Гран При Германии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Фернандо Алонсо (Ferrari) - 1ч. 27 мин. 38.864 сек.
2. Фелипе Масса (Ferrari) - 1 ч. 27 мин. 43.060 сек.
3. Себастьян Феттель (Red Bull) - 1 ч. 27 мин. 43.985 сек.


Вопрос: Фернандо, как сказала вам команда ближе к концу гонки, вы были очень быстры в этот уикенд. Однако большую часть дистанции вы проехали не в лучшем настроении и даже однажды сказали по радио: «это смешно», – но в итоге все сложилось удачно.
Фернандо Алонсо: Да, это был хороший уикенд. Мы как следует поработали над модернизацией машины и уже в пятницу были очень конкурентоспособны. Ferrari F10 вела себя очень хорошо, мы подобрали правильные настройки. Некоторые трассы подходят нам лучше, некоторые хуже. В гонке мы были очень конкурентоспособны. В некоторые моменты борьба за первое место была очень острой, и ситуация даже становилась опасной, но под конец интервал между машинами немного вырос, и мы закончили гонку без рискованных маневров.

Вопрос: Ваш обгон Фелипе явно не был рискованным маневром. Со стороны это выглядело совсем просто.
Фернандо Алонсо: Ну, я не знаю, что там случилось, Фелипе медленнее вышел из шестого поворота, и я попробовал его обойти. Надо использовать любую возможность для обгона, особенно на этой трассе, здесь довольно сложно обгонять, и для этого есть только одна возможность – в шестом повороте. Я никак не мог подобраться достаточно близко для попытки обгона, и к тому моменту как раз обошел кого-то из круговых, и до финиша оставалось еще 15 или 20 кругов. Каждый раз при обгоне круговых я немного рисковал, потому что трасса очень узкая, особенно последний сектор, так что гонка получилась сложной, но очень интересной.

Вопрос: Мы слышали, как в этом сезоне в Австралии вы говорили команде по радио: «я быстрее Фелипе, дайте мне его пройти». Говорили ли вы сегодня в гонке что-нибудь подобное?
Фернандо Алонсо: Ну, в зависимости от состояния шин, вы иногда едете быстрее, иногда медленнее. Иногда они гранулируются, иногда бывают другие проблемы. Думаю, что в некоторые моменты гонки я был быстрее. В другие моменты Фелипе был очень быстр, отрывался от Себастьяна и от меня, поэтому тут трудно судить. В любом случае, это очень хороший результат для команды. Мы были в тройке лучших в квалификации, стали лучшими в гонке, и это замечательно. Машина прогрессирует, и этот результат не зависел от погодных условий или чего-то в этом роде. Мы просто были быстры. Надеюсь, через неделю в Венгрии мы тоже выступим достойно и заработаем для команды очки.

Вопрос: Фелипе, сегодня ровно год со времени вашей аварии в Венгрии. Неплохо было бы отметить эту годовщину победой. Не считаете ли вы, что заслуживали ее?
Фелипе Масса: Вероятно, я заслуживал победы. Я отлично стартовал, машина была очень быстра на мягкой резине. На жестких шинах возникли некоторые проблемы, но в этой гонке всё складывалось неплохо.

Вопрос: Роб Смедли, ваш гоночный инженер, сообщил вам, что Фернандо быстрее. Через пару кругов произошел этот обгон в шестом повороте, в шпильке. Расскажете нам, что там случилось?
Фелипе Масса: Я не думаю, что должен это комментировать.

Вопрос: Фернандо вас обогнал. Вы ошиблись? Была ошибка при торможении?
Фелипе Масса: Он меня обогнал.

Вопрос: Роб Смедли сказал: «Хороший парень, извини».
Фелипе Масса: Да.

Вопрос: Вам не кажется, что вам не позволили выиграть?
Фелипе Масса: Нет, единственное, что я хочу сказать – мы оба работаем на команду и сегодня добились максимального результата.

Вопрос: Радует ли вас, что Ferrari вернулась в группу лидеров и борется на равных с Red Bull?
Фелипе Масса: Я считаю, что за последний месяц команда проделала хорошую работу. Мы очень старались. Эта трасса нам очень подходит, но, тем не менее, мы напряженно трудились, модернизируя машину, она становилась все быстрее и быстрее. По-моему, очень важно видеть результат своего труда, видеть, что машина становится все более и более конкурентоспособной, и в итоге ничего не может быть лучше победного дубля. Сегодня мы финишировали первым и вторым, а значит, добились максимума.

Вопрос: Себастьян, еще один поул, который, вы, к сожалению, не смогли превратить в победу. Проблемы на старте?
Себастьян Феттель: Да, обычно нам удается хорошо стартовать. Вчера я говорил, что у Ferrari это тоже неплохо получается, но до сегодняшнего дня мы все же выглядели лучше.

Резина весьма неплохо держала трассу, я отпустил сцепление, и машина дёрнулась. Из-за этого разгон на первых пяти или десяти метрах был весьма неважным. Хорошо еще, что мотор не заглох – но момент был упущен. Я знал, что Фернандо очень близко, но мне хотелось удержаться впереди – потому я сместился вправо и очень удивился, когда слева промчался Фелипе.

Это была хорошая гонка, мы знали, что борьба будет очень плотной. Чем ближе ты подбираешься к сопернику, тем больше чувствуешь, как падает сцепление с трассой, а шины начинают гранулироваться. Большую часть Гран При Ferrari были на одну-две десятых быстрее нас, и поддерживать этот темп было непросто. Но гонка уже позади, я финишировал третьим и горжусь этим. Это максимум, чего мы могли сегодня добиться. Поздравляю Ferrari, но и сам я очень рад подняться на подиум в домашней гонки. Быть здесь и видеть всеобщую радость – это очень приятный и эмоциональный момент.

Вопрос: Фернандо, вам была нужна победа перед летним перерывом, чтобы сохранить шансы на титул. Вы считаете, что справились с этой задачей? Вы снова в числе претендентов?
Фернандо Алонсо: Я считаю, что даже не столь важна победа, сколько то, что вернулась уверенность в машине, ощущение того, что при ее доработке мы движемся в правильном направлении. Последние технические новинки работают очень хорошо, поэтому, кроме победы, самая важная новость в том, что мы снова конкурентоспособны.

Были некоторые Гран При, в которых мы были недостаточно быстры, чтобы бороться за поулы, победы или подиумы, и нам приходилось выбирать более консервативную тактику. Теперь мы можем поднажать, выступать более агрессивно и бороться за очки.

Следующая гонка – через неделю. Сегодня мы не сделали ничего неправильного. Думаю, вряд ли теперь наши результаты упадут слишком низко, и ситуация изменится в худшую сторону, и мы должны сохранять спокойствие после сегодняшнего победного дубля. Мы довольны, и это только первый шаг.

Вопрос: Фернандо, ваши впечатления от дубля Ferrari? Думаю, после несколько неудачных гонок вы, наконец, добились своего…
Фернандо Алонсо: Да, команда это заслужила. По разным причинам и из-за невезения, имея конкурентоспособную машину, мы с Фелипе неважно выступили в Валенсии и в Сильверстоуне. В Хоккенхайм привезли ряд новинок, и они отлично сработали.

Мы были быстры, начиная с утра пятницы. Машина ехала отлично, и мы просто сконцентрировались и проехали гонку без проблем и ошибок. Победа в гонке всегда доставляет вам радость, но, победив за рулем Ferrari, вы испытываете совершенно особенные чувства. Это наш второй дубль в сезоне, и очень достойный результат. Мы должны продолжать в том же духе.

Думаю, надо немного успокоиться – ведь это лишь первый хороший результат после нескольких неудачных гонок. Чемпионат длинный, и надо оставаться сосредоточенным в течение 10 месяцев. Сегодняшний день очень важен для мотивации наших парней, особенно тех, кто трудятся над машиной день и ночь, постоянно модернизируя ее, и этот о результат достигнут благодаря их работе. Это так же хорошая мотивация для всех в Маранелло, но, как я уже сказал, расслабляться некогда – уже через четыре дня мы будем в Венгрии.

Вопрос: Эта победа очень важна, но как вы считаете, подходит ли ваша машина для Хунгароринга?
Фернандо Алонсо: Думаю, да. Не вижу причин для пессимизма. Машина была хороша в Валенсии и в Сильверстоуне, теперь стала еще лучше, и я не думаю, что за восемь дней картина сильно изменится. Red Bull и McLaren очень сильны, но мы поборемся. В этом году в каких-то гонках мы соперничали с Renault и Mercedes и были далеки от Red Bull и McLaren. Теперь мы достаточно сильны, и я надеюсь на хороший уикенд в Венгрии.

Вопрос: Расскажите, как прошел старт, вы ведь опасались грязной стороны стартового поля. Себастьян очень сопротивлялся.

Фернандо Алонсо: Старт был очень удачным. Уже на формирующем круге у нас было хорошее сцепление с трассой, и во время старта все пошло как надо. Я чувствовал, что стартовал лучше Себастьяна, он немного потерял на первых метрах. Затем я оказался совсем рядом со стеной и, к сожалению, в этой борьбе потерял позицию – нас обоих обошел Фелипе, отлично стартовавший с третьего места. Мы подошли к первому повороту очень близко друг к другу, но этого было достаточно, чтобы обогнать Себастьяна, так что это был суперстарт.

Вопрос: Фелипе, а как прошел ваш старт? Наверное, было интересно наблюдать, что происходит справа от вас?
Фелипе Масса: Начнем с того, что мне удался очень хороший старт. Думаю, я хорошо подготовил к нему шины. Себастьян стартовал хуже, чем я ожидал, возможно, он допустил пробуксовку… Затем он оказался справа от меня, поэтому я взял левее, мы все боролись друг с другом, но я использовал свой шанс и обошел их обоих.

Вопрос: И какова затем была ваша скорость? Машина вела себя неплохо?
Фелипе Масса: Да, на SuperSoft она была очень хороша. Мне удалось круг за кругом нарастить неплохое преимущество. Мягкие шины выдержали гораздо дольше, чем я ожидал, особенно задние. Затем пришло время переобуться в жесткие, и с ними у меня возникли сложности, впрочем, это не новость. В любом случае, машина вела себя замечательно, хоть я и потерял немного на жесткой резине.

Вопрос: И потом Фернандо обошел вас. Это было ваше решение – пропустить его?

Фелипе Масса: Да, определенно.

Вопрос: Да, определенно?
Фелипе Масса: (не ответил)

Вопрос: Себастьян, каковы ваши ощущения от скорости Ferrari?
Себастьян Феттель: Не самые лучшие. Я потерял две позиции на старте. Старт формирующего круга был нормальным, но во время собственно старта гонки, когда я отпустил сцепление, обороты двигателя сильно упали. На первых 5-10 метрах разгон был плохим, момент был потерян, уже трудно было наверстать упущенное.

Я знал, что с Фернандо будет непросто. Думаю, он тоже стартовал не лучшим образом. Он начинал гонку с грязной стороны трассы, поэтому я попытался защитить свою позицию. Но когда наши машины поравнялись, я понял, что сопротивляться дальше смысла нет. Все мое внимание было приковано к Фернандо, и в этот момент Фелипе обошел меня по внешней стороне.

Мы втроем довольно плотно входили в первый поворот, после чего я потерял две позиции. Затем в течение гонки наша скорость была нормальной, и я чувствовал себя вполне комфортно. Но сегодня мы были на одну-две десятых медленнее Ferrari. До первого пит-стопа они уходили вперед, пока отрыв не установился примерно на уровне 3-5 секунд. Затем начались обгоны круговых, а в этой ситуации всегда трудно найти ритм. Иногда ты теряешь на них больше, чем соперник, иногда меньше.

Но мы уже не могли подобраться к Ferrari достаточно близко. В самом конце мы снова были быстрее, но уже не было смысла гнать изо всех сил. Я догонял Фелипе, но он не допускал ошибок. Так что я вполне доволен, что поднялся на подиум. Хорошо оказаться на подиуме в домашнем Гран При, хоть и не на верхней ступеньке. Замечательно видеть всех этих людей. Это придает энергии и заряжает на следующую неделю. У нас сегодня была хорошая машина, но третье место – это тот максимум, которого мы могли добиться. Конечно, хотелось бы набрать больше очков, но и 15 – это тоже немало, и я все еще остаюсь претендентом на чемпионский титул. Впереди еще много гонок, и сегодня я доволен.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ян Паркс – The Press Association) Фернандо и Фелипе, в эфире прозвучали кодированные сообщения, и мы стали свидетелями очевидного проявления командной тактики. Фернандо, вас не смущает, что победа была завоевана таким способом? И не злится ли Фелипе, поскольку ему пришлось отдать заслуженную победу?
Фелипе Масса: Конечно, всегда хочется выиграть. Это то, ради чего мы здесь. У нас, конечно, нет командной тактики, ты просто едешь, как можешь, и если ты не в состоянии ехать так, как тебе хотелось бы, то надо подумать об интересах команды. Думаю, это самое важное.

Фернандо Алонсо: Да, я тоже так считаю. Самое главное – это результат, которого добилась команда, поэтому я счастлив.

Вопрос: (Фредрик Аф Петерсенс) Фелипе, вы сказали, что уступали Фернандо, когда ехали на жестких шинах. Как же тогда объяснить, что после этого обгона вы проходили круги примерно в его темпе, а иногда даже быстрее?
Фелипе Масса: Я старался как мог, но возможно, он сбросил темп, я не знаю. Он контролировал ход гонки.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Фелипе, считаете ли вы себя теперь вторым номером в Ferrari?
Фелипе Масса: Ну, я не могу сказать, что веду борьбу за победу в чемпионате. Я потерял много очков, важных очков, но единственное, что могу сказать – я знаю, на что я способен. Я могу побеждать, и сегодня вы убедились, что я конкурентоспособен. То, что произошло сегодня, случалось и раньше в этом сезоне: сменив шины на жесткие, я столкнулся с проблемами. На мягких шинах я был быстр, а на жестких начали терять темп, в этом нет ничего нового.

Я понимаю, в чем причина: в этом сезоне мы используем особенно жесткие составы. Теперь шинной тактики нет, и, если честно, не думаю, что это хорошо. В этом году у меня проблемы со сцеплением жестких шин с трассой, и во всех гонках, где мы используем эту резину, я теряю. Сегодня ситуация повторилась.

Вопрос: (Ливио Ориккио – O Estado de Sao Paulo) Алонсо, если бы гонка проходила по нормальному сценарию, вы бы смогли обогнать Массу? И что думает Фелипе: в нормальной гонке Алонсо смог бы вас обойти?
Фелипе Масса: Ну, я считаю, что сдерживал его какое-то время, но гонка длинная, и никогда нельзя знать наперед, что произойдет в ходе следующих 20 кругов. Пожалуй, да.

Фернандо Алонсо: Да, был один момент, не помню, на каком круге, когда мы ехали бок о бок в шестом повороте и при этом еще боролись с круговыми. Вообще шестой поворот в Хоккенхайме – лучшее место для обгона, и, тем не менее, сегодня обгонов было меньше, чем в прошлые годы. Может, это связано с новыми машинами, но обгонов было немного.

Вопрос: (Ян Гордон – News of the World) Фернандо, после Валенсии вы сказали, что ходом той гонки манипулировали в пользу Льюиса. Сейчас эти слова звучат не вполне искренне. Не встанет ли ваша сегодняшняя победа в один ряд с Сингапуром 2008 года?
Фернандо Алонсо: Думаю, сегодня Ferrari показала очень сильный результат, мы заняли два первых места и были сильны весь уикенд. И если ваш вопрос – это все, что вы вынесли из этого Гран При, это значит, что вы, вероятно, не видели ни тренировок, ни квалификации, ни гонки, и, возможно, еще не осознали, что Ferrari вновь борется за победы.

Вопрос: (Ян Гордон – News of the World) В Формуле 1 командная тактика запрещена. Она была запрещена в 2002 году, после тех скандальных приказов.
Фернандо Алонсо: Конечно.

Вопрос: (Ян Гордон – News of the World) Эдди Джордан сказал, что вас обоих надо дисквалифицировать.
Фернандо Алонсо: Я повторяю, если это все, что вы вынесли из нынешнего уикенда, значит, вы не видели, насколько мы были сильны все эти дни.

Вопрос: (Юха Пяатало – Financial Times Germany) Фернандо, думаю, все видели, что произошло на 48-м круге, и нам не нужны сказки о шинах. Я вот о чем хочу спросить. В Монце в 2006 году вы сказали, что для вас Формула 1 больше не является спортом. Можно ли назвать спортом то, что мы видели сегодня?
Фернандо Алонсо: Думаю, мы занимались своим делом, и пытались делать это настолько хорошо, насколько это возможно. Мы – профессиональные гонщики, мы работаем на одну команду и всегда пытаемся добиться максимального результата. Мы делаем это каждый день, не только на трассе, но и на базе в Маранелло при подготовке к Гран При. Мы добились серьёзного прогресса в последних гонках, а сегодня воплотили его в результат. Команда довольна, а пресса может писать всё, что угодно.

Вопрос: (Карлос Мигель – Diario AS) Фернандо, у вас не возникает ощущения, что кое-кто обеспокоен вашим возвращением в группу лидеров?
Фернандо Алонсо: Может быть и так.

Вопрос: (Байрон Янг – The Daily Mirror) Фернандо, что вы ответите людям, которые назовут эту победу грязной, а если вы станете чемпионом, скажут, что вы стали им нечестно?
Фернандо Алонсо: У нас 19 гонок… Посмотрите на общую картину. Иногда мы набирали много очков, иногда теряли. Как я уже говорил, сегодня был хороший день, и мы должны сосредоточиться и работать, продолжать модернизировать машину, не очень сильно радоваться успехам и не сильно расстраиваться из-за поражений. В ноябре мы должны постараться побороться за победу в чемпионате, не забывая, что до сих пор доминировали Red Bull, хоть сегодня они заработали меньше очков, чем рассчитывали. Нельзя забывать и о лидирующей в обоих зачетах McLaren, так что нас ждет еще долгий путь.

Вопрос: (Байрон Янг – The Daily Mirror) Однако, реальность такова, что вы не можете обогнать напарника на трассе, и вынуждены просить о помощи команду.
Фернандо Алонсо: Это ваше мнение.

Вопрос: (Байрон Янг – The Daily Mirror) Я же вас спрашиваю, у вас другое мнение?
Фернандо Алонсо: Другое.

Вопрос: (Байрон Янг – The Daily Mirror) Он ведь подарил вам победу, разве не так?
Фернандо Алонсо: Нет.

Вопрос: (Ян Паркс – The Press Association) Фернандо, по вашим словам, вы счастливы, что победили, – но, если честно, я еще не видел менее счастливого человека, стоявшего на вершине подиума и сидящего в центре на пресс-конференции. Признайтесь хоть раз честно, что эту победу вам преподнесли на блюдечке?
Себастьян Феттель: Может, я пойду уже?

Вопрос: (Ян Паркс – The Press Association) Кстати, Себастьян, поделитесь и вы с нами своими мыслями по этому поводу.
Фернандо Алонсо: Надеюсь, следующий вопрос будет Себастьяну. Погоди, останься. Как я уже говорил, мы были очень быстры в пятницу, я показал в пятницу первый результат. В квалификации я был вторым, отстав всего на 12 сантиметров, как тут вчера считали. Сегодня, кажется, я показал лучший круг в гонке, поэтому я не считаю, что был медленным в этот уикенд.

Вопрос: (Миран Алисич – Korpmedia) У меня вопрос к Себастьяну. У вас с Марком были не совсем такие, и в все-таки в чем-то схожие ситуации. Вы гордитесь, что ваша команда избежала того, что сегодня произошло в Ferrari?
Себастьян Феттель: У вас нет другого вопроса? Да, может, лучше бы они столкнулись. Я не знаю, я не видел, что там случилось, я был слишком далеко. Когда они входили в шпильку, я обычно в это время только выходил из пятого поворота, поэтому просто не в курсе, о чем вы тут все говорите. Могу догадываться, но не знаю. Конечно же, столкновение не было бы лучшим выходом, ведь в таком случае у вас все равно бы возникла масса вопросов…

Я был сосредоточен на собственной гонке, пытался не отстать, пытался догонять, оказывать давление. У меня это не получилось, поэтому я недоволен. Неважно, с кем ты борешься, в Формуле 1 всегда трудно обгонять, и иногда приходится рисковать.

Если тебе не приходится бороться с напарником, ты борешься за интересы команды, но при этом каждый преследует свои интересы. У нас была в этом сезоне пара ситуаций, и забавно, что на этот раз не мы оказались в центре внимания, но в жизни все меняется так быстро…

Неразумно говорить то, о чем ты потом пожалеешь уже через неделю. Я доволен тем положением, которое сейчас занимает наша команда. Опять же, могу сказать, что разговоров в прессе было больше, чем внутри Red Bull Racing . Смею вас заверить, что мы с Марком всегда стараемся добиться максимума, но интересы команды всегда доминируют, – думаю, мы много раз убеждались в этом в текущем сезоне. Команда – главный приоритет, и, прежде всего, мы выступаем за команду. Свой чек мы получаем не у вас, ребята, а в команде. Думаю, мы должны это уважать.

Вопрос: (Ральф Бах – R & B) Фелипе, вы сказали, что это было ваше решение пропустить Фернандо вперед, и мой первый вопрос: почему вы, являясь гонщиком Формулы 1, приняли такое решение? А второй вопрос – знаете ли вы, за что Роб Смедли извинился перед вами?

Фелипе Масса:
Нет. А что касается первого вопроса, я уже сказал, что у меня были проблемы с жесткими шинами, и я должен был думать об интересах команды.

Вопрос: (Ливио Ориккио – O Estado de Sao Paulo) Фелипе, когда Рубенс поступал так, как вы поступили сегодня, он порядком испортил свой имидж в Бразилии. До сих пор вы пользовались поддержкой на родине. Вас не беспокоит, что после того, что произошло сегодня, ваш имидж на родине сильно пострадает?
Фелипе Масса: Конечно, нет. Я – профессионал, и вся моя карьера служит тому подтверждением. Вы тоже профессионал, вы работаете на свою компанию. Уверен, вы делаете то, что должны делать, и сегодня я тоже показал, насколько я профессионален. Вот и все.

Вопрос: (Тони Доджинз – Tony Dodgins Associates) Фернандо, сегодня вас уже много критиковали, но вы говорите, что в этот уикенд были стабильно быстрее напарника. Но мы часто видим, что гонщик, стартующий с 3-й позиции, выигрывает у того, кто стартует вторым. Есть ли смысл поменять местами стартовые позиции?
Фернандо Алонсо: Думаю, на некоторых трассах старт с чистой стороны дает преимущество. На других не дает. Например, на следующей неделе в Венгрии будет важно стартовать с чистой стороны. Есть и другие подобные трассы. С этим ничего не поделаешь. Вероятность – 50%: либо ты окажешься на чистой стороне, либо на грязной стороне. Исключение – поул, когда ты наверняка получаешь чистую сторону. Поэтому чтобы наверняка получить старт с чистой стороны трассы, остается только бороться за поул. В противном случае я не знаю, что делать. Возможно, надо увеличить дистанцию между машинами на старте с 8 до 12 метров, например.

Вопрос: (Тони Доджинз – Tony Dodgins Associates) А если бы сегодня у вас была возможность поменяться с третьим местом, но при этом занять чистую сторону, вы бы согласились?
Фернандо Алонсо: А, может, я бы оттуда плохо стартовал, кто знает. Мне кажется, что сегодня у меня был хороший старт, я обогнал Себастьяна, что и было нашей основной задачей.

Вопрос: (Анне Джинтини – L’Equipe) Вопрос обоим, Фернандо и Фелипе, мы всегда говорим о необходимости повышать уровень зрелищности в Формуле 1. Не считаете ли вы, что любители шоу были сегодня разочарованы?
Фернандо Алонсо: Мы всегда стараемся показать хорошее шоу, но как уже сказали Фелипе и Себастьян, мы работаем на команду. В этом году уже были столкновения между напарниками, а мы сегодня заработали 42 очка для команды – именно для этого мы здесь.

Вопрос: (Тед Кравитц – BBC Sport) Фернандо, после пит-стопа, когда вы все еще оставались позади Фелипе, мы слышали ваши переговоры по радио. Слышно было не очень хорошо, но вроде бы вы советовали ребятам в команде «подумать о победе». Вы говорили это?
Фернандо Алонсо: Нет.

Читайте ещё