Марк Смит: "Caterham по силам сократить отставание"

Технический директор Caterham Марк Смит

Марк Смит пришел в Формулу 1 в далеком уже 1991 году и с тех пор успел поработать едва ли не во всех командах паддока. Длинный послужной список британца включает и Red Bull Racing, и Benetton, и Jordan. Сейчас свой немалый опыт он реализует в Caterham, где с этого сезона сменил Майка Гаскойна на посту технического директора. В обстоятельном интервью пресс-службе команды Смит анализирует нынешнюю ситуацию, делится планами на будущее и выражает уверенность, что от того момента, когда пилоты желто-зеленых машин смогут бороться с соперниками, которые пока впереди, остается не так много времени...

Вопрос: Считается, что возможности новой машины становятся понятны только после того, как она примет участие в гонках. Позади два Гран При – какое впечатление вы смогли составить о CT01?
Марк Смит: Скорость машины почти полностью соответствует нашим ожиданиям по итогам предсезонных тестов. Понятно, что после зимних сессий довольно сложно делать серьезные выводы, но когда во второй половине дня команды переходят к длинным сериям кругов, это дает возможность увидеть примерную расстановку сил. Мы старались наблюдать за теми, кто был непосредственно впереди нас по ходу прошлого сезона – Williams, Toro Rosso и так далее. Нам удалось показать неплохое время на последних тестах, но не думаю, что кто-то из тех, кто внимательно следил за развитием событий, придал этому факту слишком серьезное значение. По моим ощущениям, мы должны были оказаться примерно там же, где были в конце прошлого чемпионата.

Это, возможно, звучит не очень оптимистично, но для меня целью всегда является сокращение отставания от соперников. Если мы смогли добиться этого к первой гонке сезона, то затем требуется приложить максимум усилий, чтобы ликвидировать оставшееся отставание по ходу чемпионата. Думаю, в какой-то момент мы будем реально соперничать с теми, кто сейчас опережает нас.

Вопрос: Похоже, что в этом году большая часть машин выглядит в гонке быстрее, чем в квалификации. Это касается и CT01?
Марк Смит: Да, думаю, что так. Понятно, что в Мельбурне ни одному из наших пилотов не удалось добраться до финиша, но скорость по ходу дистанции была явно выше, мы меньше уступали соперникам, чем в квалификации. Полагаю, можно говорить о том, что такое положение вещей обусловлено особенностями шин. Это касается и других команд – скажем, Mercedes, а также, возможно, Ferrari. Добиться от резины максимально эффективной работы оказалось непросто. Мне кажется, что когда мы лучше разберемся с этим вопросом, ситуация изменится к лучшему.

Однако, я также должен сказать, что трассу в Мельбурне нельзя считать особенно репрезентативной. Сепанг куда лучше отражает расстановку сил, но тамошняя погода поставила все с ног на голову, поскольку мы совсем мало ездили по сухой трассе.

Вопрос: Возможно, это звучит не очень приятно, но команда осталась примерно там же, где и была – пока нет ощущения, что удалось сделать большой шаг вперед. Что вы думаете об этом?
Марк Смит: Мне кажется, нам удалось сократить отставание. Достаточно взглянуть на итоги первой квалификационной сессии в Мельбурне. В прошлом году мы уступали лучшему результату четыре с половиной секунды. В этот раз – лишь чуть более двух с половиной. Таким образом, нам удалось отыграть почти две секунды. Если сравнивать с 17-м результатом, то в 2011-м наше отставание составляло две секунды, сейчас же – одну с небольшим. Наконец, год назад мы опередили быстрейшего из пилотов Marussia на 0,6 секунды, тогда как теперь – на 2,2. Это правда, что занятые места остались теми же самыми, но нет сомнений, что мы нагоняем тех, кто впереди.

Кроме того, давайте посмотрим, как совершенствуют свою технику наши главные соперники. У них есть преимущество во всем – производительности систем вычислительной гидродинамики, времени работы в аэродинамической трубе и так далее. И при этом нам удается настигать их – нет сомнений, что это очень серьезное достижение. Если говорить о тех областях, где машина стала лучше в сравнении с прошлогодней, то прежде всего стоит обратить внимание на продуманную конструкцию всех компонентов. Нам удалось добиться снижения веса и повышения прочности, во многих местах применены более изящные решения.

Также мы смогли добиться большей эффективности аэродинамики, поскольку в этой области изначально отставали от соперников. Кроме того, теперь у нас есть KERS, что также должно позитивно повлиять на ситуацию. Мы довольны тем, чего смогли добиться, но пока все же находимся не там, где хотелось бы. Надо продолжать трудиться, не жалея сил, и еще больше сокращать отставание.

Вопрос: В Формуле 1 давно известно, что расстановка сил меняется не очень быстро – вы делаете шаг вперед, но и соперники не стоят на месте. Удивил ли вас кто-то из конкурентов? Похоже, Sauber выглядит довольно неплохо, да и машина Toro Rosso в базе своей довольно хороша…
Марк Смит: Да, без сюрпризов не обошлось – и прежде всего это относится как раз к Sauber. Честно говоря, я догадывался, что они смогут грамотно использовать новый регламент выхлопной системы. Не могу утверждать наверняка, но им, похоже, удалось каким-то образом задействовать выхлопные газы, получив прибавку в скорости. Мы пока что не занимались этой областью CT01 особенно детально, и вот почему: прежде всего, это связано с ограниченным количеством ресурсов, о чем я уже говорил. В прошлом сезоне мы не смогли добиться от «выдувного» диффузора такой эффективности, на которую рассчитывали, да и вообще, едва ли реализовали хотя бы половину того потенциала машины, какой обещали продувки в аэродинамической трубе. А вот результаты прямолинейных тестов удовлетворили нас.

Отталкиваясь от всего вышесказанного, а также учитывая, что теперь у нас есть KERS, которая смонтирована почти так же, как на машинах Red Bull, я немало волновался о том, не возникнут ли неприятности из-за перегрева системы рекуперации. Мы знали, что в прошлом году в Red Bull Racing наблюдались подобные сложности, потому на начальной стадии мне не хотелось вмешиваться в эту сторону работы системы. KERS для нас – очень важный инструмент, и мы должны использовать его с максимальной эффективностью.

Идея состояла в том, что сначала нужно отладить работу машины, а затем смотреть, какие решения использовали соперники в выхлопной системе и соответствуют ли они требованиям регламента. Думаю, теперь можно уже достаточно определенно говорить о том, что именно можно применять, и мы уже какое-то время ведем работу в аэродинамической трубе, чтобы разработать собственные вариации. Также мы продолжаем контролировать ситуацию с температурным режимом KERS, но здесь, мне кажется, важно не навредить самим себе.

Так что работы впереди еще много. Думаю, если наши идеи сработают, прибавка в скорости окажется весьма существенной. Однако наши возможности ограничены, потому мы не стремимся бросать все имеющиеся силы на этот проект. Необходимо совершенствовать машину по многим направлениям, важно найти верный баланс, и сейчас мы заняты этим.

Персонал Caterham - пусть и не очень многочисленный, но объединенный общей идеей

Вопрос: Работы над так называемым «DRS-воздуховодом» не значатся в ваших планах. Это устройство сочтено слишком трудозатратным?
Марк Смит: Да, здесь налицо явное несоответствие тех средств, которые пришлось бы бросить на это направление, и возможного выигрыша от использования подобного устройства.

Вопрос: Как прошло «вживление» в машину системы KERS? Вы упоминали, что с её активацией у пилотов возникали определенные сложности. Все складывается так, как вы ожидали, или имеет место повышенная нагрузка на шины, особенно задние?
Марк Смит: Мне не кажется, что наше шасси имеет тенденцию к особенно сильному износу резины. Такое случалось по ходу отдельных сессий, но нам удавалось исправить ситуацию путем изменения настроек. Думаю, вопрос здесь в том, что нужно до конца понять, как именно ведут себя шины 2012 года.

Три предсезонные сессии проходили в схожих условиях, хотя и на двух разных трассах. Потому мы довольно неплохо представляли, чего стоит ожидать – и не испытали в Мельбурне проблем, а если сложности и возникали, то не столь серьезные, как на тестах. Это стало приятным сюрпризом. Однако в Малайзии, где использовалась промежуточная резина, проблемы проявились вновь, особенно на машине Хейкки. Пока мы не можем дать ответ, что стало их первопричиной, потому надо внимательно разобраться в данных телеметрии, чтобы выяснить это.

Вопрос: Двойной сход в Мельбурне, разумеется, огорчил команду. Удалось ли устранить те неполадки, которые не позволили финишировать?
Марк Смит: Да, у нас возникли определенные проблемы с надёжностью. Частично они объяснялись тем, что гонка проводилась на большом удалении от нашей базы. К примеру, в Куала-Лумпуре нам пришлось своими силами вносить изменения в конструкцию выхлопной системы, так как необходимые кузовные элементы просто закончились. Все это, конечно, работало против нас. Хорошо, что дополнительная неделя в перерыве между Малайзией и Китаем дала возможность перегруппировать силы и разобраться с некоторыми из возникших проблем.

Вопрос: Трасса в Мельбурне довольно специфична, а уик-энд в Малайзии прошел в сырую погоду. Значит ли это, что сейчас у команды, фактически, нет достаточного объема данных, на которые можно было бы опираться в работе?
Марк Смит: Разумеется, если бы в Сепанге было сухо, мы бы смогли увидеть более ясную картину и имели бы сейчас возможность более продуктивно работать над контролем износа шин. Впрочем, нам и так удалось узнать немало. Понятно, что большинство гонок наверняка будет сухими, но если у нас вновь возникнет необходимость использовать промежуточную резину, мы сможем, учитывая полученную в Сепанге информацию, добиться от неё большей производительности.

Вопрос: Впереди – гонки в Китае и Бахрейне. На чем вы сосредоточите свое внимание?
Марк Смит: Прежде всего, нам нужно создать необходимый задел запасных частей. Мы отмечали небольшие проблемы с перегревом, вызванные выхлопными газами, потому требуются определенные доработки в этой области, призванные отвести их в сторону от корпуса машины – разумеется, в рамках действующих правил.

В Мельбурне мы опробовали новое переднее крыло, однако по ходу уик-энда в Малайзии несколько таких крыльев были повреждены, потому нужно было изготовить новые. Должен признать, нынешнюю паузу требовалось в первую очередь посвятить производству элементов, с которыми у нас связаны определенные опасения относительно надёжности. Если говорить о доработках, то в Китае машина получит новое днище, которое отличается от прежнего как в передней, так и в задней части. Надеюсь, оно обеспечит нам хорошую прибавку в скорости.

Марк Смит с представителем технического штаба RBR Полом Монаганом

Вопрос: После двух ближайших гонок участников Формулы 1 ждут тесты в Муджелло. Как идет подготовка к ним? Есть ли у вас бригада, которая готовит новинки к Китаю и Бахрейну – и еще одна, которая работает на более дальнюю перспективу?
Марк Смит: Нет. Мы стремимся наилучшим образом распоряжаться теми возможностями, которыми располагаем. Потому признаюсь, что все новинки, которые мы планируем опробовать в Муджелло – и на последующем этапе в Барселоне – уже довольно давно находятся в работе. Мы предпочитаем планировать на долгосрочную перспективу. На майских тестах машина получит новое заднее крыло – надеюсь, мы будем использовать его и в Барселоне.

На мой взгляд, те доработки, которые ведет команда, должны базироваться на её результатах. Некоторым под силу вносить изменения с невероятной быстротой, но и стоимость таких работ тоже будет невероятной. Нам же приходится проявлять известную сдержанность. Потому, когда машина еще наматывала круги на предсезонных тестах, мы уже приступили к работе над новым днищем, которое должно появиться на Гран При Китая. Переднее крыло для Мельбурна было готово вовремя, надеюсь, так же будет и с новинками, запланированными на Муджелло и Барселону.

Вопрос: Вы затронули тему производительности систем вычислительной гидродинамики. Есть ли у команды планы повышать её?
Марк Смит: Мы уже запустили среднесрочный и долговременный планы модернизации, призванные сделать большой шаг вперед. В соответствии с ними мы должны получить качественное улучшение во всех областях, включая методы работы, производительность, доработку машины и так далее. Также должна возрасти интеграция с другими процессами, что позволит повысить эффективность нашей деятельности.

Нам нужно совершенствовать использование вычислительной гидродинамики, но при этом добиваться того, чтобы полученные результаты хорошо соотносились с тем, что мы видим в аэродинамической трубе и на трассе. Также хотелось бы, чтобы CFD позволяла нам отвечать на вопросы, которые в настоящий момент остаются вне зоны нашей досягаемости. Для этого требуется разработать подробный план, который обязательно должен учитывать грядущий переезд на новую базу в Лифилд и набор новых сотрудников. Мы уже начали распространять информацию об этом, она позволит нам привлечь людей. Это позитивный шаг.

Вопрос: Что можно сказать о периоде, на который рассчитаны среднесрочный и долгосрочный планы?
Марк Смит: Думаю, многие люди, которых мы хотели бы видеть у себя, рассчитывают о предварительном уведомлении за шесть месяцев. Кроме того, нам нужно выбрать подходящих кандидатов. Полагаю, пройдет еще девять-двенадцать месяцев, прежде чем мы сможем ощутить результаты работы всех этих людей – и два или три года, пока эта группа накопит достаточный опыт, чтобы её работа начала приносить ощутимую пользу. Таковы реалии современной Ф1 – сделанные инвестиции начинают работать на вас спустя месяцы, а порой и годы. Но наши соперники уже прошли через всё это, и нам тоже требуется подобная инфраструктура, чтобы двигаться вперед.

Вопрос: Как вы считаете, сколь велик потенциал CT01, если говорить о возможностях совершенствования этой машины?
Марк Смит: Думаю, у неё хороший базис. Но чтобы реализовать возможности машины, нам предстоит серьезно поработать над её аэродинамикой. Мы стремимся настичь соперников, а значит, нужно быстрее проводить исследования в аэродинамической трубе. Новинки должны как можно оперативнее появляться на машине. И именно выполнение этой задачи определит, чего мы сможем добиться в нынешнем сезоне.

Не думаю, что у машины есть какие-то фундаментальные слабости. Полагаю, никакие внутренние причины не помешают нам прогрессировать. Требуется лишь совершенствовать аэродинамику. Я сказал «лишь», но на самом деле это очень серьезная работа. Однако, учитывая те ресурсы, которыми мы располагаем, можно не сомневаться, что мы сможем сократить отставание.

Текст: . Источник: пресс-служба Caterham
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё