Адам Парр: Не могу сказать, что скучаю по Формуле 1

Адам Парр

Адам Парр, бывший исполнительный директор Williams, давно не появляется в паддоке, но в прошлом году совместно с Россом Брауном выпустил интересную книгу «Тотальное состязание: Уроки стратегии Формулы 1». В интервью польскому сайту F1talks он рассказал о том, чем занимается сейчас, и поделился своими взглядами на ситуацию в чемпионате мира.

Вопрос: Скучаете ли вы по Формуле 1? Сложно ли было перевернуть эту страницу вашей карьеры?
Адам Парр: В это трудно поверить, но не могу сказать, что мне её не хватает. После того как я расстался с Ф1 пять лет назад, я участвовал в запуске десяти бизнес-проектов, написал две книги, стал доктором философии и работал с замечательными людьми, с которыми никогда бы не познакомился, если бы остался в Формуле 1.

Но многое из этого стало возможно благодаря тому, что какое-то время я был связан с Ф1, и за это я очень благодарен. Особенно мне бы хотелось подчеркнуть, что именно тогда у меня завязались отношения с Максом Мосли и Сэмом Майклом, которые определяют мою жизнь сейчас. Вместе с Мосли мы создали небольшой венчурный инвестиционный фонд, и уже несколько лет он вкладывает деньги в технологические стартапы и различные проекты, связанные с Оксфордским университетом. А совместно с Сэмом мы основали компанию, занимающуюся разработками в области искусственного интеллекта, которой он руководит из Австралии.

Вопрос: Росс Браун стал важной фигурой в команде Liberty Media. Может быть, в ней есть место и для Адама Парра?
Адам Парр: Нет!

Вопрос: Вместе с Брауном вы долго работали над книгой «Тотальное состязание: Уроки стратегии Формулы 1». Не изменились ли после этого ваши взгляды на Ф1 и период, проведённый в команде Williams?
Адам Парр: Вообще-то, когда я писал свою первую книгу, «Искусство войны – пять лет в Формуле 1», у меня была возможность осмыслить то время, особенно моменты, когда я был неправ. Книга, написанная вместе с Россом – о нём, хотя, конечно, когда ты внимательно слушаешь собеседника, что-то узнаёшь и о себе самом. Особенно если вас связывает общее дело, а его опыт в чём-то схож с твоим, а в чём-то отличен.

Вопрос: Когда читаешь вашу книгу, создаётся ощущение, что битву с Берни Экклстоуном вы проиграли, но, возможно, в результате получили какой-то более важный приз? Клиентских машин в Формуле 1 как не было, так и нет, Williams по-прежнему выступает в чемпионате, и теперь это уже не просто гоночная команда, а крупная инжиниринговая компания…
Адам Парр: Я очень горжусь тем, чего достигла команда за те пять лет, переменами, которые произошли в Формуле 1 в плане снижения расходов, и тем, что спорт преодолел кризисный период. Но я не уверен, что в чемпионате нет клиентских команд, а это плохие новости. Кроме того, теперь в Ф1 нет ни меня, ни Берни. Но такова жизнь!

Вопрос: Летом вышел новый фильм Williams, отличная история, и что особенно важно, основанная на реальных фактах. Фрэнку Уильямсу удалось создать нечто уникальное. Вы полагаете, что независимые команды могут соперничать с заводскими? Что может сделать Росс Браун, чтобы помочь Williams или Sauber? У вас есть какие-то идеи?
Адам Парр: Росс должен работать с FIA, чтобы создать новый технический регламент на двигатели, что позволит существенно снизить расходы на силовые установки и выровнять скоростные возможности команд. Нам удалось снизить затраты на двигатели с 25 млн. евро в год до 5 млн, но теперь они опять взлетели до уровня в 15 млн. Это возмутительно.

Кроме того, разница в скоростях должна быть намного меньше. И дело вовсе не в том, что я не люблю современные технологии. Во-первых, в отличие от шасси, двигатели меняются не каждый год, и если вы оказываетесь среди отстающих, то, скорее всего, это надолго. Во-вторых, лишь несколько команд сами разрабатывают и строят двигатели – так почему результаты независимых команд должны определяться возможностями моторов, которые не они производят? Тем более, платят за них огромные деньги!

Вопрос: Значит, всё дело в деньгах?
Адам Парр: Говорят, гонщиков интересуют только деньги, секс и собственно гонки – порядок можно изменить. По-моему, всех, кто имеет отношение к Формуле 1, обычно интересуют власть, деньги и возможность соревноваться. Важны все три фактора, хотя и в разной степени. Но 99% этих людей скорее предпочтут победы богатству.

Вопрос: В тексте вашей книги 190 раз использовано слово «стратегия». Как вы считаете, есть что-то общее между победами в Формуле 1 и успехом в каких-то иных областях?
Адам Парр: Только 190 раз?! Стратегия – это процесс, благодаря которому вы преодолеваете препятствия, чтобы достичь цели. Она определяет то, как мы действуем в каждой сфере жизни. Так что да!

Вопрос: Насколько важно, чтобы в команде работали только правильные люди? Как их искать? Как завоевать их доверие?
Адам Парр: Правильно подобрать специалистов – важнейший фактор, хотя и не единственный. Вы охотитесь за ними, уговариваете присоединиться к вашей команде. А чтобы завоевать их доверие, нужно, чтобы отношение к ним было такое, какое вы ожидаете к самому себе.

Росс Браун и Адам Парр в паддоке Альберт-парка в Мельбурне, 2010 год

Вопрос: Ваша книга, написанная совместно с Россом Брауном, называется «Тотальное состязание». Но в Формуле 1 в последние годы скорее надо говорить о тотальном доминировании. Сначала такое преимущество было у Red Bull Racing, теперь – у Mercedes. Обе команды этого заслужили, но всё это как-то скучновато. Как вы считаете, изменится ли ситуация после 2020 года?
Адам Парр: Да, она должна измениться, если изменится регламент чемпионата. Но, разумеется, всегда может сложиться победная комбинация – лучший гонщик и сильная команда, которые будут по-прежнему доминировать. Также не стоит забывать, что если скоростные возможности машин выровняются, то результаты будут зависеть только от мастерства гонщиков, поэтому есть риск, что кто-то из них будет выигрывать всё подряд.

Когда люди говорят, что какой-то спорт стал скучным, они должны избегать сравнений с какими-то прежними временами, когда всё было якобы по-другому. Когда-то доминировала Williams, когда-то – McLaren, потом Ferrari, затем – Renault. И всё это были так называемые «золотые времена» в Формуле 1.

Вопрос: В вашей новой книге много интересных и интригующих историй. А много ли их осталось в ваших черновиках или в памяти? Можно ли ожидать, что выйдет ещё одна работа за авторством Адама Парра?
Адам Парр: Да, но это будет книга по истории!

Вопрос: Напоследок хочется спросить: сейчас Роберт Кубица пытается получить место в Williams. Что вы об этом думаете? Возможно ли это?
Адам Парр: В своё время я пытался пригласить Кубицу в Williams, и мы вели серьёзные переговоры. Надеюсь, он вернётся в Формулу 1, и было бы здорово, если бы Роберт оказался именно в Williams. Он отважный и решительный человек, который приложил огромные усилия, чтобы вернуться к нормальной жизни и вновь начать карьеру в спорте.

Текст: . Источник: F1talks
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё