Гран При США: Пресс-конференция в воскресенье

Элтон Джон и Льюис Хэмилтон на подиуме Гран При США

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Элтон Джон) Льюис, потрясающее выступление! Мне, британцу, быть свидетелем всего этого – просто фантастика! Примите поздравления!
Льюис Хэмилтон: Не могу поверить, что вы здесь! Дамы и господа, сэр Элтон Джон!

Вопрос: (Элтон Джон) Нет, сегодня ваш день! Какие потрясающие болельщики, какая невероятная поддержка – спасибо вам всем! И какая гонка! Льюис, что вы чувствуете?
Льюис Хэмилтон: Это невероятное чувство! Но прежде всего спасибо всем, кто приехал сюда! Я хочу поблагодарить всех болельщиков, которым пришлось мокнуть под дождём, но они всё выдержали и оставались с нами! Надеюсь, сегодня мы устроили для вас неплохое шоу.

Но пока я просто не могу подобрать нужные слова, чтобы рассказать о моих чувствах. Это непередаваемо, но я бы не смог выиграть титул, если бы не команда, которая придаёт мне силы все эти три года и помогает с машиной. Спасибо, парни, за всё, что вы для меня сделали! И спасибо моей семье – я люблю вас всех и продолжаю прогрессировать.

Вопрос: (Элтон Джон) Нико, примите поздравления, но, полагаю, вы несколько огорчены…
Нико Росберг: Невероятно огорчен. Не знаю, что именно произошло. Главное, при всей этой ужасной погоде болельщики были великолепны, на автодром пришло огромное количество людей – спасибо вам!

Вопрос: (Элтон Джон) Себастьян, вы стартовали тринадцатым, но финишировали третьим – потрясающее выступление. В какой-то момент вы были быстрейшим на трассе – это вселяет оптимизм в преддверии оставшихся гонок и следующего сезона?
Себастьян Феттель: У нас отличная машина, думаю, в этом сезоне мы превзошли все ожидания, но ты все равно чувствуешь себя не лучшим образом, когда пересекаешь финишную линию и понимаешь, что больше не участвуешь в борьбе за титул.

Мои поздравления Льюису, который отлично выступал на протяжении всего сезона. Я поздравляю и его команду с этим успехом. Мы сокращаем отставание, возможно, в следующем году попробуем навязать им борьбу.

Вопрос: (Элтон Джон) Думаю, вы в самом деле понемногу приближаетесь, так что борьба обещает быть интересной! Льюис, возвращаемся к вам. Планируете отпраздновать сегодня вечером?
Льюис Хэмилтон: А у вас будет выступление?

Вопрос: (Элтон Джон) Да, сегодня вечером у меня концерт.
Льюис Хэмилтон: Я ни за что на свете это не пропущу!

Пресс-конференция

Гран При США. Пресс-конференция по итогам гонки

Вопрос: Льюис, наши поздравления! Классическая гонка, когда ситуация меняется ежеминутно, и ты не знаешь, чем все это закончится. Уверен, для вас это эмоциональный момент. Полагаю, детская мечта, наконец, осуществилась?
Льюис Хэмилтон: Именно так, меня переполняют эмоции – трудно подобрать слова. Я вспоминаю, как впервые выиграл британский чемпионат, как вместе с отцом мы возвращались домой, и осознавать, что теперь я стал трёхкратным чемпионом мира – это какие-то совершенно сумасшедшие переживания! Я в долгу перед моим отцом, перед моей семьёй, которые поддерживали меня все эти годы, многим жертвуя ради того, чтобы сегодня я оказался здесь. И я также в долгу перед болельщиками, которые следовали за мной по всему миру, даря свою положительную энергию…

А ещё я надеюсь, что моя сегодняшняя победа вдохновит многих молодых гонщиков: никогда не сдавайтесь, следуйте за своей мечтой, продолжайте трудиться. Много раз мне казалось, что гонка проиграна, ведь я отставал, Нико меня опередил и был очень быстрым на одном из отрезков дистанции, но всё-таки я продолжал верить, что смогу победить. Нико выступил фантастически, с того самого момента, как я перешел в Mercedes, он является достойным соперником, и я очень уважаю его как напарника.

Сейчас я в плену переживаний, особенно из-за того, что по числу титулов сравнялся с Айртоном Сенной, который так много для меня значил и остаётся моим героем. Я очень счастлив!

Вопрос: Нико, сумасшедшая гонка. После перехода на слики вы имели некоторое преимущество, демонстрировали отличную скорость и, казалось, контролировали ход событий, но одна ошибка перечеркнула все усилия. Расскажите о ней и о старте…
Нико Росберг: Колеса вдруг сорвались в пробуксовку. Этого не случалось ни на тестах, ни в предыдущих гонках. У меня нет объяснения, это просто невероятно. Нужно все проанализировать, но в тот момент мне было очень досадно упустить лидерство и победу, ведь я ехал неплохо, просто все пошло наперекосяк.

Нико Росберг

В первом повороте борьба была очень плотной. Что еще я могу сказать? Я не видел запись и не могу комментировать. Соперничество получилось жестким, мы с Льюисом зацепили друг друга, или, точнее, Льюис въехал в меня, что очень плохо. Больше добавить нечего.

Вопрос: Себастьян, это была одна из тех гонок… По вам видно, что вы продолжаете обдумывать все, что произошло в предыдущие несколько часов. Поле для анализа обширное, но, если кратко, вы решили рискнуть и за автомобилем безопасности перешли на шины Medium, рассчитывая ехать на них до самого финиша. Этот план сработал бы, если бы не очередной режим виртуальной машины безопасности, а потом и реальной. Считаете ли вы, что без этих двух факторов могли выиграть сегодняшнюю гонку? Вы были уверены в своем риске?
Себастьян Феттель: Учитывая мою позицию в пелотоне, это решение было абсолютно верным – у нас был реальный шанс зацепиться за победу. Да, с появлением машины безопасности он улетучился, так как все ехавшие на более мягких шинах оказались в одинаковой ситуации, у всех резина сильно гранулировалась. Первые несколько кругов темп был отменным, но затем скорость резко падала – когда на трассе почти нет отработанной резины, это нормально.

Но шанс в самом деле был, после пяти-шести кругов на шинах Medium я ехал в темпе лидеров. Досадно в итоге его упустить, с другой стороны, сегодня всем нам – и мне, и Льюису, и Нико – в какой-то момент повезло, ведь ситуация могла обернуться против каждого из нас.

Если говорить о сезоне в целом, мы сработали фантастически и превзошли ожидания, но все равно досадно, когда уступаешь в битве за титул. Сегодня день Льюиса, мои поздравления, он заслужил этот триумф. О гонке мне добавить практически нечего, она получилась интересной – я стартовал с тринадцатого места, не идеально тронулся с места, но выдал отличный первый круг, после чего мы все сделали верно. С переходом на слики машина демонстрировала отменную скорость, мы постепенно догоняли соперников – ближе к финишу я почти достал Нико, но для атаки этого оказалось недостаточно.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дэн Натсон) Вопрос для Льюиса и Себастьяна. Вы оба – многократные чемпионы мира, но что значит для гонщика выигранный титул, даже если он единственный?
Себастьян Феттель: Льюис, это твой день.

Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон: Для гонщика это предел мечтаний, лучше не бывает. Главная цель – побеждать во всех гонках, выступать на пределе возможностей и лучше любого из соперников, так что когда выигрываешь титул, это подчеркивает твое превосходство и превосходство твоей команды. Помню, как я впервые стал чемпионом мира – когда мне было десять лет, я сказал Рону Деннису, что хочу стать чемпионом за рулем его машины. Потрясающе, что спустя десять лет с начала сотрудничества с McLaren мне это в самом деле удалось!

Себастьян Феттель: Выступать на уровне, позволяющем выигрывать гонки – уже достижение, а если ты способен оформить это чемпионским титулом… Сложно описать эмоции. Первый титул, пожалуй, оставляет самое яркое впечатление, но это не означает, что в следующем сезоне тебе гарантировано преимущество – все снова начинается с нуля. Должно быть что-то внутри, что движет тебя вперед – пока есть жажда успеха, ты будешь снова и снова бороться за победу. И если удается больше одного раза взойти на вершину – это своего рода подарок судьбы.

Пожалуй, это все, что я могу сказать. Сегодня день Льюиса, а мне уже доводилось переживать эти невероятные эмоции – особенно вечеринку после завоевания титула! Будь разумен, заказывая всем выпивку!

Льюис Хэмилтон: Никаких проблем, приятель!

Вопрос: (Сефф Хардинг) Льюис, прежде всего, примите поздравления с титулом! Спасибо, что выиграли его здесь, в Штатах! В прошлом году, одержав победу в чемпионате, вы говорили о своей семье, о своих достижениях, о достижениях вашего брата. Третий чемпионский титул – продолжение славной истории?
Льюис Хэмилтон: Я не единственный в моей семье, кто добивается потрясающих успехов. Во-первых, мой отец – он пробился из самых низов и приложил максимум усилий, чтобы его дети не страдали так, как он сам. Во-вторых, мой брат, который младше меня на семь лет – один из немногих людей с ограниченными возможностями, выступающих в гонках, и его мотивация может служить примером. Он никогда не желал пользоваться плодами моих успехов, а хотел всего добиться сам, и он вдохновляет молодых гонщиков на то, чтобы самостоятельно превосходить ожидания – собственно, так звучит его хэш-тэг в Twitter: #ExceedExpectations. Надеюсь, я могу служить для него талисманом. Я горжусь тем, что фамилия Хэмилтон останется в истории, но сам я лишь небольшое звено одной по-настоящему крепкой цепи.

Вопрос: (Грэм Харрис) Льюис, мои поздравления! У вас с Себастьяном на двоих семь чемпионских титулов – столько же, сколько у Михаэля Шумахера. Вопрос к вам обоим: считаете ли вы, что вам по силам повторить достижение Михаэля, а если нет, то не кажется ли вам, что эта задача в принципе не осуществима для кого-либо?
Себастьян Феттель: Если нам удалось совместно завоевать семь титулов – уже неплохо. Это лишь доказывает, насколько великолепен был Михаэль.

Льюис Хэмилтон: Себастьян – соотечественник Михаэля и наверняка преследует такую цель. Что до меня, я всегда хотел завоевать три титула, как Айртон Сенна. Да, он не был моим соотечественником, но вдохновлял меня, когда я был совсем молодым. Не представляю, что будет дальше – у меня нет ориентира, с которым я хотел бы сравняться. Как я сказал после предыдущей гонки, мне кажется, я принял своего рода эстафету от Айртона и намерен и дальше выступать на пределе – посмотрим, что из этого получится.

Вопрос: Себастьян?
Льюис Хэмилтон: Я сделаю все, чтобы помешать тебе завоевать семь титулов!

Себастьян Феттель

Себастьян Феттель: Что ж, попробуй! Честно говоря, я об этом не думаю, поскольку с большим уважением отношусь к достижениям Михаэля. Он мой кумир детства и во многом остается для меня примером – особенно с того дня, как я перешел в Ferrari. Понимание, чего он добился с этой командой и что сделал, чтобы достичь таких успехов, вызывает еще больший трепет. Потому я не хочу рассуждать… Я счастлив там, где нахожусь, и мечтаю выиграть титул с Ferrari, но не ставлю себе числовой ориентир и уж точно не думаю поравняться с Михаэлем.

Вопрос: (Джонатан Грин) Льюис, опишите свои эмоции. Что вы чувствовали, когда проезжали финальный круг?
Льюис Хэмилтон: Последние десять-пятнадцать кругов выдались очень непростыми. Гонка получилась экстраординарной: я хорошо стартовал, сразу поравнялся с Нико, но контакт между нами не был умышленным. Мы оба тормозили в последний момент, я понял, что он остался на внешнем радиусе – в дождь там выше уровень сцепления – в итоге Нико начал поворачивать, а я еще нет. Потом я старался удержать лидерство, по ходу дистанции эмоции уходили то в плюс, то в минус, поскольку в какой-то момент я ехал первым, но не был доволен поведением машины. Она постоянно скользила, я откатился на четвертое место, трасса постепенно подсыхала – пожалуй, в тот момент условия были самыми сложными. Ну а Нико с Себастьяном пилотировали просто здорово.

Уже находясь за машиной безопасности, я подумал: «Еще десять кругов, титул совсем рядом, но как его взять?» Потом я вспомнил все, чему меня научили предыдущие годы. Это был решающий момент – да, я мог бы стать чемпионом чуть позже, но мне нравится действовать по принципу «здесь и сейчас». Я атаковал на пределе и предвкушал сражение с Нико.

Собственно, у меня были те же проблемы, что у него. Да, я не выехал за пределы трассы, но в том же повороте при переключении передач у меня в какой-то момент провернулись колеса, и я едва не потерял контроль над машиной. Понимаю эмоции Нико, но если говорить о том, что чувствую сейчас… Знаете, я все еще не могу в это поверить!

Три титула за девять лет… Сезон еще не закончился, но я уже не могу поверить, насколько успешным он оказался, и насколько здорово сработала команда. Я не раз сидел перед вами на воскресной пресс-конференции, но это никогда не надоест, а сейчас я очень счастлив и безмерно благодарен.

Не представляю, что буду делать дальше. Нужно улыбнуться фотографам, обнять многих людей, позволить себе немного выпить. Пожалуй, я продолжу наслаждаться жизнью и тем, что она мне дает!

Вопрос: (Квейн Лиллард) Тот факт, что чемпионский титул завоеван в Штатах, повысит популярность Формулы 1 в этой стране? Наверное, положительный эффект будет иметь и предстоящий дебют американской команды Haas?
Льюис Хэмилтон: Надеюсь! Хочется верить, что чем больше мы приезжаем в Штаты, тем активнее американцы интересуются Формулой 1. Это потрясающий спорт, а на автодроме в Остине у нас в силу разных причин всегда получались потрясающие гонки. Представляю, насколько интересно вам было сегодня следить за событиями на трассе – мне удалось всего пару раз бросить взгляд на телевизионные экраны, и, знаете, для меня это был один из самых захватывающих этапов за долгое время.

Пусть мы проводим в Штатах единственную гонку, сюда съезжается огромное количество болельщиков, желающих насладиться городом, местной кухней, комфортными условиями и фантастической атмосферой. Надеюсь, каждый, кто побывал здесь, сможет привлечь еще кого-либо, будь то в аэропорту или на заправочной станции, простой фразой: «Слушай, а ты видел гонку? Тебе следует обязательно ее посмотреть!» Так интерес будет расти.

Была ли сегодняшняя гонка интересной? Да, она была одной из лучших. Эта трасса позволяет вести плотную борьбу – как раз то, чего нам всем хочется. Кажется, я всякий раз пытался соперничать здесь с Себастьяном, когда он завоевывал свои титулы, с Нико. Когда добиваешься успеха, это твой день, хочется им насладиться, потому я стараюсь продлить эту беседу!

Себастьян Феттель: Пока тебе не очень удается!

Льюис Хэмилтон: Пожалуй, да.

Вопрос: (Тед Кравитц) Нико, возможно, вы почувствовали, что с машиной что-то не так, когда выехали за пределы трассы? Понимаю, после гонки эмоции зашкаливали, но почему вы бросили кепку Льюису?
Нико Росберг: Я не говорил, что с машиной что-то было не так. Сейчас я понимаю, что это была моя ошибка: я допустил пробуксовку на непрогретых шинах, но все это выглядело очень странно, ничего подобного ранее не случалось, потому нужно разобраться. Кепка? Это просто игра, ничего более.

Вопрос: (Тони ДиЦинно) Льюис, чем отличается завоевание титула за несколько гонок до конца сезона от победы в финальном Гран При?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, в предыдущие два года заключительный этап складывался довольно ровно – у одного из нас было преимущество в семнадцать секунд или что-то вроде того. Правда, в прошлом году завершающий Гран При потребовал немалых усилий, так как на кону было двойное количество очков, всякое могло случиться. Но этот титул воспринимается как нечто особенное – пожалуй, он даже превосходит прошлогоднее достижение, ведь мне удалось сравняться с Айртоном Сенной.

Конечно, я каждый год пилотировал с верой в то, что смогу победить, но иногда удача на твоей стороне, иногда – нет, временами у тебя отличная машина, временами – наоборот. Несколько лет назад я и представить себе не мог, что завоюю три титула. Да, я верил, что смогу стать чемпионом с Mercedes – потому и присоединился к ним. Это не было моментным решением, я действовал осмысленно и верил в правильность своего выбора. Еще ребенком я хотел стать чемпионом мира, и сейчас для меня совершенно невероятно осознавать, что по числу титулов я сравнялся с самим Айртоном.

Вопрос: (Кирк Больс) Льюис, вы говорили о популярности – что может сделать Формула 1, чтобы повысить свои рейтинги здесь?
Льюис Хэмилтон: Не представляю. Думаю, нужен «мозговой штурм» и новые идеи. Полагаю, нужно спросить тех, кто был в Остине несколько раз, нужно взаимодействовать с людьми и пытаться получить опыт. Американцам удаются потрясающие шоу, идет ли речь о музыке, спорте или развлечениях – этому Формула 1 может научиться. Возможно, нам следует пригласить определенных специалистов… Я как-то беседовал с Берни, и он сказал, что открыт для любых идей.

Вопрос: (Кирк Больс) Наличие в пелотоне американской команды поможет делу?
Льюис Хэмилтон: Не знаю. Наверное, да, присутствие американской команды и американского гонщика будет важным фактором, но также необходимо больше гонок. Страна очень большая, мы должны гоняться здесь чаще. Не вижу причин, по которым нам не следовало бы проводить здесь, по меньшей мере, пару этапов.

Нико Росберг

Вопрос: (Грэм Моррис) Нико, второй год подряд вы уступаете Льюису. Вам удается опережать его в некоторых гонках, у вас чемпионская машина – что дальше? Какие планы на следующий сезон, откуда вы будете черпать мотивацию?
Нико Росберг: Я об этом еще не думал, поскольку крайне разочарован сегодняшним результатом. Что я могу ответить? События прошлого не изменят моей тяги к успеху в будущем, я всегда буду атаковать на пределе.

Вопрос: (Кристофер Джозеф) Льюис, вы говорили о том, как вас вдохновлял пример Айртона Сенны. Айртон часто подчеркивал, насколько важно для гонщика оставаться в своём мире, но, похоже, в последние пару лет вы открыли для себя другую сферу, более духовную, и это помогло найти баланс между работой на трассе и жизнью за её пределами. Все именно так?
Льюис Хэмилтон: Определенно. У меня всегда был этот баланс, но сейчас возможность выразить себя в чем-то, что мне нравится, позволяет мне пилотировать еще лучше. Сложно описать, какую энергию получаешь изнутри самого себя, но мне очень повезло иметь возможность заниматься тем, чем я занимаюсь. Быть здесь сегодня, чувствовать поддержку отца, мамы, друзей – знаете, я по-настоящему счастливый человек!

Вопрос: (Джозеф Ди Лав) Льюис, позвольте в очередной раз поздравить вас с третьим чемпионским титулом! Вы преодолели все преграды…
Льюис Хэмилтон: Не могли бы вы повторить, я не расслышал!

Вопрос: (Джозеф Ди Лав) Льюис, поздравляю с третьим чемпионским титулом!
Льюис Хэмилтон: Звучит неплохо!

Вопрос: (Джозеф Ди Лав) Согласен! Вы преодолели все преграды и добились потрясающих успехов. Если говорить о будущем, видите ли вы себя в роли руководителя команды или, скажем, музыканта?
Льюис Хэмилтон: У меня нет стремления стать руководителем команды. Мне посчастливилось работать с потрясающими руководителями в лице Рона Денниса, Мартина Уитмарша, Росса Брауна, Ники Лауды и Тото Вольффа, но я, пожалуй, буду заниматься тем, что у меня получается лучше всего. Захочу ли я остаться частью команды в будущем? Уверен, после завершения карьеры у меня будет своеобразная «ломка», поскольку я занимаюсь гонками практически всю свою жизнь, и желание остаться в мире автоспорта будет вполне естественным. Знаю точно, что мое следующее увлечение будет за пределами телекамер, но никогда не говори никогда…

Себастьян Феттель: Говори на камеру!

Льюис Хэмилтон: Музыкой я буду заниматься всю свою жизнь, поскольку мне это нравится, но есть и другие вещи, которые я мог бы попробовать. Нужно лишь выбрать новый путь, когда придет время, но до этого, хочется верить, еще далеко.

Вопрос: (Адам Тейт) Себастьян, Льюис говорил о временах, когда мы наблюдали ваши успехи. Вы оба говорили, что желаете активного соперничества между вами в следующем сезоне – готова ли Ferrari сделать это? Насколько вы желаете в следующем сезоне оказаться на месте триумфатора?
Себастьян Феттель: Я этого очень хочу. Честно говоря, сегодня я не чувствую себя так, как должен бы чувствовать после неплохой гонки. Когда с 13-го места прорываешься на подиум, это здорово, но не стоит забывать, какие цели мы изначально перед собой ставили. Для нашей команды это новый старт, в ней многое изменилось. В нынешнем сезоне мы превзошли ожидания, и на следующий год задача – сработать лучше и до последнего сражаться за титул.

Опять же, необходимо сохранять терпение, так как речь идет о большом проекте, в который вкладывается немало сил. Сотрудники изголодались по победам – пожалуй, каждый из них разделяет мое сегодняшнее ощущение: здорово, что мы смогли отыграться и отлично провели гонку, но не очень-то приятно уступать в битве за титул. Потому наша цель – в следующем году добиться прогресса и стать еще сильнее, это всё, что нам необходимо.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё