Гран При Монако : Пресс-конференция в среду

Пресс-конференция в среду

Материал подготовлен при спонсорской
поддержке всемирно известного бренда
синтетических моторных масел Mobil 1

Участники: Себастьен Бурдэ (Toro Rosso), Фелипе Масса (Ferrari), Адриан Сутил (Force India), Себастьян Феттель (Red Bull)

Вопрос: Адриан, вспомним прошлый год. Вы думали о том, каким бы мог быть результат?
Адриан Сутил: У меня позитивные воспоминания о той гонке, я ехал четвёртым, между двух Ferrari - это большой успех. Финал был неутешительным, но таков наш спорт - нужно добраться до клетчатого флага. Мне приятно, что этот момент так часто вспоминают.

Вопрос: Вы надеетесь, что уникальный характер трассы позволит добиться хорошего результата и в этот уик-энд?
Адриан Сутил: Борьба будет плотной, каждая десятая, каждая сотая важна для хорошего круга, и позволит отыграть несколько мест на стартовом поле. Посмотрим, в Монако всё возможно. Мне нравятся городские трассы, и эта - одна из любимых, надеюсь, она поможет мне добиться большего.

Вопрос: Вам всё ещё принадлежит трассы для машин Формулы 3?
Адриан Сутил: Да, наверное. Это хороший знак.

Вопрос: Как вы оцениваете прогресс машины?

Адриан Сутил: Мы шаг за шагом движемся вперед, проблема в том, что соперники прогрессируют ещё быстрее, и с каждой гонкой нам всё сложнее их догнать. Баланс действительно улучшился, по сравнению с прошлым годом ситуация изменилась к лучшему, к тому же теперь мы очень быстры на прямых. Нужно прибавить в прижимной силе, машина надежна, у нее хороший потенциал, но догнать соперников всё сложнее.

Вопрос: Скорость на прямых действительно хороша, осталось прибавить прижимной силы?
Адриан Сутил: Да, и мы ищем компромисс - на базе идёт серьёзная работа, но я уже говорил, это непростая задача. Посмотрим, что получится в итоге. Мы делаем всё возможное для доработки машины.

Вопрос: Себастьен, как вы оцениваете начало сезона и свою работу?
Себастьен Бурдэ: Мы продолжаем изучение машины - перед гонкой команда практически не работала на тестах, при этом машина дорабатывалась в каждом Гран При, и нам было непросто понять её и добиться максимума. В Барселоне мы получили серьёзные обновления и надеялись сделать большой шаг вперед, но этого не произошло - думаю, мы просто не смогли раскрыть их потенциал. В Монако все иначе - вы не знаете, что произойдёт, но если машиной будет комфортна в управлении, то можно добиться хорошего результата. Цели команды будут меняться по ходу сезона - мы сделали то, что могли с первой версией машины, теперь она изменилась и нам нужно реализовать её потенциал.

Вопрос: Чего не хватает вашей машине, в чём нужно прибавить?
Себастьен Бурдэ: С начала сезона и вплоть до Монако машине не хватало прижимной силы, но здесь мы должны прибавить. В Монако сложно на что-то рассчитывать при дефиците прижимной силы, но команда получила несколько новинок, которые должны позволить сократить отставание. Мы сделаем всё возможное, и увидим, что получится в итоге.

Вопрос: Вы считаете этот Гран При домашним?
Себастьен Бурдэ: Да, ведь Монако - это почти Франция, здесь много французских болельщиков. Это уникальная, историческая трасса, на которую любят приезжать французы. Я был здесь весьма успешен в прошлом, мне нравится выступать в Монако, и я надеюсь на хороший результат.

Вопрос: Себастьян, отличная работа в прошлом году - вы стартовали девятнадцатым и смогли пробиться на пятое место. Вам нравится эта трасса?
Себастьян Феттель: Да, конечно. В прошлом году нам было непросто, вы впервые опробовали на этом Гран При новую машину - не было запчастей, но в хаотичной гонке, с сухим и мокрым асфальтом, удалось добиться успеха. Мы использовали стратегию одного пит-стопа, смогли отыграться и заработать очки. Хорошая была гонка.

Вопрос: Что изменились за этот год? Ваше пилотирование, стиль, индивидуальность?
Себастьян Феттель: Я всё тот же парень, не думаю, что я сильно изменился, но многому научился, более комфортно чувствую себя в машине, в сотрудничестве с командой. В этом году я выступаю за Red Bull Racing, это наш первый сезон. Это другая команда, но постепенно я привыкаю, двигаюсь вперёд.

Вопрос: Каковы ваши ожидания от Гран При Монако?
Себастьян Феттель: Об этом трудно судить, но у нас очень конкурентоспособная машина - за прошлые пять гонок мы убедились в её эффективности, не думаю, что здесь что-то может серьёзно измениться. Команда подготовила несколько новинок, надеюсь, они сделают нас ещё сильнее. Посмотрим.

Вопрос: В Монце и Китае вы доказали, что способны концентрироваться на гонке, а здесь это особенно важно. Это одно из ваших преимуществ?
Себастьян Феттель: Надеюсь. В воскресенье нас ждёт длинная гонка по сложной уличной трассе, в которой нужно поддерживать концентрацию на каждом круге - здесь можно атаковать, но Монако не прощает ошибок, в этом особенный вызов.

Вопрос: Фелипе, в прошлой гонке вы могли финишировать третьим, надеетесь на подобный результат и в Монако?
Фелипе Масса: Надеюсь. В прошлой гонке мы сделали большой шаг вперёд, были конкурентоспособны на дистанции. Ближе к финишу возникли проблемы, но с точки зрения скорости, команда добилась серьёзного прогресса. Трасса в Монако уникальна, она отличается от тех, на которых мы выступали прежде - всё может измениться, одни машины могут прибавить, другие немного уступят. Надеюсь, мы будем так же конкурентоспособны, как в Барселоне. Я жду хорошей гонки, от старта до финиша, и очень сожалею о том, что произошло в прошлом Гран При.

Вопрос: Здесь акцент несколько смещается от техники к гонщику?

Фелипе Масса: Это очень техничная трасса, требующая иного пилотирования. Обычно нужно готовиться к прохождение поворотов – в одних местах возникает избыточная, в других недостаточная поворачиваемость. Особенно это касается тех поворотов, где проявляется недостаточная поворачиваемость, ведь если пройти их как обычно, возможна потеря времени на апексе - нужно быть готовым проехать максимально близко к барьеру, не касаясь его. Здесь нужно немного другое пилотирование и очень важна концентрация, о которой говорил Себастьян. Это важнейший фактор в предстоящей гонке.

Вопрос: В Монако вы стартовали с поула и дважды финишировали третьим, есть ли шанс снова увидеть вас на подиуме?
Фелипе Масса: Надеюсь, гонка сложится так же хорошо, как в последние два года. В прошлом году у нас была фантастическая машина и отличная скорость, я заработал поул, имея на два круга больше топлива - это одна из лучших квалификаций в моей карьере. К сожалению, гонка стала лотереей, но мы были очень сильны. Надеюсь, будем сильны и в этом году.

Вопросы с мест

Вопрос: Насколько важна роль гонщика на этой трассе? В чём разница с другими автодромами?
Фелипе Масса: Я уже говорил, это уникальная трасса, очень техничная, не прощающая ошибок. Это не значит, что вы не можете ошибаться, но понадобится везение, чтобы избежать повреждения машины. Эта грань здесь гораздо меньше, чем на других трассах.

Себастьян Феттель: На этой трассе многое зависит от гонщика. Фелипе сказал, что ошибки недопустимы, поэтому понадобится смелость, чтобы атаковать так же, как на других трассах, понимая, что вас окружают барьеры и стены. Это сложно, но интересно. Здесь, как и везде, для успеха нужна хорошая машина, но роль гонщика возрастает.

Себастьен Бурдэ
: Все зависит от того, как вы оцениваете уровень гонщиков. Если вы считаете, что разница велика, это одна точка зрения, если нет, то вопрос теряет смысл. Лично я думаю, что уровень гонщиков очень высок, здесь собрались лучшие в мире пилоты, имеющие опыт выступлений на разных трассах, уличных и стационарных. Разница может быть только в том, что некоторым больше подходят городские трассы - здесь нельзя пилотировать так же, как в Малайзии или на других автодромах с широкими зонами безопасности, в Монако хитрая, узкая и ухабистая трасса - всё это нужно учитывать.

Адриан Сутил: Я думаю, что это трасса для гонщиков, поэтому мы всегда надеемся добиться большего в этот уик-энд. В Монако нужно рисковать, но этот риск не должен быть чрезмерным - грань между успехом и аварией очень мала, её нужно найти, точно управляя машиной, и преимущество получают гонщики, которые более комфортно чувствуют себя на городских трассах, на улицах между барьерами. Здесь вы можете получить преимущество, если будете рисковать чуть больше, чем соперники.

Себастьян Феттель: Могу добавить только одно - с 1984 по 1993-й, и об этом мы говорили сегодня утром, здесь побеждали только два гонщика - Сенна и Прост. Видимо, им удавалось лучше найти подход к трассе, чем соперникам.

Вопрос: Парижский суд отклонил иск Ferrari, и это может иметь большие последствия для будущего Формулы 1. Могу я услышать ваши комментарии? Всё это может повлиять на ваше будущее, возможно, вам придется сменить чемпионат, если ваши команды его покинут...
Себастьян Феттель: Я ещё не знаю результата и не могу ничего комментировать. Я хочу понять, что произошло, увидеть реакцию, а потом думать о будущем.

Фелипе Масса: Мне трудно это комментировать, многие вопросы пока не решены. Этот чемпионат отличается от других, во многих областях возникли серьёзные политические противоречия, и я не думаю, что это помогло нашему спорту. Многие, наверняка, огорчены этими противоречиями, но я не знаю, что ответить. Было бы здорово иметь больше спорта и меньше политики, мы пришли в чемпионат не по политическим соображениям, мы ради борьбы, и эта борьба - лучшее, что есть в Формуле 1.

Надеюсь, всё уладится. Если чемпионат потеряет Ferrari, он уже не будет таким, как прежде. Многие новые команды заявили о своём желании выйти на старт в 2010-м, но сложно предположить, что замена Ferrari на команды GP2 может быть равноценной, при всём уважением к соперникам. Я надеюсь, что ситуация изменится, и политика уступит место спорту - мы должны бороться на трассе, а не вне её.

Адриан Сутил: Мне нечего сказать, я пока не читал о том, что произошло.

Себастьен Бурдэ: Очень трудно что-либо комментировать, не зная, что будет дальше. Сейчас идут переговоры, стороны приводят свои аргументы, многие из которым мне неизвестны.

Вопрос: Себастьян, вам нравится новый двойной диффузор?
Себастьян Феттель: Не знаю, посмотрим. Я уже говорил о том, что команда подготовила несколько новинок, но об их эффективности можно будет судить лишь в четверг и в субботу, тогда мы поймём, удалось ли сделать шаг вперед. К тому же, на этой трассе всегда сложно давать оценки, более ясная картина сложится в Стамбуле.

Вопрос: Фелипе, когда Лука ди Монтедземоло заявил о возможном уходе Ferrari из Формулы 1, вы и Кими поддержали это заявление. Вы согласны и с тем, что вопрос регламента должен решаться в суде?
Фелипе Масса: Думаю, я уже достаточно сказал по этому поводу. Я поддерживаю свою команду, к тому же это точка зрения не только Ferrari - многие так считают, просто мы взяли инициативу на себя.

Вопрос: Кем вы себя больше чувствуете, гонщиком Ferrari или гонщиком Формулы 1?
Фелипе Масса: Я - гонщик Ferrari, выступающий в Формуле 1. И горжусь этим!

Вопрос: Какой поворот в Монако вы считаете самым трудным, самым страшным и интересным?
Себастьен Бурдэ: Прежде – "Бассейн", но теперь это не слепой поворот, там добавилось места. Сейчас – Casino, скорость за 200 км/ч, важно все сделать правильно.

Себастьян Феттель: Себастьен говорил о слепых поворотах, Фелипе о факторах, которые нужно учитывать. В "Казино" и "Бассейне", в скоростных поворотах, необходима смелость, но время выигрывается или проигрывается не только здесь, но и в поворотах, которые отлично просматриваются, вроде гавани. Все они имеют значение.

Фелипе Масса: Согласен. "Казино" - действительно сложный поворот, два или три года назад я попал там в аварию. Здесь много хитрых поворотов, но если говорить о времени на круге, то важен каждый поворот, во всех можно выиграть или проиграть. Нужна стабильность и последовательность на дистанции.

Адриан Сутил: Я назову те же повороты - "Табак", "Бассейн", "Казино". Вы всегда хотите добиться большего, атаковать, достичь предела, от которого совсем недалеко до аварии. Вы едете быстро, и хотите проехать ещё быстрее – важно чувствовать предел.

Вопрос: Себастьян, насколько для вас важно в этот уик-энд прервать череду побед Дженсона Баттона? Если он победит и здесь, то у вас и Red Bull будет ещё меньше шансов в борьбе за титул...
Себастьян Феттель: Прежде всего, я рад, что сохранилась система определения чемпиона по числу набранных очков, а не по победам, думаю, этому все рады. Ещё ничего не потеряно – позади только пять Гран При, и было бы неплохо помешать Brawn GP досрочно выиграть титул. Для этого нам нужно, как можно скорее начать побеждать. Мы должны выигрывать не только у Brawn GP, мы должны выиграть у всех.

Вопрос: У вас есть определённые обязательства перед FIA и своими командами. При этом президент FIA настаивает на переменах, которые, насколько мы понимаем, никто в Формуле 1 не поддерживает. Что вы об этом думаете?
Фелипе Масса: Думаю, что ассоциация команд FOTA подготовила и предложила несколько хороших идей, но по политическим соображениям они не были использованы. Я не политик, я сохраняю нейтралитет, я – гонщик, и хочу лучшего для нашего спорта. Нужно думать о спорте. Я не должен здесь говорить о том, что верно, а что - нет, я не политический деятель, и не могу дать глубокий ответ на ваш вопрос, но я действительно считаю, что некоторые идеи FOTA были интересными. Я никого не критикую, но хочу лучших идей для спорта, для борьбы, для болельщиков, ведь ради них мы выходим на трассу, как и ради наших партнёров и спонсоров. Многие идеи были озвучены, и не все они сделают чемпионат привлекательнее для публики и спонсоров.

Адриан Сутил: Единственное, что я могу добавить - экономия средств очень важна, и нам нужно добиться снижения затрат в следующем сезоне, но всегда есть две стороны. В этой ситуации нужно найти компромисс, как можно быстрее.

Себастьен Бурдэ: Чемпионат в этом году складывается невероятно интересно, новый регламент облегчил обгоны, помог сократить возмущения воздушного потока позади машин. Следующий шаг необходим, и команды должны найти способ сотрудничества с FIA, найти решение. Мы ничего не можем изменить. Мы, гонщики, объединённые в GPDA, можем говорить только о мерах по повышению безопасности, и у нас достаточно эффективное сотрудничество с FIA.

Себастьян Феттель: Все мы собрались здесь потому, что любим гонки. Автоспорт и Формула 1 - это наша жизнь, мы хотим бороться друг с другом на трассе. Написание новых правил - задача сложная, можно учесть одни факторы, и не учесть другие, всегда будут какие-то сильные и слабые стороны, особенно, когда ситуация обсуждается большим коллективом. Фелипе верно сказать, важно понимать, зачем мы здесь. Лично я думаю, что ради гонок, и Формула 1 - это лучшие гонки в мире. Мы здесь для болельщиков, и хотим, чтобы этот спорт сохранился. Ситуация сложная, из неё непросто найти выход.

Вопрос: Себастьян, вы предпринимали какие-то меры, чтобы добиваться большего на старте? В Барселоне вы стартовали не лучшим образом, или там дело было в технической проблеме?
Себастьян Феттель: Вы правы, там я действительно не очень хорошо стартовал. Каждая гонка - это определённый урок, все мы пытаемся прибавить. Марку и мне не удалось хорошо стартовать, но мы разберёмся в причинах и должны добиться большего уже в Монако, если асфальт будет сухим. Под дождём ситуация немного другая, но и в таких условиях всё должно быть порядке.

Вопрос: Себастьен, вы выступали в Америке, побеждали в ситуации, которая может возникнуть в Формуле 1 - разделение на два класса машин. Каким был эффект от разделения чемпионата на автоспорт в целом?
Себастьен Бурдэ: Мне нечего сказать, очень трудно представить себе Формулу 1 с двумя типами шасси. Возможно, так и получится, но команды делают всё, чтобы этого не допустить. У FIA противоположная позиция, поэтому нужен компромисс. Американские чемпионаты и Формулу 1 сравнивать невозможно, это два совершенно разных подхода к гонкам. Я не хочу в это погружаться, объяснение будет долгим и сложным.

Вопрос: Фелипе, вы говорили, что на этой трассе нужна большая уверенность, чем на других автодромах. Ваша Ferrari обеспечивает такую уверенность, или вы всё ещё волнуетесь по поводу надежности?
Фелипе Масса: Нет, я не вполне уверен. Мы можем хорошо сделать свою работу, но то, что произошло в прошлой гонке с топливом, никогда не случалось прежде. Топливо в машине было, но датчик выдавал неверную информацию, хотя заправочная машина заливала нужное количество. В результате мы заменили заправочную машину, и ситуация повторилась вновь. Возможно, я напрасно экономил топливо.

Читайте ещё