Гран При Великобритании : Пресс-конференция в пятницу

Мартин Уитмарш (McLaren Mercedes), Джон Хауэтт (Toyota), Росс Браун (Honda), Сэр Фрэнк Уильямс (Williams)

Участники: Росс Браун (Honda), Джон Хауэтт (Toyota), Мартин Уитмарш (McLaren Mercedes), Сэр Фрэнк Уильямс (Williams).

Вопрос: Мосли написал командам письмо с описанием дальнейших изменений регламента. Что вы об этом думаете?
Фрэнк Уильямс: Самое важное в письме Макса то, что в нем подтверждено намерение и дальше снижать расходы. Мы уже приняли идею KERS, и все, что каким-либо образом связано с моторами, отныне относится к нашим поставщикам. Интересно, что в этом письме Макс не говорит «Я», а, напротив, просит нас разработать новые правила, чтобы он впоследствии мог подписать регламент.

Мартин Уитмарш: Думаю, мы продолжим работу над безопасностью, зрелищностью и снижением затрат. В FIA все время подчеркивают такую необходимость. Для достижения поставленных целей командам и федерации нужно работать вместе – конкурентоспособная Формула 1 в интересах каждого. Мы целиком поддерживаем эту инициативу, пора придумать что-то стоящее.

Джон Хауэтт: С точки зрения Toyota мы бы предпочли вернуться на шаг назад и разработать четкий регламент принятия изменений, а также извлечь полезный опыт из всего того, что было сделано в последние пару лет. Кто-то скажет – правило одной коробки передач на четыре гонки обернулось большими затратами, и в таком случае мы ответим: «никаких проблем, давайте обсудим». Нужно четко понимать сам процесс разработки регламента, управленческий процесс и его связь с Договором Согласия. Мы готовы обсуждать все детали.

Росс Браун: По-моему, главное то, что письмо оставляет за командами право собраться вместе и выработать общие правила. Лучший вариант - когда все без исключения одинаково оценивают будущее Формулы 1, так можно предугадать направление развития. Мы знаем, что хорошо для дела, хотим снизить расходы, повысить безопасность и зрелищность, у нас общие цели – если все участники чемпионата примут единое решение, каждый будет доволен. Однако, важно иметь уверенность в том, что FIA разделяет наши намерения – в противном случае работа обернется пустой тратой времени. Уверен, для всех нас это уникальная возможность выработать единое решение во благо Формулы 1.

Вопрос: Еще один вопрос для всех: Сегодня FIA и FOM определили будущее Гран При Великобритании. Каково ваше мнение?
Фрэнк Уильямс: Я рад, что Гран При Великобритании останется в календаре чемпионата мира – многие опасались, что этого не случится, однако же, все обошлось. Донингтон так Донингтон, Сильверстоун так Сильверстоун, хотя, лично мне по душе второй вариант. Сильверстоун расположен чуть ближе к нашей базе и аэропорту Хитроу, но если гонка пройдет в Донингтоне, мы приедем туда.

Мартин Уитмарш: Как сказал Фрэнк, сохранить Гран При Великобритании было очень важно. Сильверстоун и Донингтон – отличные трассы, с последней у меня связаны приятные воспоминая, и будет здорово туда вернуться.

Джон Хауэтт: Думаю, об этом уже сказали – британский Гран При остался в календаре чемпионата. Досадно терять поистине историческую трассу, но я уверен, Донингтон привнесет в Формулу 1 очень хорошую атмосферу.

Росс Браун: Соглашусь со всеми. Главное, что нам удалось сохранить Гран При Великобритании, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны таких стран как ОАЭ или Бахрейн. Немного жаль расставаться с Сильверстоуном – эта трасса находится совсем недалеко от нашей базы.

Вопрос: Фрэнк и Мартин, что вы думаете о решении Дэвида Култхарда повесить шлем на гвоздь?
Фрэнк Уильямс: Дэвид выступал за Williams всего один год, но уже тогда было ясно, что впереди его ждет немало побед и, возможно, титул. Он был джентльменом и легко находил общий язык с окружающими. Не знаю, как обстоят дела сейчас, но в те времена он уверенно шел к своей цели.

Вопрос: Как вы оцениваете его решение уйти из гонок?
Фрэнк Уильямс: Глядя на сегодняшние результаты, я не перестаю удивляться, почему он до сих пор занимается всем этим. Впрочем, Дэвид выступает уже 12 или 13 лет, он шотландец и наверняка скопил немало денег – думаю, на достойную пенсию ему хватит.

Мартин Уитмарш: Мне было приятно поужинать с Дэвидом в нашем Технологическом Центре. Следует напомнить, что он провел за McLaren больше гонок, чем любой другой пилот, его влияние на команду было просто потрясающим. Думаю, он настоящий профессионал – в межсезонье Дэвид словно рождался заново, становился более натренированным и целеустремленным, поэтому немного жаль, что такой человек покидает этот спорт. Он отлично поработал, и, как сказал Фрэнк, глядя на его сегодняшние результаты, невольно задумываешься – а действительно ли ему пора на пенсию. Впрочем, это решение принял сам Дэвид. Мы очень благодарны ему за все победы, одержанные для McLaren. Посмотрим, чем он займется в следующем году.

Вопрос: Джон, отличный результат во Франции и неплохие показатели на недавних тестах, правда, сегодня все пошло несколько иначе. Каким был настрой после гонки в Маньи-Кур?
Джон Хауэтт: Мы были очень воодушевлены результатами проделанной работы, но команда по-прежнему находится совсем не там, где должна быть – мы проигрывали даже поврежденной машине Кими. Чтобы выйти на требуемый уровень, нужно много работать, и тем не менее, результат Ярно был просто великолепен.

Вопрос: Как прошли тесты?
Джон Хауэтт: Неплохо. К Хоккенхайму мы готовим новый аэродинамический пакет, а сегодняшний день выдался очень непростым – правда, здесь все зависит от того, по какой программе работали команды. Реальный расклад сил мы увидим в квалификации.

Вопрос: Росс, ваша RA108 тоже претерпела кое-какие изменения. Как они зарекомендовали себя на тестах и в сегодняшней тренировке?
Росс Браун: Сейчас наши пилоты очень довольны балансом машины, но в Маньи-Кур она оказалась недостаточно быстра. Учитывая приоритеты команды, наша программа развития не насколько интенсивна, как в прошлые годы. Мы не хотим торопиться и поэтому немного откатились назад. Эти новинки были запланированы довольно давно, они появятся на машине уже в ближайших трех гонках – речь идет о новом носовом обтекателе, переднем антикрыле и еще кое-каких доработках. К Хоккенхайму мы еще раз усовершенствуем аэродинамику, в Венгрии представим новую заднюю подвеску, и на этом программа развития RA108 будет завершена. Прогресс очевиден уже сейчас, но полноценную машину мы получим только в Будапеште.

Вопрос: Разве ускорение темпов работы не было вашей целью?
Росс Браун: Мы несколько перегруппировали задачи: вместо того, чтобы постоянно переходить с одного на другое, мы определили пару приоритетных проектов. Мне хотелось добиться баланса целей на этот и следующий сезоны. Да, в Монце у нас будет специальный аэродинамический пакет, но уже сейчас мы отходим от доработки этой машины и начинаем думать о будущем.

Вопросы с мест

Вопрос: (Боб Булл – BBC Three Counties Radio) По-вашему, можно ли удешевить спорт в условиях столь жесткой конкуренции?
Мартин Уитмарш: Думаю, да. Формула 1 очень дорога сама по себе, и некоторые из уже предложенных инициатив оказались весьма успешными. Отдельные идеи были выдвинуты FIA в попытках установить контроль над растущими расходами, и мы знаем, что издержки можно снизить без ущерба зрелищности.

Для тех из нас, кто уже давно выступает в Формуле 1, крайне важно, чтобы чемпионат оставался вершиной автоспорта, и с помощью продуманных мер можно сохранить этот статус. По-моему, командам не всегда удавалось совместно решать какие-то общие задачи, но в данный момент все без исключения участники чемпионата сошлись во мнении, что не только для собственной выгоды, но и для общего блага следует дать зеленый свет независимым командам. Нужно сделать так, чтобы спорт сам обновлял себя, поэтому впереди очень много работы.

Фрэнк Уильямс: Мартин верно расставил приоритеты, хочу лишь добавить, что машины для следующего сезона создаются с расчетом на облегчение обгонов, и если эта задача будет выполнена, на своих экранах вы увидите совершенно иную картинку.

Росс Браун: Думаю, решение ограничить бюджеты команд было верным. Главной проблемой всегда были ограничения технического характера – стоило запретить одно, как все средства направлялись на что-то другое. К примеру, мы заморозили двигательный регламент, и все средства команд были брошены на аэродинамику. Но если ограничить сам бюджет, расходы непременно упадут.

Итогового решения еще нет, нужно разработать какие-то технические рамки, причем сделать это так, чтобы у команд не осталось ни единой лазейки. Есть предложения ограничить использование аэродинамических полигонов, но если оставить без должного внимания вычислительную гидродинамику, все деньги пойдут на закупку суперкомпьютеров. К тому же, никто до сих пор не объяснил мне, что вкладывается в само понятие «вычислительная гидродинамика» - эту сферу невероятно трудно загнать в какие-то рамки. Можно включать аэродинамическую трубу на двенадцать часов в день, но как проконтролировать компьютеры? Впрочем, я согласен с Мартином – сейчас команды готовы собраться вместе и придти к единому решению.

Джон Хауэтт: Уверен, в условиях открытого диалога и при активном участии сторон поставленные цели достижимы, в противном случае начнутся трудности. У нас есть все необходимое, но прозрачность в Формуле 1 всегда была проблемой, особенно когда речь шла о технической стороне.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Фрэнк, не могли бы вы сказать несколько слов о ваших пилотах? Как Нико и Казуки выступают в этом году?
Фрэнк Уильямс: Нико все еще учится. Он слишком часто попадал в аварии, но у него нет недостатка в скорости. Накаджима еще не сказал своего слова, но набрал семь очков, хотя поначалу не мог ехать так быстро, как хотел. Он хороший командный игрок, работящий и сообразительный.

Вопрос: (Такехару Кусуда – Lapita Magazine) Фрэнк, в вашей команде выступают два молодых пилота – Казуки и Нико. Сегодня Казуки развернуло, да и в квалификациях он смотрится довольно бледно. В чем разница между ним и Нико?
Фрэнк Уильямс: Квалификация пройдет завтра, а сегодня их разделили две десятых – меньше, чем я сам предполагал. Что касается Казуки, его результат просто впечатляет – раньше он сильно уступал Нико, но теперь постепенно приближается к нему. Хочу заметить, что в этот раз он практически не ошибался.

Вопрос: (Томас Рихтр – TV Nova) Вопрос для Мартина и Фрэнка: 14 дней назад Макс Мосли попросил McLaren и Williams надавить на FOM и выбить с нее больше доходов от телевизионных трансляций, чтобы вы могли платить за услуги FIA несколько иные суммы. Ваши комментарии?
Мартин Уитмарш: Не припоминаю, чтобы кто-либо прямо давил на кого-то. Нам всегда приятно получать от FOM как можно больше денег, но это предмет коммерческих переговоров между командами и ведомством Берни Экклстоуна. В настоящее время в FIA отказались от идеи увеличения вступительной платы и сопутствующих издержек, и мы приветствуем это, но, в то же время, Формула 1 балансирует на грани, и с учетом необходимости снижения расходов нам крайне важно стабилизировать коммерческую составляющую спорта. Надеюсь, такого же мнения придерживаются и команды, и FIA, и FOM.

Фрэнк Уильямс: Мне почти нечего добавить. В этом году плата за участие в чемпионате будет расти только за счет инфляции, но Макс сказал, что хотел бы приобрести какое-то специальное оборудование и не прочь обсудить возможность участия команд в самой сделке. Это не правило, а скорее вежливая просьба. Можно говорить о ней пару часов, а можно и пару минут. Давайте выберем второй вариант.

Вопрос: (Томас Рихтр – TV Nova) Мартин уже касался этой темы, и мне хотелось бы спросить Росса, также говорившего о переговорах. Судя по всему, ситуация вокруг подписания нового Договора Согласия все больше смущает фанатов Формулы 1. Есть ли хоть какой-нибудь намек на разрешение этого вопроса?
Росс Браун: Если ситуация смущает поклонников спорта, значит, она смущает и нас. На решение проблемы уйдет немало времени.

Вопрос: (Люк Доменьо – Le Matin) Нет ли противоречия между стремлением снизить расходы и увеличением числа Гран При? Во сколько обходится вам каждая новая гонка? В следующем году не будет традиционного летнего перерыва, что, по словам Рона Денниса, вынудит команды иметь по две бригады механиков…
Мартин Уитмарш: Да, отсутствие августовского перерыва несколько осложнит ход сезона, механикам придется нелегко. Взгляните на календарь – насколько меньше дней они проведут в Великобритании. Кажется, вы спросили о противоречии между идеей снижения расходов и ростом числа Гран При…

Нужно понимать, что мы работаем в бизнесе развлечений – дополнительная гонка увеличит не только наши издержки, но и коммерческую стоимость Формулы 1. Деньги, потраченные на развитие технологий, не поднимают стоимость спорта, поэтому стремление провести как можно больше гонок будет всегда. Когда-нибудь мы найдем точку насыщения, но сейчас все ограничено двадцатью Гран При по ходу сезона. В следующем году нас ждут девятнадцать этапов, и это настоящий вызов для менеджеров команд, которым предстоит решить, как не измотать людей задолго до финиша последней гонки.

Джон Хауэтт: Все снова сводится к диалогу – каждый день мы стараемся правильно управлять своим бизнесом и снижать расходы. Мы знаем ключевые факторы роста издержек, и конструктивная дискуссия по вопросу числа Гран При пошла бы на пользу всем. Что касается дополнительных гонок – командам достаются как минимум 50% доходов, как правило, покрывающих основные затраты.

Росс Браун: Когда число гонок неуклонно росло, августовский перерыв был задуман как способ дать всем небольшую передышку по ходу непростого сезона. Сейчас мы хотим отменить его, что приведет к появлению дополнительных бригад механиков, без которых команды просто не смогут выдержать 11 месяцев напряженной борьбы. Чтобы одни могли отдыхать, должны работать другие. Мы уже обсуждали этот вопрос, но, похоже, забыли все выводы. Досадно…

Фрэнк Уильямс: Дополнительная гонка – очень заманчивое мероприятие с точки зрения бизнеса и тяжелое испытание для команды. Потребуется больше механиков, а банковский счет если и пополнится, то не на такую сумму, как вы могли подумать. Рон Деннис не раз прямо говорил Максу и Берни: «Больше гонок – больше потерь».

Вопрос: (Майк Дудсон) Возвращаясь к вопросу о Договоре Согласия – в условиях отсутствия самого документа, есть ли у вас обязательства выступать в Формуле 1 в течение еще нескольких лет? Иными словами, можете ли вы в один прекрасный момент просто покинуть чемпионат?
Фрэнк Уильямс: У нас есть соглашение с господином Экклстоуном, касающееся нового Договора Согласия. Этот документ датирован 25 ноября 2005 года и в нем говорится о новом Договоре, кроме того, Макс Мосли выпустил пресс-релиз, согласно которому Ferrari, Red Bull и Spyker поддержали продление сроков действия тогдашнего Договора еще на 5 лет. Если я правильно понимаю, Договор Согласия все-таки есть, просто некоторые не могут в это поверить.

Джон Хауэтт: Думаю, все мы сотрудничаем с FOA в рамках особого Меморандума о понимании. К чести FOA, все эти годы она работала очень неплохо, и если хотите, в рамках уже упомянутого меморандума у нее и команд по отношению друг к другу есть четкие контрактные обязательства. Проблема в том, что мы, выступая за модернизацию, на самом деле решили продлить срок действия старого Договора Согласия, являющегося трехсторонним соглашением. В процесс вмешалась FIA, и начались проблемы…

Вопрос: (Майк Дудсон) Команды могут покинуть чемпионат в конце года?
Джон Хауэтт: Думаю, это очень сложный юридический вопрос – есть Меморандум о понимании, в котором две стороны действовали открыто и честно. Если будут какие-то нарушения, мы можем уйти, но сейчас нет ни единого намека на подобный вариант развития событий, поэтому мы намерены остаться в Формуле 1 до 2012 года.

Вопрос: (Ники Такеда – Formula PA) Почему машина должна накапливать энергию только на торможении? Почему не на всем протяжении круга? В чем же выгода, если невозможно накапливать энергию в любой момент движения по трассе?
Росс Браун: Энергия торможения рассеивается за счет высокой температуры тормозных механизмов и просто теряется, а если восстановить ее, мы получим прибавку к общему количеству энергии машины. Это общее количество изначально создается двигателем, а потом расходуется на преодоление аэродинамического сопротивления, силы трения или просто теряется в момент снижения скорости – не знаю, в какой мере, но в очень весомой. Поэтому мы стараемся восстановить эти потери. Еще одними источниками энергии могут стать нагретые элементы систем охлаждения и отвода выхлопных газов, над этим мы будет работать уже в ближайшее время, а пока самый простой вариант – восстановление энергии на торможении. Такая же философия используется во многих машинах по всему миру.

Вопрос: (Боб Булл – BBC Three Counties Radio) Росс, вы упомянули, что завод Honda Racing расположен достаточно близко к Сильверстоуну. Европейских этапов становится все меньше, не кажется ли вам, что Формула 1 будет развиваться на восток?
Росс Браун: Лично я так не считаю. Великобритания и Европа накопили огромный опыт, но сейчас мы используем идеи со всего мира. К примеру, наша трансмиссия разработана в Японии, а когда я работал в Ferrari, команду активно поддерживал индийский концерн TATA. Мы ищем ресурсы везде, где только можно, но центром всех идей и сосредоточением гоночного опыта по-прежнему остается Европа и, в особенности, Великобритания.

Вопрос: (Алан Хан – The National, Абу Даби) Росс, вы говорили и о новых этапах чемпионата мира. Считаете ли вы, что они станут образцом для Гран При Великобритании?
Росс Браун: По-моему, некоторые современные автодромы существенно подняли стандарты инфраструктуры, но для меня как для человека, посвятившего гонкам не один год своей жизни, гораздо большее значение имеет характер трассы, ее история, ее дух. У Сильверстоуна богатая история, здесь можно вспомнить как дни успеха, так и дни неудач. Донингтону тоже есть чем гордиться, кроме того, есть предложения довести его инфраструктуру до уровня лучших автодромов, что, на мой взгляд, пойдет на пользу всей Великобритании.

Читайте ещё