Гран При Испании: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Гран При Испании значительно старше Формулы 1 – впервые он был проведён ещё в 1913 году. Гонка часто переезжала с места на место, благо в Испании достаточно трасс, но после появления автодрома в пригороде Барселоны в 1991 году этот вопрос больше всерьёз не обсуждался. С тех пор гонки Формулы 1 на территории Испании если и проводились в других местах – например, в Валенсии и в Хересе, то никогда не носили статус национального Гран При.

Много лет испанский этап открывает европейскую часть сезона, которая, за исключением летнего выезда в Канаду, продолжается до начала осени. А так как базы команд расположены в Европе, то именно к гонке в Барселоне они готовят первые серьёзные обновления машин – расстановка сил порой несколько меняется, хотя и не радикально.

Ситуация в чемпионате просто удивительная – ни в квалификациях, ни в гонках Нико Росберг не имел заметного преимущества над Льюисом Хэмилтоном, однако именно он выиграл все четыре прошедшие гонки, так что его преимущество над напарником и главным конкурентом в борьбе за титул достигло уже 43 очков. Конечно, впереди ещё 17 Гран При, по меркам недавнего прошлого – целый сезон, но отыграть такую фору будет очень непросто.

Начинать, впрочем, где-то нужно, и Гран При Испании для этого прекрасно подходит. На трассе в Барселоне эффективность машины чрезвычайно важна, так что в Mercedes получат преимущество над конкурентами. Всё, что нужно Хэмилтону – провести "нормальный" Гран При – без ошибок, неудач и штрафов, чего Льюису сделать пока не удавалось.

Макс Ферстаппен и Даниил Квят

Одним из центральных моментов уик-энда в Барселоне станет, конечно же, рокировка в Red Bull. Всё внимание, разумеется, будет приковано к Максу Ферстаппену, оказавшемуся в старшей команде. Голландец выступает в Формуле 1 второй год, но о его форме мы по сей день имеем довольно слабое представление, так как сравнивали его исключительно с Карлосом Сайнсом. А того, соответственно – только с Ферстаппеном. Вероятно, посмотреть на их результаты на фоне других соперников было интересно даже руководству Red Bull, что и стало одной из причин их решения.

К сожалению, «крайним» в этой ситуации оказался Даниил Квят, которому пришлось сделать шаг назад, вернувшись в Toro Rosso. Но у этого решения есть и свои плюсы. Во-первых, на настоящий момент даже прошлогодние моторы Ferrari всё ещё мощнее нынешних Renault, что будет весьма полезно на такой трассе, как Каталунья. Во-вторых, продемонстрировать свои возможности, конкурируя с Сайнсом, Квяту будет проще, чем когда его сосед по боксам – Даниэль Риккардо.

Интересно, что Квят и Сайнс сходятся в одной команде уже в четвёртой гоночной категории. Ранее они вместе конкурировали в Формуле BMW, в Формуле Renault 2.0 и GP3. В двух первых чуть быстрее оказывался Сайнс, а вот в GP3 Даниил просто разгромил своего старого товарища, с блеском завоевав титул, в то время как Карлос завершил чемпионат лишь 10-м – в итоге Квят дебютировал в Формуле 1 на год раньше Сайнса. Остаётся надеяться, что новое противостояние с испанцем опять станет трамплином для его карьеры.

О трассе…

Circuit de Catalunya. 66 кругов по 4,65 км = 307 километров. 16 поворотов. Машины настраиваются на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 317 км/ч с активированной DRS и 305 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают около 60% дистанции круга. Время для проведения пит-стопа – 21 секунда.

Трасса в Барселоне известна способностью выявлять недостатки машин, как механические, так и аэродинамические. Здесь есть повороты всех типов, от медленных до скоростных, преодолеть которые без потерь могут только самые лучшие машины, а на длинной, почти километровой прямой важна мощность мотора. Поэтому, а также из-за южного расположения, трасса чрезвычайно популярна в качестве тестового автодрома и хорошо известна гонщикам и инженерам.

Как и в Бахрейне, в Барселоне восемь зон торможения, но так как почти все повороты «ходовые», то и нагрузка на тормоза невелика. По той же причине непросто обгонять – обычно смена позиций происходит либо на пит-стопах, либо на длинной стартовой прямой при помощи DRS. Зоны торможения занимают 13% дистанции круга.

О резине…

Нагрузка на резину в Барселоне чрезвычайно велика, потому Pirelli впервые в сезоне привезёт на Гран При самый жёсткий состав – Hard. Асфальт на испанской трассе достаточно абразивный, но проблема не только в этом, но и в постоянно меняющихся условиях, которые довольно сильно влияют на поведение шин – сильнее, чем на других трассах.

В зависимости от температуры и ветра "рабочее окно" шин может достаточно сильно смещаться, так что главная задача команд – заставить резину работать. Вне оптимального диапазона резина не только становится менее эффективной, но и изнашивается быстрее, чем обычно. Не раз и не два шины в Барселоне лишали преимущества даже самые сильные машины и самых быстрых пилотов.

В этом году при выборе комплектов на уик-энд команды предпочли делать ставку на более мягкие составы – так произошло и перед Гран При Испании, что неизбежно приведёт к большому количеству пит-стопов. В последние два года большинство пилотов обходились двумя сменами шин, теперь это будет сделать довольно сложно.

Год назад в Испании...

С точки зрения текущего сезона рассматривать события прошлогоднего Гран При Испании можно двояко. С одной стороны, год назад на этой трассе отлично выглядел Нико Росберг, завоевавший первый в сезоне поул и первую в сезоне победу. С другой, можно сказать, что именно в Барселоне один пилот Mercedes смог, наконец, остановить доминирование другого. И если в этом году они поменялись ролями, то стоит ожидать, что теперь уже Хэмилтону на трассе Каталунья удастся изменить ход событий в свою пользу.

Помимо поула Нико, год назад ещё одним заметным событием субботней квалификации стали очень хорошие результаты пилотов Toro Rosso. Сайнс и Ферстаппен смогли занять третий ряд стартового поля, опередив обоих пилотов Red Bull Racing. Правда, во многом это было связано с особенностями машины, которая быстрее прогревает резину, но и быстрее расходует её на дистанции, так что в воскресенье гонщики итальянской команды оказались не столь быстры.

Ключевым моментом гонки, как это нередко бывает в Барселоне, оказался старт. Росберг захватил лидерство, Хэмилтон же пропустил Феттеля, и на протяжении большей части дистанции пытался вернуть вторую позицию. Однако обгонять на испанской трассе очень непросто даже несмотря на длинную стартовую прямую, так что выйти вперёд Льюис смог только на последнем отрезке гонки. Росберг за это время создал комфортный отрыв, которого с лихвой хватило, чтобы довести гонку до победы.

Феттель в итоге финишировал третьим. За места с четвёртого по шестое борьбы практически не было – Боттас, Райкконен и Масса провели очень спокойную гонку. На седьмое место уже после первого пит-стопа выбрался Риккардо, и не упустил его до самого финиша.

Что касается Даниила Квята, то он неплохо квалифицировался, впервые в сезоне опередив Риккардо, но на старте всё потерял, откатившись в середину пелотона. Всю гонку он пробивался наверх, провёл красивый обгон Ферстаппена, но на последние круги резины не хватило, так что в самом конце гонки его опередил Сайнс. В итоге россиянин заработал одно очко за десятое место.

Читайте ещё