Пэт Симондс о первом подиуме Айртона Сенны

Айртон Сенна за рулём Toleman, 1984 год

В последнюю неделю апреля в разных странах мира издания, пишущие об автоспорте, публикуют много материалов об Айртоне Сенне. Накануне 20-й годовщины трагической гибели великого бразильского гонщика его бывшие коллеги, сотрудники команд Формулы 1, вспоминают интересные эпизоды спортивной биографии трёхкратного чемпиона мира.

Гран При Монако 1984 года вошёл в историю: та невероятная гонка сопровождалась проливным дождём, и именно тогда весь мир впервые увидел, на что способен дебютант чемпионата мира, выступавший за Toleman, впоследствии ставшей чемпионской Benetton, а в те времена довольно слабую британскую команду.

Для Сенны это был первый опыт выступлений в Монако за рулём Формулы 1: он стартовал с 13-й позиции, но финишировал вторым, следом за McLaren Алена Проста, впервые поднявшись на подиум и проехав самый быстрый круг. Гонка была остановлена из-за погодных условий, но если бы не это, возможно, Айртону удалось бы опередить своего будущего напарника.

Пэт Симондс ныне возглавляет технический департамент Williams, а тогда был гоночным инженером Сенны. Вспоминая ту гонку в Монако, он до сих пор поражается мастерству бразильца.

«Ничто не предвещало подиума. Нельзя сказать, что мы думали: “Вот-вот это произойдёт, вскоре мы добьёмся успеха”, – приводит слова Симондса агентство Reuters. – Случившееся оказалось полным сюрпризом. Всё удачно сложилось, и мы были близки к победе в той гонке.

После финиша мы испытывали весьма сложные эмоции, ситуация казалась сюрреалистичной, ведь результат превзошёл все наши прежние достижения, но победа всё-таки ускользнула…»

Скорость Сенны на залитых дождём улицах Монте-Карло удивила даже Симондса, хотя он знал молодого бразильца ещё со времён его успешных выступлений в Формуле Ford: «Я знал, что это талантливый парень. Когда он пришёл в Toleman, я подумал, что нам повезло. Но я не мог и представить, насколько нам повезло, и какое сокровище нам досталось.

По-моему, если вы сразу забываете, что у гонщика не так уж много опыта, это отличный знак. И когда Айртон начал с нами работать, это был именно тот самый случай. В Формуле 1 он чувствовал себя как дома, и все сразу забыли, что он новичок».

Многие до сих пор задаются вопросом, мог ли Сенна выиграть ту гонку в Монако? И хотя впоследствии выяснилось, что машина Айртона была повреждена, Симондс не исключает, что у бразильца был шанс победить: «Да, одна из тяг передней подвески треснула. Мы полагали, это случилось во время агрессивной атаки поребрика в шикане. Впрочем, теперь уже мы никогда не узнаем, смогла бы машина доехать до финиша или нет. С моей точки зрения, хотя повреждение было серьёзным, тяга не должна была быстро сломаться…

Было немало гонщиков, которым, чтобы быстро ехать, приходилось на 100% использовать свои умственные способности. Но Айртон мог быть быстрее всех остальных и, тем не менее, помнить в мельчайших подробностях каждый круг.

В те годы у нас ещё не было телеметрии, отслеживавшей работу машины в реальном времени. Информацию предоставляли сами гонщики. И он отлично описывал поведение машины и помнил всё буквально до мелочей. У него был природный талант, он верил в свои силы, но это не было самоуверенностью. Это была именно вера в себя. Поэтому он не испытывал никакого трепета перед признанными гонщиками того времени. Он просто считал, что их всех надо опередить».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости