Гран При Бельгии: Пресс-конференция в воскресенье

Подиум Гран При Бельгии

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Марк Уэббер) Льюис, за минувшие годы я видел несколько ваших по-настоящему ярких выступлений, но то, что вам удалось за эти 24 часа, просто поражает. 68-й рекордный поул и блестящая победа в гонке! Расскажите об этом...
Льюис Хэмилтон: Спасибо, Марк! Слышал, у вас сегодня день рождения – мои поздравления! Не уверен, слышат ли нас болельщики, но они были великолепны. Спасибо всем за поддержку!

Этот уик-энд мы с командой провели очень уверенно, и я благодарен всем за отличную работу. Нам помогала поддержка болельщиков, на трибунах было немало британских флагов – очень здорово это видеть посреди оранжевого моря! Борьба с Себастьяном была очень напряжённой, но я говорил, что собираюсь выиграть, и я это сделал.

Вопрос: (Марк Уэббер) Себастьян, это в самом деле было захватывающе!
Себастьян Феттель: Марк, с днем рождения!

Себастьян Феттель и Марк Уэббер

Вопрос: (Марк Уэббер) Спасибо, но сегодня речь не обо мне! Ваше сражение получилось по-настоящему острым – да, борьбы колесо в колесо не было, но я как гонщик понимал, что вы оба выкладывались по максимуму.
Себастьян Феттель: Было весело. Борьба получилась действительно напряженной – на каждом круге я ждал, что Льюис ошибется, но он всё сделал правильно. Вероятно, он тоже ждал моей ошибки, но и я её не допустил.

Я не очень доволен тем, как прошел рестарт. Я опасался, что недостаточно близок к Льюису, и в итоге подъехал к нему слишком близко. На подъеме мне пришлось отпустить его, затем на прямой я оказался снаружи – у меня не было возможности выйти вперед.

У нас был высокий темп. Здесь мы выступили намного лучше, чем в Сильверстоуне. Команда сделала шаг вперед, и я с нетерпением жду наш домашний этап на следующей неделе. В целом хороший день.

Вопрос: (Марк Уэббер) Славная гонка, вы заработали немало очков. Даниэль, переходим к вам – отличный результат, вы на подиуме!
Даниэль Риккардо: Привет, Марк!

Вопрос: (Марк Уэббер) Машина безопасности появилась вовремя, а затем вы по максимуму использовали ресурс свежих шин и на рестарте опередили Боттаса. Невероятно, но вам удалось сдержать натиск Райкконена! Отличный результат для команды, не так ли?
Даниэль Риккардо: Подиум – отличный результат для команды, хотя Макс быстро сошёл с дистанции. Прежде всего, спасибо болельщикам – я знаю, что сюда приехало много голландцев. Спасибо, что вы здесь. Я это ценю, впрочем, как и все остальные.

Кими получил штраф – так я поднялся на четвёртую позицию. В середине гонки у меня был очень хороший темп, затем выехал автомобиль безопасности – я знал, что для нас это шанс. Здорово, что я смог его использовать в борьбе с Валттери на рестарте.

Вопрос: (Марк Уэббер) Льюис, болельщики назвали вас гонщиком дня, что было вполне ожидаемо. В субботу вы говорили, как впервые приехали посмотреть гонку Формулы 1 именно в Спа в 1996 году. Что значит для вас этот уик-энд, ваша 200-я гонка? Сегодняшние эмоции сопоставимы с теми, что были 21 год назад?
Льюис Хэмилтон: Прошёл 21 год? Невероятно! Кстати, мне нравится «живая волна» на трибунах!

Я впервые был на гонке Формулы 1 в Спа вместе с отцом в 1996-м, это было 21 год назад, и тогда мы были никем, но мечтали однажды приехать сюда в другом качестве. Сейчас я вижу среди болельщиков много детей с родителями – наверное, они тоже мечтают делать то, что делаем здесь мы. Я надеюсь, что их мечты осуществятся. Продолжайте верить в себя и не сдавайтесь!

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Льюис, в отличие от начальной фазы гонки ближе к финишу вам пришлось иметь дело с серьезным прессингом. Себастьян получил свежий комплект UltraSoft, а вам поставили Soft. Полагаю, вы нервничали, готовясь к рестарту. Расскажите, как вы обороняли позицию, как сохраняли отрыв от Себастьяна?
Льюис Хэмилтон: Всё это несколько напоминало NASCAR, где принято выпускать машину безопасности без какой-либо причины. После того, как мы сбросили скорость, вполне можно было обойтись режимом виртуального сейфти-кара. Видимо, в дирекции гонки хотели более острой борьбы, поэтому выпустили автомобиль безопасности, хотя к тому моменту на трассе уже не оставалось обломков.

Машины Ferrari по ходу уик-энда имели преимущество в скорости на длинной дистанции, но сегодня они оказались особенно сильны. Притом я постоянно обеспечивал Себастьяну «воздушный мешок», благодаря которому он был очень быстр на прямых. Перед рестартом автомобиль безопасности ехал очень медленно, чтобы собрать за собой пелотон, так что поддерживать температуру более жестких шин было очень непросто.

На рестарте Себастьян подъехал практически вплотную. Мои передние шины не сразу включились в работу, Феттель воспользовался «воздушным мешком», но подобрался слишком близко и, похоже, был вынужден опустить педаль газа, иначе бы он точно прошел меня еще до Eau Rouge. В любом случае, Себастьян отлично провел гонку – приятно соперничать с ним, когда он сам и его машина работают на пределе. Мы проходили круги с разницей в пять сотых секунды – такими и должны быть гонки. В Ferrari оказались способны длительное время преследовать нас вплотную, у них, очевидно, было преимущество в темпе, но, к счастью, моих усилий оказалось достаточно, чтобы остаться впереди.

Вопрос: Себастьян, в спорте многое решает способность использовать шанс. У вас были свежие шины UltraSoft, Льюис в тот момент ехал на Soft – должно быть, вы думали, что вот он, ваш шанс? Расскажите о рестарте, о том, как вы прошли Eau Rouge. Что вы чувствуете, оказавшись настолько близко к соперникам на трассе, которая теоретически должна была подойти Mercedes в большей степени, чем Ferrari?
Себастьян Феттель: Как много вопросов! Я понимал, что пару кругов у моих UltraSoft будет преимущество над Soft. В момент рестарта на выходе из первого поворота я был сразу за Льюисом, и проблема, пожалуй, в том, что сегодня нам было не так уж трудно вплотную преследовать Mercedes.

Поначалу я среагировал очень здорово, но в итоге подъехал слишком близко. Будь у меня еще одна такая возможность, я, вероятно, поступил бы иначе, но тогда… Мы знаем, что в квалификации Mercedes очень быстры на прямых, а в начале гонки я заметил, насколько уверенно Льюис разгоняется в подъем – мне не хотелось отпускать его слишком далеко, но определить оптимальную дистанцию оказалось непросто. Льюис, похоже, даже слегка отпустил педаль газа в Eau Rouge – он может себе это позволить, ведь к вершине подъема у них все равно отличная скорость.

Тем не менее, гонка получилась славной. Возможно, наблюдать за нашей борьбой было не так уж интересно, так как мы ехали вплотную друг за другом, но ничего не происходило, но в кокпите было по-настоящему весело! Я ждал ошибки Льюиса, он ждал моей оплошности, но ни того, ни другого не случилось – значит, мы боролись на очень высоком уровне и держали отличный темп, хотя шины круг за кругом теряли эффективность. На самом деле, у меня не было реального шанса на атаку, но главный итог – мы продемонстрировали великолепный гоночный темп.

Было трудно преследовать соперника на втором секторе, но мне удавалось держаться вплотную, а затем я получал преимущество на третьем и первом секторах. Машина ехала здорово, хотя по сравнению с Сильверстоуном мы не так уж и много в ней изменили – это доказывает, что в Великобритании у нас просто был неудачный уик-энд. Опять же, по сравнению с Сильверстоуном мы практически на секунду прибавили в гоночном темпе, и это существенный прогресс. Похоже, мы на верном пути и теперь можем не испытывать опасений в отношении какой-либо трассы!

Вопрос: Даниэль, если говорить о шансах, всякий раз, когда представляется хоть малейшая возможность, вы оказываетесь на подиуме! Сегодня вы снова добились своего, в том числе за счет впечатляющего обгона в момент рестарта. Выбор шин на уик-энд выглядел рискованным, но в итоге свежий комплект UltraSoft себя оправдал. Полагаю, вы очень довольны тем, как прошел уик-энд!
Даниэль Риккардо: Да, всё закончилось здорово! В Бельгии всегда интересно гоняться, но мы приехали сюда без особого оптимизма и в квалификации… Знаете, даже когда я победил здесь в 2014-м, я квалифицировался не лучшим образом, но в этот раз в гонке нам удалось найти резерв скорости, мы обеспечили себе нужную позицию и воспользовались шансом. Я очень доволен, очередной подиум – это всегда здорово!

После старта на первых нескольких кругах у нас были сложности с шинами Ultra Soft. Резина пузырилась и испытывала все проблемы, характерные для бельгийской трассы, из-за чего нам было трудно прогрессировать по ходу первого отрезка. С переходом на Super Soft получилось взять хороший ритм, мы ехали в темпе лидеров – да, у них были шины Soft, но и мы сами сумели прибавить.

Затем на трассе появилась машина безопасности. Льюису это наверняка не понравилось, но у меня появился шанс на рестарте атаковать Валттери Боттаса, и я этим воспользовался. Валттери ехал на Soft, я – на Ultra Soft, и было понятно: если мы хотим взять подиум, атаковать нужно на рестарте. Если бы Валттери успел прогреть шины, мы не смогли бы что-либо предпринять, так что я очень доволен – мы здорово начали вторую половину сезона!

Вопросы с мест

Пресс-конференция в воскресенье. Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Льюис, блестящее начало второй половины сезона! Похоже, вы всё держали под контролем, не так ли? После вчерашнего исторического поула сегодняшний успех добавляет уверенности перед домашним для Ferrari этапом в Монце?
Льюис Хэмилтон: Приятно уверенно начать вторую половину сезона – особенно после того, как на летний перерыв Ferrari ушли с преимуществом. Впрочем, они и сегодня боролись фантастически, продемонстрировав впечатляющий темп. Не могу сказать, что в какой-то момент гонки я чувствовал себя комфортно. Мы с Себастьяном атаковали на каждом круге, и это скорее напоминало спринт.

Пожалуй, именно такими должны быть гонки: без права на ошибку. Если бы я оступился, Себастьян тут же этим воспользовался бы. Это было настоящее противостояние: сильные стороны нашей машины против сильных сторон машины Ferrari – мы мчались с практически идентичным временем на круге. Успех добавляет оптимизма перед следующей гонкой. Наша машина достаточно быстра на прямых, но, полагаю, борьба в очередной раз будет предельно плотной.

Впрочем, меня больше заботят трассы вроде сингапурской, где требуется значительная прижимная сила, и где Ferrari будут очень быстры. В остальном я хотел бы сказать огромное спасибо команде. Я уже давно сотрудничаю с Mercedes-Benz и не смог бы одержать ни одну из своих побед без этих людей – спасибо им всем за их невероятные усилия. Каждый сотрудник выкладывается по максимуму, и когда мы собираем отдельные усилия воедино и добиваемся желаемых результатов, эмоции самые замечательные!

Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, в пятницу вы были очень быстры на шинах Soft, но в гонке после пит-стопа у вас, похоже, возникли сложности. В результате Себастьян подобрался достаточно близко и даже смог задействовать DRS. Кроме того, за четырнадцать кругов до финиша на втором пит-стопе вам снова поставили Soft, а не UltraSoft – вас устроило такое решение?
Льюис Хэмилтон: Решение принималось буквально в последний момент в заключительном повороте. Я не ожидал чего-то подобного, рассчитывал в любом случае догнать машину безопасности и потому позволил Себастьяну приблизиться, поскольку, в отличие от режима виртуального сейфти-кара, нам не требовалось держать скорость в определенном диапазоне.

Этот план не сработал, и я свернул на пит-лейн вместе с Себастьяном – мне повезло, что команда среагировала блестяще и выпустила меня обратно лидером. Правда, сейфти-кар ехал слишком медленно, температура шин упала, и я понимал, что у Себастьяна более оптимальный состав, и что на рестарте мне будет непросто – так и получилось. В первом повороте передней части машины заметно не хватало стабильности, но, к счастью, мне удался довольно неплохой выход. Правда, Себастьян чуть раньше утопил педаль газа в пол – я это слышал, однако стоило ему выйти из «воздушного мешка», мы стали иметь дело с одинаковым встречным потоком воздуха. Возможно, моя машина оказалась настроена на меньшую прижимную силу, и это помогло.

Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, расскажите о рестарте. Три машины мчались в подъем плотной группой, однако именно вы перехватили третье место...
Даниэль Риккардо: Я сосредоточился на Валттери, но помнил, что где-то позади едет Кими. Мне удалось воспользоваться «воздушным мешком» от Mercedes, но у Ferrari, как известно, изначально выше скорость на прямых, чем у нас – я понимал, что Райкконен, возможно, воспользуется разреженным воздушным потоком от двух машин. Я видел, что Валттери сместился к внутренней кромке трассы, и сам ушел к внешней, но тут же подумал: «А видел ли он Кими? Возможно, Райкконен тоже сместится внутрь». Кими всё-таки сместился? В тот момент я не знал наверняка, но всё, что мне оставалось, это сосредоточиться на Валттери.

На торможении пришлось отчасти действовать вслепую, я оставил немного места на случай, если справа была другая машина – в таких ситуациях просто надеешься, что никто не протиснется по внутреннему радиусу. Лишь сместившись влево перед шестым поворотом, я понял, что дело сделано, а затем увидел в зеркалах машину Кими. Полагаю, со стороны это смотрелось потрясающе! Атака позволила мне добиться подиума, я очень рад.

Вопрос: (Бас Хоткамп) Даниэль, от имени всех огорченных голландцев позвольте поздравить вас с третьим местом. У Макса Ферстаппена в этом сезоне часто возникают проблемы с машиной, тогда как вам либо везет, либо вы, возможно, чуть бережнее обращаетесь с RB13. Причина в этом?
Даниэль Риккардо: Да, с моим стилем пилотирования я по-разному работаю с машиной. Я беседую с ней по ходу гонки, поглаживаю – я не стал бы называть это предварительными ласками, но что-то в этом роде, тогда как Макс молод, агрессивен и сразу принимается за дело! Вижу, вы киваете – похоже, вы знали, что в ответ я скажу какую-нибудь глупость!

Если серьезно, причины мне не известны. Я уже спрашивал механиков и мотористов, не делает ли Макс чего-то такого, чего мне самому следует избегать, но мне ответили, что нет – он не превышает обороты, не допускает глупых ошибок. Ему просто не везет.

На подиуме я благодарил болельщиков. В Австрии на трибунах тоже собралось немало болельщиков Макса, и они оставались там до конца уик-энда. Конечно, им хочется видеть успех своего кумира, но они по-настоящему влюблены в гонки и остаются на местах, чтобы поддержать меня и других участников. Конечно, максимум их эмоций достается Максу, но они ни к кому не испытывают агрессию, это замечательно.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Себастьян, у вас был неплохой шанс пройти Льюиса на старте, но когда вы ехали за машиной безопасности, вы представляли, как всё может сложиться?
Себастьян Феттель: Нет, я просто следовал за Льюисом. Мы практически постоянно держали более-менее одинаковый темп, но ехать вплотную было довольно сложно. Валттери уступал нам пять-шесть секунд, к концу отрезка отрыв увеличивался, так как мы с Льюисом ехали быстрее остального пелотона.

До финиша оставалось еще 14-15 кругов, и я вполне допускал, что гонка так и закончится, но с выездом машины безопасности почувствовал шанс. Правда, он оказался не таким уж существенным, я не вполне доволен тем, как я попытался его реализовать, но что есть, то есть. Гонщик всегда думает, в чём можно было сработать лучше, но стоит признать, мы очень здорово провели этот уик-энд. Обе машины были очень быстры, и мы оказались ближе к Mercedes, чем можно было предполагать.

Вопрос: (Майк Дудсон) Льюис, по ходу гонки по радиосвязи вы не раз выражали недовольство различными моментами – например, скоростью машины безопасности. Очевидно, это недовольство было вызвано тем, что заключительный отрезок вам пришлось провести на более жестких шинах. Вам поставили их потому, что иных попросту не было? Вы знаете, почему вам не поставили UltraSoft?
Льюис Хэмилтон: Во второй части квалификации мы провели две попытки, а в Ferrari ограничились одной, сэкономив комплект шин. Я сомневался, что они проведут два пит-стопа, так как эта стратегия в целом была медленнее, но на трассе появилась машина безопасности, в которой, как мне кажется, не было никакой необходимости, и нам всем пришлось ехать в боксы за свежими шинами.

Если бы мне поставили уже прикатанный комплект UltraSoft, проблем, вероятно, было бы больше, так что команда поступила верно. Вместе с тем, на будущее нам следует держать один комплект шин для подобных случаев. Да, низкая скорость сейфти-кара мешала всем, но если Себастьяну было сложно поддерживать температуру UltraSoft, то мне на более жестких шинах было труднее вдвойне. В любом случае, я сделал всё, что мог, и, к счастью, смог отстоять позицию.

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Даниэль, похоже, если выпадает шанс добиться хорошего результата, вы всегда оказываетесь рядом. Можно ли описать ваш подход, как подход бойца, ждущего возможности нанести удар?
Даниэль Риккардо: В молодости после гонки меня часто мучали сомнения, следовало ли сделать вот это или поступить вот так. Редко у меня было ощущение, что я выложился на 100% или взял от ситуации максимум.

Когда я перешел в Red Bull Racing, в топ-команду, мне не хотелось, чтобы на пути домой в самолете я рассуждал в стиле: «Если бы я решился на тот маневр, гонка сложилась бы иначе». Я всегда жил с чем-то подобным, но в последние несколько лет смог от этого избавиться. Важно ни о чем не сожалеть и по максимуму использовать шансы, а для этого нужно жить здесь и сейчас.

Мне нравится то, чем я занимаюсь. Пятничные заезды? Да. Квалификация? Здорово, но гонки мне нравятся больше всего, и всегда проще воспользоваться шансом, если получаешь от процесса удовольствие.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё