ГП Монако'84: Пол-очка до титула. Девять лет спустя

Айртон Сенна
Рон Деннис действовал без особой спешки, но по четко намеченному плану. К началу сезона-84 он полностью заменил все ключевые слагаемые команды. На место Гордона Коппака в конструкторское бюро пришел Джон Барнард, нестабильного Андреа де Чезариса сменил вернувшийся Ники Лауда, опытному Джону Уотсону – который очень помог команде в непростой момент – указали на дверь, едва на горизонте замаячил талантливый Ален Прост. Оставался двигатель – без турбомотора рассчитывать на успех было глупо.

Но и здесь все у Рона было схвачено. Новым спонсором McLaren стал сын богатого саудовского бизнесмена Мансур Ойех. Его отец Акрам стоял у руля компании TAG (Techniques d'Avant Garde), которая и оплатила специалистам Porsche разработку силового агрегата. V-образная «шестерка» получилась не просто компактной и мощной, но и – удивительное дело – очень надежной. Сразу видно, что делали ее люди, в технике кое-что понимающие.

Гран При Монако'84. Ники Лауда в боксах McLaren

Команда-мечта получилась самой настоящей, и 12 побед в 16 гонках вывели McLaren на те высоты, где коллектив пребывал во времена Фиттипальди и Ханта. Французский пилот чуть лучше начал сезон, а концовка получилась более сильной у австрийца. В итоге на финише чемпионата был зафиксирован минимальный в истории отрыв обладателя титула от второго призера – пол-очка. Одной из важных гонок, существенно повлиявшей на итоговую расстановку, стал Гран При Монако.

«Турбореволюция», о которой так долго говорили в Renault, свершилась молниеносно. Из трех десятков пилотов, претендующих на победу в княжестве, лишь трое выступали на машинах с атмосферными моторами. В команде Arrows просто не успели достроить второе шасси А7, рассчитанное под наддувную «четверку» BMW – Марк Зурер получит машину через пару гонок, а пока швейцарцу приходится выступать на «А-шестом» с косвортовским движком. Да еще Кен Тиррелл упрямо отказывался тратить деньги на новомодное увлечение, хотя верному DFY к тому моменту недоставало уже как минимум 200 «лошадей». Но даже это не помешало двум дебютантам – британцу из Норфолка Мартину Брандлу, ставшему вице-чемпионом Формулы-3, и восходящей звезде немецкого автоспорта Штефану Белоффу – регулярно набирать очки.

В Монако, правда, оба поначалу выглядели посредственно. Брандл в квалификации вдребезги разбил свой Tyrrell 012 – миниатюрная машина конструкции Мориса Филиппа протаранила стену в повороте Tabac (один из патрубков тормозной системы зацепился за педаль акселератора) и перевернулась. Белофф показал 26-й результат и последним отобрался на стартовое поле, уступив времени поула Алена Проста более 3,5 секунд.

Воскресным утром над Лазурным берегом зарядил дождь. Красоткам пришлось отменить гуляния по паддоку в произведениях ведущих модельеров, владельцам яхт – перенести в каюты намечавшиеся пикники на открытом воздухе. Старт несколько раз откладывали, но дождь упрямо лил, и в итоге гонка началась с опозданием на 45 минут в пелене водяных брызг. Разумеется, с первого поворота и до клетчатого флага она была наполнена обычными для такой погоды событиями: столкновениями, разворотами и разбитыми об ограждение машинами.

Уже в Ste.Devote не смогли разъехаться пилоты Renault. На место Проста французы взяли многообещающего гонщика Toleman Дерека Уорика, ушедшего Эдди Чивера заменил Патрик Тамбэ. Увы, для француза столкновение с напарником закончилось переломом ноги. Всем остальным везло чуть больше, но количество участников гонки продолжало сокращаться пугающими темпами.

Гран При Монако'84. Ален Прост (McLaren MP4/2 TAG Porsche) и Найджел Мэнселл (Lotus 95T Renault) в Mirabeau

Впереди Ален Прост начал было отрываться, но на 11-м круге Профессора сумел одолеть Найджел Мэнселл. Британец проводил в составе Lotus уже пятый сезон, но за это время смог лишь трижды побывать на подиуме – да и то, на нижней его ступени. В команде по-прежнему доверяли своему пилоту, да и приглашение Жерара Дюкаружа оказалось верным шагом – созданный французом Lotus 95T позволил коллективу прервать затянувшееся падение и постепенно начать движение вверх.

Выйдя в лидеры, Мэнселл поставил лучшее время круга и умчался от Проста – только затем, чтобы через несколько минут расколотить машину на подъеме к казино. Дождь припускал все больше, и из 26 стартовавших машин на трассе уже оставалось лишь 18. Бело-красный McLaren MP4/2 французского Профессора вернулся на первую строчку, Лауда, хоть и здорово отставая, шел вторым, а вот на третье место, опередив к тому моменту обоих пилотов Williams и Ferrari, вышел дебютант чемпионата мира, вихрастый 24-летний гонщик из Сан-Паулу по имени Айртон да Сильва.

Айртон Сенна. Гран При Монако'84. Toleman TG184 Hart

Точнее, да Сильвой он был по документам, а гоночный мир знал бразильского пилота под девичьей фамилией его матери – Сенна. Вице-чемпион мира по картингу и чемпион британской F3, он тестировался зимой в ведущих командах, но в итоге остановил свой выбор на скромном Toleman. В Сан-Марино бразилец не смог пройти квалификацию, зато в Кьялами и Зольдере финишировал в первой шестерке. Еще с молодежных гонок у него была репутация непревзойденного мастера езды под дождем, и теперь лидерам Формулы 1 пришлось убеждаться в этом на собственном примере.

Сенна изящно объехал Лауду и начал небыстро, но неумолимо настигать Проста. После 25 кругов в гонке осталось девять машин. Среди прочих, улетел в барьер и Ники, разбивший McLaren на площади перед казино. На MP4/2 Джон Барнард применил очередную новинку – углепластиковые тормозные диски. Они были много легче и эффективнее традиционных металлических, но требовали от пилотов определенного привыкания. Возможно, причиной аварии Ники стали именно эти, необычно «хваткие» тормоза. Но так же не исключено, что австрийца вывел из равновесия обгон, проведенный дерзким новичком.

Сенна догонял Проста. На любой другой трассе McLaren и Toleman играли бы в разных лигах, но только не под дождем в Монако. Удивительно, но еще быстрее этой пары наматывал круги Штефан Белофф. Темно-синий Tyrrell немца из Гайссена с 26-го прорвался уже на третье место, а ведь впереди была большая часть дистанции! Впрочем, большая ли? Директор Гран При Монако, бельгиец Жаки Икс, уже спускался с поста главного судьи, держа в руках красный флаг. Он собирался остановить гонку досрочно.

Потом многие обвиняли вице-чемпиона Ф1 в том, что это решение было продиктовано вовсе не соображениями безопасности. Дело в том, что Икс и в середине 80-х продолжал гоняться в соревнованиях на выносливость, выступая в заводской команде Porsche. На машине Алена Проста стоял как раз мотор немецкой компании – и именно в этом могла скрываться истинная причина поступка Жаки. Но как бы то ни было, Профессор победил в Монако.

Сенна сумел отыграть почти полминуты отставания, и будь гонка на пару-тройку кругов дольше – наверняка смог бы выйти в лидеры. Или разбить машину. Или пропустить Белоффа. Но история не терпит сослагательного наклонения. В итоге в ложу князя Ренье поднялась весьма необычная тройка. Лидер чемпионата и два новичка, одного из которых судьба совсем скоро вознесет к сверкающим высотам, а другого с размаху швырнет в бетонное основание трибуны на трассе в Спа…

Оставшиеся очки в Гран при Монако поделили Рене Арну из Ferrari, пилот Williams-Honda Кеке Росберг и Элио де Анжелис, выступающий на Lotus-Renault. Но через несколько месяцев команду Кена Тиррела снимут с чемпионата самым позорным образом. В Детройте, после финиша Мартина Брандла на втором месте, судьи найдут под капотом Tyrrell 012 специальный резервуар, куда под видом жидкости для охлаждения двигателя на финальном пит-стопе команда заливала воду со свинцовыми шариками, чтобы пройти весовой контроль. Результаты пилотов во всех гонках сезона будут аннулированы, так что в зачетную шестерку Гран При Монако попадет еще и новобранец Ferrari Микеле Альборето.

За победу в остановленной досрочно гонке Ален Прост получил 4,5 очка. Если бы заезд продолжался чуть дольше, то даже за финиш позади Сенны, но по прошествии 60% запланированной дистанции, Профессору присудили бы шесть баллов. Если бы Икс не поспешил взмахнуть красным флагом, француз завоевал бы чемпионскую корону с перевесом в 1 «пункт». То есть – скорее всего завоевал бы.

В это время слушали...

Январь

Paul McCartney – Пол Маккартни. Песня Pipes Of Peace стала его первым действительно сольным хитом, возглавившим парады популярности. До этого Маккартни добивался подобного успеха со своей группой The Wings. Кстати, это была юбилейная, 25-я по счету вещь, взлетевшая на первую строчку чартс, созданная Полом как композитором. Кроме того, Pipes Of Peace стала 27-м первостатейным хитом в послужном списке легендарного продюсера Джорджа Мартина.

Frankie Goes To Hollywood – весьма успешная британская команда. Песня Relax возглавляла хит-парады 5 недель, а вообще прописалась в чартс на целых 48 недель.

Март

Lionel Richie – Лайонел Ричи. Песня Hello так нравилась публике, что оставалась на вершине хит-парада 6 недель.

Май

Duran Duran. Песня The Reflex

Июнь

Wham! – дуэт, состоявший из Джорджа Майкла и Эндрю Риджли быстро добился колоссальной популярности у молодежной аудитории. Песня Wake Me Up Before You Go Go возглавила чартс буквально за день до Гран При Монако’84.

Frankie Goes To Hollywood

Песня Two Tribes развила успех группы, чему немало способствовал прикольный видеоклип, где на ринге бои без правил вели персонажи, подозрительно напоминавшие президента Рейгана и тогдашнего советского генсека Черненко.

Август

George Michael – Джордж Майкл. Песня Careless Whisper по сей день остается классикой лирического жанра. Это был первый хит Джорджа Майкла, который он выпустил сольно, несмотря на громкий успех дуэта Wham!

Сентябрь

Stevie Wonder – Стиви Уандер, знаменитый американский музыкант, многие произведения которого на слуху у меломанов всего мира, хотя они не часто возглавляли европейские хит-парады. Но при этом с 1966 по 1998 год 54 его вещи так или иначе отметились в британских чартс.

Песня I Just Called To Say I Love You стала международным хитом, который не забыт до сих пор.

Октябрь

Wham! Песня Freedom.

Ноябрь

Chaka Khan – Чака Хан, американская соул-дива, гораздо более популярная у себя на родине в США, чем в Европе.

Успеху песни I Feel For You способствовало то, что сочинил ее Prince, а в записи принял участие все тот же Стиви Уандер.

Декабрь

Frankie Goes To Hollywood. Песня The Power Of Love стала третьим по счету синглом группы, и тоже, как и первые два, тут же взлетела на вершину хит-парадов. Этот рекорд держался до 1997 года и был побит только Spice Girls.

Band Aid – сборная команда британских звезд первой величины, записавших песню, сборы от которой пошли на помощь голодающей Эфиопии. Инициатором проекта был все тот же Боб Гельдофф.

Песня Do They Know It's Christmas стала главным рождественским хитом 1984 года и разошлась тиражом 3 миллиона экземпляров.

В это время, в новостях...

17/01/84 - В Стокгольме открывается конференция по разоружению с участием 35 государств.

19/01/84 - США частично отменяют торговые санкции против Польши.

01/02/84 - Японская автомобильная компания Nissan объявляет о намерении построить в Англии первый опытный завод по сборке автомобилей.

07/02/84 - Президент США Рейган отдает распоряжение американским морским пехотинцам покинуть Бейрут. 26 февраля город покидают последние американские военнослужащие.

09/02/84 - Умер Председатель Президиума Верховного Совета СССР Юрий Андропов. 13 февраля Генеральным секретарем ЦК КПСС избран Константин Черненко.

11/02/84 - Иракская авиация начинает бомбардировки мирных объектов на территории Ирана. 27 февраля Ирак объявит о блокаде главного иранского нефтяного терминала на острове Харк.

12/03/84 - В Великобритании ширится забастовка горняков: работа прекращена на 100 угольных шахтах.

20/04/84 - В Западной Германии проходят демонстрации протеста против размещения в Европе американских ракет.

02/05/84 - Советский диссидент академик Андрей Сахаров начинает голодовку после того, как власти СССР отказывают его жене Елене Боннэр в разрешении на выезд за границу для того, чтобы сделать необходимую операцию.

10/05/84 - Международный суд в Гааге выносит решение о том, что США должны прекратить блокаду морских портов Никарагуа.

24/05/84 - Иранские военные самолеты совершают налет на нефтеналивные танкеры у побережья Саудовской Аравии. 27 мая для отражения атак иранской авиации США направляют в Саудовскую Аравию противовоздушные ракеты «Стингер».

06/06/84 - Во время штурма индийскими войсками Золотого храма в городе Амритсаре убито 250 сикхских экстремистов. 11 июня в знак протеста против штурма начинается мятеж сикхских солдат на восьми военных базах Индии.

23/08/84 - В СССР Елена Боннэр, жена диссидента Андрея Сахарова, приговорена к пяти годам ссылки.

24/08/84 - В Великобритании начинается национальная стачка портовых рабочих в знак солидарности с бастующими шахтерами.

20/09/84 - В Ливане в результате взрыва бомбы, подложенной в здание американского посольства в Бейруте, погибли 23 человека.

26/09/84 - На специальной церемонии в Пекине представители Великобритании и Китайской Народной Республики подписывают Соглашение о возвращении Гонконга Китаю в 1997 году.

12/10/84 - 4 человека погибают и 32 получают ранения в результате взрыва бомбы, подложенной в «Гранд-отель» в английском городе Брайтон, когда там проходила конференция Консервативной партии. Маргарет Тэтчер чудом остается жива. Теракт был организован боевиками из Ирландской республиканской армии.

31/10/84 - Премьер-министр Индии Индира Ганди убита своими охранниками-сикхами. Раджив Ганди, ее сын, приносит присягу в качестве нового премьер-министра страны. Межобщинные столкновения в стране продолжаются.

06/11/84 - На президентских выборах в США убедительную победу вновь одерживает республиканец Рональд Рейган и остается главой страны еще на один срок.

03/12/84 - Утечка ядовитого газа на заводе пестицидов фирмы «Юнион Карбайд» близ индийского города Бхопала стала причиной гибели 2500 человек. Еще около 200 тысяч человек получили тяжелые заболевания.

15/12/84 - Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачев посещает Лондон, где заявляет о желании СССР вести переговоры о существенном сокращении ядерных вооружений. Маргарет Тэтчер говорит в ответ: «Мне нравится Горбачев. С ним можно иметь дело».

Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Другие новости