Австралия'05: Дитрих Матешиц

Джанкарло Физикелла лидирует в первом повороте Гран При Австралии 2005 года

Австралия'05: Дитрих Матешиц

Гонка #732: 6 марта 2005 года. Гран При Австралии. Мельбурн
Поул

Джанкарло Физикелла (Renault R25) - 3.01,460 (210,413 км/ч)

Лучший круг Фернандо Алонсо (Renault R25) - 1.25,683 (222,807 км/ч)
Победитель

Джанкарло Физикелла (Renault R25) - 1:24.17,336 (215,167 км/ч)

Начало минувшего десятилетия запомнилось в Формуле 1 не только победной пятилеткой Ferrari, но и чехардой с регламентом квалификации. Чего только не выдумывали чиновники FIA, прежде, чем прийти к нынешней системе с выбыванием. В 2005-м году распределение стартовых позиций осуществлялось по сумме двух результатов – показанного в субботу с пустыми баками и воскресным утром – в гоночной конфигурации.

Просуществовала такая схема совсем недолго, но на первом этапе сезона, который принимал австралийский Мельбурн, от неё было никуда не деться. Вдобавок, субботние заезды проходили под усиливавшимся дождем, а затем в некоторых командах решили провести смену мотора – как раз вступил в силу другой пункт правил, по которому двигатели должны были использоваться на протяжении двух Гран При.

В итоге стартовое поле выглядело весьма оригинально – скажем, Михаэль Шумахер занимал предпоследнее место, а дебютант-индиец Нараин Картикеян из Jordan – 12-е. Более того, на первых пяти позициях расположились пилоты пяти разных команд, ни одну из которых в предсезонных раскладах не причисляли к числу фаворитов. С обгонами в Альберт-парке всегда было непросто, так что гонка обещала стать интересной.

С поула стартовал Джанкарло Физикелла. После нескольких сезонов в составе тонущей Jordan итальянец получил приглашение от Флавио Бриаторе и теперь защищал цвета Renault. Имея за плечами одну, как считали многие, случайную победу в полутора сотнях Гран При, итальянец прекрасно понимал, что шансом, который выпал ему в Мельбурне, надо распорядиться с максимальной отдачей.

Выиграв старт, Джанкарло старался свести к минимуму любой риск, атакуя ровно в той степени, насколько это необходимо. Ему повезло – занимавший вторую позицию Ярно Трулли из Toyota вскоре стал отставать из-за сильного износа задних шин (менять их в том сезоне было запрещено), а расположившиеся следом Дэвид Култхард (Red Bull) и Марк Уэббер (Williams) были сильно увлечены борьбой друг с другом.

Определенную опасность для Джанкарло представляли пилоты, располагавшие быстрыми машинами – вроде его напарника Фернандо Алонсо или Рубенса Баррикелло из Ferrari. Они оба стартовали из второго десятка, но за счет длинного первого отрезка смогли улучшить свои позиции. Испанец даже вышел на какой-то момент в лидеры, но задел, созданный Физикеллой на стартовом отрезке, оказался достаточно солидным, чтобы под финиш он мог немного сбросить темп и сберечь мотор, но всё равно подняться на вершину подиума.

Баррикелло в итоге финишировал вторым, так и не уступив многочисленным атакам Алонсо. Потерпев неудачу в этой локальной схватке, молодой пилот Renault выиграл три следующих гонки, а осенью пополнил свою коллекцию и титулом чемпиона мира.

Интересно...
Межсезонье 2004-2005 годов ознаменовалось одной из самых серьёзных за многие годы перестановкой в составах команд. Лишь семеро из числа участников прошлогоднего чемпионата сохранили свои места в тех же командах. Для примера, в нынешнем сезоне это удалось сразу 18-ти гонщикам.

Дитрих Матешиц

Дитрих Матешиц

Этап в Австралии стал первым в истории новой команды Red Bull Racing. Её пилоты Дэвид Култхард и Кристиан Клин удачно провели квалификацию, а гонку закончили четвёртым и седьмым. Сколько шуток в ту пору было отпущено в адрес "гоночных банок с энергетиком" - не передать. И уж точно никто не верил, что всего через пять лет проект австрийского бизнесмена Дитриха Матешица сможет покорить вершину Формулы 1.

Матешиц родился в конце войны в австрийских Альпах, куда его родители, школьные учителя, перебрались из оккупированной Югославии. Семья жила небогато, а сам Дитер, получив среднее образование, никак не мог определиться, чем будет заниматься в жизни. В итоге он закончил Коммерческий университет Вены с дипломом маркетолога, после чего работал то в одной, то в другой компании, нигде не задерживаясь особенно долго.

По долгу службы австриец часто путешествовал по свету. Работая в конце 70-х в компании Blendax, производившей зубную пасту, кремы и шампуни, он часто посещал Азию. Там-то Матешиц и открыл для себя невзрачный на вид и странный на вкус напиток, который поразительным образом позволял восстанавливать силы после многочасовых перелётов. Krating Daeng, "Красный Гаур" – так называлось чудесное тайское снадобье.

Дитрих стал выяснять, кто именно его производит – и тут ему улыбнулась удача. С 1962 года "Гаур" разливал местный бизнесмен Чалео Йовидхья, который по совместительству был и локальным дилером Blendax. В Европе в ту пору об энергетических напитках никто и не слышал, и Матешиц решил, что попробует исправить это упущение. В обмен на рецептуру он предложил потенциальному партнеру наладить выпуск и продвижение продукта в Старом свете. Стороны ударили по рукам.

О том, как шел к успеху бизнес-проект Red Bull, написан не один десяток книг. Пришлось менять рецептуру и название, придумывать множество маркетинговых приемов и специальных акций. Начав с небольшого альпийского заводика в 1987-м, уже через десять лет Матешиц покорил Европу, а затем и Америку. Фирменные баночки стали модным трендом, и счет прибылям пошел на миллионы. При этом у самого Дитера было лишь 49% акций предприятия, контрольным пакетом всегда владели азиаты.

С Марком Уэббером

Red Bull спонсировала великое множество экстремальных видов спорта, именно там можно было найти целевую аудиторию – молодых и энергичных людей. Автоспорт не мог не попасть в сферу интересов Матешица. В 1994 году логотипы компании впервые появились на машинах Sauber, затем Red Bull стала титульным спонсором команды, а в 1999-м при поддержке Хельмута Марко, бывшего гонщика Формулы 1 и земляка Дитриха, взяла старт программа подготовки молодых пилотов.

Она была очень обширной и включала до двух десятков гонщиков из Европы и Америки. Конечно, не все они были талантами первой величины, но из множества удалось отобрать нескольких действительно лучших. С остальными, к слову, не знающий жалости Марко мог разорвать контракт в любую секунду.

Поворотным для программы Матешица стал 2004 год. Именно тогда была выставлена на продажу команда Jaguar, располагающая хорошей базой и неплохими пилотами. За символическую сумму в 1 доллар концерн Ford охотно продал её австрийцу. Проект Red Bull Racing стартовал.

В ту пору часто можно было услышать, что очередной богач, каких было немало и до, и после, решил купить себе дорогую игрушку. В этих словах была доля истины – первые годы команда не блистала. Четвертое и седьмое места в дебютной гонке оставались лучшим результатом на протяжении двух с половиной лет! Но за это время Матешиц выстроил структуру, способную на куда более серьезные успехи.

Её звеньями стали опытный менеджер Кристиан Хорнер, вице-чемпион мира Дэвид Култхард, а затем и ещё одна команда, своего рода фарм-клуб для молодежи, известная прежде, как Minardi, и переименованная в Toro Rosso. Отношение людей постепенно менялось. Этому способствовал и огромный моторхоум – Энергетическая станция, где всех гостей паддока охотно кормили, поили и развлекали.

Red Bull Racing требовала серьёзных денег и вскоре стала главным спортивным проектом Матешица. Первый подиум пришел в 2006-м на Гран При Монако. Годом позже новый пилот команды Марк Уэббер завоевал ещё один. Тогда же детище Матешица получило два решающих козыря – пришел гениальный конструктор Эдриан Ньюи, а молодежная программа Марко воспитала восходящую звезду – Себастьяна Феттеля. К началу 2009 года победный "пазл" сложился воедино.

Сам Дитрих нечасто посещает Гран При. О положении дел ему регулярно докладывает доктор Марко, а принципиальные решения вполне можно принимать и в австрийской штаб-квартире компании. Он следит за главным – чтобы неукоснительно соблюдались принципы, выбранные много лет назад. Даже если они противоречат каким-то традициям Формулы 1.

Матешиц с "кудесником воздуха" Эдрианом Ньюи после триумфа на Гран При Абу-Даби 2010 года

Минувший сезон стал отличным уроком для тех, кто считает, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Матешиц, несмотря на многочисленные призывы, так и не стал делить своих пилотов на первого и второго. И оказался прав: Феттель завоевал титул, переиграв Фернандо Алонсо, на которого работала вся Ferrari, включая и Фелипе Массу.

Всего за шесть сезонов Red Bull Racing прошла путь от заурядного середнячка до обладателя Кубка конструкторов. Но в этой команде есть нечто большее, чем просто надежный бюджет и отличный персонал. У неё уже сформировалась собственная энергетика – своя, ни на кого не похожая. И именно это, пожалуй, можно назвать главной заслугой Дитриха Матешица.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё