Гран При Абу-Даби : Пресс-конференция в пятницу

Гран При Абу Даби. Пресс-конференция в пятницу

Участники: Боб Белл (Renault), Марио Тайссен (BMW Sauber), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Росс Браун (Brawn GP)

Вопрос: Вопрос ко всем – ваше мнение о трассе в Абу Даби?
Боб Белл: Уверен, со мной все согласятся – это фантастическая трасса! Команды получили замечательную возможность проявить себя в совершенно новых условиях, кроме того, нам оказан великолепный прием. Хорошо, что чемпионат открывает для себя новые уголки земного шара. Сегодня мы добились не лучших результатов, но вряд ли это можно списать на трассу.

Марио Тайссен: Уникальное место – не могу представить, что кто-то сможет добиться большего! Команды работают в великолепных условиях, интересная конфигурация трассы, необычный выезд с пит-лейн. Надеюсь, нас ждет хороший уик-энд, который станет образцом для многих последующих гонок.

Кристиан Хорнер: Да, это что то невероятное! Появление трасс вроде Сингапура задало новые стандарты, но на протяжении последних восемнадцати месяцев Берни Экклстоун повторял: «Дождемся Абу Даби». Не могу поверить, сколь много усилий было вложено в строительство этого автодрома! Перед нами качественно организованная трасса, а не просто красивая картинка. Кажется, гонщикам понравилась конфигурация, команды получили очень теплый прием – все это во многом напоминает Сильверстоун…

Росс Браун: Потрясающий автодром, честь и хвала организаторам и Берни! Знаю, иногда мы сильно досаждаем Экклстоуну, но он все равно продолжает устраивать новые этапы и стимулирует людей на строительство подобных объектов.

Очень интересная трасса с непростым сочетанием поворотов – пит-лейн организован немного непривычно, но иногда мне кажется, что в последнее время Формула 1 начинает вести себя излишне осторожно, так что дополнительный элемент прессинга нельзя считать чем-то отрицательным.

Вопрос: Какой была реакция гонщиков, особенно на смену освещения? Как они оценивали уровень сцепления?
Боб Белл: Наши гонщики не комментировали уровень освещения – я разговаривал об этом с Фернандо Алонсо, он чувствовал себя вполне комфортно. Что касается уровня сцепления, он оказался не таким плохим, как мы предполагали. В обоих случаях все было в порядке.

Вопрос: Можно ли сказать то же самое о выезде с пит-лейн?
Боб Белл: Поначалу он вызвал определенное недоумение, но постепенно все адаптировались, и у наших гонщиков не возникло каких-либо проблем.

Марио Тайссен: Нику трасса сразу пришлась по душе, а вот Роберт поначалу чувствовал себя не совсем уверенно. Выезд с пит-лейн действительно не такой уж и простой, к тому же, утром трасса была очень грязной. Результаты улучшались вплоть до окончания второй части свободных заездов, но на выезде с пит-лейн асфальт оставался запыленным, из-за чего гонщикам приходилось соблюдать осторожность. В остальном впечатления только положительные.

Кристиан Хорнер: Нашим гонщикам понравилась эта трасса. Похоже, на прогрев резины требуется некоторое время, но единственное, что обеспокоило Марка и Себастьяна, это скорость машин Brawn GP на втором секторе.

Росс Браун: Разгрузите аэродинамику – и вы поедете столь же быстро.

Кристиан Хорнер: Понятно.

Росс Браун: Наши гонщики не высказывались по поводу освещения, но есть один интересный момент: прожекторы расположены на достаточном удалении от траектории и не создают лишнюю тень, что очень неплохо. Как в случае с любой новой трассой, автодром Яс Марина ждут постепенные преобразования, но пока я не вижу необходимости в серьезных доработках. Гонщикам понравилось то, что они увидели – думаю, мы получим действительно интересный уик-энд.

Медленный выход на главную прямую и такой же медленный поворот в ее конце дает шанс на обгон, но серьёзно нагружает тормоза, что нужно учитывать в гонке. Кроме того, сегодня у многих возникли проблемы с гранулированием, но состояние трассы улучшается, и, возможно, в воскресенье ситуация будет иной. Как заметил Кристиан, на прогрев резины все-таки требуется определенное время, из-за чего она успевает гранулироваться, но серьезных неприятностей не наблюдалось…

Вопрос: Боб, как идет подготовка к следующему сезону? Вы останетесь в должности руководителя команды? Многие считают, что временный статус не решает вопросы управления…
Боб Белл: Мы целиком сосредоточенны на подготовке к новому сезону. В этом году нам уже не на что рассчитывать, но команда все-таки добилась определенного прогресса при поддержке Renault и всех наших партнеров – в том числе тех, что присоединились к нам уже в этот уик-энд.

Что касается меня, я буду рад руководить командой в течение ближайших нескольких месяцев. До старта следующего сезона нам нужно устранить кое-какие проблемы – такова моя основная задача. В остальном – если Renault найдет более подходящую кандидатуру, я не стану возражать, а если решение окажется в мою пользу, буду действовать по ситуации. Но сейчас меня это нисколько не беспокоит: главное – уверенно закончить сезон.

Вопрос: Марио, не могли бы поделиться последней информацией о перспективах Sauber?
Марио Тайссен: Мы по-прежнему работаем над ситуацией, добились значительного прогресса, но основная проблема – место на стартовой решетке. Это все, что я могу сейчас сказать. Решение пока не принято.

Вопрос: Есть какой-то установленный срок, в течение которого ситуация разрешится?
Марио Тайссен: У нас нет крайних сроков, но с каждым днём ситуация осложняется. Кроме того, приглашать гонщиков и спонсоров можно лишь в том случае, если у вас есть место в пелотоне.

Вопрос: Отказ двигателя на машине Роберта подразумевает установку запасного, девятого мотора?
Марио Тайссен: Сегодняшний отказ двигателя объясняется тем, что несколько гонок назад мы приняли решение не устанавливать на машину Роберта девятый мотор. Мы пытаемся провести последние четыре этапа на одном моторе, поэтому на тренировке Роберт использовал двигатель, уже прошедший более 2000 км. Честно говоря, я надеялся, что он откажет только на последнем круге сессии.

Вопрос: Получается, у вас есть мотор на оставшуюся часть уик-энда?
Марио Тайссен: Да.

Вопрос: Кристиан, как обстоят дела с моторами для Себастьяна Феттеля?
Кристиан Хорнер: Пока всё неплохо. После проблем в Валенсии мы оказались под серьезным прессингом, но Renault оказала неоценимую поддержку, разработав оптимальную схему использования оставшихся моторов и существенно увеличив их ресурс. Пожалуй, на сегодняшний день наша команда входит в число лидеров по показателю пройденной дистанции.

Завтра Себастьян получит двигатель, который стоял на его машине в Японии, так что риск использования девятого мотора практически нулевой. Более того: даже если произойдет очередной отказ, у нас в распоряжении есть еще один мотор – благодаря Renault нам удалось взять ситуацию под контроль.

Вопрос: Вам не удалось завоевать титул, но команда гарантировала себе второе место в Кубке Конструкторов. Чувствуете огорчение, или рады закончить сезон на столь высоких позициях?
Кристиан Хорнер: Нужно рассматривать сезон в целом, принимая во внимание, с каких позиций начинала команда. Мы добились серьезного прогресса, стали выигрывать гонки, а наши гонщики на протяжении большей части сезона претендовали на титул.

В этом году чемпионат состоял из семнадцати этапов, по ходу которых Дженсон Баттон и Brawn GP сработали чуть лучше. У них не было проблем с надежностью, они сразу создали отрыв. На их счету всего три финиша вне призовой восьмерки против наших двенадцати, но во второй половине сезона вряд ли кому-то удалось набрать больше очков, чем Red Bull, поэтому я горжусь достижениями нашей команды.

Нас активно поддерживала Renault – без них мы бы не смогли добиться таких результатов. В этом году мы многому научились и при условии стабильности в регламенте сможем использовать созданный базис для дальнейшего прогресса.

Вопрос: Росс, какова атмосфера в команде после гонки в Бразилии?
Росс Браун: В команде чувствуется эйфория от успеха. Должен сказать, борьба была по-настоящему честной – знаю, журналистам иногда свойственно сгущать краски, но этот сезон запомнится именно духом соперничества. Думаю, я могу гордиться нашими достижениями – пожалуй, до возвращения на базу я не понимал, насколько этот успех важен для наших сотрудников: некоторые из них работают в Формуле 1 еще со времен Tyrrell, но за все предыдущие годы команда выиграла только одну гонку.

Приятно разделить радость победы с теми, кто вложил в нее столько сил. Зимой мы не представляли, сможет ли команда пережить февраль, но сотрудники не опускали руки и работали даже по выходным, стараясь сделать все необходимое. Если сравнить наше положение тогда с ситуацией в настоящий момент, итоговый результат воспринимается как нечто уникальное.

В трудные времена Формула 1 возвращается к принципам единства, зимой нас поддерживали многие участники чемпионата. Да, конкуренция по-прежнему высока, но приятно осознавать, что команды готовы помогать друг другу.

Вопрос: В преддверии следующего сезона к вашим гонщикам приковано повышенное внимание. Не могли бы вы прокомментировать ситуацию? Удалось уладить вопрос о контракте Дженсона?
Росс Браун: Мы приняли решение закончить чемпионат и договорились, что в последующие две недели не будет никаких изменений. Думаю, этот период будет очень напряженным…

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Росс, продолжим тему. В минувшее воскресенье в интервью одной из радиостанций вы сказали, что на 99% уверены в том, что Дженсон останется в команде, но вчера сам он заявил, что не стал бы оценивать свои перспективы с точки зрения процентов и вероятности. Почему вы настолько уверены в продлении контракта?
Росс Браун: Я видел, как Дженсон работает с командой, и как команда работает с Дженсоном. Мы предоставили ему машину, позволяющую раскрыть все его способности, и Дженсон в курсе наших дальнейших планов. Есть несколько моментов, которые необходимо решить, но я не сомневаюсь, что у нас все получится. Разумеется, я хочу оставить Дженсона в команде: в этом году он сработал фантастически, а с титулом станет еще сильнее, поэтому мы делаем все возможное, чтобы удержать его.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Марио Тайссен уже отвечал на этот вопрос, поэтому я хочу задать его трем другим джентльменам: в каком направлении должна двигаться Формула 1 под президентством Жана Тодта?
Боб Белл: Вне всяких сомнений, Формуле 1, необходим сильный лидер. Не хочу сказать, что такового не было в предыдущие годы – он был, но чемпионат не всегда развивался в направлении, с которым мы были бы согласны. От Жана мы ждем, прежде всего, четких приоритетов и конструктивного диалога со всеми командами, дабы принимаемые решения учитывали интересы всех участников чемпионата, в том числе автопроизводителей, зрителей, спонсоров и владельцев трасс. FIA должна сделать все возможное, чтобы удовлетворить требования заинтересованных сторон – надеюсь, Жан с этой задачей справится. В Ferrari он зарекомендовал себя грамотным руководителем, и если он применит такие же принципы на посту президента FIA, Формулу 1 ждет прекрасное будущее.

Кристиан Хорнер: Соглашусь с Бобом. Жан хорошо знает проблемы Формулы 1, ралли или кузовных чемпионатов. За его плечами уникальный опыт работы в автоспорте, он феноменальный менеджер, добившийся значительных успехов. Сейчас он принимает на себя новую роль, где ему предстоит выступать гарантом честной борьбы, стабильности, постепенного снижения затрат и повышения стандартов безопасности. Думаю, у команд Формулы 1 есть реальная возможность тесного сотрудничества с Жаном и его представителями – надеюсь, мы добьемся плодотворного взаимодействия с FIA.

Росс Браун: Лично я считаю Жана достойным преемником Макса Мосли. Как сказал Кристиан, Жан лично участвовал во многих гоночных дисциплинах. Он был штурманом в ралли, затем возглавил команду, привел ее к титулу, позже добился успехов в Формуле 1 – немногим удавалось подобное. Он знает, как сформировать работоспособный коллектив и найти решение, учитывающее самые разные интересы.

Жан на протяжении двенадцати лет руководил командой Ferrari, поначалу ему было очень нелегко, но в итоге всё получилось. Он умеет управлять ситуацией, ему нравится работать в команде. Он знает, как использовать индивидуальные качества людей в рамках одной группы – насколько мне известно, в FIA Жан сформировал неплохую команду, теперь я с оптимизмом смотрю в будущее. За последние годы мы добились очень многого – думаю, Жан продолжит это дело.

Вопрос: (Вальтер Костер – Saarbrucker Zeitung) У меня необычный вопрос: господин Тайссен, небольшой тест на память после десяти лет работы в Формуле 1. Вы помните ваших коллег по первой пресс-конференции? Каким был ваш ответ на первый вопрос ведущего?
Марио Тайссен: Понятия не имею. Вы слышали о болезни Альцгеймера? Уверен, ведущий знает… (Ведущий не знает)

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Вопрос к Бобу Беллу: мы слышали, что в следующем году в Renault может перейти Хейкки Ковалайнен или Тимо Глок… Не могли бы вы рассказать подробнее? Что в таком случае будет с Романом Грожаном? Renault не сможет сохранить своего протеже?
Боб Белл: Сейчас есть несколько свободных гонщиков, в интересах команды мы должны оценить все варианты. Мы присматриваемся к кандидатам и постараемся как можно быстрее сделать свой выбор. У Романа тоже есть шансы, но мы должны взвесить все за и против. Если он выпадет из числа претендентов, нам будет жаль исключать его из программы Renault. Кроме того, он француз, что повлечет за собой определенные последствия, но в головной компании поддерживают нашу политику, согласно которой мы должны пригласить лучших. Если это будет Роман – замечательно, но наша цель – обеспечить себе сильный состав.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для Кристиана: вы уже определились с поставщиком моторов на следующий сезон?
Кристиан Хорнер: Как я уже говорил, мы получили невероятную поддержку со стороны Renault. За три года совместной работы у нас сложились замечательные партнерские отношения, однако пришло время для переоценки. Полагаю, у нас есть все необходимые доводы, и мы сможем в самое ближайшее время принять решение – думаю, сразу после этой гонки.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Росс, вы встречались с Лукой ди Монтедземоло после того, как завоевали титул?
Росс Браун: Нет, мы разговаривали по телефону, он очень вежливо поздравил меня с успехом. Он писал мне до и после гонки, а позже мы смогли созвониться.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Кристиан, в начале этой беседы вы пошутили насчет Сильверстоуна, однако именно эта трасса остается единственным вариантом для проведения Гран При Великобритании, поскольку Донингтон столкнулся с финансовыми проблемами. На этой неделе Берни Экклстоун заявил, что Формуле 1 не нужен британский этап, но я полагаю, что вы, Росс и Боб, будучи руководителями базирующихся в Великобритании команд, с ним не согласны...
Кристиан Хорнер: Абсолютно! Нужно учитывать объем ресурсов, доступный для различных трасс. Автодром в Абу Даби принадлежит государству, а Сильверстоун находится в частной собственности.

Гран При Великобритании в Сильверстоуне – важный этап чемпионата, эта гонка была в календаре с момента основания Формулы 1. Гонщики обожают ее, это домашний Гран При для половины пелотона – надеюсь, из-за заминки с Донингтоном владельцы Сильверстоуна и представители FOM, наконец, смогут договориться. Будет крайне обидно, если этой трассы не окажется в календаре следующего сезона.

Росс Браун: В этом году в Сильверстоуне мы увидели фантастическую гонку. Кажется, Деймон Хилл сказал, и я с ним полностью согласен, что Формула 1 своей популярностью во многом обязана уникальному сочетанию различных этапов. Именно благодаря своему историческому наследию чемпионат столь привлекателен для стран вроде Объединенных Арабских Эмиратов: если мы от него откажемся, Формула 1 потеряет свою притягательность для других государств.

Нужно сохранять баланс между исторической ценностью легендарных автодромов и новыми возможностями современных трасс. Потеря Сильверстоуна станет настоящей трагедией – надеюсь, Берни примет правильное решение. Эпизод с Донингтоном внес лишнюю сумятицу – хочется верить, что клуб британских гонщиков найдет возможность провести этап именно в Сильверстоуне.

Боб Белл: Согласен с Россом. Сила чемпионата – в его разнообразии, было бы ошибочным переключаться исключительно на современные автодромы. Кристиан уже заметил, что для большинства людей, работающих в Формуле 1, британский этап является домашним, и я прекрасно знаю, насколько он важен для обычных сотрудников команд – им и их семьям будет очень обидно потерять эту гонку. Наша команда – на стороне Сильверстоуна.

Вопрос: (Амина Бентутах – Al Dhafrah Magazine) Какие проекты, связанные с Формулой 1, вы намерены развивать в ОАЭ? Мы слышали, что на острове Яс построили школу, в которой будут обучать навыкам управления машиной Формулы 1. Вы планируете отправлять сюда своих гонщиков?
Росс Браун: Прошу прощения, но мне ничего не известно о таких тренировках. Что действительно интересно, так это вопросы в сфере технологий – некоторые страны заинтересованы в размещении у себя технологических баз, и, насколько мне известно, команда Williams уже открыла одну такую в Катаре. Нас тоже привлекает возможность обмена инновациями, мне самому хотелось бы использовать Формулу 1 как площадку для обучения инженеров и развития новых технологий. Не знаю, как обстоят дела с гонщиками, но к технологиям интерес огромен.

Кристиан Хорнер: Главное, что в регионе появляются автодромы мирового уровня – речь идет не только об Абу Даби, но и о Бахрейне. Притом дело касается не только самих трасс, соответствующим образом развивается инфраструктура, появляются картодромы, что, в свою очередь, должно привлечь гонщиков и инженеров, которые помогут молодым спортсменам выйти на самый высокий уровень. Думаю, это лишь вопрос времени…

Марио Тайссен: Несколько лет назад мы основали в азиатско-тихоокеанском регионе серию Formula BMW, одновременно построив в Бахрейне центр обучения гонщиков. Из-за отсутствия гоночной инфраструктуры чемпионат развивался с большими трудностями. К примеру, в Европе гонщики выступают в картинге на протяжении четырех-пяти лет, прежде чем садятся за руль формульной машины. Здесь все было иначе, но в итоге проект набрал силу, и в следующем году мы проведем очередной сезон.

Боб Белл: Мы не участвуем в организации каких-то специальных тренировочных центров здесь или где-либо еще, но я искреннее считаю, что за Формула 1 может наладить плодотворное технологическое сотрудничество с государствами, которые она посещает. К примеру, мы поддерживаем партнерские отношения с институтами различных стран, в которых есть гоночные трассы – это выгодно и местным сообществам, и Формуле 1. Взаимодействие незаметно со стороны, однако это важная часть нашего бизнеса…

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Господин Белл, вернемся к уже озвученной теме. Если не учитывать тот факт, что Роман Грожан молод и неопытен, как бы вы охарактеризовали его выступление в нынешнем сезоне?
Боб Белл: Ключевое слово – неопытность. В отсутствие тестов молодому гонщику очень нелегко дебютировать в чемпионате уже по ходу сезона. Хорошо, если вы заранее познакомились с командой и отработали зимние тесты, но в случае с Романом все было иначе, что осложнило ситуацию и для него, и для нас.

Такова проблема современной Формулы 1. Сокращение тестов было оправданным, этот момент я нисколько ни критикую, но в результате гонщикам пришлось труднее. Роман был вынужден справляться с двумя обстоятельствами: во-первых, его напарником оказался двукратный чемпион мира, во-вторых, мы не предоставили ему действительно хорошую машину. Ему пришлось нелегко, но это ничуть не умаляет его таланта, который в будущем непременно заявит о себе…

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё