Гран При Великобритании

Гран При Великобритании

Гран При Великобритании: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг

Участники: Макс Чилтон (Marussia), Даниил Квят (Toro Rosso), Фелипе Масса (Williams), Валттери Боттас (Williams), Льюис Хэмилтон (Mercedes), Дженсон Баттон (McLaren)

Вопрос: Льюис, если позволите, начнем с вас. В прошлом году вы стартовали здесь с поула, ранее вам уже доводилось выигрывать Гран При Великобритании. Сейчас на вашей кепке британский флаг… Что вы чувствуете перед домашней гонкой?
Льюис Хэмилтон: Для британских гонщиков этот уик-энд и вся неделя особенные. Мы уже побывали в Гудвуде и видели, сколько болельщиков там собралось, не меньшая поддержка ожидается и в ближайшие выходные – это действительно потрясающе, а ощущение того, что выступаешь дома, ни с чем не сравнить!

Как я уже сказал, здесь меня с Дженсоном и других британских гонщиков поддерживают так, как ни на какой другой трассе, я рад видеть всех собравшихся на трибунах и надеюсь, что мы сможем подарить им отличное зрелище, и что погода будет хорошей.

Вопрос: Финишировав в Австрии, вы говорили о задаче минимизировать потери – особенно после того, что произошло в квалификации. Уверен, в этот уик-энд вы намерены сразу захватить инициативу. Чему научили вас недавние неудачи?
Льюис Хэмилтон: На самом деле, уроков не так уж и много. Две гонки, в Монреале у нас были технические проблемы, а в Австрии мне самому пришлось нелегко. Иногда дела идут отлично, иногда – нет, но мы всегда становимся лишь сильнее. Да, мы сделали выводы, но ничего такого, на чем следует заострять внимание.

Вопрос: Спасибо! Дженсон, такой же вопрос. Мы вернулись в Великобританию, и вам предстоит гонка на домашней трассе. Что вы чувствуете? Вы не побеждали здесь, однако вам всегда нравился домашний Гран При…
Дженсон Баттон: Поездка на Гран При Великобритании всегда вызывает особые чувства. Это особый уик-энд для любого гонщика. У Сильверстоуна интересная конфигурация, на Гран При приезжает много болельщиков, независимо от того, светит ли солнце, жарко ли, идет ли дождь или дует ветер. Добились ли вы успеха или нет, на домашней трассе вас всегда поддерживают. Несколько дней между Фестивалем скорости в Гудвуде и Гран При Великобритании всегда получаются потрясающими. Я с нетерпением жду момента, когда сяду за руль.

Вопрос: Вы проводите в McLaren уже пятый сезон. Каковы дальнейшие перспективы?
Дженсон Баттон: Посмотрим, как будет развиваться ситуация с контрактом. Сейчас для меня главное – максимально выложиться. Вся команда старается как можно лучше выполнить свою работу. Нас не устраивают наши позиции – в McLaren привыкли к другим результатам. Мы это знаем и напряженно работаем, но я сейчас не могу обсуждать вопросы, связанные с будущим.

Вопрос: Принято. Переходим к Фелипе – наши поздравления! Вас ждёт 200-й старт в Гран При! Что вы думаете об этом, а также о возвращении Williams?
Фелипе Масса: Гран При Великобритании отлично подходит для такого юбилея. С дебюта в 2002-м прошло много времени, и я рад, что 200-й старт приходится на домашнюю гонку для нашей команды. Отличная трасса, фантастические болельщики. Надеюсь, в этот уик-энд мы будем так же конкурентоспособны, как в Австрии, и сможем бороться в группе лидеров.

Я рад тому, что встречаю этот юбилей вместе с Williams, и надеюсь, что в будущем меня ждёт ещё много гонок. Сильверстоун – потрясающее место! Здесь болельщики знают все о Формуле 1, а когда подписываешь фотографии, часто удивляешься, как этим людям удалось сделать такие снимки – словно они все время были рядом!

Вопрос: Вы впервые приехали сюда в статусе гонщика британской команды. Что вы думаете о Williams как о представителе Великобритании?
Фелипе Масса: Это великая команда. Предстоящая гонка очень важна для команды, для меня и Валттери. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы прогрессировать от гонки к гонке – пока нам это удается, и я надеюсь, что здесь у нас тоже всё получится.

Вопрос: Валттери, Williams постепенно возвращается в форму. Две недели назад в Австрии вы впервые поднялись на подиум – сможете навязать борьбу Mercedes и в этот уик-энд?
Валттери Боттас: Mercedes выступает очень сильно, и в большинстве гонок угнаться за ними крайне сложно. Возможно, этап в Австрии стал исключением, но посмотрим. Мы прогрессируем, но и другие команды не стоят на месте. Думаю, во второй половине сезона отрыв будет меняться – в общем, поглядим и постараемся сработать по максимуму.

Вопрос: После финиша гонщики обсуждают с командой ход гонки. В Австрии были ли какие-либо недоработки, или вы довольны тем, как всё прошло?
Валттери Боттас: Мы, определенно, были очень довольны результатом – третье и четвертое место, много очков, это главное. Конечно, как с любой гонкой, если вникнуть в детали, можно найти что-то, в чем следовало сработать лучше, но в целом впечатления самые положительные, приятно было подтвердить нашу скорость. В предыдущих гонках мы не раз упускали возможность сработать эффективнее, но сейчас команда выступает уверенно, мы знаем, что нам по силам хороший результат, будет здорово продолжить в том же духе.

Вопрос: Макс, для вас это домашний этап. Какой опыт вы получили в прошлом году, когда впервые приехали в Сильверстоун, и чего ждете от этого уик-энда?
Макс Чилтон: Я с нетерпением жду начала домашнего Гран При! В прошлом году он был особенным – дебютный домашний уик-энд не забывается. Возможно, я рассуждаю предвзято, но мне кажется, что этот этап если не лучший в чемпионате, то точно один из ключевых.

Приятно видеть здесь такое количество болельщиков, они живут в палатках, размахивают британскими флагами. Прошлогодняя пятничная тренировка была типично английской с продолжительным дождём, а они всё равно оставались на местах, запускали «волну» и демонстрировали потрясающее присутствие духа! Надеюсь, мы сможем порадовать их отличной гонкой!

Вопрос: В четырех предыдущих гонках вы трижды опередили напарника в квалификации. Что стало решающим фактором?
Макс Чилтон: Опыт. Я всегда уверенно проводил квалификацию, но после перехода в Формулу 1 поначалу возникли трудности. Тем не менее, я много работал и постепенно добился прогресса. Есть специальные техники, которые можно использовать – например, очень помогает визуализация.

В нашем спорте ситуация довольно странная – мы крайне редко тренируем те навыки, которые от нас требуются. Игроки в гольф или теннис тренируются по шесть часов в день, а если говорить о нас – да, есть симуляторы, но помимо работы с ними мы нечасто оттачиваем свое мастерство. В общем, чем больше у тебя возможности тренироваться, тем лучше это способствует прогрессу.

Вопрос: Даниил, в трех предыдущих Гран При вы дважды квалифицировались в первой десятке, однако во всех трех гонках сошли с дистанции. Полагаю, в настоящий момент вы раздосадованы…
Даниил Квят: Подобные результаты разочаровывают. У нас была хорошая скорость, позволяющая рассчитывать на хорошие места, но, к сожалению, в трех предыдущих гонках не удалось финишировать. Однако хорошим знаком можно считать то, что у нас есть темп, и команда могла претендовать на результаты, так что мы продолжим бороться.

Вопрос: Позади почти половина дебютного сезона. Вы довольны тем впечатлением, которое создали о себе в Формуле 1?
Даниил Квят: Оглядываясь назад, полагаю, я добился максимума от себя и машины, узнал много нового, что всегда можно считать прогрессом по ходу сезона. Полагаю, все было хорошо, но у меня нет ощущения, что наступила середина сезона. В любом случае, посмотрим, каких результатов мы сможем добиться в оставшихся гонках.

Вопросы с мест

Вопрос: (Хуаншо Джао – Formula One Express) Вопрос для Дженсона и Льюиса. В 2010-м году, когда вы были напарниками, Марри Уокер спросил вас ровно о том же. Тот уик-энд выдался богатым на события: сборная Англии по футболу выбыла из борьбы за Кубок Мира, Энди Маррей покинул Уимблдон… Сейчас, как и четыре года назад, все страна смотрит на вас двоих – или, может быть, троих. Что скажете о воскресной гонке? Есть опасения, что история повторится?
Дженсон Баттон: Думаю, волноваться должен Льюис!

Льюис Хэмилтон: А я думаю совсем иначе!

Дженсон Баттон: Да ну, бросьте, у него лучшая машина – давай, сделай это! Нам с Максом Чилтоном будет проблематично подняться на верхнюю ступень подиума. Здорово, если гонку выиграет британский гонщик – болельщики будут в восторге, я хотел бы это увидеть. У Льюиса лучшие шансы – надеюсь, он победит.

Вопрос: Льюис, чувствуете ответственность?
Льюис Хэмилтон: Я собирался то же самое сказать о Дженсоне – это словно передача эстафеты. Мне кажется, все британские гонщики максимально выкладываются, представляя нашу страну, стараются завоевать победу. Никогда не знаешь, как сложится уик-энд, как сработают соперники. Впрочем, будучи лидерами чемпионата, Mercedes сможет побороться за победу. Я сделаю всё возможное, чтобы порадовать публику и пополнить коллекцию достижений британских спортсменов.

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Вопрос для Фелипе, но для начала примите поздравления с 200-м стартом в Гран При! Если оглядываться в прошлое, в 2012-м году вы выглядели наименее конкурентоспособно, и кое-кто говорил, что вам не место в Формуле 1. Думали ли вы тогда, что сможете провести 200 гонок?
Фелипе Масса: Конечно, я был уверен, что всё возможно. В Формуле 1 ситуация меняется очень быстро, у каждого бывают хорошие времена, бывают и непростые. Нужно уметь переживать трудности, делать выводы – лично я многому научился. Я по-прежнему верю, что впереди меня ждет немало гонок, я верю в себя, в свои силы. Если такой уверенности нет, значит – пора вешать шлем на гвоздь. Нужно прислушиваться к своим ощущениям, а не к мнению людей со стороны. Я знаю, что могу ещё многого добиться, пока чувствую себя конкурентоспособным.

Вопрос: (Иан Паркес – PA) Вопрос для Дженсона. Недавно Рон Деннис заявил, что ждет от вас более высоких результатов. Вы согласны с его мнением, или вы и без того выкладываетесь по максимуму за рулем относительно неконкурентоспособной машины?
Дженсон Баттон: Мне кажется, Рон практикуется в мотивирующих заявлениях. Когда вы пребываете в такой ситуации, как McLaren на протяжении последних полутора лет, любому сотруднику команды приходится нелегко. Я считаю, что команде надо прикладывать больше усилий. Не думаю, что надо показывать пальцем на кого-то одного – мы оказались в такой ситуации и должны найти выход. У меня есть опыт в Формуле 1, я знаю, что здесь всегда нужно выкладываться. Я всегда максимально выполняю свою работу в паддоке, на базе, общаясь с инженерами. Всё делается на 100%.

Вопрос: (Люк Мерфи – Formula Spy) Недавно в адрес Pirelli звучали замечания о том, что их подход к выбору составов на гонку излишне консервативен. Каково ваше мнение?
Валттери Боттас: По-моему, выбор шин на предыдущие две-три гонки был верным. Да, шины сейчас более жесткие, чем год назад, но они такие, какие есть, шинники выбирают спецификации на уик-энд, а наша задача – выжать из резины максимум.

Вопрос: Макс, желаете что-то добавить?
Макс Чилтон: Нет, я согласен с Валттери. Шины меньше изнашиваются, они вовсе не плохие.

Вопрос: Фелипе?
Фелипе Масса: Да, временами излишне износостойкие, но в предыдущих двух гонках ситуация была в норме. Правда, с одним пит-стопом гоняться скучно, я предпочел бы две или три остановки в боксах. Использовать очень жесткие составы – не самый оптимальный вариант, я хотел бы видеть немного иную ситуацию.

Вопрос: Льюис, в столь плотной борьбе, которую вам приходится вести, стратегия – один из ключевых факторов. Полагаю, вам хотелось бы иметь возможность выбирать из большего числа вариантов?
Льюис Хэмилтон: Нет, в целом ситуация нормальная. В этом году в Pirelli неплохо выполнили свою работу. Шины уже не взрываются на трассе – это большой плюс. Впрочем, нельзя останавливаться на достигнутом. Возможно, в конце года мы поймём, не слишком ли далеко зашли в этом направлении, и в следующем сезоне всё снова изменится. Конечно, всегда хочется большего уровня сцепления, поэтому мы всегда рады, когда составы становятся мягче.

Вопрос: Дженсон?
Дженсон Баттон: Мне кажется, они сделали правильный выбор в трех последних гонках. В Барселоне шины были слишком жесткими, поэтому пришлось нелегко. Всё не так просто, когда мы ограничены четырьмя составами на сезон. В Сильверстоуне мы будем использовать Hard и Medium – здесь важна стабильность в скоростных поворотах. Если температура окажется подходящей, всё должно быть в порядке.

Вопрос: Наконец, завершающее мнение, Даниил?
Даниил Квят: У меня нет проблем с шинами Pirelli, мне они подходят.

Вопрос: (Сара Хольт – CNN) Завтра мы увидим в кокпите женщину – Сьюзи Вольфф проведёт первую тренировку за рулём Williams. Это может вдохновить женщин на участие в автоспорте...
Валттери Боттас: Здорово, что в Williams смогли предоставить ей такую возможность. Сьюзи давно сотрудничает с командой, она работала на симуляторе, участвовала в тестах после этапа в Барселоне. Будет приятно увидеть её в кокпите в первой части свободных заездов!

Вопрос: Льюис, кажется, в картинге вы соперничали со многими девочками, но на нынешнем уровне представительницы прекрасного пола не составляют конкуренцию. Что скажете о дебюте Сьюзи? Может ли он вдохновить женщин?
Льюис Хэмилтон: Я практически не соперничал с девочками, Сьюзи была одной из немногих, если не единственной, с кем мы боролись на трассе. Я видел её в картинге, а позже мы вместе гонялись в Формуле Renault. Она была очень быстра, мы пару раз вместе поднимались на подиум. Сьюзи талантлива, будет здорово увидеть её завтра в кокпите Формулы 1!

Дженсон Баттон: Хорошо, что это произойдет в Сильверстоуне – я слышал, Сьюзи неплохо знает трассу, что должно помочь. Уверен, она чувствует прессинг от перспективы дебютировать за рулем Формулы 1 на домашней трассе, но Сьюзи давно работает с Williams, знает машину и команду. Ей уже доводилось управляться с машиной на тестах, и там всё прошло успешно, так что буду рад увидеть её на трассе в пятницу.

Вопрос: (Майк Дудсон – Auto Action) Макс, меня заинтересовали ваши слова о визуализации – раньше к ней прибегали многие. Каким образом удается создать атмосферу спокойствия, замеряли ли вы когда-нибудь свой «виртуальный» круг, и насколько близок был результат к реальному времени на трассе?
Макс Чилтон: Я тоже много слышал о технике визуализации. Это путь проб и ошибок: нужно испытывать методы на себе, чтобы понять, подходят ли они вам лично. Со мной это сработало.

Обычно я начинаю тренироваться за неделю до гонки, и для этого, разумеется, нужна спокойная обстановка. Как вы понимаете, здесь нет ничего излишне серьезного – ты просто отрабатываешь круг, поначалу картина далека от реальности, но постепенно ты погружаешься в процесс, воскрешаешь воспоминания, в какой-то момент всё собирается воедино, и ты уже готов применить все это в кокпите.

На практике это помогает в пятницу, на первых кругах тренировки. Очень простая техника, но она реально помогает – как я уже говорил, в нашем спорте довольно странная ситуация, мы редко отрабатываем нужные навыки, так что чем больше практики, тем лучше.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Льюис, насколько важно для вас выиграть в Сильверстоуне и вернуть себе инициативу в борьбе за титул? Со стороны кажется, что до этапа в Монако сезон для вас складывался гладко, а затем вы сами были удивлены тем, насколько ожесточенной оказалась борьба. Или это ощущение ошибочно?
Льюис Хэмилтон: Я не удивлен, ведь мы с самого начала года знали, насколько плотной может быть борьба. Нико выиграл первый этап, ну а потом в каждой гонке главное – сразу захватить инициативу. У меня было преимущество на протяжении нескольких Гран При, в предыдущих двух Нико выглядел немного быстрее, но сейчас нас ждет Гран При Великобритании, и я готов сделать всё, чтобы оказаться впереди и представить… Знаете, домашний этап – одно из лучших событий в жизни гонщика, я постараюсь сделать его незабываемым.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Вопрос к гонщикам, сидящим в первом ряду. На этой неделе Берни Экклстоун выразил мнение, что, возможно, этапа в Монце больше не будет в календаре. Из шести присутствующих здесь вы трое дольше других выступаете в Формуле 1 - стоит ли воспринимать слова Берни всерьез, и насколько большой потерей может стать отказ от гонки в Монце?
Фелипе Масса: Думаю, мы по-прежнему будем гоняться в Монце. Это фантастическая трасса с потрясающими болельщиками, если мы перестанем там выступать, это вряд ли пойдет на пользу Формуле 1. Нужно приезжать туда, где люди по-настоящему влюблены в гонки – например, в Сильверстоун. Утрата Сильверстоуна негативно сказалась бы на всех нас, так что я надеюсь, что и в Монце мы будем выступать ещё многие годы.

Дженсон Баттон: Это легендарная трасса, одна из классических, там все дышит историей, а болельщики влюблены в Формулу 1 и готовы сделать для нее всё. Впрочем, они поддерживают не нас, а конкретную команду, но все равно приятно видеть их страсть и привязанность, а на самой трассе очень интересно гоняться. Монца не похожа ни на один другой автодром, там нужна предельно малая прижимная сила, а гонки всегда получаются интересными. Будет крайне досадно, если мы не увидим этот этап в календаре.

Льюис Хэмилтон: Согласен с Фелипе и Дженсоном. Не стоит забывать, что Формулы 1 не было бы вовсе, если бы не болельщики. Конечно, есть коммерческие решения, но на одних трассах трибуны почти пустые, а на других, вроде Монцы, всегда полные, что создает непередаваемую атмосферу уик-энда. Важно сохранить этот этап в Формуле 1.

Другие новости