Гран При Бразилии: Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Марк Уэббер, Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо.

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1ч. 33 мин. 11.803 сек.
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1ч. 33 мин. 16.046 сек.
3. Фернандо Алонсо (Ferrari) - 1ч. 33 мин. 18.610 сек.

Вопрос: Себастьян, сегодня ваша команда выиграла Кубок Конструкторов, а у вас есть шансы на чемпионский титул…
Себастьян Феттель: Невероятный день! Надо начать с того, что гонка была непростой. Мы стартовали с грязной стороны трассы, но все прошло удачно. Хюлкенберг допустил слишком большую пробуксовку, чем я и воспользовался. Нико оставил не слишком много места, но вполне достаточно. Это был ключевой момент, после чего я начал отрываться от соперников.

Машина вела себя отлично, мне удавалось контролировать ход гонки. После того, как на трассе побывал автомобиль безопасности, мы приняли правильное решение и не пытались увеличить отрыв, поскольку берегли шины. Потом я спокойно добрался до финиша, и сейчас мне трудно подобрать слова, чтобы выразить благодарность команде: она отлично потрудилась, хотя сезон складывался трудно, особенно если вспомнить корейскую гонку.

Но сегодня, по-моему, мы ответили достойно. Сейчас уже неважно, что произошло в Корее, поскольку все сохраняли концентрацию, слаженно действовали, завоевали победный дубль и выиграли Кубок Конструкторов за один этап до конца сезона – это здорово!

Разумеется, мы продолжаем бороться за титул, и нам хотелось бы опередить Фернандо Алонсо, но, в любом случае, я горжусь нашей командой – она добилась невероятных результатов. Кубок Конструкторов был её целью задолго до моего дебюта в Формуле 1, и мне приятно быть частью этого успеха.

Вопрос: Марк, вы активно прессинговали Себастьяна, но, похоже, судьба гонки была решена ещё на старте…
Марк Уэббер: Абсолютно верно. Как известно, судьба победы зачастую решается либо еще в субботу, либо на первом круге гонки. Можно сколько угодно преследовать соперника, но… раньше мы могли поэкспериментировать со стратегией и уровнем топлива, желая чуть дольше остаться на трассе, но сейчас это не работает. Себастьян выступил потрясающе и заслуженно добился успеха, а мне по ходу гонки пришлось справляться с проблемами. По каким-то причинам на моей машине сильно перегревался мотор, из-за чего пришлось даже сбросить обороты и разве что следить за преимуществом над Фернандо. Машина безопасности собрал пелотон, но в целом гонка прошла по привычному сценарию.

Я очень рад за наших сотрудников – многих из них я знаю не первый год, и для них победа в Кубке Конструкторов – поистине феноменальное достижение. Для всех, кто создал эту команду в расчете побороться с Ferrari и McLaren, сегодняшний день войдет в историю, ведь мы победили абсолютно честно. Люди могут говорить что угодно, но мы все-таки взяли Кубок Конструкторов и можем порадоваться такому триумфу!

Вопрос: Фернандо, в начале гонки вы опередили Нико Хюлкенберга и Льюиса Хэмилтона, но отпустили гонщиков Red Bull Racing…
Фернандо Алонсо: Думаю, мы проиграли сегодняшнюю гонку на первых кругах, когда теряли время в борьбе с Хэмилтоном и Хюлкенбергом. Эти 10-12 секунд так и не удалось компенсировать. Может быть, некоторые круги мы проходили на десятую быстрее, но когда ты отстаёшь на 12 секунд, всё кончено. Появление машины безопасности дало нам шанс, но мы оказались в неудачной ситуации, потому что между мной и Марком было много круговых. Пока я их обгонял, он уже оторвался на шесть-семь секунд.

В целом гонка сложилась неплохо: я финишировал на подиуме, обогнал Хэмилтона и Хюлкенберга. Мы знали, что будет непросто, но очень довольны тем количеством очков, которое смогли заработать. Мои поздравления Red Bull Racing: после семи лет выступлений в Формуле 1 завоевать Кубок Конструкторов – отличное достижение. Но остался ещё личный зачет, и после сегодняшней победы Себастьяна борьба в нем снова обострилась. Посмотрим, что у нас получится в Абу Даби, где мы, наконец, узнаем окончательные результаты этого захватывающего сезона.

Вопрос: Себастьян, в Абу Даби вам нужно отыграть у Фернандо 16 очков. Это реально?
Себастьян Феттель: Если бы я отставал на 26 очков – это было бы невозможно, но отыграть 16 очков – реально. Не хочу желать Фернандо неприятностей, однако не стал бы возражать, если бы в какой-то момент гонки мы увидели дым от машины Ferrari! Впрочем, шутки в сторону: каждый из нас выступает на пределе возможностей, и я должен, прежде всего, сосредоточиться на себе, выжать из RB6 максимум и повторить сегодняшнее достижение, а уж потом наблюдать, финишировал Фернандо, или нет. Через неделю всё станет ясно.

Вопрос: Марк, команда желает, чтобы вы с Себастьяном открыто соперничали друг с другом – в результате вы уступаете Фернандо восемь очков вместо одного. Что скажете?
Марк Уэббер: Такова жизнь – сегодня они предпочли именно такой вариант, и в Абу Даби мне предстоит отыграть у Фернандо чуть больше очков. С отставанием в одно очко было бы намного комфортнее, но сегодня такой вариант оказался невозможен – впрочем, даже в нынешней ситуации у меня неплохие шансы. Приятно снова вернуться в борьбу после неудачной гонки в Корее – я доволен своим выступлением в этот уик-энд и готов уже через пять дней продолжить наше сражение.

Вопрос: Фернандо, полагаю, вы чувствуете себя вполне комфортно?
Фернандо Алонсо: Мне нужно второе место, если выиграет Марк, и достаточно финишировать пятым в случае победы Себастьяна, так что посмотрим, что нас ждет. Сегодня мы видели, как легко всё меняется: когда на трассу выезжает машина безопасности, что-то переворачивается с ног на голову, а другие вещи остаются неизменными. Если в неподходящий момент принять неверное решение – вы можете оказаться восьмым или девятым, и борьба за титул закончится. Нас ждет сложный уик-энд, но такова Формула 1, через неделю может случиться всякое. Посмотрим, кто лучше всех выполнит свою работу в ближайшие семь дней.

Вопрос: Себастьян, несколько слов в адрес Red Bull Racing по случаю победы в Кубке Конструкторов…
Себастьян Феттель: Мои поздравления! Как я уже говорил, год получился крайне напряженным, и временами наши шансы оценивались очень низко – приятно за одну гонку до конца сезона показать всем сомневавшимся, чего стоит Red Bull Racing.

Мы не так давно дебютировали в Формуле 1, но смогли навязать борьбу именитым соперникам вроде Ferrari и McLaren – приятно осознавать, что в этот раз мы построили более удачную машину и в целом сработали намного лучше. Да, остался ещё один финальный этап, но мы уже сейчас можем гордиться нашим гоночным коллективом – я не говорю о парнях из Милтон Кинса, они знают свое дело, но у нас, определенно, есть хороший повод поднять бокалы за тех, кто работает с нами на трассах!

Вопрос: Себастьян, похоже, сегодня вашей единственной проблемой была необходимость обгонять отстающих на круг…
Себастьян Феттель: Думаю, им тоже пришлось нелегко. Бразильская трасса очень короткая, круги проходятся за 1:20, и к середине дистанции кажется, что они сменяют друг друга с поразительной быстротой – в принципе, неплохо, учитывая тот факт, что их здесь семьдесят один. Правда, большое количество круговых – серьезный риск, и в такой ситуации нужно оставаться предельно сосредоточенным.

Ты не можешь позволить себе терять слишком много времени и должен постоянно следить за отрывом от преследователей. Кто-то из гонщиков сразу уступает траекторию, кто-то задерживается – притом никогда не знаешь, уходит ли соперник в сторону, или просто допускает ошибку. К счастью, сегодня все действовали очень корректно. Хорошо, что после ухода с трассы машины безопасности между мной и остальным пелотоном осталась пара круговых – я быстро создал небольшой отрыв и спокойно поехал к финишу…

Если говорить о старте, он прошел по плану. Я заметил, что Нико Хюлкенберг с трудом сорвался с места, и утопил педаль газа в пол. На моей части трассы уровень сцепления был не идеальным, но его оказалось вполне достаточно. Я стартовал чуть лучше Williams, но Нико попытался оттеснить меня на внутренний радиус – там практически не осталось места, и я лишь молился, чтобы на траектории не оказалось никаких обломков. Впрочем, это был единственный способ уже в первом повороте перехватить лидерство и начать создавать отрыв. Чуть позже Марк «прикрыл» меня от остального пелотона, и я старался лишь поддерживать преимущество в 2-2,5 секунды. Мы постепенно отрывались от Ferrari, гонка прошла практически по плану, и в итоге нас ждал потрясающий результат!

Победа в Кубке Конструкторов была одной из ключевых задач. Когда Red Bull Racing дебютировала в Формуле 1, я только получил гоночную лицензию и переехал в Англию. Хорошо помню свою первую поездку на базу команды в 2005 году. Кто-то из сотрудников организовал мне экскурсию, и я был поражен до глубины души! Впрочем, если сравнить тогдашний облик нашей базы с инфраструктурой, построенной сегодня, прогресс просто невероятный. Для меня быть частью этой команды и вместе с ней завоевать первый Кубок Конструкторов – нечто за гранью фантастики. Не могу подобрать нужные слова!

Огромное спасибо всем нашим сотрудникам здесь на трассе, в Милтон Кинсе и Австрии. Наша работа требует не только финансирования – здесь нужны время, терпение и истинная преданность своему делу. В этот раз мы собрали все необходимые компоненты и, несмотря на временные неудачи, смогли одержать эту важную победу.

Вопрос: Марк, как прошел старт, в какой момент обнаружился перегрев мотора?
Марк Уэббер: Старт прошел неплохо – я спокойно прошел первый поворот, во втором сместился на внутренний радиус и практически сразу пристроился в воздушный мешок от машины Нико Хюлкенберга. Я ждал торможения перед четвертым поворотом и рассуждал: «Так, так, Нико, ты наверняка очень поздно нажмешь на педаль, но сумеешь ли попасть на апекс?» К счастью, он промахнулся мимо нужной точки, что позволило мне выйти вперед.

Затем мы попытались выяснить, где находится Фернандо. В зеркалах я видел, что Льюису удался далеко не лучший первый круг, и Алонсо быстро провел атаку – пришлось следить за надписями на информационном табло в ожидании момента, когда испанец опередит Хюлкенберга. В дальнейшем… собственно, о гонке сказать практически нечего. Вы спросили о моторе – я не успел поговорить с механиками, но по ходу дистанции мне действительно пришлось сбросить обороты, чтобы добраться до финиша. Впрочем, ситуация была вполне комфортной, мы с Себом сработали действительно здорово.

Правда, сегодня все комплименты – команде, и никому более! Все, кто создавал Red Bull Racing – Эдриан Ньюи, Дэвид Култхард, Кристиан Хорнер и многие другие специалисты – проделали поистине колоссальную работу. Список наших сотрудников в Милтон Кинсе выглядит впечатляюще, но и здесь с нами работает немало потрясающих людей, с которыми я готов идти хоть на край света! Эдриан и его инженеры, Роб Маршалл и его механики – невозможно выиграть Кубок Конструкторов, если ваша машина недостаточно надежна, так что мы во всём сработали отменно. Да, у нас бывали неудачные моменты, но таков этот спорт. Сегодня команда добилась заслуженного успеха, огромное спасибо всем, кто к нему причастен!

Вопрос: Фернандо, ближе к финишу за счет серии быстрых кругов вы немного подтянулись к Марку…
Фернандо Алонсо: По-моему, я на протяжении всей гонки ехал достаточно быстро, правда, сразу после старта потерял немало времени за машиной Нико Хюлкенберга. К моменту обгона отставание от Red Bull Racing составляло практически 14 секунд, поэтому мы выбрали консервативный подход и решили поберечь мотор, контролируя преимущество над Хэмилтоном.

Когда машина безопасности покинула трассу, я прибавил, чтобы оценить свой реальный темп на фоне лидеров гонки, но между мной и Марком оказалось немало медленных машин, на обгон которых ушло пять или шесть кругов. Когда я получил более-менее свободную трассу, Уэббер уже уехал на семь секунд вперед, так что серии быстрейших кругов было явно недостаточно. Опять же, Марк контролировал температуру двигателя и наверняка выкладывался не на 100%...

Как бы то ни было, наша машина оказалась вполне конкурентоспособна, и я очень рад сегодняшнему результату. Я стартовал только пятым, и, учитывая неожиданный поул Хюлкенберга, должен был просчитать совершенно разные варианты стратегии. Кроме того, мы понимали, что обогнать Хэмилтона с его невероятно быстрой на прямых MP4-25 будет крайне сложно – к счастью, мне удалось выйти вперед уже на первых кругах гонки, существенно облегчив себе задачу.

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вопрос для Себастьяна и Марка. Судьба Кубка Конструкторов уже решена, а в личном зачете ситуация предельно ясная. Себастьян, если борьба будет продолжаться до финального круга Гран При Абу Даби, уступите ли вы позицию Марку, позволив ему выиграть титул? Марк, учитывая непростые отношения с Себастьяном по ходу сезона, будете ли вы ожидать от него такого поступка?
Себастьян Феттель: Не уверен, запомнил ли я все ваши вопросы… Все очень просто: уже послезавтра мы привезем машины в Абу Даби и будем готовить их к гонке. В прошлом году на этой трассе наша команда была весьма конкурентоспособна – уверен, так будет и в этот раз.

Посмотрим, на каких позициях мы квалифицируемся, но до сей поры… Впрочем, сперва нужно выжать из RB6 максимум, а там видно будет. Когда пилотируешь на пределе, случиться может всякое, и лучшее доказательство тому – Гран При Кореи двухнедельной давности: за десять кругов до финиша ситуация складывалась просто замечательно, победа была практически в кармане, как вдруг на моей машине отказал двигатель.

Не всё зависит от нас, поэтому нужно приехать в Абу Даби, квалифицироваться как можно выше, уверенно провести гонку и уже потом оценивать положение дел. Единственное, что я могу – выложиться по максимуму и попытаться повторить сегодняшний результат, остальное в руках соперников. Разумеется, придется действовать по ситуации, но мы с Марком знаем, что нужно делать. В этом году у нас бывали неприятные моменты, но они больше не повторятся.

Марк Уэббер: Подводя итог сказанному, скажу лишь, что многое будет зависеть от ситуации на трассе перед финальным кругом.

Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Марк, вы сами обнаружили проблемы с мотором, или о них сообщила команда?
Марк Уэббер: Мне сообщили. Если все нормально, команда, как правило, не выходит на связь, но здесь им пришлось вмешаться. Честно говоря, немного неприятно, когда тебя просят пристально следить за каким-то показателем. Пара кругов за машиной безопасности позволила снизить температуру двигателя, но после рестарта она снова поползла вверх. Не знаю, в чём заключалась проблема, но мы балансировали буквально на грани, и мне повезло, что я в принципе добрался до финиша.

Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Марк, если бы вы сегодня выиграли гонку, вы могли бы отправиться в Абу Даби с мыслью, что очередной победы будет достаточно для титула. Опыт показывает, что в борьбе за звание чемпиона мира командная тактика все-таки допускается – возможно, команде все-таки стоило приказать Себастьяну пропустить вас?
Марк Уэббер: Да, это могло мне помочь, но наша команда придерживается другой философии. Себастьян отлично провёл гонку и заслужил эту победу. Команда использует спортивный подход, так будет и дальше.

Фернандо получил несколько очков в Хоккенхайме с помощью командной тактики – такой подход тоже существует, и у всех разное отношение к гонкам. У меня по-прежнему хорошие шансы на титул в Абу Даби, и я буду за него бороться.

Вопрос: (Карлос Микель – Grand Prix Actual) Фернандо, не кажется ли вам, что в этот уик-энд вы выступили ниже своего уровня?
Фернандо Алонсо: Я старался выкладываться по максимуму, но на трассе было немало машин, ехавших на шесть-семь секунд медленнее нас. К примеру, в восьмом повороте я едва не зацепил Virgin Racing, а в третьем почти уткнулся в Lotus. Из-за существенной разницы в скорости в момент обгона на круг приходилось быть немного консервативным и не допускать лишнего риска, но, как мне кажется, соперники действовали предельно корректно.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, учитывая скорость Red Bull Racing и их результаты в прошлогоднем Гран При Абу Даби, не кажется ли вам, что у вас, в какой-то степени, связаны руки? Даже если вы финишируете третьим, они могут сами решить судьбу титула…
Фернандо Алонсо: Давайте дождемся пятницы и выясним, как поведут себя машины. Если бы вчерашняя квалификация прошла при сухой погоде, или мы сработали чуть лучше, возможно, нам удалось бы уже на старте опередить гонщиков Red Bull Racing и изменить ход гонки. Посмотрим, удастся ли нам превзойти их в квалификации. Если нет, есть шанс отыграться на первых метрах дистанции, а дальше – как получится. Мы уже говорили: если я финиширую пятым, а Себастьян выигрывает гонку, он – чемпион мира. И не думаю, что для самих Red Bull Racing понятно, кто из их гонщиков сможет добиться победы…

Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC Sport) Себастьян, вы очень долго отвечали на вопрос, но так и не ответили. Как сказал Фернандо, если вы выигрываете финальную гонку, ему самому достаточно финишировать четвертым, чтобы взять титул. Если победу одерживает Марк, Фернандо должен закончить гонку уже вторым. Если за круг до финиша вы будете лидером, Марк – вторым, а Алонсо – третьим или четвертым, пропустите ли вы своего напарника?
Себастьян Феттель: Увидите. Я знаю, что нужно отвечать в таких случаях. В преддверии сегодняшней гонки тоже было немало разговоров, но если вспомнить, как она сложилась, рассуждения о тактике оказались бесполезными. В моем случае всё предельно ясно: я приеду в Абу Даби и постараюсь выступить как можно лучше. У нас быстрая машина, я могу на неё положиться, а там посмотрим. Что еще вы хотите услышать? В описанном вами сценарии я могу лишь ответить намеком – все предельно понятно.

Вопрос: (Бирон Йонг – Daily Mirror) То есть, ответ положительный?
Себастьян Феттель: Потерпите ещё неделю. Когда я был ребенком, мне жутко не нравилось, когда родители не отвечали на мои вопросы. Сейчас я могу позволить себе подразнить вас, так что поживем – увидим.

Вопрос: (Оттавио Давидди – Tuttosport) Фернандо, похоже, эти двое вполне уверены в своих шансах на титул. А вы?
Фернандо Алонсо: На 100%. В Абу Даби мне достаточно просто финишировать вторым, и тогда совершенно не важно, кто из них добьется победы. Основная задача – завоевать поул и выиграть гонку, но если не получится из-за нехватки скорости, я постараюсь финишировать вторыми, и все вопросы будут сняты.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё