Гран При Китая: Пресс-конференция в четверг

Гран При Китая. Пресс-конференция в четверг

Участники: Себастьян Феттель (Ferrari), Дженсон Баттон (McLaren), Нико Хюлкенберг (Force India), Фелипе Масса (Williams), Роман Грожан (Lotus), Маркус Эриксон (Sauber)

Вопрос: Себастьян, полагаю, минувшие дни были для вас потрясающими – вы приезжали в Маранелло. Каково было вернуться победителем?
Себастьян Феттель: Думаю, мы реалистично оцениваем свои нынешние позиции и то, чего хотим добиться. Цели не изменились. Да, победа в Малайзии – потрясающий успех для команды, а для меня тот день получился очень эмоциональным, ведь это моя первая победа с Ferrari. Возвращение на базу и встреча с сотрудниками тоже получились особенными – там работает немало специалистов, и все они, как вы можете себе представить, были счастливы.

Команда давно не выигрывала гонки, они наслаждались возможностью снова испытать это ощущение и отпраздновать успех – для такого случая у нас даже есть свои ритуалы! Но, как я уже говорил, в отношении предстоящих этапов ничего не изменилось: мы хотим доказать, что у нас быстрая машина, и намерены остаться впереди команд, которых сумели обойти в двух первых гонках, но мы понимаем, что Mercedes очень сильны.

Вопрос: В Малайзии Ferrari продемонстрировала отличную скорость. Это реальный темп SF15-T? Вы сможете и далее на равных бороться с Mercedes?
Себастьян Феттель: Это было всего две недели назад, и вряд ли Mercedes и другие соперники просто так сдали. Да, было приятно наблюдать, что мы настолько конкурентоспособны, в нашу пользу сыграли некоторые факторы, но главное – мы воспользовались шансом и сумели выиграть гонку. Расстановка сил будет меняться. Мы хотим, чтобы это были перемены в нашу пользу, и это нормально, если в некоторых гонках вы выглядите чуть сильнее конкурентов. В Малайзии команда сработала великолепно, но в отношении предстоящих этапов нужно ставить реалистичные цели.

Вопрос: Спасибо! Фелипе, переходим к вам. Старт сезона сложился для Williams не так, как хотела команда. Мы видели реальную скорость машин, или можно ожидать большего? В Китае вам по силам вернуться на высокие позиции?
Фелипе Масса: Думаю, у нас нет причин жаловаться на начало сезона. Всегда хочется быть лидером, но сейчас мы занимаем третье место в Кубке конструкторов, заработали неплохие очки, хоть и не досчитались нескольких в первой гонке, когда Валттери не вышел на старт. Впрочем, даже с учетом этого всё сложилось не так и плохо.

Да, мы хотим большего, хотим быть конкурентоспособнее, но и в Ferrari очень прибавили – эта команда добилась максимального прогресса по сравнению с последней гонкой предыдущего сезона. Мы должны работать изо всех сил, чтобы навязать им борьбу и подтянуться к Mercedes. Нужно выкладываться по максимуму, зная, что этап за этапом мы придем к цели, а сейчас жаловаться не на что. Мы не так далеки от формы, которую демонстрировали в конце предыдущего сезона, и по-прежнему участвуем в борьбе.

Вопрос: После уик-энда в Малайзии в команде признали, что некоторые процедуры требуют доработки. На какой результат вы рассчитываете?
Фелипе Масса: Всегда можно прибавить, нужно продолжать работу, чтобы сделать машину конкурентоспособнее. Этим мы и заняты, но такие же задачи стоят перед другими командами – улучшить машину, процедуры, пит-стопы, тактику – важны все факторы. Здесь у нас будут кое-какие модификации, но и у соперников, наверняка, тоже, так что посмотрим, как пойдут дела. Надеюсь, мы будем получать доработки от гонки к гонке, к чему всегда стремится команда.

Вопрос: Маркус, переходим к вам. Вы перешли из Caterham в Sauber, уверенно провели тесты, хорошо выступили в первой гонке, но этап в Малайзии получился непростым. Перспектива заработать очки сказалась на вашем подходе?
Маркус Эриксон: Прежде всего, переход из Caterham в Sauber – большой шаг. Мы были конкурентоспособны с первой гонки и в Австралии смогли заработать очки двумя машинами. Уик-энд в Малайзии тоже складывался неплохо: я был в первой десятке по итогам каждой тренировки, пробился в финал квалификации – да, в воскресенье я допустил ошибку, которая обошлась слишком дорого, но это тоже опыт. Я не первый и не последний из тех, кто ошибается по ходу гонки. Второй этап получился позитивным, мы собрали немало информации и в очередной раз доказали, что можем ехать быстро. Команда намерена продолжить в том же духе и в Китае – полагаю, это вполне реально. С нетерпением жду очередного выезда на трассу уже завтра!

Вопрос: Расстановка сил постепенно определяется. В Sauber уже поставили цели на сезон?
Маркус Эриксон: У нас нет задачи занять конкретное место, цель – зарабатывать очки в каждой гонке, и с нашим темпом она вполне достижима. Нужно финишировать в призовой десятке и дорабатывать машину – это главное.

Вопрос: Спасибо! Переходим к Нико. Начало сезона для Force India выдалось непростым, команда поздно приступила к тестам и, похоже, откатилась назад. С какими сложностями предстоит справиться команде сейчас, если учесть, что новая версия машины ожидается только в Австрии?
Нико Хюлкенберг: Основной вызов – сделать машину быстрее. Как вы заметили, команда в непростой ситуации, уик-энд в Малайзии был особенно трудным, но весь коллектив выкладывается на пределе, так что надежда есть. До серьезного обновления машины и с этим шасси можно добиться прогресса, так что мы продолжим работу.

Вопрос: В Малайзии мы видели много плотной борьбы. Полагаете, в этот уик-энд есть шанс увидеть нечто подобное? Какие сложности могут возникнуть с износом шин, температурой и надежностью?
Нико Хюлкенберг: Хорошо известно, что в Китае передние шины сильно гранулируются – посмотрим, будет ли так в этот раз. В Малайзии при жаркой погоде износ шин был весьма заметным, а когда это происходит, можно видеть многочисленные сражения колесо в колесо. Думаю, в этом плане предыдущая гонка получилась крайне интересной. Здесь, как мне кажется, обгонять будет несколько сложнее, но посмотрим, как всё сложится.

Вопрос: Роман, в Малайзии вы финишировали одиннадцатым. В квалификации Lotus быстры, но в гонке машине, судя по всему, не хватало скорости. Кроме того, команде пока не удается чисто провести воскресенье. Как вы оцениваете позиции Lotus?
Роман Грожан: Я считаю, что в гонке мы конкурентоспособнее, чем в квалификации. Да, мы не продемонстрировали это в Австралии, но в Малайзии выглядели неплохо. Из-за проблем с машиной мы финишировали не на тех позициях, на которые рассчитывали, но могли добиться большего, так что настрой позитивный. Нам просто пока не удалось собрать всё воедино, но мы многому научились, по сравнению с прошлым годом сделали заметный шаг вперед. Мне нравится управлять этой машиной. Всякий раз, когда мы ставим новинки, они подтверждают свою эффективность – надеюсь, этот уик-энд сложится удачнее, и мы начнем зарабатывать очки.

Вопрос: Я как раз собирался спросить вас об этом. Похоже, у машины есть потенциал, который пока не раскрыт, но насколько она вам нравится по сравнению с прошлогодней? Какие цели вы перед собой ставите?
Роман Грожан: Могу сказать лишь одно: если бы можно было вычеркнуть из жизни какой-то год, я бы удалил 2014-й, так что давайте лучше поговорим о 2013-м и 2015-м. Мне нравится гоняться на этой машине, её можно настраивать, и в этом заслуга инженеров, которые сумели прислушаться к нашим комментариям и выбрать верное направление. Уже спустя пару кругов я был очень доволен тем, что всё идет, как надо.

Вопрос: Дженсон, тесты и первые этапы оказались для McLaren Honda непростыми, команда проделала колоссальную работу, но добилась прогресса – сначала в Австралии, затем в Малайзии. Насколько серьезных шагов можно ожидать в предстоящий уик-энд?
Дженсон Баттон: Надеюсь, очень серьезных! Всегда непросто, когда зимой вы проехали крайне мало километров – думаю, для всех было удивительным то, что мы смогли финишировать в Мельбурне. Многие не ожидали, что мы добьемся прогресса от Австралии к Малайзии, но команда это сделала. Да, у нас не получилось закончить гонку, но мы собрали много полезной информации.

Посмотрим, что ждет нас в Шанхае. Длинная прямая осложняет задачу, но мы готовы сработать по максимуму. Пока не выжали из машины всю скорость – надеюсь, получится в этот уик-энд, а далее команда готовит множество доработок. Люди спрашивают, как мне и команде удается сохранять такой позитивный настрой – всё потому, что впереди у нас замечательное будущее, просто для этого нужно проделать большую работу.

Вопрос: В команде выступают два чемпиона мира, многие аспекты остаются за пределами трассы, но борьба между вами и Фернандо получается крайне интересной. В Малайзии преимущество осталось за вами – вы этим довольны?
Дженсон Баттон: Не думаю, что всё было именно так, но когда вы сражаетесь в верхушке пелотона или, наоборот, в его хвосте, тогда вы в наибольшей степени сосредоточены на своих результатах относительно напарника, выступающего на такой же машине. Когда вы ведете борьбу в середине пелотона, ситуация иная. Чтобы быть конкурентоспособными, мне и Фернандо крайне важно добиться существенного прогресса. Приятно иметь в напарниках столь опытного гонщика – надеюсь, это поможет нам вернуться в призовую десятку, а затем побороться за нечто большее.

Себастьян Феттель (слева) и Дженсон Баттон

Вопросы с мест

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Себастьян, вы ждёте подтверждения скорости машины? И еще: намерены ли вы пригласить Нико и Льюиса на брифинг в Ferrari?
Себастьян Феттель: Обычно, нужна пара этапов, чтобы определить расстановку сил, у нас есть определенное представление. В Австралии мы были близки к лидерам и боролись с Williams за подиум. В Сепанге выиграли гонку – это успех, но хотелось бы закрепиться на втором месте позади Mercedes и впереди таких сильных соперников как Williams и Red Bull, и не на пару этапов, но, в идеале, на весь сезон. Как только эта задача будет выполнена, мы переключимся на цель сократить отставание от Mercedes.

Приглашение на брифинг? Нет, не планируется.

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Себастьян, уверен, вы знаете, что сейчас только одну победу уступаете достижению Айртона Сенны – у него их было 41. Вы интересуетесь историей Формулы 1, не могли бы вы описать свои эмоции? И вторая часть вопроса: потенциально в этом сезоне отметку в 41 победу можете преодолеть и вы, и Льюис Хэмилтон – означает ли это, что в современной Формуле 1 проще побеждать?
Себастьян Феттель: Прежде всего, я не знал об этом. Я помню рекорды Михаэля Шумахера, но думать только о цифрах неправильно. Ситуация в самом деле особенная, мне потребовалось немало времени, чтобы одержать сорок побед. Надеюсь, следующую не придется ждать очень долго. Подобное достижение многое значит для любого гонщика – такая статистика всегда приятна. Впрочем, на трассе вы об этом не думаете.

Что касается второй части вопроса, такая логика не вполне корректна по отношению к гонщикам прошлых лет, поскольку сейчас у нас по ходу сезона гораздо больше гонок. В этом году мы должны были провести двадцать этапов, но проведем на один меньше, однако раньше в расписании было всего десять, а уж затем тринадцать, четырнадцать, пятнадцать. Лишь в последнее десятилетие количество Гран При возросло до двадцати, что повышает шансы одержать больше побед.

Вопрос: (Вейан Мао – Titan Media) Вопрос к Фелипе и Дженсону. Вы принимали участие во всех Гран При Китая, начиная с дебютной гонки в 2004-м году. Что впечатляет вас в больше степени – город или трасса? Также вопрос к Себастьяну и остальным гонщикам – возможно, кто-то захочет поделиться своими воспоминаниями о Шанхае?
Фелипе Масса: Здесь замечательная трасса с многочисленными скоростными поворотами, где шинам – особенно передней левой – приходится очень непросто. Длинные прямые, возможность обгонять – здесь приятно выступать, а еще приятнее видеть, как развивается местная инфраструктура. Помню, в первый год я провел два часа в пробке от города до автодрома, но сейчас ситуация намного лучше. Страна активно прогрессирует, её жители очень приветливы. Мне нравится приезжать в Китай, нравится эта трасса, разве что нам нужно больше болельщиков на трибунах… Не представляю, насколько дорогие тут билеты, но у отеля нас всегда ждет множество болельщиков, а на автодроме их заметно меньше – это нужно исправить.

Дженсон Баттон: Соглашусь с Фелипе – с 2004 года здесь всё сильно изменилось. На трассе интересно гоняться, а в последнюю пару лет посмотреть на гонку приходит больше зрителей. Видимо, нужно разместить больше рекламы в городе, так как кроме как по болельщикам у отеля сложно понять, что в Шанхае проходит Гран При Формулы 1. Но здорово наблюдать, насколько эти люди влюблены в наш спорт – и мужчины, и женщины. Надеюсь, эта популярность будет расти так же, как экономика Китая!

Вопрос: Себастьян, а у вас какие воспоминания?
Себастьян Феттель: Очень забавные! Здесь я впервые заработал очки за Toro Rosso, финишировав четвертым. Перед стартом гонки стояла сухая погода, и во время парада гонщиков я разговорился с Дженсоном. Он в том сезоне выступал не слишком конкурентоспособно и рассчитывал на дождь. И дождь всё-таки пошел, и для нас обоих это была отличная гонка: Дженсон финишировал пятым, я – четвертым, притом мы стартовали восемнадцатым и двадцатым. Ну и, конечно, вспоминается победа в 2009 году – первая уже за Red Bull Racing. Да, это особенное место!

Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Вопрос ко всем. Вы говорили, с какой страстью местные болельщики относятся к Формуле 1. Какой из их подарков был наиболее необычным?
Дженсон Баттон: Не знаю, какой назвать необычным. Маленькие сумочки очень милы – вы их видели? Они выполнены в форме мордочки панды. В остальном – традиционные сувениры вроде палочек для еды. Мне нравится приезжать сюда – всегда можно увезти домой много всего!

Себастьян Феттель: Несколько лет назад мне дарили панду, игрушка была довольно большой, пришлось оставить ее в Китае. Приятно, когда тебе дарят нечто компактное, что можно взять с собой, но та панда оказалась слишком объемной.

Дженсон Баттон: Это наверняка огорчило того, кто подарил тебе ту панду?

Себастьян Феттель: В то время у меня не было возможности заплатить за дополнительное место в самолете, потому я не мог взять панду с собой.

Фелипе Масса: Мне тоже дарили панду. А еще мне всегда дарят разные книги, где на каждой странице – фотографии болельщиков, это очень здорово! У меня даже есть небольшая коллекция подарков от болельщиков. Мне передают сувениры для моего сына – они просто потрясающие!

Роман Грожан: А мне по прибытию в аэропорт подарили очень аккуратную коробку миндального печенья – после долгого перелета это было весьма кстати!

Маркус Эриксон: Мне панду пока не дарили, но конфеты и местные сувениры – да.

Вопрос: (Джерджели Денс – GP Live) Себастьян, не могли бы вы рассказать о том, как в Маранелло отметили победу? Если я правильно понял, вы упомянули некие ритуалы – как всё происходило?
Себастьян Феттель: Я в любом случае должен был приехать на базу в среду, чтобы поработать на симуляторе, но мне еще организовали приятную встречу – весь коллектив собрался на короткий ленч, и было здорово видеть всех в одном зале и немного отпраздновать! Кроме того, я выяснил, что после каждой победы принято вывешивать флаг Ferrari прямо над главными воротами базы. Прошло немало времени с тех пор, как это делали в предыдущий раз – думаю, десять лет назад таких флагов здесь было намного больше, особенно в конце сезона. Этот флаг тоже будет над воротами весь год – конечно, мы постараемся со временем добавить еще, но пока сделать это непросто.

Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Вопрос к Роману, затем – к Нико. Журналисты и болельщики активно обсуждали ваши инциденты в Малайзии. Что вы думаете по этому поводу? Штраф был справедливым?
Роман Грожан: Честно говоря, в случае с Серхио (Пересом)… По ходу гонки я попытался провести обгон по внешнему радиусу в скоростном повороте, Серхио тоже решил рискнуть и соскользнул с траектории. Позже он подошел ко мне и извинился. В момент атаки его шины окончательно потеряли эффективность, и он чуть шире вышел из поворота. В итоге ему назначили штраф, но это, разумеется, не компенсировало мне потерю времени.

Нико Хюлкенберг: Я тоже разговаривал с Даниилом (Квятом) после гонки. Он не ожидал, что я попытаюсь уйти на внутренний радиус, и попросту не видел моей машины. Я пытался уйти в сторону, но было уже поздно, произошел контакт. Штраф оказался довольно жестким, но теперь это в прошлом, нужно двигаться дальше.

Вопрос: (Гэри Чаппел – Daily Express) Себастьян, если верить Берни Экклстоуну, вы были недостаточно хорошим чемпионом мира и представляли Формулу 1 не настолько успешно, как это делает Льюис Хэмилтон. Насколько вас задевают подобные слова, и что вы об этом думаете?
Себастьян Феттель: Берни может говорить всё, что думает, никаких проблем. А что касается меня, я доволен тем, чего добился, и с оптимизмом смотрю в будущее.

Дженсон Баттон: Возможно, как раз потому, что у тебя нет аккаунта в Twitter.

Себастьян Феттель: А Берни есть в Twitter? Не знал.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё