Гран При США: Пресс-конференция в воскресенье

Интервью на подиуме. Усейн Болт и Льюис Хэмилтон

Интервью на подиуме

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Кими Райкконен (Ferrari)

Вопрос: (Усейн Болт) Льюис, для вас это уже пятый успех в Остине! Что вы чувствуете?
Льюис Хэмилтон: Посмотрите, сколько зрителей собралось на трибунах! С 2012 года их число неизменно росло, сегодня у нас был замечательный день – знаете, теперь эта трасса для меня самая любимая. Мне нравится, как повороты сменяют друг друга, сегодня направление ветра позитивно влияло на поведение машины. Мои поздравления команде, всем сотрудникам на базе и здесь, на трассе – они действительно заслужили право называться лучшей командой этого сезона!

Вопрос: (Усейн Болт) Впереди этап в Мексике. Сегодня вы победили с поула, как ощущения?
Льюис Хэмилтон: Самые приятные, а как вам наша гонка?

Вопрос: (Усейн Болт) Я всё еще под впечатлением!
Льюис Хэмилтон: Для меня большая честь стоять здесь рядом с вами. Это невероятный опыт, у меня фантастическая работа, о которой можно мечтать! Уверен, многие из вас хотели бы управлять машиной Формулы 1, поверьте, это потрясающе. Но я не оказался бы здесь без поддержки семьи. Мой брат здесь, моя мама следила за гонкой – я люблю вас, родные!

Вопрос: (Усейн Болт) Себастьян, вы поддерживали интригу до самого финиша, гонка получилась по-настоящему зрелищной! Атаковали до последнего?
Себастьян Феттель: Именно так. На старте ситуация складывалась в нашу пользу, и я вышел вперёд, но мы довольно быстро поняли, что я не могу ехать в том же темпе, что и он, так что поздравления Льюису.

Затем мы оказались в неопределенной ситуации – после пит-стопа я вновь оказался недалеко от Льюиса, но потерял скорость, и мы решили провести второй пит-стоп. На новых шинах стало интереснее, особенно на последних кругах, но, в целом, результат оказался не таким, которого мы ждали.

Вопрос: (Усейн Болт) Похоже, в Mercedes сегодня выбрали верную тактику…
Себастьян Феттель: Ясно, что в Mercedes оказались быстрее. Сегодня мы не смогли поддерживать их темп. Не думаю, что это связано со стратегией – кто быстрее, у того и выше шансы на победу, вы это сами знаете.

Вопрос: (Усейн Болт) Кими, примите поздравления! Концовка гонки получилась драматичной, вы довольны результатом?
Кими Райкконен: Конечно, сразу после гонки я был расстроен, когда думал, что финишировал четвёртым, но потом у Макса Ферстаппена возникли кое-какие проблемы. Впрочем, гонка была отличная, машина вела себя прекрасно по ходу всей дистанции, хотя под конец мне пришлось экономить топливо и несколько сбросить скорость.

Вопрос: (Усейн Болт) Льюис, что скажете о гонке в целом? Для вас это шестьдесят вторая победа в карьере!
Льюис Хэмилтон: Сезон складывается фантастически, я наслаждаюсь пилотированием. Мы не предполагали, что Ferrari сегодня будут настолько быстры, но наша машина сработала безупречно, баланс был оптимальным с самого старта. Впереди еще три гонки, попробуем выиграть их все!

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Льюис, для вас это уже шестой успех в США и пятый в Остине! На этой трассе вы лишь однажды уступили победу сопернику. Сегодня ваша команда завоевала Кубок конструкторов, а вы по ходу гонки провели пару атак в борьбе за лидерство, что случается нечасто. Расскажите об этом. В Мехико вам достаточно финишировать пятым, чтобы гарантировать титул…
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, мои поздравления всей команде и партнерам, нам стоило больших усилий добиться столь впечатляющей скорости. Мы действовали слаженнее, чем в предыдущие пять лет, построили особенную машину. Я горжусь нашим коллективом – впервые в истории чемпионата команда смогла повторить успех после смены регламента.

Гонка сложилась замечательно – пожалуй, она была одной из самых интересных за долгое время. Мне почему-то не удалось хорошо стартовать, Себастьян лучше сорвался с места, но я не беспокоился, поскольку помнил, что в Остине можно обгонять. Сражение получилось захватывающим – не знаю, сколько кругов оно продолжалось, но я старался подобраться на расстояние, позволяющее задействовать DRS. Это напомнило 2012-й год: Себастьян, как и тогда, ехал впереди, а мне хотелось борьбы колесо в колесо. Маневр, как и пять лет назад, удался в двенадцатом повороте – такое соперничество мне нравится больше всего!

Меня удивило, что Себастьян оборонялся не так уж активно, но всё было честно. Затем я на протяжении нескольких поворотов боролся с Максом Ферстаппеном, что напомнило мне выступление в картинге. Сегодня направление ветра позволяло увереннее проходить скоростные секции: если в субботу на выходе из первого поворота колеса срывало в пробуксовку, то сегодня сцепления хватало, а в «эсках» встречный ветер помогал ехать в полную силу, бросая машину из поворота в поворот. W08 работала настолько оптимально, словно находилась в аэродинамической трубе – это было особенно приятно.

Я безмерно благодарен за поддержку, которую чувствовал по ходу уик-энда. Со мной моя мама, брат, мои друзья, многочисленные болельщики на трибунах – спасибо им всем!

Вопрос: Себастьян, расскажите вашу версию истории с обгоном. Когда Ферстаппен провел второй пит-стоп, почему вы последовали его примеру? Ваша отважная атака на Боттаса в окружении круговых напомнила известное сражение между Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом в Венгрии – есть о чем поговорить…
Себастьян Феттель: Мне удался отличный старт, но затем мы оказались недостаточно быстры. Уже после трех-четырех кругов шины работали менее эффективно, а Льюис довольно быстро подобрался на расстояние, позволяющее использовать DRS. В скоростных секциях сделать это само по себе непросто, так что он был заметно быстрее.

В зеркалах сложно что-либо разглядеть, но я пытался блокировать атаку. Возможно, следовало быть чуть агрессивнее, но я понимал, что у Льюиса большое преимущество в скорости. Досадно упускать лидерство, но при такой разнице в темпе мы вряд ли могли рассчитывать на победу.

Сложности продолжались, я чуть раньше провел пит-стоп, подобрался к Льюису, а затем контролировал темп, чтобы дотянуть на том комплекте до самого финиша. По ходу первого отрезка резина работала откровенно плохо, я не был уверен, что на втором отрезке её ресурса хватит: мы обсудили ситуацию и решили сменить тактику. В тот момент было сложно предугадать, как всё сложится, но, судя по последним кругам гонки, мы поступили правильно. Сегодня обе Ferrari сражались за подиум и финишировали в первой тройке.

Ближе к финишу я пытался обеспечить Кими «воздушный мешок» на прямых, но у Макса Ферстаппена комплект шин был намного свежее, потому ему не составило труда провести атаку. Если же говорить о моей атаке на Валттери Боттаса, она получилась спонтанной. Я хотел обойти его по внешнему радиусу, увидел круговых, задумался на мгновение, не зная, куда направить машину, а затем сказал себе: «Там есть место, мне туда».

Оказавшись между Валттери и Стоффелем Вандорном, я думал лишь о том, как поскорее выбраться, но в итоге всё прошло здорово. Момент был острым. Валттери старался закрыть внутренний радиус, я воспользовался ситуацией и вышел вперед, что очень приятно. Но второе место – совсем не тот результат, которого мне хотелось.

Вопрос: Кими, когда Макс Ферстаппен провел второй пит-стоп, Себастьян последовал его примеру, а вы – нет. В чем причина? Концовка гонки получилась спорной: Макс потерял место на подиуме, поскольку его наказали 5-секундным штрафом за выезд за пределы трассы. Как всё выглядело с вашей стороны?
Кими Райкконен: Я знаю лишь, что Макс прошёл меня за три поворота до финиша, остальное мне неизвестно. Сегодня машина ехала здорово, шинам хватало эффективности, разве что на последних кругах пришлось сильно экономить топливо. Я сбросил темп, пропустил Себастьяна в первом повороте, а затем старался на прямых воспользоваться «воздушным мешком» за его машиной, чтобы сэкономить больше топлива – пожалуй, это был единственный непростой момент. Почему Макса оштрафовали, я не знаю.

Вопросы с мест

Пресс-конференция в воскресенье

Вопрос: (Омар Альварес) Льюис, теперь у вас больше побед в Штатах, чем у Айртона Сенны и Михаэля Шумахера. Чем вы отличаетесь от них обоих?
Льюис Хэмилтон: Не знаю. В каждом есть нечто уникальное. Для меня большая честь стоять в одном ряду с гонщиками, за которыми я следил в детстве. Нас объединяет стремление превзойти границы, расширить пределы возможного, а что отличает... Я такой, какой есть: весьма открытый, со своим стилем и мнением, но сложно сказать, как мы смотрелись бы на фоне друг друга, если бы вместе оказались на трассе. Я хотел бы иметь такую возможность, но это лишь мечты.

Вопрос: Льюис, вы опережаете Себастьяна на шестьдесят шесть очков. Считаете ли вы себя без пяти минут чемпионом мира? И вопрос для обоих гонщиков Ferrari: вас удивило, что в сегодняшней гонке Mercedes эффективнее работали с шинами?
Льюис Хэмилтон: Не Mercedes, а Льюис! Разумеется, я шучу.

Я не позволяю себе тех мыслей, о которых вы сказали. Я просто сосредоточен на задаче выиграть гонку и как никогда наслаждаюсь пилотажем. Да, прессинг колоссальный, но в кокпите всякий раз хочется заново проверить себя и сработать лучше. Сегодня пришлось корректировать регулировки в связи с более теплой погодой, и мне, похоже, удалось добиться оптимума. Очевидно, сказался опыт прошлых лет – баланс машины был идеальным. Если бы не те корректировки, мы вполне могли уступить в темпе.

Впереди еще три гонки, и задача – выиграть их все. Будет разыграно немало очков, и пока титул не гарантирован, нет смысла заранее радоваться.

Вопрос: Себастьян, Кими, почему в Остине Mercedes удалось эффективнее работать с шинами, чем Ferrari?
Себастьян Феттель: У меня нет точного ответа. За себя могу сказать, что не ожидал таких сложностей, особенно на первом отрезке. Ближе к финишу ситуация улучшилась, но к тому моменту шансы были уже потеряны. Пожалуй, трасса в Остине больше подходит Mercedes, но результаты предыдущих Гран При вселили в нас надежду. В целом мы сработали неплохо, в субботу оказались ближе к Mercedes, чем ожидалось, но сегодня не смогли прибавить. Как правило, в воскресенье мы выглядим увереннее, но не в этот раз.

Вопрос: Кими? Полагаю, вас больше беспокоила необходимость экономить топливо, а не проблемы с шинами...
Кими Райкконен: Не скажу, что мои шины были в плохом состоянии. Для меня не было проблемой атаковать чуть агрессивнее, но приходилось экономить топливо, и это было единственным сдерживающим фактором. На протяжении всей гонки машина ехала здорово, никаких претензий.

Вопрос: (Хорхе Мендоса) Себастьян, в этот уик-энд вам пришлось иметь дело с серьезным прессингом. Каким был ваш подход к сегодняшней гонке? От вас требовался результат, и вы финишировали вторым. Действовали ли вы иначе, чем в предыдущих Гран При? Что позволило вам сработать успешно? Вам удался блестящий обгон в первом повороте – вы действительно рисковали?
Себастьян Феттель: Честно говоря, я хотел победить, как хотел этого в предыдущих гонках. Мы оказались не в той ситуации, в которой рассчитывали быть, недавние этапы сложились не в нашу пользу, но моё отношение было предельно простым. Я был уверен в скорости машины, в субботу нам было важно квалифицироваться в первом ряду… Я не сомневался, что в гонке мы снова прибавим, но этого не произошло – я всё понял за пару кругов до того, как Льюису удалось меня пройти.

Сегодня у меня было больше проблем с шинами, чем у соперников. Нужно во всем разобраться, но момент, безусловно, досадный. По крайней мере, мы сегодня сражались, и в этом плане гонка оказалась лучше предыдущих, где у нас такой возможности не было. Льюис победил в честной борьбе, мои поздравления, а нам в паре моментов следовало сработать эффективнее.

Пропуск пятничной сессии, определенно, не помог, но, повторюсь, подход был предельно простым. В каком-то смысле мне было даже проще: я знал, что необходим хороший результат, и старался его добиться.

Вопрос: (Луис Васконселос) Кими, Макса оштрафовали потому, что в момент атаки на вас он фактически срезал поворот. Считаете ли вы наказание оправданным, и не могли бы рассказать об атаках на Эстебана Окона и Валттери Боттаса?
Кими Райкконен: В зеркалах я видел машину Макса, но старался не так быстро проходить повороты, поскольку требовалось экономить топливо. Я думал, что достаточно закрыл траекторию и в силу необходимости приподнял ногу с педали газа, как вдруг Макс оказался совсем рядом. В тот момент я смотрел вперед, а не в зеркала, и был крайне раздосадован, когда Ферстаппену удалось выйти вперед. Возможности отыграться уже не было, я сбросил скорость, но потом к своему удивлению все-таки оказался на подиуме.

Атака на Эстебана Окона? Она была довольно простой. Я думал, что придется стараться больше, но Эстебан, похоже, не ожидал, что я попытаюсь протиснуться по внутреннему радиусу. От меня требовалось держать хорошую скорость, чтобы выйти вперед до того, как Окон начнет поворачивать. К Боттасу подобраться оказалось сложнее, но в итоге я прошел его на торможении. Машины Mercedes очень быстры на прямых, я смог догнать, но на это ушло немало времени.

Вопрос: (Грэм Харрис) Вопрос ко всем. Сегодняшняя предстартовая церемония отличалась от привычного формата – как правило, в это время вы спокойно беседуете с гоночным инженером. Что вы об этом думаете? Каковы плюсы и минусы?
Льюис Хэмилтон: По-моему, всё было потрясающе! Да, пришлось ждать в коридоре, пока все выйдут на трассу, это немного затянулось, но в остальном предстартовая церемония получилась зрелищнее, чем когда-либо – там были даже барабанщики!

Приятно видеть нечто новое. На протяжении многих лет мы наблюдали одну и ту же скучную картину, когда на стартовой решетке просто исполняли государственный гимн, тогда как сегодня всё напоминало матч национальной футбольной лиги с пиротехникой и прочим. Организаторы сработали здорово, но они все равно сделают выводы и в следующем году постараются самих себя превзойти.

В день гонки на автодром пришло невероятное количество болельщиков, притом люди, собравшиеся на главной трибуне, создали поистине фантастическую атмосферу. Проезжая по главной прямой или направляясь к двенадцатому повороту, я словно чувствовал себя на громадной арене! Сразу после финиша болельщикам позволили выйти на трассу – думаю, я еще успею с ними увидеться!

Себастьян Феттель: Если болельщикам понравилась церемония, возможно, она неплохая. Лично у меня нет предпочтений, мне нравится гоняться, я не шоумен.

Кими Райкконен: Никаких возражений, если всё проходит в правильное время в правильном месте и не создает дополнительной суеты. В воскресенье у нас и без того немало забот, но я готов смириться с подобными церемониями, если они качественно организованы и нравятся болельщикам.

Вопрос: (Леннарт Вернке) В продолжение предыдущего вопроса. Возможно, нечто подобное мы увидим в следующем году в Германии?
Себастьян Феттель: Не думаю. У немцев сложнее вызвать восторг.

Льюис Хэмилтон: Лично я не возражаю.

Себастьян Феттель: Американцам подобная атмосфера нравится больше, чем немцам.

Вопрос: (Присцилла Фон Сорелла) Льюис, как вам удается по ходу карьеры в целом и конкретной гонки в частности справляться со сложностями? Как это помогает вам стать лучше?
Льюис Хэмилтон: Меня окружают замечательные люди. Знаете, важно всегда быть рядом со своей семьей. Еще мне помогает вера в Бога, мой брат тоже всегда был для меня вдохновителем. Николас родился с церебральным параличом, но если спотыкался и падал, то неизменно поднимался и никогда не жаловался. Я встречал немало людей, чьи физические возможности серьезно ограничены – общение с ними по-настоящему прибавляет сил.

Мне нравится противостоять трудностям. Люди по всему миру находят внутри себя силы справиться с негативом и сохранить позитивный настрой, с которым многое становится по плечу. А если рядом есть кто-то, любовь побеждает всё. В этот уик-энд мне очень помогли близкие мне люди, а также поддержка болельщиков, которых я встречал на всём пути от отеля до трассы. Я тоже человек, у меня бывают сложности, но я никогда не опускаю руки и верю, что лучшее впереди.

Вопрос: (Алехандро Булле) Вопрос ко всем. Гран При Мексики состоится уже через неделю – чем вам нравится эта гонка?
Себастьян Феттель: Как правило, на мексиканском автодроме собирается немало болельщиков, хотя Формула 1 приезжала туда нечасто… Трассу не назовешь особенной, но сам город просто гигантский, болельщиков много – надеюсь, мы ощутим колоссальную поддержку. Мне понравилось то, как раньше проходил Гран При Мексики, и я с нетерпением жду возвращения. Что-то еще примечательное? Пожалуй, тако.

Кими Райкконен: Трасса появилась в расписании сезона всего несколько лет назад, эмоции она вызывает разные, но сами мексиканцы по-настоящему влюблены в Формулу 1. Ранее в Мексике я выступал не лучшим образом – надеюсь, в этот раз всё сложится удачнее.

Льюис Хэмилтон: Похоже, у меня восторга больше, чем у Кими и Себастьяна! В Мексике есть сомбреро, музыка, текила. Мексиканцы – весьма улыбчивые люди, с ними приятно общаться. Зимой я тренировался в Мехико – поразительно, насколько огромен этот город, и как много людей там живет. Всегда здорово проезжать по так называемой арене, сверху донизу заполненной болельщиками. В стране отличная кухня, но с моей вегетарианской диетой я пока не представляю, как всё будет. Могу лишь заметить, что с такой диетой я чувствую себя как никогда здорово – вероятно, кому-нибудь она тоже пойдет на пользу.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё