Гран При Абу-Даби : Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг

Участники: Кими Райкконен (Ferrari), Фернандо Алонсо (Renault), Ярно Трулли (Toyota), Адриан Сутил (Force India)

Вопрос: Вопрос ко всем, каковы ваши впечатления от автодрома? Как вы оцениваете инфраструктуру, трассу? Адриан, начнем с вас…
Адриан Сутил: Впечатляет, что сказать! Очень красивый автодром, пожалуй, самый большой из всех, которые я когда-либо видел. Постройки потрясают – думаю, нас ждет по-настоящему интересный уик-энд!

Ярно Трулли: Согласен, я впечатлен и постройками, и трассой – судя по всему, асфальт и поребрики уложены, как надо, да и зоны вылета выглядят неплохо. Впрочем, прежде чем говорить о конфигурации, нужно проехать хотя бы круг…

Кими Райкконен: Я видел только паддок и еще не прогуливался по трассе. Все выглядит очень новым, местами будто сделанным в последнюю минуту, но в целом это действительно потрясающий автодром, который после завершения всех работ будет одним из самых красивых в чемпионате.

Вопрос: Фернандо, вы оценивали трассу на симуляторе?
Фернандо Алонсо: Нет, не было ни симулятора, ни Play Station – первый круг мы проедем только завтра, но, как и все, я впечатлен автодромом. Что касается конфигурации – подождем завтрашнего дня: в машине совсем иные ощущения, поэтому я с нетерпением жду свободных заездов. Это будет интересный уик-энд: позднее время старта, искусственное освещение – неплохой вариант для ТВ!

Вопрос: Адриан, а вы, кажется, изучали конфигурацию на симуляторе, не так ли?
Адриан Сутил: Да, конфигурация неплохая, но, скажем так, не фантастическая. Впрочем, посмотрим, как обстоят дела в реальных условиях…

Вопрос: Думаете, вам удастся выступить так же уверенно, как в прошлых гонках?
Адриан Сутил: Надеюсь, да – здесь есть длинные прямые,подходящие нашей машине, но пока трудно судить о расстановке сил. В прошлых гонках дела шли неплохо, особенно в квалификации, однако это новая трасса, здесь у нас нет предварительных настроек. Для всех это настоящий вызов – посмотрим, что получится. Мы готовы выжать из машины максимум и надеемся на хороший результат.

Вопрос: Здесь немало правых поворотов – это негативно скажется на поведении машины?
Адриан Сутил: Да, длинные прямые заканчиваются шпильками или медленными поворотами, которые проходятся на первой или второй передаче – не знаю, подойдет ли это VJM02, но мы постараемся добиться от неё максимума. Прогуливаясь по трассе, я испытывал оптимизм, надеюсь, он оправдается.

Вопрос: Что насчет вашего будущего? Каковы шансы остаться в Force India?
Адриан Сутил: Контракт еще не подтвержден, мы ведем переговоры – было бы здорово остаться в Force India ещё на сезон. В этом заинтересованы обе стороны, к тому же, мне действительно комфортно в команде.

Вопрос: Ярно, тот же вопрос, как обстоят дела с вашей дальнейшей карьерой?
Ярно Трулли: Хорошо, что после неудачной середины сезона команда продемонстрировала неплохую скорость – приятно снова бороться в первых рядах. Нам не всегда везло, но мы доказали – Toyota возвращается.

Сезон складывался настолько неровно, что трудно предсказать, чем закончится предстоящая гонка. Жаркая погода должна подходить нашей машине, но пока это догадки, которые нужно подтвердить по ходу уик-энда. Что касается моего будущего – пока мне нечего сказать.

Вопрос: Вы ведете переговоры с другими командами?
Ярно Трулли: Разумеется, у меня есть несколько вариантов…

Вопрос: Что вы думаете о возможном уходе из Toyota?
Ярно Трулли: Вероятность весьма высока, но трудно делать окончательные выводы – ситуация по-прежнему неопределенная.

Вопрос: Кими, как вы оцениваете свой уход из Ferrari?
Кими Райкконен: Ситуация практически не отличается от того, что было несколько гонок назад. У меня больше нет контракта с Ferrari, это моя последняя гонка за команду, я попробую добиться неплохого результата, а там посмотрим, что будет…

Вопрос: Вы думаете о дальнейшем выступлении в Формуле 1, или о продолжении карьеры в ралли?
Кими Райкконен: У меня есть несколько вариантов, я определюсь, какой из них лучше, и приму решение.

Вопрос: Ралли – один из вариантов?
Кими Райкконен: Да, но речь не только о Формуле 1 и ралли – есть много других вещей, которыми я мог бы заниматься. Посмотрим, как всё сложится.

Вопрос: Если говорить о второй половине сезона, вы набрали всего на два очка меньше, чем гонщик, заработавший в этот период наибольшее количество очков. Учитывая тот факт, что доработка машины давно прекращена, это очень неплохое достижение, не так ли?
Кими Райкконен: Да, во второй половине сезона мы выступили вполне удачно. Машина была не лучшей, но мы научились добиваться от неё максимума, и она вела себя предсказуемо, а когда чувствуешь уверенность, это сказывается и на результатах. Команды, имеющие преимущество, должны были набрать больше очков, но им это не удалось, а мы сделали свое дело.

Вопрос: Кажется несправедливым, что все внимание уделялось скорости ваших напарников, тогда как именно вы приносили команде больше очков…
Кими Райкконен: Для меня это не имеет значения – не думаю, что напарники были невероятно быстры, но люди могут говорить о них сколько угодно. Я старался заработать очки – именно такой была наша цель, и такой же она будет в этой гонке. Надеюсь, мы выступим лучше, чем гонщики McLaren.

Вопрос: Фернандо, вы покидаете Renault. Что скажете?
Фернандо Алонсо: Завершается один из этапов карьеры – пришло время сменить команду и двигаться дальше. Это будет очень эмоциональная гонка, ведь я провел в Renault семь лет и знаю всех сотрудников команды. Некоторые из них стали моими друзьями – пожалуй, я буду скучать по ним, но впереди новый вызов, и я с нетерпением жду следующего сезона.

Вопрос: Когда вы впервые сядете за руль Ferrari? Дата уже определена?
Фернандо Алонсо: Нет.

Вопрос: Никаких предположений?
Фернандо Алонсо: Это произойдёт весьма скоро.

Вопрос: Совсем скоро?
Фернандо Алонсо: Надеюсь.

Вопрос: Вы долго жили в Оксфорде, планируете перебраться в Маранелло?
Фернандо Алонсо: Нет, я буду жить там же, где живу сейчас – в Швейцарии, но это всего в двух-трех часах езды от Маранелло, я смогу без проблем добраться до базы.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Я хотел бы услышать мнение каждого. Жан Тодт – новый Президент FIA: каких решений и перемен вы от него ждете? Ярно, не могли бы вы начать?
Ярно Трулли: Думаю, он лучше меня знает, чего не хватает Формуле 1 – стабильности и постоянства в правилах, что позволило бы снизить расходы. Многие моменты ещё будут обсуждаться с руководителями команд – они и FIA должны работать вместе, чтобы вернуть чемпионат в ситуацию прошлого года, поскольку нынешний сезон для всех получился действительно непростым. Что касается гонщиков – мы всегда находили общий язык с FIA. Мы привыкли думать о безопасности гонок, а здесь крайне важен конструктивный диалог.

Кими Райкконен: Уверен, он сработает эффективно. Жан подходит для этой должности, он прямолинеен и чужд политике. Из опыта совместной работы я могу сказать, что он будет достойным Президентом FIA.

Фернандо Алонсо: Согласен, его опыт поможет исправить ситуацию. Жан – умный человек, чемпионат попал в надежные руки.

Адриан Сутил: Да, он будет хорошим Президентом. Жан давно работает в Формуле 1 и знает, что нужно спорту. Еще один важный момент – сейчас гонщики могут высказывать своё мнение, этого не было в прошлые годы.

Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) Гонка начнется вечером, примерно в то же время, что и первый этап в Австралии, но тогда многие жаловались на солнце, светящее в глаза, на охлаждение трассы и нехватку сцепления… Здесь могут возникнуть такие же проблемы?
Кими Райкконен: Вряд ли. Разумеется, после заката всё может выглядеть несколько непривычно, но, к примеру, в Сингапуре искусственное освещение было настолько отлаженным, что мы с трудом отличали день от ночи. Кроме того, здесь в любом случае будет жарко, так что проблем быть не должно.

Вопрос: Изменение температуры на десять градусов существенно повлияет на состояние асфальта?
Фернандо Алонсо: Я так не думаю. В Австралии температура сильно менялась, а здесь уже к началу гонки асфальт может раскалиться до пятидесяти градусов! Вряд ли он остынет настолько, чтобы возникли трудности с прогревом резины.

Адриан Сутил: Соглашусь с Фернандо. Мы выступали при закате только в Австралии – в некоторых поворотах нам было нелегко, но не более. Что касается температур, в Абу Даби очень жарко, проблем с прогревом быть не должно. Разумеется, придется адаптироваться, но здесь все сводится к диалогу с инженерами и принятию своевременных решений.

Ярно Трулли: Да, температура асфальта не станет проблемой. Единственный вопрос, который, впрочем, выяснится уже завтра – тени при закате солнца. С чем-то подобным мы столкнулись в Австралии, но посмотрим, что ждет нас на этой трассе…

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вопрос для Ярно и Адриана: вам удалось помириться после инцидента на первом круге Гран При Бразилии? Тогда вы сказали друг другу немало крепких слов…
Ярно Трулли: Думаю, мы обсудим этот инцидент на завтрашнем брифинге GPDA. Разумеется, обидно закончить гонку на первом круге – у меня были все причины для недовольства. Есть явные доказательства того, что я находился бок о бок с Адрианом – завтра мы еще раз проанализируем тот момент…

Адриан Сутил: Думаю, тут нечего обсуждать. Это обычный инцидент – в конце концов, я был расстроен едва ли не больше, поскольку всего лишь вел машину, а Ярно потерял контроль над Toyota и врезался в меня. Это его проблема – не знаю, почему он так нервничает…

Ярно Трулли: (Смеется) Если хочешь, я покажу тебе несколько фотографий. Может быть, у тебя проблемы со зрением, но здесь четко видно, что мое переднее антикрыло находится рядом с твоим, и…

Адриан Сутил: Да, но ты пытаешься обогнать меня по поребрику – здесь нет никаких проблем…

Ярно Трулли: Хочешь сказать, ты не смещался в сторону…

Адриан Сутил: Нет, ты просто не сбросил газ. То же самое произошло в Барселоне, где ты в очередной раз потерял контроль и врезался в машину Force India. Иногда нужно…

Ярно Трулли: Я просто…

Адриан Сутил: …нужно чувствовать предел. Если некуда деться – сбрось скорость. Таковы гонки – не знаю, сколько времени ты будешь учиться этому…

Ярно Трулли: В Барселоне меня развернуло, а соперник врезался в мою машину, поскольку сам зацепил поребрик – он практически срезал поворот и нисколько не сбросил скорость. В любом случае, было бы лучше…

Фернандо Алонсо: (Обращается к Кими) Может, нам лучше уйти?

Адриан Сутил: Нет, посмотри гонку в Барселоне! Не я врезался в тебя, а ты в меня. Может быть, у тебя проблемы со зрением…

Ярно Трулли: Я не жалуюсь.

Адриан Сутил: Тогда прости, я ничего не понимаю.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Я хотел задать такой же вопрос. Возможно, вы расскажете, о чем говорили сразу после аварии? Ярно активно жестикулировал и что-то кричал…
Ярно Трулли: Я был в ярости и кричал: «Разве ты меня не видел?» Я поравнялся с ним, а он продолжал оттеснять меня наружу, пока я не оказался на поребрике. Я не мог поверить…

Адриан Сутил: Находиться на поребрике – не проблема.

Ярно Трулли: Конечно, особенно если не кто-то не знает правил…

Адриан Сутил: Я знаю правила.

Ярно Трулли: Фантастика!

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, в Бразилии вы ехали позади Ярно и Адриана – не могли бы вы озвучить свое мнение о том инциденте? И вопрос для Кими: мы слышали, что вы можете взять отпуск на следующий сезон – это правда?
Кими Райкконен: Я могу делать все, что захочу, но еще не принял окончательное решение.

Фернандо Алонсо: Да, я видел тот инцидент. Кажется, к тому моменту я успел обогнать несколько машин… Впрочем, как сказал Ярно, завтра мы подробно обсудим этот момент на брифинге пилотов.

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Как вы считаете: Дженсон Баттон действительно достоин титула, или в этом году он просто получил быстрейшую машину?
Фернандо Алонсо: Думаю, Дженсон действительно заслужил право называться чемпионом. В этом году он сработал по-настоящему здорово – да, во второй половине сезона он не набрал тех очков, которых от него ждали, но ему было нелегко выступать на том же уровне, что в начале сезона, когда он выигрывал гонку за гонкой. Складывается ощущение, что он немного сдал, но если оценивать чемпионат целиком, Дженсон оказался лучшим и заслужил титул, что хорошо для него, Brawn GP и Формулы 1.

Адриан Сутил: Да, Дженсон по праву взял титул. В предыдущих гонках ему пришлось нелегко – возможно, их машина уже не была быстрейшей, но он использовал все возможности и набирал очки, которых хватило для титула. Мои поздравления – он сработал великолепно!

Ярно Трулли: Дженсон хорошо провел сезон и заслуженно стал чемпионом. У него были взлеты и падения, но он контролировал ситуацию. Когда у него была лучшая машина, он доказывал свою способность побеждать, а когда приходилось обороняться, действовал безошибочно и сохранял концентрацию.

Кими Райкконен: В конце сезона у кого больше всех очков, тот и заслуживает титул. Дженсон выступил результативнее – значит, он по праву стал чемпионом.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere dello Sport) Кими, что бы вы хотели сказать Фернандо, который заменит вас в Ferrari?
Кими Райкконен: Не думаю, что я должен что-либо говорить – он сам во всем разберется. Фернандо давно выступает в Формуле 1, вряд ли в Ferrari у него возникнут какие-то проблемы. Полагаю, он уже встречался с сотрудниками команды, в остальном мне нечего добавить…

Вопрос: (Готам Шарма – F1 Racing, Middle East) Вопрос для Фернандо: известно ли вам что-нибудь о машине, которую вы будете пилотировать в следующем году? У вас есть какие-то цели, или вы примите новый сезон таким, каким он получится?
Фернандо Алонсо: Мне ничего не известно о новой машине, но я надеюсь, что она позволит бороться за титул, ведь это основная цель не только для меня, но и для команды. Надеюсь, после неудачного сезона мы сможем выиграть несколько гонок, а там посмотрим, как все сложится. Результат зависит от множества факторов, но перед началом сезона нет какого-то четкого плана – ты действуешь по ситуации…

Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Вопрос для Кими. Вы говорили о нескольких вариантах продолжения карьеры – если вы останетесь в Формуле 1, насколько важно для вас иметь возможность время от времени выступать в других гоночных сериях? Не является ли это ваше желание камнем преткновения в переговорах с другими командами?
Кими Райкконен: Если я остаюсь в Формуле 1, в моем контракте должно быть прописано, что я могу гоняться в ралли. Это нисколько не повредит – любой пилотаж приносит дополнительный опыт. Если выступление в других гоночных сериях не отвлекает от Формулы 1, это нельзя считать проблемой.

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Судьба чемпионата уже решена. Для тех у кого еще нет контракта на следующий сезон, предстоящая гонка – последний шанс проявить себя?
Ярно Трулли: Мы гоняемся не только для себя, но и для команды. Мы всегда выкладываемся по максимуму и хотим закончить финальную гонку с высоким результатом для всех нас.

Кими Райкконен: Мы всегда стараемся выступить как можно лучше, и в финальной гонке будем действовать так же, пытаясь вернуть себе третье место в зачете Кубка Конструкторов. Если в последней гонке ты выкладываешься только ради того, чтобы зарекомендовать себя в глазах потенциальных работодателей – тебе не место в чемпионате. Как в любом другом Гран При, мы выложимся на 100%.

Адриан Сутил: Мой подход не изменится – я всегда стараюсь выжать из машины максимум, и последняя гонка – не исключение.

Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Фернандо, когда в 2005 году вы завоевали титул, до конца сезона оставалось еще две гонки. Каким был ваш подход? К примеру, Дженсон Баттон уже выполнил свою задачу – для него ситуация меняется?
Фернандо Алонсо: Думаю, он будет вести себя более спокойно, поскольку уже завоевал титул, а команда обеспечила себе Кубок Конструкторов – им не за что бороться, остается лишь наслаждаться уик-эндом, хотя в предыдущих гонках пришлось понервничать.

В 2005 году я оказался в иной ситуации: Renault до последнего момента боролась за Кубок Конструкторов, и финальный уик-энд выдался напряженным, но для Дженсона предстоящий этап не обещает ничего, кроме веселья.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё