Гран При Италии : Пресс-конференция в субботу

Слева направо: Адриан Сутил, Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен

1. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) - 1:24.066
2. Адриан Сутил (Force India) - 1:24.261
3. Кими Райкконен (Ferrari) - 1:24.523

Вопрос: Льюис, вам пришлось бороться с напарником по F3 Адрианом Сутилом, и эта борьба была весьма напряженной!
Льюис Хэмилтон: Именно! Квалификация оказалась очень напряженной, и я очень рад видеть Адриана здесь, рядом с нами – прошло немало времени с тех пор, как мы вместе присутствовали на пресс-конференции, а в этот раз Force India оказалась весьма конкурентоспособна.

Мы тоже сработали неплохо, а машина вела себя безукоризненно. Мне удалось без ошибок пройти все три сектора: идеальный круг приносит истинное удовольствие! Можете себе представить – есть всего одна попытка, вы волнуетесь, но в итоге справляетесь с задачей и показываете лучший результат! Это похоже на мой первый поул, я очень рад!

Вопрос: Великолепное возвращение команды. Со стороны может показаться, что Спа и Монца одинаково быстрые трассы, но здесь машина ведет себя совершенно иначе…
Льюис Хэмилтон: Полагаю, завтра многое будет зависеть от тактики соперников, но мы стартуем с поула, и нас это вполне устраивает. Мы не ожидали такого результата, будем считать, что это бонус для всей команды, которая продолжает напряженно работать.

Вопрос: Адриан, вы на первом ряду и, должно быть, испытываете фантастические эмоции – опишите их. Кроме того, ваш напарник, Витантонио Лиуцци, квалифицировался седьмым…
Адриан Сутил: Это грандиозно! Весь уик-энд складывался очень удачно: мы хорошо поработали, машина была великолепна, действительно быстра. Здорово, что после успеха в Спа мы вновь конкурентоспособны: сейчас я чувствую себя за рулём совершенно иначе, поскольку знаю, что теперь у меня есть шанс. Пожалуй, я снова ощущаю себя гонщиком! Я наслаждался каждой секундой этой борьбы и рад находиться рядом с Льюисом и Кими на первом ряду.

Вопрос: Кажется, в первой сессии вы ошиблись в Lesmo, но затем показали отличный результат…
Адриан Сутил: Первая сессия оказалась непростой – задним колесам не хватало сцепления с асфальтом, возникла избыточная поворачиваемость, но как только трасса покрылась слоем резины, машина стала вести себя гораздо лучше, и уже в финале ехала действительно неплохо. Я доволен результатом, но поначалу нам было очень нелегко.

Вопрос: Ваш бывший напарник по команде, Джанкарло Физикелла, теперь выступает за Ferrari, но судите сами – каким сегодня квалифицировались вы, и на каком месте он стартовал две недели назад. Ирония судьбы!
Адриан Сутил: Он уже говорил, что, возможно, у него будет не столь быстрая машина. Он знал, что мог выиграть прошлую гонку, она сложилась для него великолепно, но нужно понимать, что для итальянского гонщика оказаться в Ferrari – это мечта, на его месте кто угодно сменил бы команду.

Уик-энд складывался для него непросто, но четырнадцатое место – не так уж и плохо. Ну а к нам пришел Тони и показал отличное время – полагаю, он рад впервые пробиться в финальную сессию. Очевидно, оба решения были верными.

Вопрос: Кими, похоже, квалификация прошла без особых проблем. В Parabolica передняя часть машины немного скользила, но в итоге вам удался неплохой круг…
Кими Райкконен: Он был не идеальным, но сегодня мы ещё раз убедились в том, что со стартовым количеством топлива машина весьма конкурентоспособна. Во второй квалификационной сессии, нам сложнее бороться с соперниками, чем в первой или третьей, есть некоторые проблемы, которые мы пока не можем решить, но в этот раз всё складывается неплохо.

Квалификация в Монце была одной из лучших в этом сезоне, здорово, что мы смогли добиться успеха именно в этот уик-энд, ведь завтра нас ждёт домашняя гонка. Борьба будет плотной, я надеюсь на подиум, но посмотрим, как всё сложится.

Вопрос: Не могли бы вы сравнить свои ощущения перед гонкой в Спа с тем, что чувствуете сейчас? Как, по-вашему, будет вести себя машина?
Кими Райкконен: Мы знаем, что в гонке машина более конкурентоспособна, чем в квалификации, а старт с третьего места даёт лучшие шансы, чем старт с шестого, но впереди длинная, сложная гонка. Мы сделаем всё возможное, и, я надеюсь, сможем порадовать итальянских болельщиков!

Вопрос: Льюис, в первом повороте Монцы всегда разворачиваются интересные события. Широкая трасса, зона жесткого торможения, большая группа машин…
Льюис Хэмилтон: Согласен. К счастью, оба раза, что я стартовал здесь в Формуле 1, мне удалось избежать неприятностей. Сейчас у меня самая оптимальная позиция, нужно лишь уверенно уйти на дистанцию – думаю, KERS должна помочь. Как сказал Адриан, нужно лишь преодолеть первый поворот, а затем наслаждаться гонкой.

Вопрос: Льюис, вы доминировали в первой части свободных заездов, но во второй оказались не так быстры. Возможно, дело в большом количестве топлива, или вы изменили настройки?
Льюис Хэмилтон: Мы не меняли настройки – вчера я был доволен машиной. Во второй части свободных заездов мы отрабатывали длинные серии кругов и до конца сессии не снижали уровень топлива, поэтому одиннадцатый результат оказался вполне достойным. Это не квалификация, главное, мы проверили машину и остались довольны работой шин и выбранным количеством топлива.

Вопрос: Следовательно, перед завтрашней гонкой вы чувствуете себя уверенно?
Льюис Хэмилтон: Настолько, насколько это возможно. Я на поуле, мы довольны скоростью MP4-24, но при этом прекрасно понимаем, что соперники не менее быстры. Адриан, Кими, даже Хейкки совсем недалеко – борьба будет очень плотной. Не знаю, чего можно ждать от завтрашней гонки – мы не представляем, какая погода нас ждет. Все, на что я могу надеяться – это хороший старт и уверенный пилотаж до финиша.

Вопрос: Какой преимущество обеспечивала KERS во время квалификации, и какое может обеспечить в завтрашней гонке, особенно на старте?
Льюис Хэмилтон: В обоих случаях эффект примерно одинаков, разве что в квалификации удаётся отыграть чуть больше. Впрочем, в нашем случае система скорее компенсирует нехватку прижимной силы и большее лобовое сопротивление по сравнению с соперниками – к примеру, на прямых Адриан ехал быстрее даже тогда, когда мы полностью расходовали накопленный заряд. KERS компенсирует недостатки машины, над которыми мы по-прежнему работаем.

Вопрос: Вы говорите о четырёх десятых, которые позволяет отыграть KERS, так?
Льюис Хэмилтон: Так говорят другие, но я уверен, если мы демонтируем систему и прибавим в других областях, то покажем точно такое же время. Гораздо выгоднее иметь KERS в гонке, когда сражаешься за позиции. В Монце реально атаковать слипстримом – здесь очень длинная прямая, на которой я провел немало обгонов не только в прошлом, но и позапрошлом году. В подобной ситуации KERS должна помочь, но я надеюсь, что мне не придется использовать ее для обороны.

Вопрос: Вы помните, когда вы двое в последний раз стояли на первом ряду?
Льюис Хэмилтон: Мы с Адрианом? Кажется, на этапе F3 в Зандфорте – если мне не изменяет память, там закончилась наша борьба за титул. Это было замечательное время, мы выступали в одной команде. Хочу поздравить Адриана – он сработал великолепно, продемонстрировал свои возможности и заслужил право находиться здесь.

Вопрос: Что ж, Адриан – отличный результат! Всего одна попытка в финале квалификации, как все прошло?
Адриан Сутил: В финале машина была великолепна. На Нюрбургринге я впервые пробился в третью часть квалификации и в Монце прекрасно представлял, что меня ждет, но первая сессия оказалась непростой. Так происходит всегда: поначалу уровень сцепления недостаточен, возникает избыточная поворачиваемость, машиной трудно управлять, но постепенно ситуация меняется к лучшему. Здесь мы увидели то же самое – в первой сессии мне было нелегко, вторая прошла гораздо лучше, а последняя оказалась оптимальной. Как только трасса обрела сцепление, машина стала намного послушнее.

Вопрос: Позади вас стартуют машины с KERS – что вы об этом думаете?
Адриан Сутил: Это не самое приятное ощущение – я знаю, что на старте у них большое преимущество. Все видели, что произошло с моим напарником в предыдущей гонке – он упустил победу исключительно из-за KERS. Впрочем, такова жизнь. Возможно, мы чуть лучше справляемся с поворотами, а у соперников немного больше мощности – в итоге ситуация равная, но отыгрываться крайне непросто. Уверен, на старте мне придется постараться, чтобы сохранить свою позицию.

Вопрос: Уверен, вы рады тому, что стартуете из первого ряда. Расскажите об этом…
Адриан Сутил: Да, это большая радость. Я давно ждал своего часа, но не предполагал, что уже в этом году мы сможем квалифицироваться на первом ряду, поскольку еще три-четыре гонки назад боролись за выход во вторую сессию. С новой аэродинамикой мы добились невероятного прогресса, теперь команда на правильном пути, и я готов бороться за высокие результаты.

Вопрос: Кими, вчера вы были восьмым и десятым, после чего заметили, что машина может прибавить. Какие меры были предприняты?
Кими Райкконен: Мы изменили настройки, чтобы устранить кое-какие проблемы, но даже вчера, когда я не был на 100% доволен машиной, она ехала достаточно быстро. Мы были приятно удивлены тем, насколько хорошо ведет себя F60 в этот уик-энд, а сегодня с полными баками она выглядела еще лучше.

Вопрос: По сравнению с гонкой в Спа, где вы стартовали шестым, сейчас вы чувствуете себя более уверенно?
Кими Райкконен: Конечно, хотя… Да, мы квалифицировались на три позиции выше, чем в Спа, но впереди машина McLaren, оснащенная KERS, и её будет трудно обогнать на старте. Нам по силам опередить Force India, но с McLaren ситуация несколько иная – посмотрим, как все сложится. На этой трассе обгонять легче, чем в Спа, но если они будут достаточно быстры на прямых, – а сейчас все выглядит именно так, – то нам будет очень трудно провести атаку.

Вопрос: На возвратной прямой многие гонщики бросали машину из стороны в сторону. Насколько трудным было прогреть резину во время квалификации, и чем это может обернуться в гонке?
Кими Райкконен: Для нас это не стало проблемой. Все складывается точно так же, как на любой другой трассе, разве что первый круг, как обычно, оказывается не самым быстрым. На прогрев уходит несколько кругов, но ситуация одинакова для всех. Некоторым удается довольно быстро привести резину в рабочее состояние, но в гонке они рискуют быстрым износом шин.

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, если предположить, что гонщики Brawn GP выбрали стратегию одного пит-стопа, а вы планируете две дозаправки, то завтра они наверняка смогут вмешаться в борьбу…
Льюис Хэмилтон: Я не знаю, какими они квалифицировались – пятым и шестым? В Монце машины Brawn GP весьма конкурентоспособны, они были быстры по ходу квалификации и, вне всяких сомнений, будут очень быстры в гонке. Мы должны оптимизировать – точнее, я должен оптимизировать свою стратегию и удержать их позади, но борьба будет крайне напряженной. Возможно, завтра мы увидим один из самых захватывающих Гран При Италии за последнее время.

Кими Райкконен: Через несколько часов мы узнаем количество топлива в баках соперников, а затем сможем строить планы – до той поры нет смысла думать об этом.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australasian Motor Sport News) Кими, до конца сезона осталось несколько гонок – кто, по-вашему, имеет лучшие шансы на титул?
Кими Райкконен: Не знаю, есть несколько претендентов. Даже у нас есть некоторые шансы, но… Не думаю, что мы сможем взять титул, а в остальном мне не важно, кто станет чемпионом. Кажется, в этот уик-энд Brawn GP обрели былую скорость – следовательно, их можно считать фаворитами.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Льюис и Кими, сколько времени вам потребовалось на адаптацию к KERS? Вы легко усвоили принципы управления системой?
Льюис Хэмилтон: Это напоминало игру на Playstation, мне было очень легко.

Кими Райкконен: Я получил KERS уже на первых зимних тестах. Да, ей довольно просто управлять – думаю, инженерам гораздо сложнее заставить ее работать должным образом.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Кими, вы говорили о новых поребриках, о том, что раньше они были намного ниже, но вам не кажется, что сегодня это обстоятельство помогло вам в квалификации? И еще: до сих пор ни одному финну не удавалось победить в Монце – вы верите в приметы?
Кими Райкконен: Нет. Завтра я попробую победить, и, надеюсь, что у нас все получится. А поребрики одинаковы для всех, здесь нет никакой разницы. С предыдущим вариантом было веселее, но сейчас все оказались в схожей ситуации – никто не может перескакивать через них. У нас не возникло проблем с поребриками, нам не на что жаловаться.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Адриан, вы сказали, что снова ощущаете себя гонщиком. Расскажите об этом подробнее…
Адриан Сутил: Когда вы боретесь в хвосте пелотона, вам трудно мотивировать себя на успех. После двух лет в последних рядах вы забываете, каково это – бороться за поул и победу, ведь это совершенно иной подход. Успех возвращает силы. Трудно быть аутсайдером и все время выкладываться по максимуму – да, мы так и поступали, однако ощущения были другими. Когда ты впереди, тебе гораздо легче, ты пилотируешь с улыбкой на лице…

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Очевидно, то обстоятельство, что Спа и Монца требуют низкой прижимной силы, сыграло вам на руку. Полагаете, после столь серьезной доработки аэродинамики Force India будет конкурентоспособна и в последующих Гран При? Какова ваша цель в завтрашней гонке?
Адриан Сутил: Думаю, Спа и Монца действительно подходят нашей машине. VJM02 обладает хорошей максимальной скоростью, а ее прижимной силы достаточно для уверенного прохождения поворотов. Здесь наша аэродинамика весьма эффективна, но не думаю, что в следующих гонках мы поедем медленнее – для этого нет причин. Максимальная скорость всегда важна, на оставшихся трассах есть несколько длинных прямых, мы сделали шаг вперед и будем конкурентоспособны. Впрочем, никогда не знаешь, удастся ли побороться за поул и победу – это всего лишь цель.

Что касается завтрашнего дня – посмотрим, как все сложится. Трудно сказать, что может произойти: я на первом ряду, но вокруг меня немало машин с KERS – не знаю, удастся ли удержать их позади. Отрезок до первого поворота во многом решит судьбу гонки.

Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Льюис, в этом году у вас, по сути, не было возможности отстоять титул. Насколько горько осознавать, что машина изначально могла быть конкурентоспособной?
Льюис Хэмилтон: Нам было очень тяжело. Выложиться по максимуму после двух напряженных сезонов, когда мы вели борьбу в обоих зачетах чемпионата, затем приехать в Мельбурн и оказаться недостаточно конкурентоспособными, а позже осознать, что мы могли гораздо раньше вернуть себе скорость – да, это очень серьезное потрясение. Мы ждали прогресса в Барселоне, но эффект наступил только в Нюрбургринге.

Для команды, спонсоров, меня самого и моей семьи это был очень непростой период. Мы любим побеждать, мы выступаем ради побед, за счет которых сможем претендовать на титул, но бывают и неудачные времена. В этом году Формула 1 изменилась, нельзя сказать, что всему виной наши собственные ошибки и просчеты, но мы сделаем выводы и продолжим работу, чтобы в будущем добиться успеха.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Льюис, вы чувствуете себя столь же уверенно, как в Венгрии? Кого можно считать вашим главным соперником в завтрашней гонке?
Льюис Хэмилтон: Не могу сказать, что в этой гонке чувствую себя увереннее, чем в какой-то другой – я стараюсь одинаково подходить к каждому Гран При, даже если не стартую с поула. Да, я доволен машиной, понимаю, что у нас есть шанс выиграть гонку, но для этого мне и команде нужно выложиться по максимуму. Соперники – особенно те, что едут с KERS, то есть, Кими и Хейкки, – будут очень активны на старте, а у машины Адриана высокая максимальная скорость – уверен, завтра он тоже будет очень силен. Значит, мы должны сработать на пределе наших возможностей.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё