Гран При Италии: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Ни одну трассу чемпионат Формулы 1 не посещал так часто, как итальянскую Монцу. Гран При Италии неизменно присутствует в календаре с самого первого сезона – потягаться с ним в этом может разве что Великобритания. Но британский Гран При много раз менял «прописку», а итальянский национальный этап лишь однажды, в 1980-м, проводился не в Монце.

Конфигурация трассы тоже менялась гораздо менее значительно, чем где бы то ни было ещё – за исключением, разве что, Монако. Правда, временами в Формуле 1 использовалась комбинированная версия трассы, включавшая овал. Но это происходило лишь четыре раза, в 1955, 1956, 1960 и 1961 годах. В целом же нынешняя схема трассы отличается от оригинальной, построенной в 1922 году, лишь наличием шикан.

Планировалось, что в 2017-м конфигурация трассы в Монце будет изменена – в первую очередь это касалось первого отрезка. Первую шикану, Rettifilio, владельцы трассы собирались убрать, Curva Grande изменить, и всё это привело бы к заметному росту скоростей – примерно на полторы секунды на круге. Однако, как это не раз бывало, изменения не удалось согласовать с природозащитными организациями – ведь автодром находится в историческом парке Монцы.

Впрочем, и без того во все времена Монца была одной из самых скоростных трасс чемпионата. Здесь установлена львиная доля рекордов скорости Формулы 1 – только старый Хоккенхаймринг мог тягаться с итальянским «Храмом скорости». С этим связана и большая часть особенностей в подготовке команд к Гран При Италии – специально для этой трассы командам приходится готовить специальный аэродинамический пакет, с минимальным уровнем лобового сопротивления, и как следствие – прижимной силы.

Старая и новая машины Ferrari на бэнкинге старой версии трассы в Монце, 2015 год

Мощность мотора имеет в Монце определяющее значение, и это плохая новость для McLaren и Sauber. Машинам с двигателями Renault также будет тяжело тягаться здесь с соперниками. Впрочем, что касается лидеров чемпионата, то на сегодняшний день, похоже, между силовыми установками Mercedes и Ferrari установился некий паритет, так что на первое место выйдут другие факторы.

Конечно же, Монца – территория Ferrari, вся страна будет ждать от Скудерии победы. Успех здесь особенно важен для итальянцев, чему немало примеров – чего стоит только победа Герхарда Бергера в 1988-м, которую поклонники Ferrari вспоминают по сей день. Однако как бы ни была сильна сегодня Скудерия, и как бы ни помогали ей родные стены, победить в Монце им будет очень тяжело, потому что с точки зрения статистики главный специалист по этой трассе выступает в стане их главных конкурентов – Mercedes.

Последние три года Хэмилтон доминировал в Монце в совершенно безапелляционной манере. До прошлогодней гонки он не возглавлял протокол здесь по итогам всего лишь двух сессий, во второй пятничной тренировке 2014 года и в первой – в 2016-м, и одержал две очень уверенные победы. Побеждал Хэмилтон здесь и раньше – в 2012-м, ещё в составе McLaren.

Правда, в прошлом году Льюис упустил прекрасный шанс сделать свою статистику здесь ещё более впечатляющей, провалив старт, и хотя смог неплохо отыграться, в итоге финишировал только вторым. Кстати, это был не первый неудачный старт для Льюиса в Монце – то же самое с ним приключилось и в 2014-м. Правда, тогда победить ему это не помешало.

Впрочем, стоит отметить и ещё один важный момент. Превосходство Хэмилтона над Росбергом год назад здесь было очень убедительным, но не менее убедительно выглядел и Валттери Боттас в сравнении с Фелипе Массой. В квалификации финн «привёз» своему опытному напарнику полсекунды, опередив, помимо прочего, обе машины Red Bull Racing, а в гонке пропустил одну из них, но всё равно финишировал на очень высоком для Williams шестом месте.

О трассе…

Вид на трассу в Монце с воздуха

Монца. 53 круга по 5.793 км = 306.72 км. Средняя скорость – 240 км/ч. Историческая трасса в королевском парке. Аэродинамика настраивается на низкий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 370 км/ч с системой DRS. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 75% дистанции – больше, чем где-либо ещё по ходу чемпионата.

Время на торможении – 11% круга. 6 зон торможения. Износ тормозов – высокий. Благодаря длинным прямым и широкой трассе, обгонять в Монце можно было всегда, даже в самые сложные в этом плане времена. Тем не менее, за последние семь лет здесь шесть раз побеждал обладатель поула. Отчасти это связано с тем, что система DRS тут неэффективна – на всех машинах антикрылья и без того настроены на минимальный уровень прижимной силы, так что открытие планки DRS слабо влияет на аэродинамику.

Прошлогодний поул Хэмилтона составил 1:21,135 – Льюис вплотную подобрался к гоночному рекорду, установленному Рубенсом Баррикелло в 2004 году – 1:21,046. Правда, квалификационный рекорд Монтойи того же года заметно лучше – 1:19,525. Возможно, в этом году пилотам удастся его перекрыть.

О резине…

Гайковёрт

В нынешнем сезоне Pirelli привезёт в Монцу шины SuperSoft, Soft и Medium – такой набор предоставлен командам уже в шестой раз в сезоне. Раньше такой выбор для столь скоростной трассы можно было бы считать смелым, но в нынешнем году составы гораздо жёстче, и итальянцы, по сути, привезут самый жёсткий набор составов из тех, что фактически используются в этом году.

Сделать такой выбор шинников заставляют жёсткие зоны торможения, которые приводят к тому, что шины начинают пузыриться гораздо раньше, чем обычно. К тому же, возросшие скорости в поворотах увеличат нагрузку на шины. Впрочем, обычно износ резины в Монце средний – в последние годы почти все пилоты обходились одним пит-стопом.

Ещё одна причина выбора одного пит-стопа на гонку – длинный пит-лейн, который пилотам приходится проезжать с ограниченной скоростью, в то время как соперники пролетают по стартовой прямой. Из-за этого потеря времени на пит-стоп в Монце одна из самых больших в сезоне – 25 секунд.

Год назад в Монце…

Льюис Хэмилтон и Нико Росберга на постгоночной пресс-конференции Гран При Италии 2016 года

Вплоть до самого старта гонки интрига прошлогоднего Гран При Италии выглядела очень просто – по ходу уик-энда Льюис Хэмилтон демонстрировал убедительное превосходство над всеми остальными пилотами, включая своего напарника. В квалификации он просто разгромил конкурентов, опередив Росберга на полсекунды! Сам Нико выиграл у пилотов Ferrari гораздо меньше.

Говорить о каком-то сражении за победу после таких результатов не приходилось, но всё изменилось на старте. Когда огни светофора погасли, машина Льюиса крайне неуверенно тронулась с места, и его тут же обогнали не только Росберг и пилоты Ferrari, но даже Боттас и Риккардо.

Даниэля, впрочем, Льюис обогнал уже на следующем круге, а с Валттери расправился на 11-м. Опередить обе Ferrari Хэмилтону удалось благодаря стратегии – Скудерия пошла на два пит-стопа, гонщики Mercedes останавливались только однажды, и на свободной трассе Хэмилтон отыграл достаточно, чтобы на последнем отрезке гонки оказаться вторым.

Однако Росберг к этому моменту успел оторваться на 15 секунд, так что о борьбе за победу речи не шло. Пилотам Mercedes оставалось лишь добраться до финиша, и с этой задачей они тоже справились успешно. Единственное вакантное место на подиуме занял Себастьян Феттель, а Кими Райкконен финишировал четвёртым.

Оставшиеся шесть мест в десятке лучших предсказуемо заняли пилоты Red Bull Racing, Williams и Force India. В целом событий в гонке было не так уж много, стоит отметить разве что лучший круг, показанный Фернандо Алонсо под конец дистанции – первый для McLaren с Гран При Малайзии 2013 года.

Читайте ещё