Гран При Канады: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Канадская трасса – одна из самых противоречивых. Её одновременно сравнивают с Монако и с Монцей. Казалось бы, что может быть общего у «лабиринта» на берегу Средиземного моря и итальянского «Храма скорости»? Но автодром в Монреале удивительным образом сочетает в себе скоростные прямые, связанные медленными поворотами, с бетонными стенами, окружающими трассу.

Столь необычное сочетание – залог интересных и ярких гонок. В отличие от Монако, обгонять в Монреале вполне реально, а ошибки чреваты столь же серьёзными последствиями. Вероятность появления автомобиля безопасности во время Гран При Канады – около 80%, в последние пять лет он появлялся там неизменно, так что команды и пилоты должны быть готовы оперативно среагировать на ситуацию.

Один из объектов внимания – знаменитая «Стена чемпионов». Полуофициальное название она получила в 1999-м, когда за один уик-энд в неё врезались сразу три чемпиона мира: Деймон Хилл, Жак Вильнёв и Михаэль Шумахер. Но и до этого многие известные пилоты свои выступления на Гран При Канады заканчивали именно там. Как шутил Найджел Мэнселл: «Гонщики Формулы 1 делятся на две категории: те, кто врезался в эту стену, и те, кому это ещё предстоит».

Сегодня эта стена уже не представляет прежней опасности – в 2002-м её отодвинули от трассы на метр. Тем не менее, после этого тут успели разбить машины Рубенс Баррикелло, Дженсон Баттон, Хуан-Пабло Монтойя, Камуи Кобаяши, Себастьян Феттель и многие другие. Последней жертвой стены стал Карлос Сайнс, врезавшийся в неё во время квалификации в 2016 году.

В прошлом году обошлось без инцидентов со стеной, но шансы, что авария произойдёт снова, весьма высоки. Скорости в поворотах существенно возросли, что увеличивает риск ошибки, машины стали шире, а такой осторожности, какую пилоты проявляли в прошлом году, после введения нового регламента, на этот раз уже не будет.

След от удара машины Карлоса Сайнса в квалификации 2016 года - последней жертвы Стены Чемпионов

Ситуация в чемпионате очень интересная. Хэмилтон, Феттель и Риккардо лидируют в личном зачёте, но в Монако финишировали в обратном порядке, так что отрывы между ними сократились. На счету каждого после шести этапов по две победы. Разница в основном определяется стабильностью.

Фаворитом по-прежнему выглядит Хэмилтон, но ни о каком решающем преимуществе Mercedes речи не идёт. В то же время не стоит забывать, что Льюис – настоящий специалист по Монреалю. Он побеждал тут уже шесть раз, в том числе выиграл три последние гонки. Больше побед здесь за всю историю только у Михаэля Шумахера – семь.

Риккардо и Феттель побеждали тут лишь по одному разу, так же, как и Алонсо с Райкконеном. Причём, хотя трое из этих четырёх выступали или выступают за Ferrari, никому из них принести победу Скудерии здесь не удавалось. В последний раз алая машина побеждала в Канаде в 2004-м году, под управлением Шумахера.

О трассе…

Монреаль. Автодром имени Жиля Вильнёва. 70 кругов по 4.361 километра = 305,270 км. 14 поворотов. Конфигурация состоит из прямых, шикан и шпильки, она включает одну из самых длинных прямых в чемпионате – 1,16 км. Аэродинамика настраивается на среднюю/низкую прижимную силу. Максимальная скорость – 342 км/ч с DRS и 325 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 60% дистанции круга (высокое значение), в том числе 15 секунд подряд на главной прямой (которая не совпадает со стартовой и завершается той самой шиканой со «Стеной чемпионов»). Шесть зон торможения, большей частью – очень жёсткие. Износ тормозов – высокий. На торможении гонщики проводят 17% времени на круге.

Длинные прямые связаны шиканами и шпилькой, на трассе нет скоростных поворотов, так что факторами успеха являются хорошая динамика разгона, высокая максимальная скорость и настройки подвески, позволяющие эффективно атаковать поребрики. Большое количество прямых приводит к высокому расходу топлива, 1,8 кг на круг, что иногда становится проблемой. Ещё один ограничивающий фактор – высокий износ тормозов.

О резине…

В Канаде вновь, как и в Монако, мы увидим самые мягкие шины: SuperSoft, UltraSoft и HyperSoft. Асфальт достаточно гладкий, из-за нехватки скоростных поворотов нагрузка на шины относительно невелика, что позволяет увеличить их ресурс, но негативно сказывается на прогреве.

Из-за большого числа разгонов тут склонны к износу задние шины, особенно самых мягких составов, поэтому важно избегать их пробуксовки на выходе из медленных поворотов. Фактически сохранить шины HyperSoft в рабочем состоянии так долго, как в Монако, здесь невозможно, так что командам придётся применять более гибкую стратегию.

Благодаря специфическому расположению боксов, на проведение пит-стопа при ограничении скорости на пит-лейн в 80 км/ч требуется всего 18 секунд – на несколько секунд меньше, чем в Монако. Это развязывает руки стратегам, тем более что трафик не составляет большой проблемы при хорошей скорости машины на прямых.

В Монреале нередко можно увидеть рискованные варианты стратегии, многие пытаются получить преимущество за счёт дополнительного пит-стопа. Однако выезд автомобиля безопасности в неудачный момент может принести серьёзное преимущество соперникам.

Год назад в Монреале…

Лидером чемпионата в Канаду в 2017-м приехал Себастьян Феттель, но главным героем уик-энда стал Льюис Хэмилтон. Произошло это уже в субботу, когда Льюис уверенно завоевал свой 65-й поул, повторив достижение Айртона Сенны. Семья Сенны после квалификации вручила Льюису копию шлема бразильца, а через пару недель он получил и оригинал, который Айртон использовал в нескольких гонках.

Феттель показал второе время, но уступил более 0,3 секунды, что для такой короткой и быстрой трассы достаточно много. Боттас проиграл ещё 0,4 секунды, так что расстановка сил была более или менее понятна.

В Toro Rosso считали, что провели квалификацию неудачно, так как ни одной машине не удалось выйти в финал. В действительности всё было не так уж плохо – Даниил Квят показал 11-е время, Карлос Сайнс 13-е – оба гонщика стартовали достаточно высоко, но имели возможность выбирать комплект резины на первый отрезок гонки.

К сожалению, воспользоваться этим Квяту не удалось. Когда машины отправились на прогревочный круг, Toro Rosso Даниила неожиданно заглохла. Россиянину удалось завести машину, он двинулся с места, но оказался в непростой ситуации.

Правила разрешают гонщику стартовать со своей стартовой позиции, если он успевает вернуться на неё до первой линии автомобиля безопасности, расположенной в месте заезда на пит-лейн. Иначе он должен стартовать последним или с пит-лейн. Даниил с этой задачей почти справился, не успев опередить только одну машину – Фернандо Алонсо.

Формально он не выполнил требования правил, но реагировать оказалось уже слишком поздно – заезд на пит-лейн Квят проехал. Останавливаться посреди стартовой решётки тоже было нельзя – собственно, где находится последняя позиция, россиянин не знал. В итоге Даниил занял свою стартовую позицию, что противоречило правилам.

На старте лидерство уверенно захватил Хэмилтон. Лучше всех среагировал на сигнал светофора Макс Ферстаппен, с пятой позиции он поднялся на третью и атаковал Феттеля. Машины столкнулись, Макс оказался вторым, а Себастьян откатился на четвёртое место.

Ещё более серьёзное столкновение произошло в середине пелотона во втором повороте. Карлос Сайнс сражался за позицию, но не заметил Романа Грожана. Машина Сайнса вылетела за пределы трассы, захватив по пути ещё и Фелипе Массу – для испанца и бразильца на этом гонка закончилась, а Грожан отправился в боксы.

На трассе появился автомобиль безопасности, сдерживавший пелотон до третьего круга. На рестарте Ферстаппен пытался атаковать Хэмилтона, но Льюис отстоял лидерство и начал отрываться от преследователей. Кими Райкконен ошибся и пропустил Переса, откатившись уже на седьмое место, хотя стартовал четвёртым. А уже на шестом круге Феттель вынужден был свернуть в боксы – из-за повреждённого носового обтекателя он терял слишком много. Вернулся Себастьян на трассу последним.

В общем-то, было ясно, что единственный пилот, у которого есть хотя бы какие-то шансы потягаться с Хэмилтоном – Ферстаппен. Многое зависело от стратегии, но узнать, у кого она была лучше, так и не удалось – уже на 11-м круге темп Макса резко упал, и вскоре он вынужден был припарковать машину у обочины. Дирекция гонки объявила режим виртуального автомобиля безопасности.

Вскоре после рестарта стюарды объявили о наказании Даниилу Квяту за старт с неверной позиции. Россиянин получил штрафной проезд через пит-лейн. Даниил к тому времени занимал уже седьмое место, штраф отбросил его на 12-е. Шансы на очки всё ещё оставались – на 28-м круге Даниил обогнал Магнуссена и вновь поднялся в десятку.

Но ещё через десять кругов пришло шокирующее известие – Квят наказан ещё раз, причём за то же самое нарушение! Стюарды выяснили, что первоначально оштрафовали его слишком мягко, так как по регламенту за такое нарушение положен 10-секундный Stop&Go. И не придумали ничего лучше, как исправить свою ошибку самым буквальным образом, выписав Даниилу 10-секундный штраф.

Формально сумма штрафов совпадала с прописанным в регламенте, но, конечно, отбывать наказание в конце гонки – совсем не то же самое, что в начале. Один из основополагающих принципов юриспруденции гласит, что никто не может быть наказан за одно и то же нарушение дважды – даже если судьи ошиблись. Но среди стюардов Формулы 1 юристов обычно нет.

Так или иначе, на свой пит-стоп Квят отправился на 54-м круге. Он отстоял 10 секунд, после чего механики начали менять шины, но возникли проблемы с гайкой крепления заднего правого колеса. В конечном счёте, поменять резину удалось, но из-за всех этих проблем Даниил проигрывал лидерам уже два круга, и команда приняла решение снять его с дистанции.

Единственная интрига гонки сводилась к тому, сколько позиций успеет отыграть Себастьян Феттель. Концовка гонки удалась немцу на славу, он обогнал на трассе Райкконена, Окона и Переса, благодаря чему финишировал четвёртым, в нескольких десятых позади Риккардо. А победу, завоевав к тому же «Большой шлем», одержал Льюис Хэмилтон. На финише он опередил Боттаса почти на 20 секунд.

Другие новости