Гран При Бельгии: Пресс-конференция в субботу

Гран При Бельгии: Пресс-конференция в субботу

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Эстебан Окон (Racing Point Force India)

Интервью на трассе

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, приятно наблюдать, как вы поздравляете Себастьяна, но вряд ли он сейчас так же рад результату, как вы. Для вас это 78-й поул в карьере и уже пятый в Спа! Ferrari были очень быстры на сухой трассе, вам явно требовался дождь – мои поздравления, отлично сработано!
Льюис Хэмилтон: Для меня это была одна из самых сложных квалификаций – такое ощущение, что по сравнению с началом сезона по субботам нам приходится всё труднее и труднее.

Не знаю, было ли у Ferrari преимущество в скорости – во второй сессии я уступил им всего пять сотых и рассчитывал, что в финале смогу отыграть ещё, но понимал, что борьба будет плотной – соперники очень быстры на прямых. Но затем начался дождь, а в этот уик-энд мы вообще не работали на мокрой трассе!

Я не в силах описать, насколько сложной была обстановка – вы сами видели, что в первом повороте я не смог удержаться на траектории. Приходилось постоянно ловить машину, асфальт местами выглядел сухим, но на деле оказывался мокрым. Согласен, в Венгрии квалификация тоже проходила под дождем, но там мы выезжали на дождевых шинах, и сцепление с трассой было лучше, тогда как сегодня на промежуточных было непросто. В финальной сессии я дважды оказывался за пределами траектории, но сейчас очень рад, что на решающем круге мне удалось всё собрать воедино!

Вопрос: (Дэвид Култхард) У вас оптимальная стартовая позиция в предстоящей гонке, борьба за титул продолжается, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Думаю, сегодняшняя квалификация всех держала в напряжении, но этим и хороша Формула 1! Приятно видеть, что здесь так много болельщиков. В Спа замечательная трасса, на ней здорово гоняться, я безмерно благодарен команде за то, что дала мне возможность завоевать поул!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Отлично сработано! Себастьян, Льюис сказал, что на сухой трассе, возможно, сумел бы с вами побороться, но лично мне казалось, что Ferrari был гарантирован весь первый ряд, если бы не дождь. В финале вы могли проехать быстрее?
Себастьян Феттель: Думаю, да, но мы не лучшим образом спланировали попытку. Учитывая такие погодные условия, результат мог быть любым, но я занял второе место. Скорость машины позволяла завоевать поул, но мы уже никогда не узнаем, смог бы я выиграть эту квалификацию.

Борьба в финале отличалась от того, что было в двух первых сессиях. Преимущество Льюиса достаточно велико, он заслужил поул. Однако я уверен, что завтра машина будет достаточно быстра, чтобы побороться за победу.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы сказали, что не лучшим образом спланировали попытку. Мне показалось, что в какой-то момент в команде не были уверены, как следует поступить...
Себастьян Феттель: У нас возникла неразбериха. Когда начинается такой дождь, команде нужно выбрать правильный момент для выезда на трассу для обоих гонщиков. Кими поторопился выехать, а в конце сессии выглянуло солнце, и трасса практически высохла.

Я тоже не знал, как лучше поступить, а затем на уже подсыхающем асфальте, когда старался сберечь шины, уперся в Эстебана Окона. В такой ситуации ты понимаешь, что любой круг может оказаться решающим, но также держишь в уме, что если трасса продолжит подсыхать, лучшим из кругов будет именно последний. Возможно, за рулем я действовал недостаточно спокойно, но я доволен позицией в первом ряду, наша машина достаточно быстра, так что завтра у нас есть шансы.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Эстебан, добро пожаловать в первую тройку! Мои поздравления, для вас это лучший квалификационный результат в Формуле 1! Столь высокий результат в непростых условиях весьма кстати, если учесть, что вы пока не знаете, где будете выступать в следующем сезоне, но насколько вы сами довольны?
Эстебан Окон: Это фантастика! Спасибо всем за поддержку. Здорово завоевать третье место после столь сложного периода для команды. К счастью, теперь всё позади. Мы начинаем всё заново и, конечно, довольны этим результатом.

Мы не ожидали такого успеха. Парни великолепно выполнили свою работу – они очень быстро сменили шины, и я успел вернуться на трассу. Это потрясающе! Я проехал круг без проблем и завоевал третье место. С нетерпением жду гонку!

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, примите поздравления! Насколько сложными были условия на трассе?
Льюис Хэмилтон: Для меня эта квалификация была одной из самых непростых за долгое время. Да, в Венгрии нам тоже было непросто, но сегодня пришлось переходить со сликов на промежуточные шины, притом в запасе было всего несколько кругов, чтобы оценить уровень сцепления, прогреть резину и понять, где асфальт еще сухой, а где – уже мокрый.

Влетая в Eau Rouge, мы не знали, нужно ли приподнимать ногу с педали газа – вернее, приподнимать её в любом случае приходилось, но сориентироваться было сложно, так как асфальт подсыхал местами.

Мне сложно подобрать слова, чтобы описать, насколько нелегко сегодня пришлось. Не знаю, как обстояли дела у других гонщиков, но лично я соскользнул с траектории в первом повороте, потом в двенадцатом – к счастью, в запасе оставался ещё один круг, иначе бы я оказался на очень далекой позиции.

Я знал, что скорости мне хватает, нужно лишь добиться оптимального баланса: не атаковать сверх меры, но и не слишком осторожничать. Обстановка отличалась от поворота к повороту, ни в одном из них нельзя было чувствовать себя заведомо уверенно – впрочем, мне такой вызов даже нравится! Сейчас я очень счастлив, ведь команда сработала отлично, да сам я в дождь всегда выглядел неплохо!

Вопрос: Себастьян, Ferrari была быстрейшей во всех сессиях на сухой трассе. Можно ли сказать, что дождь помешал вам завоевать поул?
Себастьян Феттель: Возможно, но мы никогда не узнаем, как прошла бы финальная сессия на сухом асфальте. Дождь нам не помог. Обстановка на трассе была немного странной – асфальт не был ни полностью сухим, ни полностью мокрым, чем-то средним. Я понимал, что решающим будет заключительный быстрый круг, но все же продолжал атаковать, поскольку в таких условиях сессию вполне могли остановить красными флагами, если бы кто-нибудь оказался за пределами трассы.

Я оставался на траектории и чувствовал себя вполне уверенно, однако ехал заметно медленнее, чем на последнем круге – похоже, в этом плане мы сориентировались не лучшим образом. Конечно, мы не знали, как быстро подсохнет трасса, не усилится ли дождь, но у меня нет ощущения, что на том решающем круге я собрал всё воедино. К тому же, у меня закончился заряд ERS, большую часть круга я ехал без гибридной составляющей – в общем, не лучший итог квалификации, которая складывалась очень интересно.

Интересным в ней было то, что даже на влажном асфальте и с промежуточными шинами мы проходили Eau Rouge на восьмой передаче, не переключаясь вниз. Это было здорово, но эмоции всё же не те, когда знаешь, что мог сработать лучше. В любом случае, я стартую со второго места, что само по себе неплохо, а впереди у нас долгая гонка. Машина позволяет бороться и обгонять, так что в воскресенье будет весело!

Вопрос: Эстебан, примите поздравления с третьим местом! Под занавес финальной сессии рассчитывали ли вы на столь высокий результат?
Эстебан Окон: Мне совершенно точно известно, что на подсыхающей трассе у всех появляется шанс. В подобных условиях борьба всегда плотная, и сегодня мы выжали из нашей машины максимум. В моей гоночной карьере это уже второй случай, когда в дождь я квалифицируюсь третьим – фантастический результат! Приятно добиться его после непростого для нашей команды периода. Сейчас трудности уже позади, мы полностью сосредоточены на уик-энде, наша машина быстра и на сухой трассе – хочется верить, в воскресенье результат тоже будет неплохим.

Вопросы с мест

Вопрос: (Жером Пагмайр) Себастьян, в интервью на трассе вы сказали, что, возможно, действовали недостаточно спокойно. Как это понимать? Вы нервничали из-за дождя, или было что-то не так с настроем на сессию?
Себастьян Феттель: В сегодняшних обстоятельствах нам, как и другим участникам, было непросто сориентироваться и принять верное решение. В какой-то момент возникла суматоха, мне пришлось некоторое время ждать на пит-лейн. На результате это не сказалось, но я не был настолько спокоен, как мог быть.

Конечно, после всегда легко рассуждать, но сегодня, как я уже говорил, все решал заключительный круг. До него атаковать имело смысл разве что с целью поддержания необходимой температуры шин, но мы не знали, усилится ли дождь снова. В конце каждого круга я сбрасывал скорость из-за трафика впереди, но я понимал, что если буду ехать на результат, то пострадает следующий круг, на котором состояние трассы, скорее всего, будет лучше. Что в таких условиях я должен был предпринять?

У меня нет ощущения, что я взял от сессии максимум. Мы сработали не лучшим образом, но вы также видели, что сегодня некоторым гонщикам вовсе залили недостаточно топлива, так что всё могло сложиться намного хуже. Второе место – вполне приемлемый результат.

Вопрос: (Кристиан Менат) Себастьян, вы сказали, что на завершающем быстром круге закончился заряд ERS. Кажется, готовясь к нему, вы специально чуть шире вышли из последней шиканы, чтобы лучше разогнаться на прямой, но о заканчивающемся заряде вам должно было быть известно заранее. Почему вы всё же отправились на завершающий круг, а не использовали все возможности на предпоследнем?
Себастьян Феттель: Если для вас всё настолько просто, возможно, вам следует самому выступать в чемпионате! Как я уже говорил, я старался чисто завершать круги и не соскальзывать с траектории, с выбранными настройками заряда, как правило, хватало, но в этот раз я сам очень удивился, когда обнаружил, что его практически не осталось. Очевидно, нам следовало сработать лучше, но в таких условиях сессию в любой момент могли остановить красными флагами, и тогда завершающего круга попросту не было бы. Я всякий раз отпускал соперников на третьем секторе и старался восстановить заряд ERS, но на очередной быстрый круг его всё же не хватило.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Эстебан, вы говорили о недавней ситуации в команде. На данный момент ваши собственные перспективы не вполне понятны, насколько в этом плане важен сегодняшний результат? Наверное, странно, квалифицировавшись третьим, слышать подобные вопросы. Льюис, Себастьян, как вы оцениваете выступление Эстебана в нынешнем сезоне?
Эстебан Окон: Я понимаю, что моё будущее пока не ясно, и сейчас я не знаю, чем буду заниматься в следующем году. Но всё, что мне остается, это сосредоточиться на работе и как можно лучше показывать себя на трассе. Если выступаешь успешно в Формуле 1, ты вряд ли останешься незамеченным.

Вопрос: Льюис, что скажете о результатах Эстебана?
Льюис Хэмилтон: Эстебан очень корректно ведет себя с окружающими, а на трассе выступает невероятно, но, к сожалению, в Формуле 1 сложилась странная ситуация, когда вместо того, чтобы пригласить в команду перспективного спортсмена, люди возьмут кого-то другого, кто больше их устраивает в данный момент. Возможно, по этой причине и уровень конкурентоспособности разный, и финансовые возможности несопоставимы.

Как только я и Себастьян продлили свои контракты, рынок гонщиков заметно оживился, и в такой ситуации нужно, чтобы менеджеры предельно оперативно выполняли свою работу и находили оптимальный вариант. Я не в курсе, какие вакансии еще свободны, но Эстебан один из быстрейших гонщиков, и он заслуживает хорошую машину. Надеюсь, возможность получить таковую у него еще есть.

Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Со стороны сложно судить, но мне кажется, что Эстебан всё делает верно. Хорошо, что сегодня ему удалось так удачно провести квалификацию и заработать результат, на который их машина в большинстве случаев не позволяет рассчитывать – это уже о многом говорит. Кроме того, в условиях вроде сегодняшних легко допустить ошибку, от гонщика требуется предельная концентрация – и в этом плане к Эстебану тоже нет никаких претензий.

К сожалению, современные реалии таковы, что сперва появляется один талантливый гонщик, и все считают его супергероем, потом появляется следующий, и его тоже считают супергероем, потом этот цикл повторяется несколько раз, и в какой-то момент на первого уже никто не обращает внимания, хотя он по-прежнему выступает на высоком уровне.

Хорошо, что Эстебан сегодня сработал настолько здорово – по сути, это его день, ведь наши с Льюисом результаты во многом ожидаемы. Ferrari и Mercedes стабильно быстры, тогда как машина, с которой выступает Эстебан, как бы она ни называлась, не позволяет рассчитывать на третье место, но сегодня Окон сумел такого результата добиться. Уверен, это примут во внимание те, кто в итоге подпишут с ним контракт на следующий сезон.

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, по ходу вашей карьеры мы не раз наблюдали, как в дождь вам удавалось взять верх над соперниками. Можно ли сказать, что на мокрой трассе вам нет равных?
Льюис Хэмилтон: Определенно, нет. Я стараюсь успешно выступать и на сухом асфальте, но о каком-то гарантированном преимуществе говорить нельзя. Хотелось бы мне, чтобы вы смогли почувствовать, насколько сложно нам сегодня было – наверное, вы бы поняли это, если бы мы все не сумели закончить сессию. Многое зависит от сочетания факторов, обстоятельств, компромиссов. Вы слышали, у Себастьяна были проблемы с ERS, тогда как мне удалось избежать чего-то подобного – я старался удостовериться, что заряда достаточно для попытки, плюс мне активно помогала в этом команда.

Не знаю, что еще вам сказать – в конечном итоге, каждый сам составит свое мнение. Мне нравится гоняться в дождь, но сегодня я на него не рассчитывал, ведь мне хотелось острой борьбы с Ferrari на сухом асфальте. Да, у них было некоторое преимущество, но я всё же надеялся, что сумею оказаться впереди. На мокрой трассе обстановка была просто ужасной. Да, было по-своему интересно, поскольку нам всем приходилось постоянно ловить машину, но в таких условиях никогда не знаешь, в какой момент передние колеса заблокируются, а когда они блокируются, машину очень сложно остановить.

Вопрос: (Оливер Браун) Льюис, меня заинтересовал ваш ответ на вопрос о ситуации с Эстебаном Оконом. Дела в Формуле 1 обстоят так, что для команд деньги зачастую значат больше, чем скорость. Как, по-вашему, это вышло, и что можно предпринять, чтобы исправить ситуацию?
Льюис Хэмилтон: Я не думал о том, что можно предпринять для исправления описанной вами ситуации. Лучшие гонщики должны выступать на лучших машинах. Не должно быть так, что предпочтение отдается более богатому, но менее талантливому – думаю, людям в FIA следует обратить на это внимание, ведь подобная ситуация заметна уже в младших сериях.

Да, в Mercedes и Ferrari вакансий уже нет, до недавнего времени в Red Bull Racing было одно место. Наверное, должна быть некая система отбора… Не знаю, какие варианты сейчас есть у Эстебана – будь я твоим менеджером, возможно, я смог бы помочь!

Эстебан Окон: Мы можем обсудить это отдельно.

Вопрос: (Жером Пагмайр) В продолжение темы – Эстебан, что значит для вас такая поддержка со стороны Себастьяна и Льюиса, и насколько досадна ситуация с контрактом?
Эстебан Окон: Конечно, приятно слышать слова поддержки от двух чемпионов мира! Я очень хочу выступать в следующем сезоне и каждый день прилагаю для этого максимум усилий. Посмотрим, что будет дальше. Моей карьерой занимаются люди в Mercedes, ранее им всегда удавалось найти отличный вариант – надеюсь, так будет и в этот раз.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Льюис, на сухой трассе Ferrari были очень быстры. Нет ли у вас опасений, что в гонке при отсутствии дождя они будут фаворитами?
Льюис Хэмилтон: Они были фаворитами сегодня, будут ими и завтра, но само по себе это не гарантирует им победу. В некоторых из предыдущих гонок у Ferrari тоже было преимущество, но нам удавалось переломить ситуацию в свою пользу.

Конечно, Гран При Бельгии обещает быть очень непростым, в пятницу скорость Себастьяна на длинной серии кругов поразила всех – не знаю, смогу ли я взять темп, позволяющий создать отрыв, но всё это мы выясним уже завтра, я готов выложиться по максимуму. Борьба до пятого поворота здесь всегда плотная, Ferrari очень быстры на прямых – посмотрим, как всё сложится.

Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, вы и ранее завоевывали поулы на сухом и влажном асфальте, побеждали при старте с далеких позиций. На вашем счету уже четыре чемпионских титула, но со стороны нам кажется, что еще никогда вы не пилотировали настолько безупречно, как в этом сезоне. В чем причина?
Льюис Хэмилтон: Лично я не уверен, что в нынешнем сезоне пилотирую безупречно. Каждый спортсмен стремится достичь совершенства во многих аспектах, я стараюсь работать над разными факторами, и здесь многое зависит от того, как расходуется время вне трассы.

Вопрос: (Ливио Орихио) Можете привести примеры?
Льюис Хэмилтон: Примеры факторов? Речь идет о том, как ты взаимодействуешь с командой, на что тратишь время вне работы, как расслабляешься, собираешься с силами, тренируешься. Если говорить о пилотаже, как ты работаешь над стабильностью, как снижаешь риск ошибок, как мотивируешь команду вновь перешагнуть предел и предоставить тебе очень быструю и надежную машину.

Речь не о том, чтобы для тебя просто построили машину – гонщик и команда должны сделать это вместе. Факторов много, и опыт здесь, безусловно, помогает, но притом ты должен по-прежнему выкладываться на все 100%, ведь в чемпионате постоянно появляются молодые и мотивированные гонщики. К слову, находить мотивацию для самого себя тоже важно, и этому очень помогает соперничество с гонщиками вроде Себастьяна, ведь оно заставляет находить в себе скрытые резервы и повышать собственную планку до уровня, который ранее невозможно было представить.

Вопрос: (Барт ван Дужвеерт) Вопрос ко всем. Погода в предстоящей гонке, очевидно, будет наиболее прохладной во всем сезоне, воздух прогреется всего до 15 градусов по Цельсию. Как это скажется на стратегии?
Себастьян Феттель: Нам будет в каком-то смысле даже проще – в кокпите не так жарко, но это всё еще лето! Я не в курсе прогноза, слышал лишь, что будет сухо, но в Спа возможно всякое. На стратегию прохлада практически не влияет, просто будет немного комфортнее. Гораздо сложнее было бы прикинуть, как всё прошло бы при +35, ведь в Спа такого не случалось, ну а прохладная погода была здесь с самого начала уик-энда.

Эстебан Окон: Ситуация одинакова для всех, нам просто нужно адаптироваться к прохладной погоде. В прошлый раз такая температура была разве что на зимних тестах, тогда нам пришлось непросто, но посмотрим, как всё сложится. Гонка в любом случае не покажется легкой.

Льюис Хэмилтон: При прохладной погоде меньше риск пузырения шин, что хорошо для всех. Конечно, шины с более тонким рабочим слоем еще менее склонны к образованию пузырей, но в этот уик-энд они не используются.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё