Гран При Монако: Историческое превью этапа

Едва успев перевести дух после событий испанского этапа, участники Формулы 1 перебираются в Монако. Времени на отдых у них в этот раз фактически нет вовсе – уже во вторник на Лазурном берегу начались многочисленные мероприятия, включая футбольный матч, а в четверг гонщикам предстоит садиться за руль. Гран При в древнем княжестве уникален во всем, включая расписание.

Уик-энд в Монте-Карло имеет и другие отличительные черты. Начать хотя бы с трассы, где проходят соревнования: представить хоть что-то, менее приспособленное для Формулы 1, крайне сложно. Узкие и неровные городские улочки куда больше подходят для неспешного движения суперкаров с мировыми знаменитостями, чем для состязаний 800-сильных гоночных машин.

Этот этап – редкая возможность представить, как выглядели гонки в довоенную пору, когда стационарных автодромов почти не было, зато заезды по импровизированным городским трассам проходили практически каждую неделю. Сейчас контраст еще более усиливается от того, что не только техника стала на много порядков совершеннее, но и кольцо в Монако обзавелось множеством новых поворотов, которых не было ни в 30-е, ни в 60-е.

Принято считать, что поул тут – 90% победы, хотя история и знает случаи, когда на вершину поднимался гонщик, стартовавший 14-м. Однако тот успех Оливье Паниса образца 1996 года во многом был обусловлен дождем, а в остальных случаях за последние четверть века победитель стартовал первым, вторым или, в крайнем случае, третьим.

Попытка проанализировать опасные места трассы обречена на провал, ибо никаких других мест в Монте-Карло просто нет. Это же касается и машины безопасности – в прошлом году ее присутствие по ходу понадобилось четырежды, а в 2007-м и 2009-м работы судейскому автомобилю так и не нашлось.

Победитель Гран При Монако 1979 года Джоди Шектер

В 1979 году про аббревиатуру 'SC' в Формуле 1 никто и слыхом не слыхивал. В ту пору в чемпионате мира властвовали идеи граунд-эффекта, и в Монако широкие, длинные и довольно неповоротливые машины с огромными задними колесами смотрелись весьма нелепо. Однако пилотам ничего не оставалось, как вывести эту технику на старт.

Тот чемпионат очень сильно начала французская команда Ligier, но по ходу сезона ее инженеры не слишком активно совершенствовали шасси – и инициатива стала переходить к Ferrari. Именно гонщик Скудерии Джоди Шектер и завоевал поул на улицах княжества, рядом на первом стартовом ряду расположился его напарник Жиль Вильнев.

Джоди сохранил первую позицию, когда машины лидеров не без труда протиснулись через «игольное ушко» первого поворота, а на второе место пробился Ники Лауда на Brabham. Но как австриец ни старался, вскоре ему пришлось пропустить Ferrari Вильнева, которому удалось провести успешную атаку на стартовой прямой. После этого ситуация ненадолго стабилизировалась.

Следующим, кто привлёк к себе внимание, оказался гонщик Tyrrell Дидье Пирони. Парижанин, пришедший в Формулу 1 совсем недавно, занимал шестую позицию, но очень хотел подняться выше. У него даже было небольшое преимущество в скорости над парой пилотов Ligier, которые держались четвёртым и пятым – но все же недостаточное, чтобы провести чистый обгон на самой медленной трассе чемпионата.

Потому Дидье решил действовать иначе: сначала он подтолкнул Патрика Депайе, затем в контактной борьбе пробился мимо Жака Лаффита, – а когда попробовал применить силовой прием и к Нике Лауде, это закончилось серьезной аварией на входе в поворот Mirabeau. С мыслями об успешном выступлении Пирони пришлось расстаться.

Ближе к финишу участников гонки по обыкновению стали донимать технические поломки. Вышедший было на третье место Алан Джонс сошел из-за дефекта рулевого управления своего Williams, Tyrrell Жана-Пьера Жарье остановился из-за дефекта трансмиссии, Йохену Массу пришлось расстаться с мечтами о подиуме после того, как в коробке передач его Arrows осталось всего три ступени.

А за 20 кругов до финиша вынужден был сойти и Вильнёв, канадцу также помешал отказ трансмиссии. После этого Джоди Шектеру оставалось лишь без приключений довести алую машину до финиша, что будущий чемпион мира и сделал. Компанию в княжеской ложе ему составили стартовавший лишь 16-м Клей Регаццони (Williams) и Карлос Рейтеман (Lotus).

Читайте ещё