Гран При Канады: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Клэр Уильямс (Williams), Роберт Фернли (Force India), Гюнтер Штайнер (Haas)

Вопрос: Клэр, за последние несколько недель в Williams произошли кадровые перестановки на ключевых должностях, команду покинули Эд Вуд и Дирк де Бир. Как это сказалось на работе?
Клэр Уильямс: Эд и Дирк ушли из Williams по личным причинам, мне бы не хотелось вдаваться в детали. Влияние на команду? Для нас сезон начался непросто, но в Гроуве очень сильный и сплоченный коллектив. Все прилагают максимум усилий, стараясь разобраться с возникшими сложностями, это главное.

Вопрос: Этап в Канаде завершает первую треть сезона, но впереди ещё немало гонок. Команде по силам изменить ситуацию, или вы уже думаете на более отдаленную перспективу?
Клэр Уильямс: Мы никогда не списывали нынешний сезон со счетов. Как вы сами заметили, позади всего треть гонок, впереди еще немало этапов. Да, мы не добились того, на что рассчитывали, заработали всего четыре очка, но сотрудники выкладываются по максимуму, просто нужно немного терпения. Нелегко изменить ситуацию в момент, нам нужно поработать над многими областями, особенно над аэродинамикой. К предстоящим гонкам мы готовим новинки – посмотрим, как они себя покажут. Нужно прибавить в скорости и к концу сезона вернуться в первые ряды, но это потребует немалых усилий.

Вопрос: Гюнтер, для Haas третий сезон в Формуле 1 пока складывается неравномерно, будет справедливым заметить, что этап в Монако оказался для команды одним из наиболее непростых. Что было не так с машиной в предыдущей гонке? Удалось ли устранить все проблемы к этому уик-энду?
Гюнтер Штайнер: Да, в Монако нам явно не хватало скорости. В прочих гонках мы были быстры, но не смогли заработать больше очков. Перед этапом в Монако мы понимали, что на медленной трассе наша машина не вполне конкурентоспособна, кроме того, на тренировках пришлось отказаться от использования отдельных новинок – было очевидно, что в квалификации нам будет сложно, что и подтвердилось. Конечно, нас это не порадовало, но здесь, в Монреале, мы снова должны быть быстры. Команда подготовила несколько новых решений, но мы продолжаем оценивать их эффективность – пока рано делать выводы.

Вопрос: Складывается впечатление, что Роману Грожану этот сезон дается сложнее, чем Кевину Магнуссену, он заработал заметно меньше очков. Когда вы сталкиваетесь со сложностями вроде тех, что были в Монако, или упускаете шансы в гонках, как вы оцениваете действия своих гонщиков?
Гюнтер Штайнер: Думаю, парни работают неплохо. У Романа была пара неудачных гонок, но он сам это понимает, нет необходимости ему об этом говорить. Мы не можем в нем сомневаться, поскольку он был с командой с момента её основания, когда о нас никто в Формуле 1 не слышал. Повторюсь, парни работают неплохо, а к Роману скоро вернется былая скорость.

Вопрос: Роберт, Виджей Малья отказался от должности директора команды, но остался её руководителем. Что изменилось для команды?
Роберт Фернли: Не думаю, что это как-то скажется на команде. Повседневные вопросы находятся под контролем группы управленцев, как было на протяжении всех предыдущих лет. Виджей принял решение по личным мотивам, но для Force India рабочий процесс ничуть не изменился.

Вопрос: Перед стартом сезона мы слышали, что у команды могут смениться название и собственник, но она по-прежнему сражается в середине пелотона и постепенно прогрессирует. Что необходимо, чтобы Force India начала бороться за более высокие позиции?
Роберт Фернли: Я не думаю о том, что нам необходимо предпринять, чтобы выйти на следующий уровень – это проблема Формулы 1, нужны перемены на уровне всего чемпионата. Мы не можем взять и перейти от бюджета в 100 миллионов долларов к бюджету в 300 миллионов. В какой-то момент лимит расходов должен быть снижен до уровня команд середины пелотона, и тогда возможности участников будут более-менее равны. В вопросе обеспечения большей конкурентоспособности многое зависит от руководства чемпионата.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дэн Натсон) В продолжение начатой Робертом темы. Во время этапа в Бахрейне состоялась встреча представителей Liberty Media с руководителями команд, и я помню, как во время такой же пятничной пресс-конференции Клэр Уильямс весьма положительно отзывалась об итогах той беседы. В Монако была очередная встреча, и мне хотелось бы узнать, что каждый из вас думает о недавних предложениях со стороны владельцев? Клэр, поскольку в Бахрейне вы были очень воодушевлены озвученными предложениями, начнем с вас...
Клэр Уильямс: Сейчас восторга меньше, но организаторы чемпионата прилагают максимум усилий, им предстоит проделать большую работу, и мы должны действовать сообща, чтобы инициативы, планируемые к внедрению в 2021 году, соответствовали интересам всех команд. Сейчас они не вполне соответствуют тому, что хотели бы наблюдать в Williams, бюджет в 150 миллионов долларов на сезон кажется нам несколько завышенным, нужно искать компромисс. Думаю, вопрос с регламентом на силовые установки решится совсем скоро, и будет замечательно, если чемпионату удастся привлечь новых поставщиков. Это один большой процесс, в котором все прилагают максимум усилий, чтобы как можно скорее прийти к некоторому завершенному результату.

Вопрос: Гюнтер, ваше мнение?
Гюнтер Штайнер: В первую очередь нужно определиться с регламентом на силовые установки, а затем с коммерческими аспектами, но в FOM и Liberty Media делают всё, чтобы уложиться в срок. Впрочем, конкретной даты нет, как и полного текста всех предложений. Не думаю, что это простая задача – удовлетворить интересы всех участников, но владельцы чемпионата знают, что необходимо предпринять. Им предстоит привести Формулу 1 к тому варианту, который им самим кажется оптимальным.

Вопрос: Роберт, как менялась ситуация от Бахрейна к Монако?
Роберт Фернли: Мне нравится, что сейчас многие вопросы в Формуле 1 решаются за счет общего согласия, а не в угоду интересам отдельных команд, как было раньше – владельцы чемпионата выстроили весьма конструктивный процесс. Я согласен с Гюнтером и Клэр в том, что с регламентом на моторы желательно определиться уже в ближайший месяц, а с регламентом на шасси можно немного подождать, ведь чем скорее он будет представлен, тем больше будет возможностей у крупных команд заранее вложиться в разработку.

Если всё идет по графику, нет смысла форсировать события. Мы уже одобрили отдельные изменения на 2019 год, примерно представляем, чего хотим добиться к 2021-му и оцениваем возможности унификации отдельных элементов. Некоторые инициативы могут быть реализованы чуть раньше, так как они напрямую не влияют на процесс разработки – главное, продолжать действовать сообща в ближайшие несколько месяцев.

Вопрос: (Франсуа-Давид Рулё) Клэр, как вы оцениваете работу ваших гонщиков по ходу сезона?
Клэр Уильямс: К сожалению, машина не позволяет нашим гонщикам проявить свой потенциал, который у каждого из них очень высок. Лэнсу и Сергею сейчас очень непросто работать с FW41 в квалификации и гонке, зная, что они практически наверняка окажутся на последних позициях. Это сложно психологически, однако парни прилагают максимум усилий, чтобы как можно лучше выполнить свою задачу, притом они оба демонстрируют очень зрелый подход к работе и отлично взаимодействуют с командой.

Лэнс и Сергей много времени проводят на базе, помогая общему процессу – это крайне важно для прогресса по ходу сезона. Знаю, им хочется бороться в финале квалификации и зарабатывать очки в гонках, и наша задача – предоставить им соответствующую машину. К самим гонщикам у меня нет никаких претензий.

Вопрос: (Люк Смит) Вопрос ко всем. Держатель коммерческих прав открыто говорит о стремлении дополнить расписание сезона новыми этапами, притом на этой неделе появилась информация, что следующий сезон может начаться на неделю раньше нынешнего, а закончиться и вовсе в декабре. Насколько Формула 1 близка к предельно возможной продолжительности сезона и предельному числу этапов?
Роберт Фернли: Нужно думать о человеческих ресурсах и логистике. Мы едва способны провести двадцать гонок с одной выездной бригадой, нам еще по силам в одном сезоне провести 21 этап, а в следующем – девятнадцать, но если число Гран При будет существенно больше двадцати, нам придется вводить дополнительный персонал и менять бригады между собой, что обходится очень дорого. В плане зрелищности большее количество этапов не проблема, но это изменит структуру работы команд.

Гюнтер Штайнер: Я согласен с Робертом. В большем количестве этапов есть экономический смысл, и если нам по силам провести их с подменными бригадами, это можно реализовать, но есть еще один фактор – насыщение публики предоставленным зрелищем. Как часто болельщики хотят наблюдать Формулу 1? Если этапы чемпионата будут на экранах каждый уик-энд, не приведет ли это к снижению популярности?

Уверен, в Liberty Media это прекрасно понимают и вряд ли всерьез рассчитывают на 24-25 гонок в сезоне. Думаю, речь идет о 20-22 Гран При, а то, что сезон будет начинаться раньше и заканчиваться позднее позволит не проводить сдвоенные этапы, которые ждут нас уже через несколько недель. Владельцы чемпионата знают, что людям свойственно насыщение, и вряд ли хотят существенно увеличивать число гонок.

Клэр Уильямс: Я готова повторить слова Роберта и Гюнтера. Сотрудникам, проводящим немало времени вдали от дома, приходится очень непросто. Возможно, идея начинать сезон раньше и завершать его позднее обеспечит чуть больший перерыв между этапами, но это уменьшит время на подготовку машины в межсезонье и не позволит нашим специалистам провести полноценный зимний отпуск с родными и близкими.

Если говорить о насыщенных рынках, было бы замечательно проводить больше этапов в других частях света, особенно в Америке, но это должно быть финансово оправданным: новые гонки должны появляться в календаре только потому, что их организаторы за это заплатили. Не понимаю, почему команды должны проводить больше этапов просто так, а плата за право принять у себя Гран При Формулы 1 должна неуклонно снижаться – это сильно сказывается на наших расходах и доходах, потому такой подход неприемлем.

Вопрос: (Максим Сарразен) Клэр, в четверг Лэнса Стролла спросили о возможном продлении контракта с Williams. Ранее вы говорили о том, что довольны выступлением обоих ваших гонщиков, и притом не отрицали тот факт, что скорость машины не соответствует ожиданиям. Что скажете о новом контракте для Лэнса?
Клэр Уильямс: А что ответил сам Лэнс? Он сказал «без комментариев»?

Вопрос: (Максим Сарразен) Он сказал, что его эта тема не беспокоит, но нам хотелось бы узнать ваше мнение. Вы планируете предложить ему контракт на следующий сезон?
Клэр Уильямс: Мне нравится Лэнс, он отличный гонщик. Прошу прощения, если снова повторю то, о чем говорила не раз, но Лэнсу с момента дебюта в Формуле 1 приходилось иметь дело с серьезным прессингом, его часто критиковали по совершенно разным поводам, однако он очень зрело реагировал на все комментарии и заслуживает за это самой лестной похвалы.

Лэнс – настоящий командный игрок, и если бы мы сумели предоставить ему соответствующую машину, он добился бы большего. Но мне не хочется сейчас говорить о следующем сезоне. У нас много проблем, которые требуют решения, и я хочу, чтобы команда максимально на них сосредоточилась, а о 2019-м поговорим в свое время.

Вопрос: (Майк Дудсон) Роберт, меня всегда озадачивал тот факт, что гонщикам приходится отбывать штраф за инциденты, в которых нет их вины. Например, в Монако Даниэль Риккардо героически выиграл гонку, несмотря на проблемы с гибридной составляющей силовой установки, а теперь ему за эти проблемы грозит штраф. Планируете ли вы попросить руководство спорта о том, чтобы гонщиков не наказывали настолько сурово? В случае с тем же Даниэлем Риккардо штраф наверняка скажется на его шансах стать чемпионом по итогам сезона.
Роберт Фернли: Согласен. В планы Росса Брауна входит задача разобраться с такой ситуацией. Вспомните, эти штрафы были введены в рамках общего процесса снижения стоимости силовых установок, однако желаемые цели не были достигнуты – по крайней мере, в плане спортивной составляющей. Опять же, работу производителей моторов тоже нужно контролировать, потому важен баланс, чтобы не допустить роста затрат, но и не навредить зрелищности. Уверен, для Росса Брауна это один из приоритетных вопросов в работе над новыми правилами.

Вопрос: Может ли здесь быть очевидное решение?
Роберт Фернли: Возможно, однако оно должно касаться скорее конструкторов, а не гонщиков. Штраф должен влиять на шансы команды в Кубке конструкторов, а не на ситуацию гонщика в личном зачете. Уверен, у Росса есть соображения на этот счет, будет интересно их услышать. У этого человека колоссальный опыт, и если кому-то по силам справиться со столь сложной задачей, это именно Россу Брауну.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости