Гран При Венгрии: Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Себастьян Феттель

1. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1ч. 41 мин. 05.571 сек.
2. Фернандо Алонсо (Ferrari) - 1ч. 41 мин. 23.392 сек.
3. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 ч. 41 мин. 24.823 сек.

Вопрос: Марк, потрясающая победа по итогам семидесяти кругов гонки! Правда, судьбу Гран При, скорее всего, решили первые сорок три круга…
Марк Уэббер: Верно! Начинать гонку с грязной стороны трассы было непросто, а Фернандо и Себастьяну удалось неплохо стартовать. Перед первым поворотом нас начал догонять Льюис, и я должен был попытаться хотя бы сохранить третью позицию.

Потом ситуация стабилизировалась: мы знаем, что на этой трассе очень сложно проводить какие-либо маневры, если соперник не допустит ошибку. Неудивительно, что Себастьян быстро наращивал отрыв, а я ехал позади Алонсо, делая всё, что в моих силах, но понимал при этом, что надо дождаться критического момента гонки, пит-стопа.

Но затем на трассе появился автомобиль безопасности, и мне пришлось поменять тактику, чтобы попытаться обойти Фернандо. Мы понимали, чтобы остаться впереди после пит-стопа, необходимо создать отрыв в 20 секунд. Но я попросил команду, чтобы этот отрыв был немножко больше, чтобы механики во время пит-стопа меньше нервничали.

Но мы слишком многого хотели от мягких шин: переднее левое колесо было практически полностью изношено, и под конец этого отрезка машиной стало сложно управлять. Я понимал: стоит мне перейти на жесткую резину, – и гонку можно считать выигранной, потому что соперники уже проехали на таких шинах кругов двадцать.

У Себастьяна возникли какие-то сложности во время рестарта, и для меня это стало чем-то вроде подарка. В моей жизни подарков было мало, поэтому сегодня я его принимаю. А Себастьяну просто не повезло… Мне понравилось бороться с Фернандо – собственно, прямого соперничества не было, я просто выкладывался по максимуму, и мы постепенно уезжали от Фелипе и Льюиса.

Великолепный день для нашей команды! Мы победили, хотя и рассчитывали на победный дубль. К сожалению, этого нам добиться не удалось, и все-таки Red Bull набрала немало очков…

Вопрос: Неплохой способ отметить свою 150-ю гонку! Мы слышали, как в момент обгона Михаэля Шумахера на круг вы сказали: «Это было приятно!»
Марк Уэббер: Когда я выступал в середине пелотона, Михаэль не раз опережал меня на круг. Чтобы обогнать такого гонщика, нужно сработать по-настоящему здорово – спасибо команде, сегодня мы так и поступили. Поймите, я не пытаюсь утереть кому-то нос – просто подобные ситуации случаются крайне редко.

Вопрос: Фернандо, Марк назвал свою победу подарком или, в некоторой степени, удачным стечением обстоятельств. Ваше второе место тоже можно считать везением, учитывая разницу в скорости между Red Bull Racing и Ferrari?
Фернандо Алонсо: Пожалуй, да, но это оправданная компенсация нашего невезения по ходу сезона – впрочем, даже пять или шесть таких «подарков» вряд ли позволят нам отыграть отставание.

Гонка получилась неплохой. Мне удался потрясающий старт – за счет чистой стороны трассы я сразу опередил Марка, а уже в первом повороте поравнялся с Себастьяном. Атака не удалась, но борьба была плотной. Выезд машины безопасности заставил понервничать – в тот момент мы как раз подъехали к последнему повороту, и на правильное решение оставалось совсем мало времени.

Мы старались не допустить ошибок, штрафов, прочих неприятностей и в итоге финишировали вторыми. Марк оказался невероятно быстр, а мягкая резина – достаточно жесткой, раз уж позволила ему проехать сорок кругов, чего обычно не случается. Учитывая нехватку скорости, мы можем быть довольны своим результатом – нам удалось удержать позади Себастьяна Феттеля, которые мог спокойно ехать на одну-две секунды быстрее. В какой-то степени нам помогла конфигурация трассы – на стандартном автодроме мы вряд ли бы сохранили позицию.

Вопрос: Себастьян, стартовав с поула, вы закончили гонку третьим. Появление машины безопасности внесло некую сумятицу, однако вы буквально в последний момент совершенно оправданно свернули в боксы. Тем не менее, дальнейшие действия испортили вам гонку – мы наблюдали ваше разочарование, когда в момент отбытия штрафа вы в досаде взмахнули руками…
Себастьян Феттель: В тот момент я не понимал, что происходит, и почему меня оштрафовали – лишь после финиша мне все объяснили.

Старт прошел без проблем. Я понимал, что на пути к первому повороту Фернандо попытается воспользоваться слипстримом, но смог отразить его атаку, а затем в полной мере использовал всю имеющуюся скорость. Когда на трассу выехала машина безопасности, мне удалось буквально в последний момент свернуть на пит-лейн, после чего гонка должна была оказаться предельно простой, но позже я совершенно «проспал» рестарт.

Очевидно, я излишне полагался на радиосвязь, хотя еще на первых кругах с ней возникли проблемы. Я видел таблички с обозначением «сейфти-кар» и ждал сообщений о том, на каком круге он свернет обратно на пит-лейн. Я не видел сигнальные огни. Кроме того, перед рестартом лидер, как правило, сбрасывает скорость и задает общий темп – Марк был совсем рядом, и я спокойно прогревал резину, полагая, что у нас в запасе есть еще один круг, как вдруг заметил, что напарник резко ушел вперед, а машина безопасности уже возвращается на исходную позицию. Я сразу отстал на приличное расстояние и вскоре получил штраф, причем тогда я на самом деле не понимал, за что меня могли наказать.

Досадно, ведь я мог без особых усилий выиграть гонку. Не получилось, пришлось довольствоваться подиумом. По ходу круга я был намного быстрее Фернандо, но их машина обладала более высокой скоростью на прямых, из-за чего у меня не было шансов на обгон.

Вопрос: Не в первый раз по ходу нынешнего сезона вы стартуете с поула, но не выигрываете гонку...
Себастьян Феттель: Как я уже сказал, во время гонки я не понимал, что произошло, да и сейчас, честно говоря, не понимаю, за что меня наказали. Я должен был выиграть этот Гран При, у меня это не получилось, и я финишировал третьим. Как заметил Марк, неплохой результат для команды, но лично я крайне разочарован.

Вопрос: Марк, в летний перерыв вы вступаете в статусе лидера чемпионата. Что это значит для вас? Наверное, вы с особым нетерпением будете ждать продолжения борьбы?
Марк Уэббер: Победа – это здорово. Не важно, с какими трудностями столкнулись соперники – всегда приятно использовать свой шанс. Впрочем, не стоит витать в облаках: впереди еще немало гонок. В каждой из них будет разыграно одинаковое количество очков, однако гонщикам и машинам всякий раз придется иметь дело с новым вызовом. Конечно, приятно иметь небольшое преимущество, но давайте не будем заглядывать далеко вперед. Сейчас я с нетерпением жду традиционного летнего перерыва – думаю, он придется весьма кстати, а затем нам предстоят две заключительные европейские гонки в Спа и Монце. Гонщики обожают эти трассы, и я хочу поскорее там оказаться.

Вопрос: Марк, судя по всему, вам удалось не уснуть на дистанции?
Марк Уэббер: Да, конечно! Правда, в самом начале гонки я подумал: «Ну вот, началось – здравствуй, привычный Будапешт, где нам неоднократно приходилось едва ли не всю дистанцию ехать за кем-то из соперников».

Старт прошел по стандартному сценарию: вряд ли я мог сразу опередить Себастьяна – более того, мне следовало постараться, чтобы просто удержать вторую позицию. Фернандо среагировал мгновенно и быстро вклинился между нами, после чего стало ясно – Себастьян сможет без проблем создать отрыв. Алонсо выкладывался по максимуму и пытался уехать от остального пелотона, а я лишь ждал удобного момента для контратаки.

Позже в одиннадцатом повороте обнаружились какие-то обломки, на трассу выехала машина безопасности, и мы решили использовать другую тактику, чем Ferrari. Затея оказалась простой, но не лишенной риска: мы знали, что мягкая резина обладает достаточным ресурсом, но нужно было найти ритм, позволяющий ехать достаточно быстро без опасений перейти за предел. Стоило хотя бы раз сорвать машину в занос, и мне бы не хватило отрыва от Фернандо.

Требовалось создать задел в двадцать секунд, на последних десяти кругах левая передняя шина была практически изношена, но мне удавалось поддерживать хороший темп и быстро проходить отставщих на круг гонщиков. Мы действовали предельно осмотрительно, оторвались на требуемое расстояние, уверенно провели пит-стоп, после которого я вернулся на трассу лидером и спокойно контролировал ход гонки.

Вопрос: Вы упомянули элемент риска. Должно быть, у вас оставалось совсем немного времени, чтобы определиться с тактикой – кроме вас на трассе остался лишь Рубенс Баррикелло, остальные гонщики сразу поехали на пит-лейн…
Марк Уэббер: Наверное, вам следует задать этот вопрос нашим специалистам по тактике. Решение пришлось принимать буквально в последний момент, притом меньше всего времени на раздумья было у Себастьяна. Я уже подумывал о пит-стопе, когда на выходе из тринадцатого поворота услышал в наушниках: «Оставайся на трассе, оставайся на трассе!» Мы подъехали к пит-лейн, и я буквально молился: «Давай же, Фернандо, сворачивай в боксы, сворачивай!», - по крайней мере, так у меня появлялись хоть какие-то шансы. В итоге Алонсо отправился за свежим комплектом шин, а мне предстояло как можно дальше оттянуть свой пит-стоп. В той ситуации решение выглядело вполне логичным – хорошо, что преимущество в скорости позволило реализовать эту тактику.

Вопрос: Полагаю, победа все равно оказалась неожиданной, даже если учесть, что у вас в распоряжении была одна из быстрейших машин?
Марк Уэббер: Изначально я мог рассчитывать на победу лишь в случае каких-то проблем на машине Себастьяна. Он завоевал поул, лидировал на протяжении первого отрезка, и если бы не его ошибка, он мог с легкостью выиграть эту гонку, а я заслуживал максимум второго места. Но это гонки, и здесь бывает всякое. Сегодня Себастьян, по сути, подарил мне первое место. Жаль, что он сам упустил еще одну позицию – из-за каких-то проблем со связью мы упустили несколько важных очков в зачет Кубка Конструкторов. Нет, я не жалуюсь, просто нужно по максимуму использовать свои шансы. Сегодня я в любом случае должен был работать на пределе – гонка длинная, риск ошибки достаточно велик, но в итоге у нас все получилось.

Вопрос: Фернандо, насколько активно вас атаковал Себастьян Феттель?
Фернандо Алонсо: Он устроил неплохой прессинг. В этот уик-энд мы явно уступали Red Bull в скорости, поэтому расстановка сил в гонке не стал сюрпризом. Точно так же мне пришлось обороняться от Марка в начале дистанции: я понимал, что единственным реальным местом для атаки остается прямая старт-финиш, и старался как можно лучше выйти из последнего поворота. Пожалуй, за счет конфигурации трассы нам удалось удержать второе место – это хороший результат, но давайте реально смотреть на вещи. По чистой скорости мы не могли соперничать с Red Bull Racing, так что вывод очевиден: нам необходим серьезный прогресс.

Вопрос: Наверное, вы не рассчитывали на второе место, хотя в этот уик-энд гонщики McLaren не могли навязать борьбу вам реальную борьбу…
Фернандо Алонсо: Третье место – это тот результат, которого мы заслуживали. Мы были третьими в большей части тренировок, во всех квалификациях – и ждали такого же результата в гонке. Машина сегодня очень хорошо стартовала, и у меня был шанс оказаться в первом повороте впереди обоих пилотов Red Bull. В итоге это не удалось, но я оказался вторым.

Я старался удержать эту позицию, но Марку удался фантастический первый отрезок, сорок кругов на мягких шинах без малейших проблем - это стало для нас определенным сюрпризом. Либо мы не успели среагировать, либо просто оказались недостаточно быстры, чтобы наша стратегия сработала. Вот если у вас есть такое же преимущество в скорости, какое сегодня было у Red Bull Racing, вы можете позволить себе любые изменения в тактике.

Вопрос: Себастьян, похоже, вы огорчены результатом. Очевидно, вам до сих пор не понятно, за что вас оштрафовали…
Себастьян Феттель: Мне уже рассказали. Не скажу, что мне это нравится, но уже ничего не изменишь.

Вопрос: Что произошло после ухода с трассы машины безопасности? Вы сразу отстали от Марка…
Себастьян Феттель: Ничего не произошло. Похоже, в самом начале гонки у нас отказала радиосвязь, а я излишне полагался на сообщение из боксов. В двенадцатом и тринадцатом поворотах Марк ехал достаточно близко к машине безопасности, и я отпустил их на небольшое расстояние, поскольку был уверен, что у нас в запасе есть еще один круг, как вдруг сейфти-кар свернул на пит-лейн.

Я надавил на педаль газа, однако со стороны все выглядело так, будто я совершенно проспал момент рестарта. Не знаю, сколько времени было потеряно, но не сомневаюсь – неприлично много. Я слегка потерял ритм, но понимал, что при обычном раскладе мне нечего опасаться – достаточно просто доехать до финиша. А в следующее мгновение мне сообщили о штрафе. Честно говоря, я был крайне расстроен: на протяжении тридцати кругов мне пришлось торчать за машиной Фернандо Алонсо, и хотя я мог ехать намного быстрее, у меня не было ни единого шанса на атаку. Когда подбираешься слишком близко к сопернику, резина сразу теряет сцепление – кроме того, Ferrari были быстрее на прямых.

Вопрос: В четвертом повороте вы едва не вылетели с трассы…
Себастьян Феттель: Там оказался один из отставших на круг гонщиков – мы с Фернандо довольно быстро его обогнали, однако я опоздал с торможением и предпочел выехать за пределы трассы. Ничего серьезного, я понимал, что даже если отпущу Фернандо на 2-3 секунды, смогу всего за один круг отыграть это отставание. Тем не менее, я старался держаться как можно ближе в ожидании шанса на атаку, который, впрочем, так и не появился.

Как я уже сказал, мне было непонятно решение стюардов. Пожалуй, в этот уик-энд нам на самом деле не повезло – кто-то заметит, что мы сами нарушили правила, но здесь мне трудно что-либо возразить. Честно говоря, мне доводилось встречать множество примеров несоблюдения правил, однако давайте закроем эту тему. За свою ошибку мы заплатили очень высокую цену – да, команда набрала немало очков, но лично я предпочел бы выиграть сегодняшнюю гонку.

Вопросы с мест

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Себастьян, в какой момент у вас возникли проблемы с радиосвязью, и как вы узнали о необходимости свернуть на пит-стоп?
Себастьян Феттель: Сложно сказать, когда именно у меня пропала радиосвязь – мы не контактируем с командой на каждом круге. Хорошо, что дирекция гонки продублировала сообщение о штрафе с помощью стандартной таблички, хотя рассмотреть ее на выходе из последнего поворота было не так-то просто. Пожалуй, мне еще повезло, что я не упустил ее из виду и не проехал несколько лишних кругов.

Машина безопасности? В тот момент я лидировал с преимуществом почти в десять секунд и как раз выходил из тринадцатого поворота, когда с правой стороны трассы появилась стандартная табличка SC. Я заметил её буквально в последний момент и сразу сбросил скорость, поскольку понимал, какими могут быть последствия, если я вдруг захочу остаться на трассе. Учитывая преимущество в скорости, возможно, нам так и следовало поступить, но в тот момент никто не мог предугадать сценарий развития событий, поэтому я перескочил через поребрик и направил машину в боксы.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, вчера вы уступили Red Bull Racing почти 1,2 секунды, но сказали, что в гонке отставание немного уменьшится. На самом деле, сегодня оно увеличилось – вы предполагали такой вариант?
Фернандо Алонсо: Не думаю, что отставание заметно возросло. На первом секторе мы попросту берегли шины. Мы знали, что уже на старте, скорее всего, сможем опередить Марка, а затем соперники постараются пересидеть нас на трассе за счет длинного первого отрезка, поэтому следили за состоянием резины, а Себастьян тем временем уходил в отрыв, но не на 1,2 секунды с круга.

После рестарта Марк быстро уехал вперед за счет оптимальной работы мягкой резины, а Себастьян проходил круги на четыре-пять десятых медленнее и уезжал от нас уже не так стремительно, как на первом отрезке. В результате его преимущества оказалось недостаточно, чтобы отбыть штраф и вернуться на трассу впереди меня. Да, по ходу гонки нам иногда приходилось ехать в относительно медленном темпе, заботясь о состоянии шин, а вот как Red Bull со своей сумасшедшей скоростью могли не задумываться о таких вещах.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Марк, в этот уик-энд широко обсуждалась тема гибких передних антикрыльев. По мнению одной из конкурирующих команд, данная технология способна обеспечить преимущество в одну секунду на круге. Расскажите о переднем антикрыле вашей RB6, насколько хорошо оно интегрировано в общий аэродинамический обвес?
Марк Уэббер: Да, оно позволяет сбросить с результата на круге как минимум секунду, если не две, и действует, словно система изменения клиренса в передней части машины, или какой-нибудь другой элемент, вокруг которого уже было немало споров. Наши инженеры строят машину в полном соответствии с техническим регламентом, и она всякий раз успешно проходит необходимые тесты FIA.

Когда людям не нравится то, что они видят на секундомере, они зачастую пытаются оправдать это действиями соперников, а в условиях прессинга ситуация обостряется вдвойне. Если под конкурирующей командой вы подразумеваете McLaren, то они и без того… Да, я рад, что мы снова перехватили лидерство, однако McLaren уступает нам совсем немного. Каждая команда придумывает нечто оригинальное – в Уокинге разработали потрясающий воздуховод, и нам пришлось потратить немало времени и сил, чтобы скопировать это решение, причем не обошлось без определенных проблем с ресурсами. Впрочем, такова Формула 1.

Мы довольны своей машиной и в случае проверки со стороны FIA можем чувствовать себя совершенно спокойно. Не стоит запрещать поистине гениальные идеи и наказывать тех, кто работает по-настоящему здорово. Я говорю не только о гибком антикрыле, но обо всей машине – ее концепция постоянно меняется. К примеру, «выдувной» диффузор позволил сбросить сразу четыре десятых с круга, а у инженеров в запасе есть еще немало идей…

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Марк, когда вы решили задержаться на трассе на мягкой резине, у вас были хоть какие-то данные об износе шин? Напомню, сегодняшний день был самым жарким за весь уик-энд…
Марк Уэббер: Нет, у нас не было такой информации – в пятницу невозможно проехать сорок два круга подряд. Мы предполагали, что резина выдержит дистанцию, но, как в случае с Гран При Канады, могли быть неприятные сюрпризы. Команда не сомневалась в правильности выбранной тактики, но если бы в решающий момент шины начали терять эффективность, мне бы не удалось оторваться от Фернандо, и все наши усилия пропали бы впустую. Я старался поддерживать хороший ритм, внимательно следил за состоянием резины, однако ближе к пит-стопу левая передняя шина была серьёзно изношена. Приходилось балансировать буквально на грани, но мы блестяще справились с такой задачей.

Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Фернандо, сегодняшняя оборона позиции от атак Себастьяна Феттеля случайно не напомнила вам Гран При Сан-Марино 2005 года, когда вы точно так же сопротивлялись прессингу со стороны Михаэля Шумахера? И еще один вопрос насчет правил: вы считаете допустимым пересечение поребрика при въезде на пит-лейн?
Фернандо Алонсо: Что касается обороны позиции, здесь мне было немного легче, поскольку на Хунгароринге в принципе сложно обгонять. В этом венгерская трасса сильно напоминает Монако: можно ехать в каком угодно темпе и все равно сохранить позицию – мест для атаки здесь нет, если не считать первый поворот. Если вы медленно проехали круг, но достаточно быстро вышли из финального поворота, этого вполне достаточно, чтобы не подпустить соперника. Сегодня мы наблюдали довольно скучную гонку, однако набранные очки очень важны для борьбы в чемпионате…

Что касается въезда на пит-лейн, то поребрики – точно такая же часть трассы. Не знаю, можно ли на них отыграть или потерять время, но правила не запрещают их пересекать.

Вопрос: (Альваро Фаес – La Nueva Espana) Фернандо, каким будет ваш прогноз на предстоящие гонки? Вы намерены приблизиться к лидерам?
Фернандо Алонсо: Я не знаю, каково мое отставание, лидирует ли Марк… Сколько? Двадцать очков? Что ж, перед Гран При Германии мы проигрывали сорок семь, за пару гонок смогли сократить отставание более, чем в два раза, однако ликвидировать оставшуюся разницу будет очень непросто. Мы знаем, насколько быстры Red Bull Racing, понимаем, насколько конкурентоспособны McLaren – сегодня им не повезло, но после перерыва они снова вступят в борьбу.

На некоторых автодрома, вроде Хоккенхайма, мы получим определенное преимущество, а где-то у нас не окажется шансов на победу, и нужно будет просто набирать очки. Судьба титула еще не решена, мы сохраняем спокойствие и знаем, что для успеха необходимо прибавить. Без прогресса команда не сможет выиграть чемпионат, но с ним у нее появляются шансы. Впереди несколько очень важных гонок, и сейчас крайне важно иметь отставание, не превышающее сумму очков за победу в Гран При – чего мы, собственно, и добились.

Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Фернандо, что вы чувствуете, когда позади на протяжении длительного периода времени едет более быстрая машина?
Фернандо Алонсо: Теперь я понимаю, что чувствуют дебютанты, когда мы догоняем их на круг. Я выкладывался по максимуму, но парни из Red Bull Racing все равно ехали намного быстрее, и хорошо, что сегодня мы гонялись на трассе, где невозможно провести атаку. Если бы события развивались в Хоккенхайме или Спа, я смог бы сопротивляться не более двух-трех кругов.

Марк Уэббер: Хочу добавить вот что. В своем вопросе Дэн (Натсон, National Speed Sport News – прим.пер.) затронул недавнюю ситуацию с передними антикрыльями. На самом деле, причина хорошей скорости RB6 в Венгрии заключается… На протяжении нескольких лет мы добивались равенства моторов. Мы знаем, что двигателю Renault заметно не хватает мощности, но когда приезжаем на автодромы, где нет длинных прямых, наша машина ведет себя весьма неплохо, поскольку мы соответствующим образом оптимизировали ее характеристики. Все, что нам нужно – это равные параметры моторов. Многие команды иногда хотят все и сразу, но мы всего лишь пытаемся добиться схожих показателей мощности – думаю, это будет вполне честно, к тому же, болельщики смогут с легкостью оценить преимущества той или иной машины.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё