Гран При Сингапура: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Сингапура: Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Шарль Леклер (Ferrari)
3. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)

Интервью на трассе

Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, для вас это 53-я победа в карьере! С предыдущей прошло больше года, наверняка этот успех особенно приятен, не так ли?
Себастьян Феттель: Победить очень приятно! Пришлось постараться, но сейчас я невероятно счастлив! Отличная гонка, мои поздравления команде!

Начало сезона выдалось для нас непростым, но в последние несколько недель мы обрели скорость – я горжусь работой каждого сотрудника Ferrari. А ещё мне хочется поблагодарить болельщиков. Предыдущие несколько недель были для меня не лучшими, но я получил огромное количество писем со словами поддержки. Люди рассказывали свои истории, как сами справлялись с трудностями – это добавило мне веры в собственные силы, и сегодня я старался выжать из себя и машины максимум. Приятно, когда твои усилия, наконец, оправдываются!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы знаете, что победа – лучший способ ответить на критику. Расскажите о стратегии в этой гонке. Насколько мы понимаем, первым на пит-стоп зовут лидера. Когда Шарль проехал мимо въезда на пит-лейн, вы сами запросили пит-стоп, чтобы переиграть напарника?
Себастьян Феттель: Мы среагировали буквально в последний момент, притом мне казалось, что для пит-стопа еще рано, так как не было уверенности, что шины выдержат длинный второй отрезок. Я максимально быстро проехал первый круг на свежих шинах, поскольку видел, что лидеры – особенно Льюис Хэмилтон – не заехали на пит-стоп. Меня очень удивило, что спустя несколько кругов я оказался впереди и Льюиса, и Шарля.

Далее гонка была очень напряженной. Я старался беречь шины и одновременно как можно быстрее прорываться через трафик, чтобы позднее спокойно контролировать ситуацию. Из-за выезда машины безопасности никакого спокойного контроля не получилось, но всё же я удержал позицию, так как SF90 с каждым кругом ехала всё лучше. В момент рестарта на остывших шинах мне всякий раз было непросто, но я ехал первым, а в такой ситуации у лидера всегда есть некоторое преимущество.

Вопрос: (Дэвид Култхард) И всё-таки, вы сами попросили команду о пит-стопе, или вас позвал ваш гоночный инженер?
Себастьян Феттель: Мой инженер позвал меня за свежими шинами буквально за один поворот до въезда на пит-лейн. Я не знал, отправился ли на пит-стоп кто-то из соперников, или отрыв внезапно оказался достаточным. Хорошо, что в итоге всё получилось.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Шарль, блестящее выступление в квалификации, уверенное лидерство… Мы только что обсуждали с Себастьяном стратегию, из-за которой вы лишились возможности выиграть эту гонку. Что вы чувствуете?
Шарль Леклер: Разумеется, вот так упустить победу всегда неприятно, но в итоге команда завоевала дубль, первый в этом сезоне, что меня очень радует. Все наши парни это заслужили, ведь мы прилетели в Сингапур, надеясь, что, возможно, сможем подняться на подиум, а вернёмся домой, завоевав первое и второе места.

Я очень рад за команду, но расстроен из-за собственного результата – любой был бы расстроен на моём месте. Но иногда всё складывается именно так, но это лишь сделает меня сильнее.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Любопытно слышать, что в этот уик-энд вы рассчитывали разве что на подиум. Результаты в Сингапуре подчас бывают неожиданными, но насколько вы уверены в том, что проблемы, которые были у Ferrari до летнего перерыва, с подготовленными к этому этапу доработками полностью устранены?
Шарль Леклер: Посмотрим, чего мы сможем добиться в следующих гонках, но похоже, что на этой трассе новинки сработали эффективно, наши результаты лучше, чем мы ожидали. Темп был хороший и в квалификации, и в гонке – команда отлично поработала.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Еще один вопрос о стратегии. В начале гонки вы полностью контролировали темп, и казалось, что никто не сможет переиграть вас на тактике. Вы понимали, что такой риск всё же присутствовал? Насколько вас удивило то, что Себастьян оказался впереди?
Шарль Леклер: Стратегия была определена до старта гонки, я просто ей следовал. В конце концов, мы завоевали победный дубль, это важнее всего.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Макс, похоже, результат превзошел ваши собственные ожидания. В этот раз у Red Bull Racing не было того преимущества, что наблюдалось в предыдущие годы, однако вы сумели финишировать третьим. Довольны?
Макс Ферстаппен: Абсолютно. Отличная гонка. Конечно, сначала все ехали плотной группой и в довольно низком темпе. Затем у меня начались небольшие проблемы с шинами, так что мы провели пит-стоп. Это решение было верным, потому что в итоге я опередил Льюиса. После этого надо было контролировать износ резины и доехать до финиша.

На рестарте пришлось нелегко – шины остыли. Но в целом, я очень рад подняться на подиум. Здесь всегда сложно обгонять. Здорово, что удалось отыграть позицию за счёт стратегии и заработать много очков. Нам предстоит всё проанализировать и поработать над многими моментами, но я рад финишировать в тройке.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Три выезда машины безопасности несколько снизили прессинг?
Макс Ферстаппен: Нет, поскольку во время сейфти-кара надо прогревать шины, расслабиться невозможно. На самом деле, в это время работаешь больше, чем на дистанции. Сложная гонка, особенно под конец, когда меня прессинговал Льюис. Здорово – это заставляет не сбавлять темп до финиша. Позитивный прессинг.

Пресс-конференция

Вопрос: Шарль, второе место – хороший результат, однако он стал следствием стратегии. Насколько вы были удивлены, когда заметили, что Себастьян провел пит-стоп раньше вас?
Шарль Леклер: Очень удивлен, поскольку мне об этом не сообщили. Полагаю, если было принято такое решение, значит, так было лучше для команды, и только так мы могли обеспечить себе победный дубль. Если логика такая, то я всё понимаю, но в тот момент в кокпите мне было очень досадно. Не могу сказать, что я полностью доволен, однако в целом итог уик-энда очень позитивный: мы рассчитывали привести на подиум хотя бы одну машину, а в итоге отправляемся домой с победным дублем, чего на здешней трассе никак не могли ожидать.

Вопрос: Вы сказали, что этот день сделает вас сильнее. Чему он вас научил?
Шарль Леклер: Честно говоря, вряд ли сегодня я мог сработать сколь-нибудь лучше, разве что теперь по ходу гонки я буду чаще спрашивать команду о тактике соперников, так как на дистанции не имел о ней ни малейшего представления. Не знаю, следовало ли мне чуть раньше начать атаковать по ходу первого отрезка – у команды достаточно информации, я постараюсь всё проанализировать.

Вопрос: Макс, отличный результат, вы финишировали впереди обоих гонщиков Mercedes! Был ли шанс сработать как-то иначе и опередить одну из машин Ferrari?
Макс Ферстаппен: (смеётся) Я мог бы дать вам долгий ответ, но скажу просто – нет.

Вопрос: После квалификации вы сказали, что машине не хватало скорости. Сегодня она была более конкурентоспособной?
Макс Ферстаппен: Да, чуть более. У меня не было возможности атаковать, но я держался за лидерами и они не смогли оторваться. На первом отрезке требовалось беречь шины, я ехал далеко не на максимуме, а затем мы вовремя провели пит-стоп, что позволило опередить Льюиса Хэмилтона. Далее требовалась предельная концентрация из-за нескольких выездов машины безопасности и последующих рестартов, но мы здорово справились. После всех сложностей, что были у нас в квалификации, заработать подиум очень приятно!

Вопросы с мест

Вопрос: (Фредерик Ферре) Шарль, когда перед гонкой в Ferrari обсуждали стратегию, рассматривался ли вариант, при котором гонщик, следующий вторым, опережает напарника, который едет первым?
Шарль Леклер: Нет, мы не обсуждали ничего подобного, и нам предстоит разобраться, почему. Невозможно предусмотреть все возможные варианты, каждая гонка складывается по-своему, но если ответить на ваш вопрос – нет, этот сценарий мы точно не обсуждали.

Вопрос: (Лоуренс Эдмондсон) Шарль, вы сказали, что не знали о пит-стопе Себастьяна Феттеля. Считаете ли вы, что, имея информацию о пит-стопе напарника, могли бы быстрее проехать круг перед собственным пит-стопом и вернуться на трассу впереди Себастьяна?
Шарль Леклер: К тому моменту шины уже были изношены, но, возможно, я мог ехать быстрее чуть ранее. На первых кругах мы ехали предельно медленно, чтобы отрывы в пелотоне не позволяли соперникам провести пит-стоп и нас переиграть. Наверное, тогда я мог сработать лучше, но мы придерживались плана, и, очевидно, это помогло обеспечить победный дубль. Всегда можно что-то сделать иначе и лучше, но я четко следовал плану команды.

Вопрос: Себастьян, добро пожаловать! Для вас это уже пятая победа в Сингапуре, притом в предыдущий раз вы финишировали первым больше года назад – в Бельгии, в 2018-м. Какие эмоции вы сейчас испытываете?
Себастьян Феттель: Эмоции счастья! Я знал, что с третьей позиции победить будет непросто. В момент старта я старался атаковать Льюиса, подобрался к нему предельно близко, но не сумел выйти вперед. Я понимал, что в Сингапуре на первых кругах все едут довольно медленно, и что Шарль наверняка будет просто контролировать ситуацию – собственно, так и получилось. В плотной группе машин всегда непросто держаться за соперником и одновременно беречь шины, но я старался максимально экономить их ресурс, чтобы зацепиться за лидеров, когда они вздумают взвинтить темп.

А я еще до гонки знал, что когда меня позовут на пит-стоп, это будет моим шансом что-то изменить. Меня пригласили довольно поздно, буквально за один поворот до въезда на пит-лейн, а потом на круге возвращения я атаковал изо всех сил. Меня удивило, что Льюис не отправился на пит-стоп кругом позже, и что он еще какое-то время держал высокий темп. Пришлось ждать возможности выйти вперед. Перехватив лидерство, я старался как можно быстрее прорываться через трафик, чтобы далее спокойно контролировать ход гонки. Из-за сейфти-кара о спокойном контроле пришлось забыть, но в целом я очень доволен тем, как всё получилось!

Вопрос: (Леннарт Вермке) Себастьян, примите поздравления! Вы очень давно не выигрывали гонку и после финиша говорили о письмах со словами поддержки, которые получали от болельщиков. Не могли бы рассказать об этом подробнее? Вы не представлены ни в одной из социальных сетей, как болельщики сумели с вами связаться? Они отправляли бумажные письма на ваш домашний адрес?
Себастьян Феттель: Похоже, есть иные способы связаться с человеком, кроме социальных сетей, не так ли? До их появления люди как-то обменивались сообщениями, пусть сейчас некоторым это трудно представить. Я говорю о записках, о письмах, написанных от руки… Если человек нашел время, чтобы написать тебе, то когда читаешь его послание, оно очень воодушевляет и мотивирует.

Когда начинаешь карьеру, сложно представить, что в какой-то момент тебя будет поддерживать множество людей, но в последние годы в Азии и конкретно в Сингапуре у меня особенно много болельщиков. За последние две недели я получил немало слов поддержки от разных людей из мира автоспорта, которых знаю довольно давно, но особенно мне добавили сил сообщения от болельщиков.

После гонки в Монце многие делились со мной тем, как сами справлялись с трудностями. Для нас, гонщиков, всё вертится вокруг спорта, но гонки в жизни далеко не главное, и когда читаешь, как люди справлялись с проблемами, подчас очень личными, это добавляет веры в собственные силы.

Собственно, никакой катастрофы в результатах предыдущих гонок не было. Да, Шарль был очень силен и заслуженно победил в Спа и Монце, но я понимал, что должен продолжать работать, и мой час рано или поздно настанет. Хорошо, что всё получилось уже здесь, в Сингапуре!

Вопрос: (Цезари Гутовски) Шарль, насколько сложно вам было сохранять самообладание в кокпите? Мы слышали, как вы весьма эмоционально обсуждали с командой ситуацию на трассе.
Шарль Леклер: Во время пребывания на трассе машины безопасности я активно общался с командой, но после рестарта полностью сосредоточился на пилотаже и старался взять от гонки максимум. Конечно, на дистанции всегда реагируешь эмоциональнее, чем по прошествии некоторого времени, но мне всё равно нужны объяснения, чтобы полностью понять логику решений команды. В кокпите чувство досады всегда сильнее, так как ты видишь только свою ситуацию и не знаешь, что происходит вокруг.

Вопрос: (Люк Смит) Себастьян, ранее многие подвергали сомнению вашу скорость и говорили об утрате былой формы. Насколько вам приятно победой ответить на критику?
Себастьян Феттель: Не настолько приятно, как вы могли бы подумать. Как я уже говорил, со скоростью проблем не было. Да, в минувшую субботу я мог бы лучше сработать в квалификации, но в целом в недавних Гран При фундаментальных сложностей не наблюдалось. Просто не всегда получалось собрать всё воедино, плюс в Монце я испортил себе гонку собственной ошибкой.

Таков наш спорт. Я выступаю в Формуле 1 уже очень давно, а неудачные периоды иногда случаются. Я сам многого от себя жду и не бываю счастлив, если не добиваюсь тех результатов, на которые способен. В этом году бывали ситуации, когда я не мог выжать из машины достаточно скорости. Я не могу быть этим доволен и знаю, что должен прибавить, но вместе с тем я осознаю, что всё не настолько катастрофично, как многим кажется. Когда выступаешь очень долго, и у тебя было много славных моментов, неудачи воспринимаются довольно тяжело, но это часть Формулы 1.

Вопрос: Себастьян, испытали ли вы чувство облегчения, выиграв эту гонку?
Себастьян Феттель: Кажется, после финиша меня уже пару раз об этом спросили. Наверное, я испытаю это чувство чуть позже, а сейчас победа для меня скорее подтверждение того, что если продолжать прилагать усилия, всё получится. Бывают моменты, когда всё идёт не так, и тебе кажется, что нужно что-то менять, но я не чувствовал, что необходимы какие-то радикальные перемены. Победа подтвердила правильность моего подхода, но я не воспринимаю её как некий прорыв, поскольку у меня не было ощущения, что всё откровенно плохо. Я знал, что должен справиться с отдельными трудностями, только и всего.

Вопрос: (Дон Кеннеди) Себастьян, в этот раз вам не нужно, как в Канаде, переставлять таблички с обозначением первого и второго места, хотя у Шарля на этот счёт, возможно, иное мнение. В этой победе чьей заслуги больше – команды или вашей лично?
Себастьян Феттель: Гонщик будет сильно заблуждаться, если попытается поставить себя выше такой команды, как Ferrari. После финиша я сказал, что этот успех – заслуга команды, ведь еще в Венгрии мы уступили победителю почти минуту, а здесь на во многом схожей трассе смогли взять поул и полностью контролировали ход гонки. Конечно, на дистанции гонщик, прежде всего, думает о собственных усилиях, но они никак не выше работы команды.

В Монце я был огорчен собой, но рад за команду, а здесь очень рад и за себя, и за весь наш коллектив. То, что мы оказались настолько конкурентоспособны, стало приятным сюрпризом. Впрочем, говоря все эти слова, я понимаю, что мы можем и должны добиться большего. Сегодня на дистанции Mercedes были очень быстры на уже изношенных шинах Soft, мы вряд ли сумели бы так долго держать хороший темп – значит, нужно продолжать работать.

Вопрос: (Эрик Ван Харен) Макс, как вы оцениваете итоги уик-энда в целом? Вы обрадованы сегодняшним результатом или больше огорчены нехваткой скорости в квалификации?
Макс Ферстаппен: Скажем так, мы сработали недостаточно хорошо. Приехали сюда за победой, но её не добились. В субботу ощущения были хуже, чем после гонки, но я бы назвал всё это тревожным звоночком. С Гран При Австрии это наш худший уик-энд в плане чистой скорости, хотя мы рассчитывали в Сингапуре быть невероятно конкурентоспособными. У меня есть несколько идей насчет того, что именно было не так – мы всё проанализируем, а там посмотрим, получится ли выступить удачнее в Сочи. Конфигурация там не настолько подходящая для нас, как в Сингапуре, но на ней сразу видно, хорошо ли машина справляется с поворотами. Здесь во многих поворотах RB15 ехала совсем не так, как хотелось, потому мы вернемся на базу и постараемся понять, как добиться прогресса.

Вопрос: (Тони Доджинс) Шарль, ранний пит-стоп Себастьяна имел смысл, так как с вами в плотной группе ехал Льюис Хэмилтон, но когда обе Ferrari возглавили пелотон, рассчитывали ли вы, что команда попросит вас обменяться позициями? Вы обсуждали это с вашими инженерами?
Шарль Леклер: Нет, не обсуждал. Я просто ждал решения команды насчёт возможного обмена позициями, но решения не последовало. Я ни на что не рассчитывал, был целиком сосредоточен на собственных действиях и ждал, что в команде что-то скажут – если, конечно, им было что сказать.

Вопрос: (Давид Гоат) Макс, после третьего рестарта Льюис Хэмилтон ехал за вами на дистанции, позволяющей активировать DRS. Что позволило вам удержать его позади? На финише вас разделили 0,7 секунды.
Макс Ферстаппен: Да, Льюис атаковал изо всех сил. Мои шины были порядком изношены, но всё же неплохо держали трассу. У Льюиса резина была на семь кругов свежее, за семь кругов до финиша я не наблюдал никаких сложностей, но когда оставалось всего четыре круга, Хэмилтон стал стремительно приближаться. В такой ситуации я старался как можно лучше выходить из поворотов, после которых Mercedes были особенно быстры. Похоже, парни в боксах Red Bull Racing нервничали гораздо больше меня самого!

Вопрос: (Оливер Дэвис) Себастьян, с вашей предыдущей победы прошло больше года. Какое место занимает этот успех в Сингапуре среди всех ваших пятидесяти трех побед? Вам пришлось ждать его особенно долго.
Себастьян Феттель: Честно, не знаю. Мне посчастливилось одержать много побед, но всегда с нетерпением ждешь следующую. Сегодняшнюю пришлось ждать довольно долго, притом я уже говорил, что не могу быть доволен, когда не использую свои шансы. В предыдущих гонках у меня была возможность победить, но успех заслуженно достался Шарлю, тогда как мне следовало сработать лучше.

Сейчас я очень счастлив, но довольно скоро начну думать о том, как еще лучше выступить в следующем Гран При. Так было с самого начала моей карьеры в Формуле 1. Возможно, в какой-то момент меня перестанут занимать подобные мысли, и вот тогда, наверное, придется искать себе применение вне гонок.

Вопрос: (Войцех Папрота) Себастьян, Шарль, за последние несколько минут вы оба сказали, что многие моменты не обсуждались внутри команды. Как бы вы охарактеризовали качество внутренних коммуникаций в Ferrari? С ними всё в порядке, или же необходимы улучшения?
Шарль Леклер: Внутри команды мы много обсуждаем самые разные моменты, что очень хорошо. Просто всегда будут ситуации, которых мы не касались, иначе бы каждый брифинг длился бы на восемь часов дольше, чего лично мне бы не хотелось, ведь они и без того продолжительные. Думаю, наш подход правильный, но всегда будет нечто такое, о чем мы заранее не поговорили.

Себастьян Феттель: Мы всегда стараемся обсудить разные сценарии гонки. Как вы понимаете, в кокпите гонщик сосредоточен на собственных задачах, но интересы команды неизменно превыше всего, мы оба это понимаем.

Вопрос: (Алекс Гарсиа) Вопрос для гонщиков Ferrari. Впервые с 2008 года вашей команде удалось выиграть три гонки подряд на трех разных трассах. Да, мы знаем, что в Сингапуре результаты подчас бывают неожиданными, но есть ли признаки того, что к Ferrari возвращается скорость? Признаки, которых, возможно, не было в начале сезона.
Себастьян Феттель: Я с Ferrari уже давно, и, как мне кажется, для команды единственный способ вернуться на вершину – это победить в чемпионате. Звучит жестко, но такова реальность.

Мы прилагаем максимум усилий, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. В нынешнем сезоне сделать это будет слишком сложно с той невероятной формой, что демонстрируют Mercedes на протяжении уже пятнадцати Гран При, но мы не отказываемся от стараний, поскольку всё, что мы узнаем в этом году, пригодится в 2020-м. Доработки, привезенные в Сингапур, помогут определиться с дальнейшим направлением развития, но нам нужно больше, мы хотим стать лучшей командой чемпионата, которой пока не являемся. Последние несколько гонок сложились для Ferrari очень удачно, победы, безусловно, добавили уверенности всем в коллективе, но впереди еще много работы.

Шарль Леклер: Я очень надеюсь, что мы на верном пути. Да, сохранить преимущество будет непросто, поскольку соперники к ближайшим гонкам наверняка подготовят доработки, но пока всё выглядит неплохо. За последние три недели мы выступали на двух совершенно разных типах трасс, притом были очень конкурентоспособны на обоих. Уверен, не только нас самих – всех вокруг удивило, насколько мы оказались быстры в Сингапуре, где трасса требует максимальной прижимной силы. Надеюсь, это хороший знак на будущее!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё