Гран При Германии : Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Норберт Хауг (Mercedes), Лука Марморини (Toyota), Марио Тайссен (BMW), Паоло Мартинелли (Ferrari), Отмар Сафнауэр (Honda)

Вопрос: Прежде всего я бы хотел поговорить о новом регламенте на моторы, который будет действовать в следующие три сезона. Что вы думаете о нем, с чем согласны, а по какому поводу готовы спорить?
Марио Тайссен: Прежде всего я хочу сказать, что мы согласны с целями, которые ставит перед нами FIA. Мы должны сократить затраты, улучшить зрелищность гонок и повысить их безопасность. Насколько я понимаю, в ближайшие два месяца команды должны подготовить свои предложения с учетом идей федерации. Сегодня вечером мы как раз собираемся обсудить этот вопрос и, я уверен, за два месяца мы выработаем комплекс необходимых мер.

Вопрос: Вы согласны с мерами, которые были предложены FIA?
Марио Тайссен: Есть несколько способов добиться цели. Мы поддерживаем идею увеличения продолжительности службы мотора, это наиболее эффективный способ снижения затрат, к тому же в определенной мере это позволит снизить мощность, но мы должны убедиться в том, что ставим перед собой реальные сроки. Разумное время для появления новой концепции моторов - 18 месяцев, и именно это несколько недель назад сказал Макс Мосли на пресс-конференции. Сокращение сроков может привести к противоположному эффекту - моторы станут еще дороже, потому что все старые наработки придется отбросить и начать все с чистого листа. Если говорить о размерах мотора, то для сокращения затрат и увеличения ресурса они должны быть больше.Если говорить о других предложенных мерах, об аэродинамике и резине, я думаю мы движемся в верном направлении. Именно этим факторам мы на 100% обязаны приростом скорости за последний год. Мотористы почти не прибавили в мощности, сосредоточившись на более неотложных проблемах, вроде двукратного увеличения ресурса, а время на круге сократилось на 3.5 секунды и причина этого - прогресс аэродинамики и резины. Сокращение числа комплектов покрышек поможет уменьшить число тестов, а значит - сократить стоимость и увеличить зрелищность, потому что твердая резина дает большую неопределенность.

Вопрос: Паоло, а вы что думаете об увеличении ресурса моторов?
Паоло Мартинелли: Тут есть два аспекта. Увеличение ресурса эффективно сократит затраты, это на самом деле действенная мера. Сокращение мощности на 20%, с 900 до 700 сил, отбросит нас на десять лет назад, к тем показателям, что были у машин в 1995-м году. Единственный приемлемый способ подобного сокращения мощности я вижу в формуле V8 2.4 литра при запрете на использование экзотических материалов и технологий. Эти два аспекта, вместе с тем, что Марио говорил об аэродинамике и резине, позволят добиться поставленных целей.

Вопрос: Норберт, а вы что думаете?
Норберт Хауг: Я хотел бы вернуться к поставленным целям. Начав обсуждать эту тему в мае мы говорили о сокращении затрат на 50% и я пока не вижу, как предложенные меры позволят добиться такой экономии. Сегодня вечером мы встретимся и я уверен, эта встреча будет конструктивной. Сокращение стоимости вряд ли повысит зрелищность, Марио уже верно заметил, что сегодняшнее время на круге лучше прошлогоднего на 3.5 секунды из-за большей эффективности резины и аэродинамики. Мы должны сократить затраты и это необходимо сделать наиболее эффективным способом. Некоторые расчеты лежат передо мной, можно создать восьмицилиндровый мотор, способный проехать 1600 километров, но и тут необходимо соблюдать осторожность. Пока никто из нас не сэкономил на моторах после введения правила один мотор - одна гонка. Не стоит переходить от дорогого мотора в 900 сил к столь же дорогому мотору в 700 сил, это опасный путь. Цели, поставленные FIA я считаю правильными, теперь нужно найти путь их решения.

Вопрос: Лука?
Лука Марморини: Идея с увеличением ресурса мотора сильно повлияет на сокращение эксплуатационных расходов. Если говорить об уменьшении мощности, то мы за переход на восемь цилиндров. Хотелось бы оставить техническое соперничество в Формуле 1, мы считаем, что это не мешает уменьшению затрат.

Вопрос: Отмар?
Отмар Сафнауэр: Мы поддерживаем усилия FIA по обеспечению большей безопасности в Формуле 1, последнее предложение федерации касалось мер по снижению скорости и мы в Honda работали над этим вопросом, вместе с другими производителями моторов. Как уже говорили мои коллеги, вечером мы встретимся, чтобы обсудить возможные способы снижения скоростей с точки зрения мотористов. Но этот вопрос нельзя рассматривать в отрыве от аэродинамики и резины. Думаю все намеченные цели будут выполнены, мы снизим скорость машин, улучшим безопасность гонок, однако мне не кажется, что двукратное увеличение ресурса мотора что-то может серьезно изменить. Предложения FIA больше касаются безопасности, чем снижения затрат и мы ничего не сэкономим, построив мотор, способный проезжать дистанцию двух Гран При или затраты на разработку такого мотора будут очень близки к освободившимся средствам при его использовании. Сокращение мощности может повысить безопасность и мы поддерживаем предложенную формулу V8 2.4, но нужно рассмотреть и другие варианты, которые могут позволить снизить мощность моторов действующей формулы. Мы против технологических ограничений, вроде минимального веса моторов или центра тяжести, это может привести к падению конкуренции, а соответственно - и мотивации инженеров.

Вопрос: Отмар, сегодня Honda объявила о продлении контракта с BAR, что это значит для вашего будущего? Новый контракт развязал вам руки?
Отмар Сафнауэр: Мы продлили контракт с BAR на три года, речь идет о поставке моторов и совместной работе с шасси. Мы работаем очень плотно, великолепно дополняя друг друга и теперь это сотрудничество станет еще более плотным. В Брэкли будет еще больше японских инженеров и наоборот, вероятно будут перемены и в организации работы.

Вопрос: Лука, вы привезли в Хоккенхайм новую версию машины - спецификацию "В", какая версия мотора на ней установлена?
Лука Марморини: Мотористы компании внесли свой вклад в разработку новой версии машины, подготовив более мощный мотор, мы прибавили около 2% мощности, надеюсь это поможет сделать машину конкурентоспособнее.

Вопрос: Это действительно новый мотор?
Лука Марморини: Нет, это - развитие существующего двигателя, мы сосредоточились на повышении его эффективности.

Вопрос: Норберт, мы слышали о новых модификациях шасси MP4-19В, а что изменилось в моторе?
Норберт Хауг: Мы сделали небольшой шаг вперед, никаких революций. После Сильверстоуна команда провела продуктивные тесты, проехала солидную дистанцию, проверив новые элементы. Мы сделали очередной шаг, мы надежны, быстры и, надеюсь сможем продолжить движение в этом направлении. Доработки мотора обязательно будут, но и сейчас он надежен и конкурентоспособен.

Вопрос: Паоло, мы часто слышим о прогрессе ваших соперников и очень редко говорим о совершенствовании Ferrari. Какие шаги вы уже сделали и какие намерены предпринять?
Паоло Мартинелли: Мы прогрессировали по ходу сезона, но новый регламент с единственным мотором на уик-энд заставляет думать о надежности и мы не хотим непрерывно дорабатывать мотор от гонки к гонке. Его новая версия была представлена в Канаде, некоторые новинки мы готовим на нашей базе, речь идеи о повышении управляемости, гибкости мотора, о всем том, что поможет сделать его эффективнее, не потеряв в надежности.

Вопрос: Марио, такой же вопрос к вам. Что вы уже сделали и что собираетесь сделать?
Марио Тайссен: Я согласен с тем, что сказал Паоло. Удвоение ресурса мотора заставляет нас большее внимание уделять его надежности и в начале сезона мы поставили перед собой три цели. Первая - подготовить мотор, способный проехать 800 километров к первой гонке, что и было сделано в Мельбурне. Вторая цель - полностью использовать потенциал мотора, его мощность в гонке, вторые 400 километров ресурса особенно важны и мы добились этого в Имоле. Сейчас мотор работает на полную мощность, позволяя выигрывать у соперников на прямой. Наша третья цель - постоянно совершенствовать мотор, добиваясь большей мощности и надежности.

Вопрос: Любые перемены в регламенте стоят командам денег. Как можно сократить скорости уже в следующем сезоне, избежав дополнительных затрат?
Вопросы с мест Марио Тайссен: Я так понимаю, что в FIA хотят увеличить время на круге на три секунды, изменение регламента на аэродинамику и резину позволят добиться этой цели без каких-либо дополнительных перемен. Паоло Мартинелли: Я согласен с Марио, аэродинамика и резина - приоритетные направления решения этой проблемы. Никто из нас не способен построить новый мотор за оставшиеся полгода, единственный доступный вариант - увеличение его ресурса. В этом году все мы хотели выступить не хуже, чем год назад, сложно прибавить в мощности, если вам приходится работать над двукратным увеличением ресурса. Если будет принято предложение FIA об одном моторе на две гонки, то мы сосредоточимся на надежности и снова не сможем прибавить в мощности.Норберт Хауг: Наиболее эффективной мерой по снижению затрат было бы увеличение объема мотора и снижение оборотов, но не думаю, что это реальный вариант. Если бы мы готовили четырехлитровые моторы, способные проехать 3000 км, то можно было бы здорово сэкономить, к сожалению эта идея никогда не наберет нужного числа голосов.Лука Марморини: Сейчас самый быстрый и простой способ сократить затраты - продлить жизнь мотора, но это не снизит его мощность и в следующем году она будет примерно соответствовать тому, что мы видим сейчас. В долгосрочной перспективе, я считаю, необходимо сократить число моторов, доступных командам по ходу сезона, совместив это с увеличением ресурса и уменьшением числа тестов.Отмар Сафнауэр: Я согласен с тем, что лучше всего изменить регламент на резину и аэродинамику, а увеличивать ресурс мотора поздно, к примеру наш новый двигатель уже готов и проходит стендовые испытания. Разработка иной версии стоила бы нам слишком дорого, я думаю, что пока формулу моторов нужно оставить прежней, приняв предложения производителей вроде отказа от использования экзотических и других дорогих материалов.Паоло Мартинелли: Я хочу отметить один момент. Увеличение ресурса мотора и сокращение мощности позволит здорово уменьшить расходы небольших, частных команд, а не производителей, которым все равно придется тратить деньги на исследования.Марио Тайссен: Я хотел бы вернуться немного назад и отметить, что наш новый мотор тоже почти готов и проходит обкатку на стенде. И это мотор, рассчитанный на одну, а не на две гонки. Чтобы еще больше увеличить ресурс, нужно потратить массу средств на исследования.

Вопрос: Планирует ли Honda в ближайшие два года поставлять моторы еще одной команде?
Отмар Сафнауэр: Мы полностью сосредоточены на сотрудничестве с BAR и хотим выиграть чемпионат, вместе с этой командой. Однако, если в регламенте будет написано, что производитель обязан сотрудничать не менее, чем с двумя командами, мы выполним это требование.

Вопрос: В начале девяностых пневматика моторов была не столь искушенной, может быть стоит использовать менее дорогие материалы для клапанов? Есть же физический предел количества оборотов, после которого клапан разрушается?
Марио Тайссен: Пневматические клапана кажутся мне менее дорогими, чем подпружиненные, возвращение к прежней схеме здорово бы увеличила затраты. Мощность бы упала, пусть и незначительно, но надежность мотора была бы не так высока. Это неверный путь.Паоло Мартинелли: Согласен. Знаете, существует еще несколько систем, более сложных и дорогих, но нам нужно принять дальновидное решение, разработать эффективную и недорогую технологию.

Вопрос: Я хочу спросить всех, кроме господина Мартинелли, которому удалось сделать мотор с самым большим ресурсом. Если бы вы добрались до его компьютера, чем бы заинтересовались в первую очередь?
Паоло Мартинелли: Никаких секретов там нет.Марио Тайссен: Не думаю, что разница в надежности так велика. Я поздравляю Ferrari с рекордной надежностью, но доволен и нашей работой. Серьезных отказов мотора у нас не было в этом и прошлом году. Можно немного менять приоритеты между надежностью и мощностью, но думаю разница действительно невелика.

Вопрос: Норберт, а вы бы что бросились искать?
Норберт Хауг: А у вас есть компьютер? (смех) Не знаю. Марио все верно сказал, да и тайн никаких в компьютере нет. В Ferrari отлично справились со своей работой, у них превосходный контроль качества, они на гребне волны, но знаете - все может измениться очень быстро. У этой команды фантастическая надежность и я могу лишь поздравить их. Мы тоже стремимся к подобным результатам и, кажется, движемся в верном направлении.Лука Марморини: Я тоже хочу поздравить Ferrari с отличной работой, но новый регламент не позволяет судить о том, как используются ресурсы мотора по ходу уик-энда. Вместо работы за чужим компьютером мне бы хотелось поставить все действующие моторы на один и тот же стенд для сравнения. Мне все равно, что у них внутри, но технические характеристики я бы хотел узнать.Отмар Сафнауэр: Да, я тоже поздравляю Ferrari, надежность их моторов действительно рекордная, но дело туту не только в моторах. А компьютер мне бы хотелось забрать домой, чтобы подробно ознакомиться с его содержимым.

Вопрос: Если все вы согласны с тем, что для снижения скорости достаточно изменить регламент на резину и аэродинамику, почему не договоритесь о том, что в следующем году моторы останутся прежними, ведь это позволит сократить затраты? И еще, для тех из вас, кто поддерживает формулу V8 2.4 для сезона 2006 года: мы действительно должны сократить мощность до 700 сил, но разве нет более эффективных способов, которые привели бы к экономии средств частными командами?
Марио Тайссен: Нужно принять правильное решение в правильное время, такова и наша позиция.

Вопрос: А есть альтернативный путь решения этих проблем?
Паоло Мартинелли: Мы можем лишь еще раз повторить то, что было сказано. Увеличения ресурса недостаточно для сокращения мощности, в этом году мы увидели, что после двукратного увеличения ресурса мощность осталась на прежнем уровне, а нам необходимо уменьшить ее на 20%. Техническая рабочая группа попросила нас подумать над этим.Норберт Хауг: Думаю, что лучший вариант - ничего не менять в следующем сезоне, но это мы вечером обсудим. Мы должны уменьшить затраты на 50% и я бы предложил скинуться всем производителям моторов по три, четыре, пять миллионов, сложить их в коробку и помочь небольшим командам. Не просто раздать, а помочь им сократить свои расходы, посодействовать в маркетинге или в чем то еще. Лучше что-то сделать для спорта, для зрителей, чем тратить сотни миллионов на мотор. Это серьезная проблема. Если мы хотим что-то менять, нужно готовить предложения для сезона 2006 года, но пока все они не могут снизить стоимость на 50%, а значит - пока мы терпим неудачу и такова действительность! Мы можем использовать наши деньги с большей пользой, потому что моторы ведущих команд очень похожи, поверьте мне. Нет никакой огромной разницы, разница всего в двух-трех десятых на круге, на которые мы тратим огромные суммы. Эти деньги можно использовать более эффективно, такого мое мнение и мнение компании Mercedes.Лука Марморини: Я думаю, что есть более простые способы снижения мощности моторов, но такие ограничения сильно снизят конкуренцию в чемпионате и могут погубить Формулу 1. Найти оптимальный вариант довольно сложно, но мы считаем, что высокие технологии и экономия средств вполне совместимы.Отмар Сафнауэр: Согласен. Мы поддерживаем идеи FIA по поводу повышения безопасности гонок, но поправки к регламенту не должны приниматься слишком быстро. Нужно время, чтобы распланировать работу.

Вопрос: Вы считаете, что производители моторов способны придумать пакет предложений за отведенные два месяца?
Отмар Сафнауэр: Думаю, что это вполне реально. Мы нашли общий язык, сегодня вечером встретимся и постараемся подобрать вариант, который бы устраивал FIA и вместе с этим помог бы сократить затраты.Норберт Хауг: Не забывайте о том, что должны быть соблюдены и интересы команд. Хорошие идеи есть, нужно лишь собрать их воедино.Лука Марморини: Производители моторов собирались уже несколько раз, договориться мы пока не смогли, но наши предложения отправлены в FIA и могут стать отправной точкой для дальнейшего обсуждения. Нам нужно знать мнение федерации и это ожидание беспокоит и меня, и Норберта. В любом случае мы должны и в дальнейшем действовать сообща.Марио Тайссен: Я отвечу на ваш вопрос через шесть недель!Паоло Мартинелли: Очевидно то, что у нас разные позиции, но мы работаем, чтобы найти общий язык. Мы уже встречались, сегодня сделаем еще один шаг вперед и через шестьдесят дней FIA примет решение.

Вопрос: В последнее время вы часто говорите о необходимости снижения затрат. Если бюджеты команд продолжат свой рост на вас будет давить руководство компании, чтобы покинуть Формулу 1?
Норберт Хауг: Нет, как раз наоборот. Мы преданны чемпионату и будем тратить столько средств, сколько потребуется для победы, но это неверный путь. Как человек ответственный, я понимаю, что затраты необходимо сокращать и мотор с ресурсом в 1600 км и мощность в 870 сил ничего не изменит. В принципе неверно тратить столько денег на моторы. Таково мое мнение.

Читайте ещё