Гран При Японии: Превью этапа

Маршалы Гран При Японии

Об ожиданиях от уик-энда…

Сузука – одна из лучших трасс в календаре, а Япония – одно из самых интересных мест, куда приезжает Формула 1, так что команды и пилоты с нетерпением ждут этот этап. Но на этот раз они будут испытывать смешанные чувства – из-за печальных воспоминаний о прошлогодней гонке

Сейчас Гран При Японии кажется неотъемлемой составляющей Формулы 1, хотя гонка в Сузуке появилась в календаре относительно недавно – в 1987-м. До этого чемпионат лишь дважды, в 1976 и 1977 годах, посещал Японию – трассу в Фудзи. Обе гонки вышли, так скажем, скомканными, особенно для Ники Лауды – в первой он из-за сильнейшего ливня остановил машину в боксах и потерял титул, а на вторую вообще не приехал, рассорившись с Энцо Феррари, хотя чемпионом всё же стал.

В Японии много гоночных трасс, но на сегодняшний день конкурировать с Сузукой не может ни одна из них. Это очень интересный, сложный, скоростной автодром, с множеством запоминающихся отрезков – длинная серия быстрых поворотов со 2 по 7-й, «Ложка», 130R... А чего стоит только тот факт, что трасса пересекается, напоминая восьмёрку.

Жюль Бьянки въезжает под мост в Сузуке

В целом по характеру Сузука близка к Спа и Сильверстоуну, так что команды, показавшие там хорошую форму, должны блеснуть и в Японии. В Великобритании и Бельгии пилоты Mercedes завоевали дубль, в Сингапуре они были далеки от борьбы за победу, но многие считают, что в этот уик-энд ситуация вернётся к прежней.

Их главным конкурентом, безусловно, станет Ferrari, а с Red Bull Racing ситуация неоднозначная – первый сектор трассы словно специально создан для RB11, а третий, напротив, совершенно ей не подходит. Похожей была ситуация в Спа, где самым подходящим был второй сектор, но в команде нашли компромисс в настройках, добившись неплохих результатов.

О трассе…

Серия поворотов на первом секторе в Сузуке

Сузука, Япония. 53 круга по 5,807 км = 307,471 км. 18 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 324 км/ч с системой DRS и 312 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 70% дистанции круга. Время на торможении – всего 10%, 9 зон торможения, износ тормозов – низкий.

Время, необходимое для проведения пит-стопа – в среднем 22 секунды, что немного. Однако на японском автодроме необычный пит-лейн, идущий под уклон, иногда гонщики промахиваются, поэтому разброс времени, затраченного на проведение пит-стопов, более заметный, чем на других трассах.

Сузука расположена недалеко от побережья, где всегда возможны дожди, а иногда и настоящие ливни, которые порой сопровождаются сильными ветрами. Температура воздуха может варьироваться в широком диапазоне, и в тёплую погоду деградация резины идёт более интенсивно. Несмотря на одну зону DRS, обгоны на Сузуке затруднены, хотя и возможны в шикане, расположенной после знаменитого поворота 130R.

Вероятность появления автомобиля безопасности на этой трассе весьма высока – более 60%. Аварии на Сузуке чаще происходят на высоких скоростях, поэтому с асфальта приходится убирать обломки. Шесть из восьми предыдущих гонок на этом автодроме сопровождались выездом автомобиля безопасности.

О резине…

Шины в Сузуке сильно изнашиваются, поэтому в Pirelli выбрали самое жесткое сочетание: шины Medium (белая полоска) и Hard (оранжевая полоска). В этом году такие составы использовались в Малайзии, Барселоне и Сильверстоуне. Разница в скорости между двумя составами, вероятно, будет на уровне 0,8 секунды на круге в режиме квалификации, а в гонке немного уменьшится.

В прошлом году итальянские шинники привозили в Сузуку те же составы, но гонка проходила под дождём, а в 2013-м для большинства более предпочтительными в гонке оказались жесткие шины, в том числе и потому, что состав Hard вел себя более стабильно.

Классической тактической схемой представляется гонка с двумя пит-стопами: старт на Medium, пит-стоп на 12-14 круге и переход на более жёсткую резину, чтобы оставшиеся 40 кругов поделить на два отрезка на свежих комплектах Hard. В то же время команды столкнутся с таким фактором, как температурная деградация, особенно от этого будут страдать передние шины. Это повлияет на выбор тактики: команды будут проводить пит-стопы, реагируя на первые признаки деградации.

Год назад в Сузуке…

Прошлогодняя гонка в Сузуке стала чёрной страницей в истории Формулы 1 – впервые с 1994 года на трассе по ходу Гран При гонщик получил травмы, которые через несколько месяцев привели к его гибели. Авария пилота Marussia Жюля Бьянки стала следствием цепочки несчастливых обстоятельств, первым из которых стал супертайфун Phanfone, пришедший в Японию как раз в дни Гран При. Конечно, если бы Сузука в итоге оказалась в центре супертайфуна, то гонка была бы отменена. Но так как он лишь краем задел трассу, старт всё же был дан, хотя из-за сильного дождя – в режиме автомобиля безопасности, правда уже через три круга гонка была остановлена – воды оказалось слишком много.

Вскоре дождь стих, и после 20-минутной паузы машины продолжили движение за автомобилем безопасности. О состоянии трассы в этот момент были разные мнения – одни считали, что воды слишком много, другие, в том числе Льюис Хэмилтон, просили дать старт, так как ситуация заметно улучшилась. Фактически же гонка началась лишь на 9-м круге.

Лидерство сохранил начинавший гонку с поула Росберг, за ним следовал Хэмилтон. Практически сразу после того, как сэйфти-кар покинул трассу, пилоты один за другим стали сворачивать на пит-лейн за промежуточной резиной – что косвенно подтверждало мнение Хэмилтона о том, что давать старт можно было раньше. Свернув в боксы первым, Дженсон Баттон отыграл много позиций, опередив пилотов Williams и Ferrari и выйдя на третье место.

Льюис Хэмилтон опережает Нико Росберга в Сузуке

Дождя почти не было, пилоты продолжали ехать на промежуточной резине, асфальт постепенно просыхал. На 24-м круге дирекция гонки разрешила использовать DRS, и Хэмилтон немедленно приступил к атакам на Росберга. Первые несколько попыток успехом не увенчались, но на 29-м круге Льюис опередил напарника на торможении перед первым поворотом, возглавив гонку.

Однако к 40-му кругу дождь вновь усилился – до такой степени, что несколько пилотов вновь перешли на дождевую резину. На 41-м круге Адриан Сутил не удержал машину в седьмом повороте, вылетел с трассы и врезался в барьер из шин. Удар был сильным, но пилот не пострадал. В районе аварии появились двойные жёлтые флаги, требующие снижения скорости, и для эвакуации разбитой машины в зону безопасности выехал тяжёлый трактор.

В этот же момент отстававший на круг Жюль Бьянки не справился с управлением, вылетел в том же месте, что и Сутил, и на огромной скорости врезался в эвакуатор. Удар оказался настолько сильным, что тяжёлый трактор отбросило на два метра, а перегрузки достигли 92G.

Последствия аварии Жюля Бьянки

К сожалению, почти вся энергия удара пришлась в верхнюю часть кокпита, где находилась голова гонщика. Дирекция остановила гонку, Бьянки срочно отправили в госпиталь префектуры Миэ. Он так и не пришёл в сознание и оставался в коме, пока 17 июля 2015 года не было официально объявлено о его смерти.

Что касается итогов гонки, то после красных флагов её решено было не возобновлять, и победителем был признан Хэмилтон. Росберг стал вторым, а третье и четвёртое места заняли пилоты Red Bull Racing, Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо. На подиуме не было брызг шампанского.

Читайте ещё