валттери Боттас: Безусловно, для нас это еще один очень успешный год. Как сказал Льюис, гонщик – один из элементов команды, и совершенно потрясающе наблюдать, насколько здорово работает наш коллектив, каждый раз повышая планку достижений. Эта работа обеспечила нам предыдущие успехи, но в этом году точка еще не поставлена, и пусть есть небольшой шанс завоевать седьмой Кубок Конструкторов уже в этот уик-энд, концентрироваться на этой задаче нет смысла. Важно сработать как можно лучше, выиграть гонку, а если это обеспечит нам очередной Кубок Конструкторов – что ж, будет вдвойне приятно!

Вопрос: Валттери, в предыдущей гонке Льюис Хэмилтон сравнялся с Михаэлем Шумахером по числу побед, и очередное первое место сделает его абсолютным лидером по этому показателю. Вы с Льюисом напарники, для вас он явный ориентир и первый, с кем можно себя сравнивать. За счёт чего Льюис настолько конкурентоспособен, и что вам нужно изменить, чтобы всё-таки его одолеть?
Валттери Боттас: Потрясающе, что моему напарнику удалось сравняться с Михаэлем по числу побед, и я не сомневаюсь, что Льюис в итоге превзойдет этот рекорд. Конечно, я постараюсь, чтобы это произошло как можно позже, но когда-нибудь он всё-таки одержит 92-ю победу. Льюис выступает очень стабильно, за всё то время, что мы вместе выступаем в Mercedes, у него было очень мало неудачных уик-эндов. Даже если дела шли не лучшим образом, он всё равно демонстрировал отличный темп, его достижения абсолютно заслуженные. Выступать на таком уровне невероятно сложно, но Льюис приложил немало усилий, его успех не случаен. Одолеть такого соперника крайне трудно, это заставляет меня вновь и вновь выкладываться на пределе, продолжать работать над собой. Ни один напарник просто так не уступит, с Льюисом бороться особенно сложно, но это сражение помогает мне прогрессировать.

Вопрос: Льюис, вы с Тото Вольффом на протяжении нескольких месяцев стабильно уклоняетесь от ответов на вопросы об очередном контракте с Mercedes. Подтверждение вашего контракта на 2021-й год – дело формальностей, или есть нечто такое, что мешает поставить точку в этом вопросе?
Льюис Хэмилтон: Каких-то препятствий нет, мы просто не обсуждали этот вопрос. Не знаю, как обстоят дела с разного рода формальностями – думаю, в какой-то момент мы сядем за стол переговоров и всё решим, но сейчас это не основной приоритет. Для меня важнее выполнить задачу и завоевать чемпионский титул, я сосредоточен исключительно на этом.

Вопрос: Льюис, переговоры вас как-то отвлекают, создают лишнее напряжение?
Льюис Хэмилтон: Думаю, для большинства людей непросто вести переговоры с начальством! Впрочем, я не испытываю с этим сложностей, так как много раз обсуждал условия контракта. Придёт время, мы побеседуем и поставим в этом вопросе точку. В конце концов, я всегда был предан команде и никогда не пытался втайне что-то предпринимать. В этот раз мы довольно долго не обсуждаем контракт, и среди людей начинают появляться разные слухи. Я мог бы, к примеру, опасаться, что Тото ведёт переговоры с какой-то другой командой – не думаю, что это так, но в целом каждый человек вправе поступать по своему усмотрению. В этой ситуации важно оставаться честными друг с другом и не скрывать намерений. Лично я не вел переговоров с другими командами и не планирую этого делать, в какой-то момент мы с Тото сядем за одним столом и решим, что будет дальше. Мы вместе многого добились, но эта история еще не закончена.

Вопрос: Льюис, поговорим о ваших интересах вне Формулы 1. Как вы восприняли новость о том, что ваш бывший напарник Нико Росберг точно так же, как вы сами, выставит свою команду в серии Extreme E? Можно ли сказать, что это новый виток вашего соперничества, но в статусе владельцев команд?
Льюис Хэмилтон: Я не рассматриваю эту ситуацию как очередное соперничество с Нико. Для меня важнее, что серия Extreme E способна привлечь внимание к экологичным технологиям в разных уголках планеты, это ключевой фактор, а прямое соперничество на трассе – не главное. Важно посетить все запланированные этапы, акцентировать внимание на экологии – в этом причина моей заинтересованности в Extreme E. Возможно, производителей машин заинтересуют представленные там разработки, они придут в чемпионат, начнётся «гонка технологий», и многие инженерные находки в итоге найдут применение в дорожных автомобилях.

Вопрос: Льюис, вы много говорили о том, как в условиях пандемии изменилась ваша жизнь и жизнь людей по всему миру. Вместе с тем в нынешнем сезоне вам вновь удалось добиться прогресса и стать еще более конкурентоспособным. Эти события как-то связаны между собой? Можно ли сказать, что изменения в образе жизни положительным образом сказались на вашей скорости?
Льюис Хэмилтон: На протяжении многих лет люди по-разному относились к моему образу жизни, часто рассуждали на эту тему и нередко опирались исключительно на свои предположения. У меня много интересов вне Формулы 1, однако люди считали, что я должен быть сосредоточен исключительно на том, что делает меня сильнее физически и психологически. Но знаете, я никогда не делаю ничего, что может ослабить меня в физическом или психологическом плане. Всё, чем я занимаюсь, добавляет мне сил. И только мне дано знать, насколько далеко я могу зайти, с какими нагрузками могу справиться.

Моя жизнь лично мне кажется вполне сбалансированной, притом я отказался от образа плейбоя – он не вполне мне подходит, теперь меня чаще можно увидеть в кругу семьи, чем на какой-нибудь тусовке. В предыдущие годы мой ритм был суматошным, я много путешествовал по всему миру, мог прилететь из Лондона в Нью-Йорк, а из Нью-Йорка практически сразу отправиться в Сингапур, там проехать свой лучший квалификационный круг и в очередной раз доказать, что люди ошибаются насчёт влияния такого образа жизни на мой пилотаж. Но в этом году всё иначе, путешествий мало, и это мне даже нравится. Похоже, я провел дома больше времени, чем за всю свою жизнь, но это здорово! Появилось время попробовать то, что давно хотел попробовать – правда, пропускать совещания с командой по-прежнему нельзя, здесь не может быть никаких поблажек и оправданий!

В жизни я всегда стараюсь добиться равновесия, жить и наслаждаться настоящим. В этом плане хорошо, что пандемия дала передышку и избавила от необходимости заниматься многими вещами, которыми я в принципе не люблю заниматься. Работа занимает существенную часть жизни, далеко не всем интересно изо дня в день приходить в офис и выполнять действия, которые предписано выполнять, но делать совершенно не хочется, однако это часть одного большого механизма. К счастью, в этом году рутины стало меньше. Я больше всего люблю гонки, и эта ситуация напомнила мне мои юношеские годы в картинге, когда мы ненавидели ходить в школу каждый будний день, но обожали в выходные гоняться на трассе!

Вопрос: Валттери, у вас такое же ощущение?
Валттери Боттас: Пожалуй, да. Приятно по окончании уик-энда понимать, что следующее событие в твоем календаре – это очередная гонка, и что не нужно в перерыве ездить на разные обязательные мероприятия. Хорошо, что стало гораздо меньше тех вещей, которые гонщикам не нравятся.

Вопрос: Льюис, Формула 1 обозначила своё неприятие расизма и продолжает придерживаться этой позиции. На фоне этого насколько вас удивило приглашение Виталия Петрова в качестве третьего стюарда Гран При Португалии? Ранее он критиковал церемонию против расизма, а также позволил себе весьма спорное, резкое высказывание, что если кто-то из гонщиков окажется гомосексуалистом, остальные, очевидно, должны взять радужные флаги и начать призывать всех вокруг стать гомосексуалистами. Подобные заявления противоречат посылу, который старается донести Формула 1, и не кажется ли вам странным, что Виталия пригласили быть стюардом FIA?
Льюис Хэмилтон: Я не читал все высказывания, но вы только что процитировали некоторые из них. Конечно, странно, что в FIA пригласили человека с такими предубеждениями, которым мы пытаемся противостоять, а он их публично озвучивает. Думаю, вам лучше обратить на это не моё внимание, а внимание FIA.

На роль стюардов нужно приглашать того, кто понимает, в какое время живёт, и кто способен деликатно относиться ко многим сложным вопросам. Я не понимаю, какую цель преследовали в FIA, по каким причинам они позвали Петрова – не похоже, чтобы у них не было иных вариантов.

Вопрос: Валттери, желаете что-то добавить?
Валттери Боттас: Я тоже не слышал эти высказываний и не знаю деталей, потому мне сложно делать выводы. Но я согласен с Льюисом, что мы все должны одинаково относиться к принципам, которые отстаиваем.

Вопрос: Льюис, ваш нынешний контракт с Mercedes рассчитан до 2021 года. Ваша стоимость на рынке гонщиков, пожалуй, как никогда высока на фоне рекордного количества побед и фантастической конкурентоспособности, в каком-то смысле вы на пике карьеры. Но, учитывая общемировую экономическую ситуацию, совету директоров Daimler наверняка будет непросто одобрить для вас зарплату, соответствующую всем вашим достижениям. Готовы ли согласиться на однолетний контракт, чтобы через год посмотреть, как будут обстоять дела? Возможно, мысли об этом не позволяют вам определиться с решением о контракте?
Льюис Хэмилтон: Отличный вопрос, корректно сформулированный и своевременный. Как я уже говорил, решение мной еще не принято. Я хочу остаться в Mercedes, нам нужно просто собраться вместе и всё обсудить. Как правило, мы планируем на перспективу в три года, но сейчас иные времена, и еще вопрос, хочется ли мне самому выступать в Формуле 1 еще три сезона.

В 2022 году в чемпионате будут новые машины, и мне очень интересно взглянуть, на что они будут способны. Конечно, в ближайшее время весьма вероятно, что отдельные компании могут уйти из спорта, но в Mercedes по-прежнему заинтересованы в Формуле 1. Да, этот год выдался очень непростым для всех, но далее нас ждет блестящее будущее. В чемпионате грядут позитивные перемены, у Mercedes есть своя экологическая программа, согласно которой доля электрических моторов должна существенно вырасти. Всё это мы обязательно обсудим. Думаю, будет логичным продлить сотрудничество еще на несколько лет, но время покажет, как всё сложится. Больше мне добавить нечего, вы сами всё узнаете в ближайшие два месяца.

Red Bull Racing

Макс Ферстаппен и Алекс Элбон

Макс Ферстаппен никогда не выступал на португальской трассе в гонках, но так совпало, что в январе именно здесь он провёл пару тестовых дней, работая за рулём машины класса GT. Трасса ему понравилась, и голландский гонщик Red Bull Racing полагает, что по сравнению с зимой покрытие стало более ровным.

Вопрос: Раньше вам не доводилось выступать в Портимао, но в начале года вы провели здесь тесты за рулём машины класса GT – какое впечатление производит на вас эта трасса?
Макс Ферстаппен: Трасса очень интересная, и, конечно, из-за перепадов высот пилотировать здесь – одно удовольствие. Когда я тут был, лил довольно сильный дождь, но я чувствовал, что здесь весело пилотировать в любую погоду, и на мокром асфальте, и на сухом.

Кстати, любопытное совпадение: когда я проводил тесты, я ещё не знал, что нам предстоит здесь гоняться в Формуле 1, и когда это было официально подтверждено, я подумал: «Отлично, по крайней мере, я там был!» И теперь мне не терпится поскорее приступить к работе на трассе.

Вопрос: Похоже, что пару недель назад на Нюрбургринге вы уже меньше отставали от Mercedes – это было связано с какими-то особенностями трассы? Если ли у вас уверенность, что вы сможете бросить им вызов и здесь?
Макс Ферстаппен: Если честно, я не знаю. Тогда было очень холодно, к тому же мы очень давно не выступали на Нюрбургринге, но и Портимао – трасса, на которой мы раньше не гонялись. Так что ещё предстоит понять, насколько быстрыми мы здесь будем. Плюс у нас всё было хорошо с балансом, машина работала более стабильно, а это всегда приятно.

Вопрос: От гонки к гонке Red Bull Racing выступает всё лучше, и Гран При Айфеля стал очередным тому подтверждением, но в Mercedes признали, что они уже давно прекратили заниматься доводкой машины и переключились на подготовку к следующему году. Вы не опасаетесь, что в начале сезона 2021 года ваше отставание вновь увеличится?
Макс Ферстаппен: Нет, сейчас для нас важнее всего собрать побольше информации о работе RB16, и процесс её освоения продолжается. В ходе подготовки к следующему году в машине мало что можно поменять, поэтому всё, что мы с ней делаем сейчас, поможет нам в 2021-м.

Вполне допускаю, то, как строят свою работу в Mercedes, идёт им на пользу, но мы действуем по-своему, и модернизация машины продолжается полным ходом, хотя какой будет расстановка сил в следующем сезоне, мы узнаем только в 2021 году.

Вопрос: Как вы готовились к португальскому гоночному уик-энду?
Макс Ферстаппен: Так же, как и всегда. Занимался на симуляторе на базе команды в Милтон-Кинсе, а то, что у меня мало опыта пилотирования на этой трассе, особой роли не играет. К тому же, я был здесь в прошлом январе, так что всё нормально.

Вопрос: Трассу в Портимао в чём-то можно сравнить с Остином, с Circuit of the Americas, а ведь именно в этот уик-энд вы должны были бы выступать в Техасе, если бы не пандемия. Вы готовы согласиться, что этот автодром напоминает COTA?
Макс Ферстаппен: По-моему, Остин – это Остин, а Портимао – это Портимао. Похоже, что по сравнению с январём кочек здесь стало меньше, поскольку асфальтовое покрытие обновлено, но сравнивать эти две трассы я бы не стал. Каждая по-своему хороша.

Вопрос: В этом году в паддоке было зафиксировано уже несколько случаев заражения коронавирусом, в том числе и среди гонщиков. Вся это ситуация как-то сказывается на вас, когда вы проводите время дома в перерыве между гонками? Ваша жизнь как-то изменилась из-за этого?
Макс Ферстаппен: Я не так уж часто выбираюсь из дома, чтобы, например, поужинать в ресторане, но проблема в том, что никогда не знаешь, где ты можешь это подхватить, ведь такое может произойти на любой заправке, куда ты заедешь за бензином. Тут уж как повезёт, хотя, конечно, не стоит нарываться и увеличивать вероятность заражения.

На пресс-конференции FIA в Портимао Александеру Элбону задали вопрос, чувствует ли он всё возрастающий прессинг со стороны руководства команды Red Bull Racing – по крайней мере отдельные высказывания Хельмута Марко, сделанные в последнее время, наводят на подобные мысли.

Александер Элбон: «Нет, ситуация не меняется, мы продолжаем атаковать и я чувствую хорошую поддержку со стороны команды. Могу лишь сказать, что я полностью сосредоточен на оставшихся гонках, поскольку знаю, что в состоянии хорошо справиться со стоящими передо мною задачами, и намерен этого добиться.

Что касается прессинга, то он есть всегда, однако я не чувствую, что он усилился. Я просто хочу хорошо провести несколько следующих гонок. Не могу сказать, что я уступаю Максу в каком-то конкретном аспекте, но действительно в целом немного ему проигрываю.

Сейчас самое главное – получше завершить сезон. Разумеется, я хочу остаться в Red Bull Racing и упорно тружусь, чтобы этого добиться. У меня нет иных стремлений, которые были бы связаны с другими командами, я стараюсь делать всё, что в моих силах, ради достижения хороших результатов.

Гонка на Нюрбургринге подтвердила, что мы движемся в правильном направлении, надо только продолжать работать. Думаю, мои результаты в квалификациях по ходу сезона постепенно улучшались. Гонки тоже проходили не так уж плохо, хотя надо ещё поработать над стартами, ведь похоже, что гонщикам Renault и Ferrari удаётся лучше трогаться с места.

Мне всё время приходится отыгрываться и, конечно, на Нюрбургринге, после того, как я допустил ошибку и заблокировал колёса, нам пришлось менять всю тактическую схему гонки. Как я уже сказал, мы движемся в правильном направлении, но для начала мне надо несколько лучше проводить старты, а также не допускать ошибок по ходу гонок. Уверен, тогда будут и результаты».

Ferrari

Шарль Леклер и Себастьян Феттель

Вопрос: Шарль, вы гонялись на Алгарве в 2015 году в Формуле 3. Насколько предстоящая гонка будет отличаться от той, в которой вы участвовали пять лет назад?
Шарль Леклер: Честно говоря, тот уик-энд получился плохим для меня, да и трассу я почти не помню. Я недавно поработал на симуляторе и могу сказать, что трасса очень сложная с большим числом «слепых» поворотов. За рулём Формулы 1 будет определенно сложнее, чем за рулём Формулы 3. С одной стороны будет сложно, но с другой, мне не терпится поскорее выехать на трассу.

Вопрос: Себастьян, вы раньше никогда не гонялись в Портимао. Как вы готовились к этапу?
Себастьян Феттель: Я прошёл круг по трассе и могу сказать, что трасса очень интересная с заметным перепадом высот и «слепыми» поворотами. Что касается подготовки, то я постарался найти записи с камер на спортивных машинах и работал на симуляторе. Возможно, благодаря этому завтра будет немного проще.

В любом случае здорово приехать на новую трассу, на которой раньше не проводились гонки Формулы 1. Я раньше никогда не гонялся в Португалии. Я приезжал в Эшторил, но не гонялся. Рад быть здесь.

Вопрос: Вам нравится, что в этом сезоне так много новых трасс?
Себастьян Феттель: Если говорить о действительно новых трассах, то мы только сейчас приехали на такую. Например, Нюрбургринг я хорошо знаю. Через неделю мы приедем в Имолу – будет очень интересно, поскольку эту трассу я знаю только по телевизионным трансляциям из детства.

Нас ждёт альтернативная конфигурация трассы в Бахрейне, на которой мы тоже не гонялись. Надеюсь, будет весело.

Вопрос: Какую трассу, из тех, что не включены в календарь 2020 года, вы бы добавили?
Себастьян Феттель: Может Макао? Там отличная трасса. Северная петля кажется очевидным выбором, но, скорее всего, этого никогда не произойдёт.

В мире много великолепных трасс, на которые Формула 1 никогда не приезжала. Например, Батерст в Австралии – потрясающая трасса. Она очень плавная, поэтому я не уверен, что за рулём современной машины Формулы 1 её повороты были бы действительно поворотами! (смеется)

Мне сейчас сложно вспомнить все трассы, но я уверен, что по всему миру есть автодромы, на которых было бы интересно погоняться.

Шарль Леклер: Как и Себастьян, я бы добавил Северную петлю и Макао. Брэндс-Хэтч тоже отличный выбор – мне очень нравится эта трасса. По ней я проехал очень много гонок на Playstation 2!

Вопрос: Шарль, в каких компонентах вам удалось прибавить в этом сезоне? Себастьян, за счёт чего Шарля стало сложнее опережать в этом году по сравнению с прошлым?
Шарль Леклер: Я немного изменил подход. Не думаю, что он сделал меня быстрее, но благодаря нему я смог выкладываться на все 100% в каждой сессии.

В прошлом году я более расслабленно подходил к тренировкам и атаковал в полную силу только в квалификации. В результате мне не всегда удавалось чисто проехать быстрый круг в квалификации. В этом сезоне я стараюсь максимально выкладываться уже в первой тренировке. Такой подход пошёл на пользу. Каждый гонщик ищет возможность прибавить.

Себастьян Феттель: Я считаю, что Шарль отлично справляется с работой, каждый раз выжимает максимум из машины. Что касается меня, то ситуация иная. Я провожу очень сложный сезон, учитывая непростые условия. Возможно, я не всегда показываю всё, на что способен. Ситуация непростая, но я всё равно стараюсь максимально выкладываться, стараюсь прибавлять. Надеюсь, к концу года я обрету былую форму.

Вопрос: Шарль, многие гонщики жалуются на систему штрафных баллов, но у вас их относительно немного. Например, вас не оштрафовали в Спа за тренировку старта в неположенном месте, хотя Льюис Хэмилтон получил за это штраф. Вы не получили штрафные баллы за столкновение с Лэнсом Строллом в Сочи. В Испании вас не оштрафовали за то, что вы проехали круг с непристёгнутым ремнём безопасности. Можно ли сказать, что в общении со стюардами удача на вашей стороне?
Шарль Леклер: Я не знаю. В Испании я подробно объяснил причины, поскольку инцидент изначально был неоднозначным, так что я не думаю, что мне повезло.

Моя ситуация в Спа сильно отличалась от ситуации Льюиса в Сочи. Что касается инцидента с Лэнсом, то, возможно, мне действительно повезло избежать штрафа, но в остальных случаях всё не так однозначно.

Вопрос: Себастьян, вы сказали, что проводите не самый простой сезон. Можете назвать причины, почему вам не удается выжимать максимум из машины? Дело только в самой машине или есть другие факторы?
Себастьян Феттель: Машину этого года нам с Шарлем непросто пилотировать. Мы вместе были на всех брифингах, делились мнением и пришли к выводу, что пилотировать машину непросто.

Кроме того, перед началом сезона было понятно, что наши отношения с Ferrari не похожи на любовную историю. Тем не менее, я с уважением отношусь к проделанной работе за последние годы, чтобы я мог вновь демонстрировать максимум своих возможностей. Мы провели не самые простые сезоны, некоторые гонки складывались совсем не так, как мы хотели.

В какие-то моменты я сам должен выстоять и атаковать. Я с нетерпением жду новые трассы и предстоящие гонки, на которых мы постараемся собрать вместе все составляющие, чтобы выступить лучше.

Вопрос: В конце года вы уйдетё из Ferrari. Вы ожидаете эмоциональное прощание? Что для вас значат выступления за Ferrari?
Себастьян Феттель: Ferrari всегда занимала особое место в моём сердце и в моей голове. В детстве моим кумиром был Михаэль Шумахер за рулём красной машины. Конечно, отчасти это способствовало моей страсти. Ferrari – особенная марка, и я считаю привилегией, что смог разделить свои эмоции с болельщиками, командой и всей Италией. Однако всё рано или поздно заканчивается.

Я с нетерпением жду новую главу, которая начнётся в следующем сезоне. Но перед этим мне нужно завершить все дела в Ferrari и постараться показать результаты, на которые я способен.

Не думаю, что наше расставание получится очень эмоциональным, поскольку я – реалист и знаю, что всё закончится. Как я сказал, сейчас ситуация в команде отличается от той, что была год или два года назад.

McLaren

Карлос Сайнс

Карлос Сайнс: «В этом сезоне нам мешали не только проблемы с надежностью, были и заминки на пит-стопах, и проколы. На мою ситуацию в личном зачете больше всего повлияло то, что в первых гонках, когда машина была особенно быстра и позволяла бороться за высокие результаты, а соперники из Renault и Racing Point, наоборот, были не настолько сильны, я упустил шанс заработать много очков.

Надеюсь, оставшиеся шесть Гран При пройдут гладко, но конкуренты добились прогресса, а нам зарабатывать много очков сейчас намного сложнее, чем раньше.

В Германии я был недоволен обновленным аэродинамическим обвесом, но знаете, команда старается изо всех сил, чтобы сделать MCL35 быстрее, и сам факт, что мы готовим новинки, очень позитивный.

Конечно, как всегда бывает в Формуле 1, какие-то новинки работают, какие-то нет – так было и у нас в недавних гонках, не все доработки обеспечили тот эффект, которого мы от них ожидали. Но теперь мы лучше понимаем, какие детали положительно влияют на поведение машины, и здесь постараемся найти некий компромисс, чтобы добиться максимально возможной скорости.

Нужно провести немало тестов, пока не ясно, какие доработки останутся на MCL35, а от каких придется отказаться – в общем, впереди интересная работа!»

Ландо Норрис: «Я почти не помню тесты в Портимао пару лет назад, на которых впервые познакомился с машиной Формулы 1. Было здорово, я впервые ощутил, на что способна машина Формулы 1, а конфигурация с перепадами высот и «слепыми» поворотами идеально для этого подошла! Уверен, с нынешними машинами эмоции будут еще ярче – с нетерпением жду начала тренировок!

Сход в предыдущей гонке стал тяжелым ударом. Я преодолел более половины дистанции, претендовал на подиум – я провел пит-стоп гораздо позже, чем Даниэль Риккардо, и ближе к финишу должен был получить преимущество более свежих шин. Был реальный шанс финишировать как минимум четвертым, а то и вовсе оказаться в первой тройке, но не повезло, и в личном зачете я откатился с четвертого места на шестое. Уик-энд выдался неудачным, мы с командой явно могли добиться большего, постараемся здесь взять реванш».

Racing Point

Серхио Перес и Лэнс Стролл

Серхио Перес: «Как я уже говорил, я пока не подписал никаких соглашений, и пока мне нечего к этому добавить. Сезон приближается к своему завершению, времени осталось не так много, и я надеюсь, что совсем скоро смогу объявить о своих планах.

Не вижу смысла заранее отказываться от каких-то вариантов, но предпочту оставить в тайне детали моих переговоров – это будет правильно по отношению к командам, с которыми я контактирую. Вариантов не так уж и много, но есть несколько коллективов, которые заинтересованы в моих услугах, и к которым я сам был бы не прочь присоединиться».

Лэнс Стролл: «Я чувствую себя хорошо. Обошлось без каких-то серьезных проблем, я рад в этот уик-энд вернуться к гонкам. Положительный тест на коронавирус практически не повлиял на подготовку – да, я находился в изоляции и большую часть этого периода совсем не тренировался, но когда почувствовал себя лучше, начал постепенно возвращаться к упражнениям и занимался на велотренажере, чтобы вернуть тело в привычный режим. В минувший понедельник повторный тест на вирус дал отрицательный результат, я приступил к полноценным кардиотренировкам и чувствовал себя отлично. С нетерпением жду возвращения в кокпит!

Португальская трасса очень требовательна к физической форме. Кроме того, она техничная, здесь много «слепых» поворотов – на адаптацию потребуется время. Гонщикам в Портимао приходится непросто, но гоняться здесь на машине Формулы 1 наверняка будет здорово!»

Renault

Эстебан Окон и Даниэль Риккардо

Даниэль Риккардо: «Классная трасса. Я помню, что гонки здесь получались очень весёлыми. Не знаю, насколько она подойдёт для современных машин Формулы 1, но обгонять можно будет на главной прямой с помощью DRS.

Было бы здорово завершить сезон на третьем месте в Кубке конструкторов – такова цель команды, но борьба с Racing Point и McLaren почти равная. В такой ситуации многое зависит от надёжности, нужно зарабатывать очки двумя машинами – и мы полностью на этом сосредоточены.

Мне нравится меняться шлемами с другими гонщиками. Это говорит о взаимном уважении – и позволяет мне пополнять коллекцию, которая занимает довольно много места. Скоро придётся отдать под неё отдельную комнату. У меня пока нет шлема Себастьяна Феттеля, хотя мы с ним были напарниками. Я поговорю с ним об этом.
В моей коллекции много интересного. Когда я уходил, в Toro Rosso подарили мне руль, а в Red Bull Racing – внедорожный байк. Это было здорово!

Рисунок татуировки для Абитебула? Сейчас знакомый художник работает над двумя версиями. Мы близки к завершению. Нужно поговорить с Сирилом о том, когда и как это может быть сделано, но я надеюсь, что до гонки в Бахрейне мы выберем время».

Эстебан Окон: «Недавно мы втроём работали на симуляторе – я, Алонсо и Риккардо, и все трое дали одинаковую обратную связь по поводу подготовленных новинок. Это говорит о том, что команда движется в верном направлении. Два одинаковых мнения – уже хорошо, а когда их три, у вас не остаётся сомнений.

Опыт Фернандо нам очень поможет. На прошлой неделе он участвовал в нескольких брифингах, тестировал машину в Барселоне – Алонсо движется к цели, он серьёзно готовится к возвращению. Здорово, когда у вас такой напарник. Я смогу у него многому научиться».

AlphaTauri

Даниил Квят

На пресс-конференции перед Гран При Португалии Даниил Квят отвечал на вопросы о возможном уходе из Формулы 1 после завершения сезона и особенностях трассы Алгарве...

Вопрос: Даниил, что можете сказать про Алгарве?
Даниил Квят: Я не помню, когда в последний раз приезжал на новую трассу. Возможно, это произошло лет десять назад или около того. Алгарве – новая для меня трасса, но она кажется интересной.

Сегодня утром я прошёл круг и могу сказать, что перепад высот производит сильное впечатление. Крутая трасса, и я не могу дождаться, когда сяду за руль и проеду свой первый круг. Меня ждёт интересный вызов – предстоит выучить новую конфигурацию, найти траекторию и так далее. Будет интересно.

Вопрос: Вам удалось поработать с этой трассой на симуляторе?
Даниил Квят: Немного, всего пару часов. Гораздо важнее проехать реальные круги, чтобы оценить уровень сцепления, точки торможения и тому подобные вещи. У нас есть пятничные тренировки и субботнее утро, чтобы со всем разобраться.

Было бы сложнее, если бы как и две недели назад в Германии, мы могли бы поработать только в одной тренировке в субботу утром, но благодаря пятничным заездам нам хватит времени, чтобы выучить трассу и найти настройки.

Вопрос: Хельмут Марко в одном из телеинтервью сказал, что в следующем сезоне за руль AlphaTauri сядет Юки Цунода, если наберёт достаточно очков для получения суперлицензии. Вы чувствуете, что ваше сотрудничество с Red Bull завершается? Какие у вас есть варианты, если не удастся остаться в Формуле 1 в следующем году?
Даниил Квят: Скажем так, в последнее время я не получал никакой новой информации по этой теме. До конца сезона осталось шесть гонок, и я намерен максимально в них выложиться – это лучшее, что я могу сейчас сделать.

Я знаю, что в чемпионате осталось не так много свободных мест, но со своей стороны я могу только максимально выкладываться в оставшихся гонках.

Вопрос: Две недели назад на Нюрбургринге Алекс Элбон получил штраф за столкновение с вами, но из-за схода наказание никак на нём не отразилось . Вы считаете, что было бы справедливым, если бы Алекс в качестве штрафа потерял в Португалии позиции на старте?
Даниил Квят: Для меня тот инцидент остался в прошлом. Не имеет значения, какое наказание он получил, ведь его штраф не вернёт мне гонку. Я больше не думал об этом. Мне достаточно того, что стюарды признали его вину в произошедшем. Сейчас я полностью сосредоточен на предстоящей гонке.

Вопрос: В современном мире гонщикам приходится быть особенно осторожными, чтобы не заболеть коронавирусом. Насколько всевозможные ограничения повлияли на качество вашей жизни?
Даниил Квят: Это точно, что год очень необычный. Дома мне приходится быть предельно осторожным, выбирая, с кем можно встречаться, с кем не стоит. С тренировками стало сложнее, поскольку мой привычный тренажёрный зал опять закрыли, поэтому пришлось придумывать, как заниматься дома.

Я покупаю воду в супермаркетах и обрабатываю бутылки санитайзером! (смеется) Приходится делать подобные вещи, но я стараюсь избегать чего-то безумного. Просто придерживаюсь разумных мер предосторожности – ношу маску, обрабатываю руки санитайзером и тому подобные вещи. Необычный год.

Пьер Гасли

Пьер Гасли: «Вашей целью всегда должна быть команда, которая занимает на одну позицию выше, но в Ferrari продолжают готовить новинки и прибавляют с каждой гонкой.

По скорости мы почти равны, и если в каждой гонке мы будет набирать на два очка больше, тогда в итоге окажемся впереди. Это сложно, но возможно – Ferrari можно опередить. Нужно в каждой гонке максимально использовать наши возможности двумя машинами – тогда всё получится.

Результат зависит от трассы. В последних гонках в Ferrari прибавили, особенно в медленных поворотах. Соперничать с ними в среднескоростных поворотах нам очень непросто – у Ferrari больше прижимной силы, зато на прямых мы быстрее.

Я очень рад, что в этом году в календаре появились новые трассы. Портимао, Имола, Турция, внешний радиус в Бахрейне – для сегодняшних машин это очень интересно.

Новые трассы – это новый шанс. На Нюрбургринге нам удалось финишировать впереди Ferrari. Надеюсь, мы сможем это повторить.

С нетерпением жду завтрашнего дня, когда мы окажемся на трассе. Работая на симуляторе, я выделил несколько слепых поворотов – интересно опробовать их в реальности. Первый поворот очень хорош. Конфигурация выглядит по-настоящему здорово».

Alfa Romeo

Антонио Джовинацци и Кими Райкконен

Кими Райкконен: «На новые трассы всегда интересно приезжать, хотя некоторые из них лучше, некоторые – хуже. Если честно, интересно, когда гонки на той или иной трассе проходят зрелищно, а судя по тому, что мы видим в Портимао, здесь могут быть трудности с обгонами. Они возможны, например, если состояние резины на твоей машине намного лучше, чем у соперника, и он едет медленно.

В общем, складывается впечатление, что обгонов мы увидим не так уж много, но то же самое говорили и в Муджелло, однако гонка там получилась захватывающей.

Но было бы неплохо, если бы трасс, новых для Формулы 1, в календаре было больше. На этих машинах непросто обгонять на любой трассе, но, может быть, когда появятся машины нового поколения, преследовать соперников станет легче.

В этом сезоне из-за всех этих проблем, связанных с пандемией, были идеальные условия для того, чтобы проводить гонки на новых трассах. Кстати, в той же Англии есть много интересных автодромов, например, Донингтон-парк, и было бы здорово там погоняться, разве что трасса для машин современной Формулы 1 может быть узковата.

Если говорить о следующем сезоне, то я всё ещё не принял решения, хотя понятно, что переговоры идут, но посмотрим, чем всё закончится».

Антонио Джовинацци: «Конечно, этот результат очень важен для моего будущего, но я должен продолжать выступать на этом уровне, в том числе постараюсь заработать очки и в этот уик-энд.

Я всегда говорю, что полностью сосредоточен на своей работе, на выступлениях в гонках, а остальное зависит не от меня. Надо посмотреть, как будут развиваться дальнейшие события, что решат в Ferrari, в Alfa Romeo, тогда станет понятнее. Разумеется, моя цель в том, чтобы остаться в Формуле 1 в следующем году.

Я бы хотел продолжить работу с Alfa Romeo, ведь для меня важно, что именно в этой команде началась моя карьера в Ф1. И я бы хотел продолжить сотрудничать с ней, но, повторюсь, решения принимаю не я. Переговоры продолжаются, и надеюсь, что скоро мы получим ответ.

Не знаю, что решит Кими, но моя ситуация не зависит от того, останется он в команде или нет. В моём случае всё зависит от того решения, которое примут совместно Ferrari и Alfa Romeo. А моё дело – выступать в гонках, мне нужно чаще добиваться хороших результатов, таких, как на Нюрбургринге, да и в Сочи тоже. Надо продолжать в том же ключе, выступать на таком уровне, а там посмотрим».

Haas F1

Роман Грожан и Кевин Магнуссен

На пресс-конференции в четверг гонщики Haas F1 говорили об анонсированном сегодня расставании с командой в конце сезона – и своих планах на будущее…

Роман Грожан: «Вполне возможно, что на этом моя карьера в Формуле 1 закончится. Вакансий в чемпионате почти нет, но «никогда не говори никогда». Возможно, где-то появится такая возможность, но сейчас я широко рассматриваю возможности вне Формулы 1.

Один из альтернативных вариантов – Формула Е. Кроме того, я всегда ждал возможности вернуться в гонки на выносливость – мне всегда они нравились.

Я понимал, что в этом году одному из нас придётся уйти, но не представлял, что команда уволит обоих – это решение меня удивило. Возможно, я недооценил финансовый аспект. Очевидно, что эпидемия коронавируса не улучшила ситуацию, заставив Джина Хааса задуматься о том, сколько денег он готов вкладывать в этот проект из своего кармана».

Кевин Магнуссен: «Я открыт для любых вариантов. Мне ещё есть, что сделать в Формуле 1, я относительно молод и не считаю, что моя карьера в Формуле 1 закончена. У меня есть спонсоры, но не столь обеспеченные, как у некоторых других гонщиков, так что в этом плане мои возможности ограничены.

Но я отлично понимаю, что мест не так много. Честно говоря, мне не хватает ощущений от побед в гонках. Вероятно, в какой-то другой категории добиться победы было бы легче. Я давно искал другую работу, сообщение Гюнтера Штайнера меня не удивило.

Переход в IndyCar? Я многие годы интересовался этой серией, мой отец в 90-х гонялся в Америке. Можно было бы попробовать, но не уверен, что смогу найти какой-то хороший вариант для гонок в Америке.

В 2015-м я уже пропускал сезон, повторять бы не хотелось. Мне повезло, что я смог вернуться в Формулу 1. Не уверен, что смогу сделать это снова. Как я уже сказал, я открыт для любых предложений, а в автоспорте порой появляются очень интересные варианты».

Williams

Николас Латифи и Джордж Расселл

Джордж Расселл: «У меня есть контракт на следующий год, после прихода новых владельцев моя ситуация не изменилась. Я не общался с новыми владельцами на эту тему, поскольку у меня просто нет опасений. Они приедут на трассу в этот уик-энд, и я уверен, что мы всё проясним. Как я сказал, у меня нет сомнений в том, что в следующем году я буду выступать за рулём Williams.

В Формуле 1 всегда ходят слухи, но, полагаю, это пресса сделала из них громкую историю. Подобные спекуляции вполне понятны, ведь сейчас много отличных гонщиков ведут борьбу за места на старте – Серхио Перес, оба гонщика Haas и Нико Хюлкенберг. К сожалению, в Формуле 1 не всегда есть места для тех, кто достоин выступать в чемпионате.

Я еженедельно общаюсь с парнями из Mercedes – мы постоянно на связи. Я нахожусь в привилегированном положении, поскольку пользуюсь их поддержкой и имею долгосрочный контракт. Если слухи начнут обретать реальные черты, разумеется, я обращусь к Mercedes, но в данный момент у меня нет причин для беспокойства».

Напарник Джорджа Расселла Николас Латифи тоже уверен, что его место в Williams на следующий сезон вне опасности...

Николас Латифи: «Как сказал Джордж, у нас есть контракт, и смена владельцев команды ничего не меняет в этом отношении, так что меня это совершенно не волнует.

У меня контракт с командой на следующий сезон, и я уверен, что выйду на старт в 2021-м».

Читайте ещё