Гран При Монако

Гран При Монако

Гран При Монако: Пресс-конференция в четверг

Гран При Монако. Пресс-конференция в четверг

Участники: Грэм Лоудон (Marussia Virgin Racing), Петер Заубер (Sauber), Мартин Уитмарш (McLaren), Эдриан Ньюи (Red Bull Racing), Виджей Малья (Force India)

Вопрос: Грэм, ваше мнение о предстоящей гонке. Для вас это наилучший шанс набрать очки?
Грэм Лоудон: Гонка в Монако всегда может оказаться непредсказуемой, и пока мы не провели модернизацию машины, для нас это действительно шанс набрать очки. Мы смогли преодолеть прошлогодние проблемы с надежностью и с нетерпением ждем предстоящую гонку.

Вопрос: Вы упомянули модернизацию машины – она будет осуществляться на регулярной основе?
Грэм Лоудон: Доработка происходит регулярно, однако в Барселоне мы решили взять паузу. Мы разрабатывали собственный вариант выдувного диффузора, но затем согласно директиве FIA решили приостановить процесс до официальной встречи в следующем месяце, в рамках которой должны быть получены соответствующие разъяснения. Что касается скорости, вряд ли мы прибавим непосредственно перед этой гонкой, однако в целом команда планирует определенный прогресс. Посмотрим, каким будет решение по диффузорам, а там определимся с дальнейшим направлением работы.

Вопрос: Компания Marussia оказывает вам техническую поддержку?
Грэм Лоудон: В прошлом году они были нашими спонсорами, а затем стали совладельцами команды. Сейчас они полностью интегрированы в рабочий процесс и в будущем мы организуем обмен технической информацией. У них долгосрочные планы в области дорожных машин, и мы наверняка примем участие в их реализации.

Вопрос: Виджей, для вашей команды предстоящая гонка тоже предлагает неплохие шансы. Пару лет назад Адриан Сутил всерьез претендовал на очки, пока не был выбит с трассы Кими Райкконеном. В этот раз можно рассчитывать на успешный результат?
Виджей Малья: Конечно! Мы знали, что первые выездные гонки уйдут на постепенную доработку машины, и в Барселоне планировали представить обновленную аэродинамику. Пока не удалось собрать всё воедино, однако определенный прогресс был заметен уже во время сегодняшних свободных заездов. Это потрясающая гонка, и мне хотелось бы, чтобы Force India здесь заработала очки.

Вопрос: Как обстоят дела с предстоящим Гран При Индии?
Виджей Малья: Весьма неплохо – трасса практически готова, работы будут завершены в срок. Недавние слова Берни Экклстоуна о том, что если гонка в Бахрейне будет возвращена в календарь чемпионата, Гран При Индии может быть перенесен на декабрь, вызвали немало вопросов, но в принципе не важно, пройдет ли этап 30 октября, как запланировано, или чуть позже – мы готовы принять гонку.

Вопрос: Насколько велик интерес к Формуле 1 в Индии, особенно после возвращения в гонки Нараина Картикеяна?
Виджей Малья: Когда Нараин Картикеян и Карун Чандхок вернулись в Формулу 1, для индийцев это стало поистине радостным событием. Одновременно, как вам известно, мы запустили программу «один из миллиарда» - уже проведено несколько отборочных раундов, и мы рассчитываем в самом ближайшем будущем выделить несколько молодых талантливых индийских гонщиков.

Вопрос: Проект вызывает интерес?
Виджей Малья: Разумеется! Люди обращаются непосредственно ко мне со словами: «Мой сын или дочь всего на месяц младше минимально допустимого возраста в четырнадцать лет или наоборот, на несколько дней старше предельной отметки в семнадцать лет – можем ли мы принять их в программу?» Интерес к проекту огромен.

Вопрос: Петер, насколько велик вклад Джеймса Ки в работу команды?
Петер Заубер: C30 – машина, построенная Джеймсом Ки, и она уже заметно превосходит прошлогоднюю. Джеймс работает весьма эффективно, благодаря ему мы прогрессируем.

Вопрос: Расскажите о программе доработок – насколько масштабные обновления планирует команда, какие решения подготовлены для предстоящей гонки?
Петер Заубер: Мы доработали переднее и заднее антикрылья, воздуховоды тормозов и переднюю подвеску.

Вопрос: Если говорить о сезоне в целом, планируете ли вы внедрять доработки в каждой гонке?
Петер Заубер: Основные усилия направлены на работу над аэродинамикой – полагаю, так поступают все команды. Мы пытались модифицировать конструкцию выхлопной системы, но пока эти старания не увенчались успехом.

Вопрос: Какая из команд является вашим ближайшим соперником?
Петер Заубер: Наша основная задача – постепенно прогрессировать, сокращать отставание от впереди идущих команд и сохранять отрыв от преследователей.

Вопрос: Вы не планируете опередить, скажем, Renault?
Петер Заубер: Если это возможно, то почему бы и нет?

Вопрос: Эдриан, с какими проблемами сегодня утром столкнулся Марк Уэббер?
Эдриан Ньюи: Возникла проблема в электропроводке коробки передач – вышел из строя один из потенциометров.

Вопрос: Насколько это серьезная потеря – пропуск целой тренировки?
Эдриан Ньюи: Потеря достаточно серьезная – вопрос лишь, насколько она скажется на шансах Марка в финале квалификации.

Вопрос: В команде изменили процедуру проведения пит-стопов. В чем причина такого шага?
Эдриан Ньюи: Прошу прощения, я, очевидно, не в курсе…

Вопрос: После гонки в Испании Кристиан Хорнер заявил, что Ferrari во многом копировала тактику Red Bull Racing, и потому команда намерена изменить подход к проведению пит-стопов…
Эдриан Ньюи: Мы предположили, что в Ferrari могли каким-то образом определить, когда наши гонщики поедут в боксы, еще до получения ими соответствующих указаний. Поэтому мы изменили ту часть процесса, которую, как нам кажется, они отслеживали. Правы ли мы в своих догадках – трудно сказать.

Вопрос: Все это немного напоминает паранойю…
Эдриан Ньюи: Вопрос в том, действительно ли в Ferrari следили за нашими действиями, или все сводится к простому совпадению событий.

Вопрос: С самого начала сезона Red Bull Racing преследуют проблемы с KERS. Насколько сложно отладить работу этой системы?
Эдриан Ньюи: Это очень сложный проект, который требует серьезных исследовательских и доводочных работ. Принцип компоновки системы, выбранный нами, опирается на разработки Renault Marelli двухлетней давности. Однако кое-что мы всё же изменили, и это стало источником проблем. Разобраться с ними оказалось довольно непросто, но мы ведем работы в этом направлении и рассчитываем добиться успеха. Честно говоря, KERS – не самая сильная наша сторона. Мы специализируемся на производстве аэродинамических элементов шасси, а вовсе не систем рекуперации.

Вопрос: Вам пришлось создать новый отдел?
Эдриан Ньюи: Да, но этот отдел довольно мал – наверное, нам изначально стоило сделать его крупнее. Теперь же сложно оперативно реагировать в случае необходимости.

Вопрос: В предстоящей гонке команды впервые будут использовать сверхмягкую резину. Можете прокомментировать, как ведут себя эти шины? В свободных заездах их характеристики оправдали ожидания?
Эдриан Ньюи: Сегодня шины вели себя неплохо, однако трудно сказать, как будут развиваться события. Эта трасса, пожалуй, менее других беспощадна к резине, поэтому в Pirelli решили привезти сюда самые мягкие составы – судя по всему, выбор оказался оправданным.

Вопрос: В Pirelli предположили, что состав Super Soft сможет выдержать не более 10 кругов подряд. Прогноз оправдался, или до воскресенья сделать выводы проблематично?
Эдриан Ньюи: Судя по сегодняшним свободным заездам, эти шины должны выдержать и большую дистанцию, однако трудно давать конкретные оценки – по ходу первых пяти гонок мы убедились, что ситуация в пятницу может кардинальным образом отличаться от ситуации в воскресенье.

Вопрос: Мартин, прелесть нынешнего сезона в его непредсказуемости – разве что Red Bull Racing неизменно оказывается на первом ряду или в непосредственной близости от него…
Мартин Уитмарш: По-моему, сейчас сезон уже нельзя назвать абсолютно непредсказуемым – я бы сказал, он менее предсказуем. И был бы не против, если бы вы продолжили беседу с Эдрианом – лично у меня есть к нему несколько вопросов.

Что касается нашей команды, в Испании мы добились прогресса, а Дженсон и Льюис смогли на равных бороться с гонщиками Red Bull Racing. К сожалению, в квалификации машина оказалась недостаточно быстра, а если бы наши стартовые позиции были чуть лучше, гонка могла сложиться еще удачнее – впрочем, она и без того получилась крайне интересной.

Эта трасса заметно отличается от всех других автодромов, но многие быстрые гонщики уверены в том, что им по силам выиграть предстоящий Гран При. Думаю, борьба будет очень плотной, а выбор стратегии – крайне непростым. Всем известно, насколько трудно обгонять в Монако – не представляю, сможет ли DRS как-то повлиять на эту ситуацию, но я понимаю, почему было принято решение не использовать систему в тоннеле. Опять же, шикана после него – единственное место для реальной атаки, и отказ от DRS в данном случае снижает шансы – впрочем, поживем – увидим. Надеюсь, уик-энд пройдет удачно.

Вопрос: В традиционном превью вы говорили, что скорость McLaren на третьем секторе испанской трассы вселяет оптимизм перед этапом в Монако. Сегодня ваши предположения подтвердились?
Мартин Уитмарш: Во время свободных заездов гонщики и команды традиционно пытаются адаптироваться к трассе и шинам. По ходу первой сессии у нас был всего один комплект более жесткой резины Soft, мы должны были опробовать кое-какие доработки – уверен, в Red Bull тоже испытывали новинки. Затем нам предстояло оценить поведение шин на длинной серии кругов, и здесь SuperSoft показал себя достаточно стабильным. Мы собрали немало информации, теперь наши специалисты по стратегии и инженеры могут поработать над настройками для квалификации и гонки.

Вопрос: Мы уже говорили об опасениях Red Bull Racing по поводу их пит-стопов. В McLaren наблюдается нечто подобное?
Мартин Уитмарш: Нет, никаких опасений. И мне ничего не известно об этой проблеме Red Bull Racing. По-моему, все просто – вы вызываете гонщика на пит-стоп и стараетесь обслужить машину как можно быстрее. Конечно, иногда полезно знать тактику соперников, но чаще всего выводы основываются на поведении шин. В нынешнем сезоне если гонщик чуть дольше задерживается на трассе, он неизбежно теряет много времени, так по результатам на круге можно предугадать, когда кто-либо поедет в боксы.

Вопросы с мест

Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Вчера, прогуливаясь по паддоку, вы могли наблюдать, что его обустройство еще не завершено – многие моторхоумы еще только собирались. Учитывая это обстоятельство и размеры зоны паддока в Монако, имеет ли смысл проводить такие сдвоенные этапы? Разве это не кошмар для специалистов по логистике?
Мартин Уитмарш: Да, ситуация непростая, сдвоенные этапы создают массу трудностей для команд, а тот факт, что уик-энд в Монако начинается на один день раньше, лишь усугубляет положение дел. В паддоке кипит работа, многие говорят о том, как Дженсон едва не угодил под погрузчик – впрочем, ему приходилось бывать и в более опасных ситуациях, причем здесь же, в Монако, так что инцидент не стоит такой шумихи. Думаю, мы все должны быть благодарны людям, которые собирают боксы, машины, делая все возможное, чтобы мы могли выступать здесь.

Грэм Лоудон: Наш моторхоум едва ли не самый маленький в паддоке, но один из самых дружелюбных. Нам приходится ждать, пока будут собраны более масштабные конструкции, но мы понимаем, что все это подчинено сложной финансовой схеме Формулы 1, и все эти моторхоумы играют важную роль в работе со спонсорами и гостями команд. Это важный элемент всего уик-энда, а люди, которые их собирают, выполняют колоссальную работу в условиях серьезного прессинга – снимаю перед ними шляпу!

Виджей Малья: Иногда нам приходится платить за собственные инициативы – скажем, мы в Force India решили превратить наш моторхоум в копию Тадж-Махала. В итоге была создана достаточно сложная конструкция, на сборку которой требуется намного больше времени, однако это часть общего процесса. Мы заранее знали, что нам предстоят сдвоенные этапы, и сейчас наши парни успешно справляются со всеми задачами.

Петер Заубер: Да, ситуация непростая, но мы с ней уже не раз сталкивались.

Вопрос: (Пьер Ван Влье – F1i Magazine) Мартин, какой позиции придерживается FOTA в вопросе о двигателях для сезона 2013 года после недавней встрече в Барселоне?
Мартин Уитмарш: FOTA придерживается мнения, что решение должны принимать производители моторов, а не команды. Команды хотят получить дешевые двигатели, они сообщили свое мнение производителям и FIA, которые, судя по всему, должны это мнение учесть. Было бы замечательно, если бы смена регламента позволила привлечь в чемпионат новых производителей, однако перспективы невелики. Возможно, корректировки правил немного поспешны, но мы, в то же время, должны способствовать прогрессу и развивать технологии, отвечающие потребностям общества.

В последние несколько недель звучало немало эмоциональных вопросов вроде: «Разве не было здорово, когда все гонялись на моторах V12? Разве не было замечательно, когда все использовали V10? Чем плохи нынешние V8?» Однако в данном вопросе лучше воздерживаться от экспрессии. Формула 1 должна оставаться вершиной автоспорта и использовать наиболее совершенные моторы, доступные для всех команд. Кроме того, нам необходимо иметь как можно больше производителей, включая независимые компании вроде Cosworth, и мы не должны допустить ухода кого-либо из действующих участников. Хорошо, что Ferrari, Renault и Mercedes по-прежнему верны чемпионату – надеюсь, они останутся с нами и после сезона 2013 года, а к тому времени, возможно, и иные автомобильные компании сочтут инвестиции в наш спорт привлекательными.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Виджей, почему вы позволили Адриану Сутилу продолжать выступать в гонках после недавнего инцидента в Шанхае? И еще: вы запустили собственную молодежную гоночную программу, рассчитанную на талантливых спортсменов в возрасте 14-16 лет. На этом фоне Адриан по-прежнему остается хорошим примером для подрастающего поколения?
Виджей Малья: Что касается моего мнения, оно было отражено в официальном пресс-релизе по случаю инцидента. И у нас нет сведений об исках, поданных против Адриана в какой-либо из стран, поэтому с нашей стороны было бы некорректным обвинять его в чем-то противозаконном. Позиция предельно проста – если мы все-таки получим уведомление об иске, мы примем необходимые меры, а с выводами не стоит торопиться.

Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Эдриан, в Испании было немало разговоров по поводу легальности функционирования выдувного диффузора в тот момент, когда гонщик отпускает педаль газа. Каким образом вы интерпретировали правила – в частности, пункт 3.15, и почему вы вообще стали применять такую технологию?
Эдриан Ньюи: В пункте 3.15 прописано – «если машина едет накатом, дроссельная заслонка должна быть закрыта», а в скобках написано – «для холостого хода». То есть, подразумевается, что при работе двигателя на холостом ходу дроссельная заслонка должна быть закрыта, что вполне логично, а вот в каком положении она должна находиться в иных случаях движения накатом, не совсем понятно. В случае с Renault даже при движении накатом дроссельная заслонка остается открытой в целях оптимального охлаждения выпускных клапанов мотора, что является важным элементом обеспечения его надежности. Данный принцип был одобрен еще несколько лет назад для испытаний на динамическом стенде, и его запрет вызвал бы множество проблем, поскольку не доказано, будет ли двигатель столь же надежен, если в описанной ситуации заслонка будет закрыта. Опять же, если кто-то попробует пойти дальше и станет активировать зажигание в момент движения накатом, к охлаждению выпускных клапанов это не будет иметь ни малейшего отношения, а команде придется объяснять свое решение Чарли Уайтингу, техническому делегату FIA.

Вопрос: (Алан Болдуин, Reuters) Виджей, вы говорили о Гран При Индии и высказываниях Берни Экклстоуна, однако вам лично доводилось беседовать с Берни по поводу гонки? Как вы относитесь к возможному переносу сроков?
Виджей Малья: Нет никаких вопросов, связанных с готовностью трассы – она будет построена вовремя. Интерес к гонке огромен, спрос на билеты есть, и Гран При – это большой шаг вперед для всего индийского автоспорта. Пройдет ли гонка 30 октября или 4 декабря – для нас совершенно не важно. В декабре погода не столь жаркая, так что это не должно повлиять на Гран При.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Могу я узнать мнение остальных участников по поводу возможной гонки в декабре?
Эдриан Ньюи: В таком случае сезон будет невероятно длинным, не так ли? Это тяжело для всех.

Мартин Уитмарш: Для команд это серьезная нагрузка – разумеется, они приедут на все гонки сезона, но чемпионат получится крайне продолжительным, ведь наши парни начинают работу над машиной еще в середине января…

Петер Заубер: Думаю, нам нужно дождаться решения по этапу в Бахрейне.

Грэм Лоудон: Соглашусь с Мартином – в таком случае команды окажутся в крайне непростой ситуации. Кроме того, один из наших сотрудников запланировал свадьбу на 4 декабря, так что у нас могут быть нестыковки.

Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Вопрос ко всем: какой совет вы могли бы дать подростку, мечтающему работать в Формуле 1?
Эдриан Ньюи: Первый вопрос – в какой сфере он или она желает работать: техника, маркетинг или нечто иное? В моей работе технического специалиста крайне важно академическое образование, поэтому необходимо по возможности поступить в хороший университет. Затем следует определиться со специализацией – механика, аэродинамика, электроника, математические методы… Нужно набраться опыта, поработать в небольшой команде, создать себе резюме, доказать преданность спорту. Академические способности и подлинный энтузиазм – как раз те качества, которые мы ценим в наших специалистах.

Мартин Уитмарш: Мне нечего добавить к словам Эдриана. Вместе с тем, нужно оставаться реалистами: тем, кто работает в Формуле 1, по-настоящему повезло. Им удалось построить потрясающую, но вместе с тем крайне непростую карьеру. Формула 1 – крайне малочисленная индустрия, и если кто-то решил посвятить себя работе в автоспорте, у него или у нее обязательно должен быть запасной вариант на случай, если ожидаемый шанс все-таки не представится.

Виджей Малья: Многие индийские компании уже сотрудничают с командами Формулы 1, и здесь я представляю страну, в которой проживает более 500 миллионов юношей и девушек в возрасте до восемнадцати лет, и многие из них мечтают попасть в Формулу 1. Приятно удивляет не только количество заявок на участие в программе отбора гонщиков – мы получили немало резюме от людей, желающих работать в конструкторских подразделениях. В нашей стране много талантов, а в плане технологий Индия на протяжении уже нескольких десятков лет находится в числе мировых лидеров – мы можем использовать этот потенциал для дальнейшего прогресса. Некоторые университеты активно привлекают молодых индийских инженеров, и здесь тоже есть определенные возможности.

Грэм Лоудон: Соглашусь с Эдрианом – необходимо сочетание опыта и знаний. Меня постоянно удивляет количество людей, которые хотят попасть в Формулу 1, не имея в своем запасе один из этих факторов. Как многие команды, мы активно сотрудничаем с образовательными учреждениями – в частности, с SMT Universitу – что крайне важно для нашего спорта. Рецепт прост – нужно много работать и применять свои знания, с таким «багажом» пробиться в автоспорт вполне реально, но удастся ли остаться – это уже другой вопрос.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) 1 июня в Бахрейне должно быть отменено чрезвычайное положение. Это произойдет всего за два дня до принятия решения по гонке, однако мне хотелось бы узнать, кто-либо из вас говорил Берни Экклстоуну или FIA о том, что с точки зрения этики проводить этап в Бахрейне после всех недавних событий неуместно?
Петер Заубер: Главное – гарантировать безопасность участников, а в остальном три гонки за три недели будут полным сумасшествием.

Виджей Малья: Насколько я понимаю, сегодня руководители команд будут обсуждать эту тему, а затем она будет обсуждаться на уровне Всемирного совета по автоспорту, в который я тоже вхожу. Было бы неправильно выносить преждевременные суждения, поэтому предлагаю поговорить об этой проблеме на уровне команд, и затем – в FIA.

Грэм Лоудон: Кажется, вы спросили, обращались ли мы к Берни и FIA? Лично я – нет, Джон Бут – тоже, но это скорее потому, что нам неизвестна позиция FIA и FOM. Нужно набраться терпения и подождать, как будет развиваться ситуация. Нам хотелось бы принять участие в выработке общего решения, но пока у нас нет всей информации.

Мартин Уитмарш: Мы не обращались напрямую к Берни или FIA. В любом случае, как заметил Виджей, лучше обсуждать этот вопрос в рамках диалога между FIA и командами, чем в формате пресс-конференции.

Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Господин Малья, не находитесь ли вы в ситуации, когда Адриан Сутилу вне зависимости от его поступков гарантировано место в кокпите до конца года?
Виджей Малья: Вы знаете, что контракт не прикрывает противозаконные действия, но пока я не уверен в наличии таковых, соглашение с гонщиком имеет первостепенную роль. Мне не хотелось бы делать выводы на основании каких-то релизов, опубликованных, как предполагается, пострадавшей стороной. Лично я и никто из моих людей не знаем, что там произошло – пусть разбираются следователи. Если Адриана пытаются обвинить в недостойном поведении – пусть будет так, но я приму решение только тогда, когда вина будет доказана.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости