Лео Турини не сомневается в том, что Ландо Норрис – достойный чемпион мира, однако героем сезона для него остаётся Макс Ферстаппен. А чтобы подвести итоги года Ferrari, ветеран итальянской гоночной журналистики побеседовал с Маурицио Арривабене, бывшим руководителем Скудерии, которого называет своим давним приятелем. Гран При Абу-Даби они смотрели вместе.
Арривабене возглавлял команду из Маранелло с 2015-го по 2018 год, когда за неё выступали Себастьян Феттель и Кими Райкконен, в том числе именно при нём началось активное сотрудничество с Шарлем Леклером, хотя дебютировал гонщик из Монако в Формуле 1 в составе Alfa Romeo Sauber.
Когда на посту руководителя Скудерии его сменил Маттиа Бинотто, Арривабене поработал в футбольном клубе «Ювентус», откуда пришлось уйти после финансового скандала, а теперь он занимается некими новыми проектами в цифровой сфере.
Маурицио Арривабене: В первую очередь я думаю о том, что за победой Ландо Норриса в чемпионате мира стоит итальянец Андреа Стелла, без которого McLaren никогда бы не добилась такого успеха. Это прекрасное достижение для всей нашей автоспортивной культуры!
Я поздравляю Норриса. Вероятно, Ландо бы мог обеспечить себе титул несколько раньше, но на решающей стадии сезона он неплохо себя проявил. Однако мне бы хотелось отдельно отметить достижения его команды.
Вопрос: В каком смысле?
Маурицио Арривабене: На протяжении многих лет McLaren не удавалось добиться настоящего успеха, более четверти века команда не побеждала в Кубке конструкторов, семнадцать лет её гонщики не выигрывали титул. Если говорить образно, команда наконец-то смогла пересечь пустыню и вновь обрести чемпионский настрой. Поэтому я сразу упомянул Стеллу. Хотя вообще-то я испытываю сожаление.
Вопрос: Какого рода?
Маурицио Арривабене: Андреа расстался с Ferrari незадолго до моего прихода. Я бы с удовольствием с ним поработал, все в компании очень высоко о нём отзывались.
Вопрос: И вот теперь мы подходим к главному: расскажите, что для вас значит Ferrari…
Маурицио Арривабене: Эта команда навсегда останется в моём сердце, моя страстная любовь не угаснет никогда.
Вопрос: Но ведь у вас как у болельщика копится досада из-за многочисленных поражений…
Маурицио Арривабене: Что ж, я расстраиваюсь вместе со всеми. Я знаю, как трудно побеждать в Формуле 1, поэтому воздержусь от суждений о людях, которые работают в команде сейчас.
Вопрос: И всё-таки неизбежен следующий вопрос: вы бы стали подписывать контракт с Льюисом Хэмилтоном?
Маурицио Арривабене: Здесь придётся пуститься в сложные рассуждения. Позвольте объяснить: я считаю, что Льюис ещё не сказал своё последнее слово, он по-прежнему на многое способен. Вот только приглашать гонщика уровня Хэмилтона стоит только в том случае, если вы можете предоставить ему конкурентоспособную машину.
Чтобы показывать высокие результаты, ему необходима эффективная техника. Если у вас такой нет, значит не надо подписывать с ним контракт. Причём я говорю это не в плане критики – это подсказывает здравый смысл.
Вопрос: А что скажете о Леклере?
Маурицио Арривабене: Его я просто обожаю. Это благодаря мне он пришёл в Ferrari в 2019 году. Он отличный гонщик и неизменно это доказывает. Лично у меня нет сомнений: наступит тот день, когда он станет чемпионом мира.
Вопрос: Вместе с Ferrari?
Маурицио Арривабене: Надеюсь, что будет именно так, хотя не знаю. И всё-таки он выиграет чемпионат, я в этом не сомневаюсь.
Вопрос: Эра доминирования Макса Ферстаппена закончилась или лишь временно прервалась?
Маурицио Арривабене: Давайте без шуток! Макс – феноменальный гонщик. Понимаете, машина Формулы 1 состоит из 50 тысяч деталей и этому голландцу удаётся выжать максимум буквально из каждого из этих компонентов.
Вопрос: С кем из великих гонщиков прошлых лет вы бы его сравнили?
Маурицио Арривабене: Я считаю, что Ферстаппена можно считать преемником Михаэля Шумахера. Его отличают те же лидерские качества, такой же уровень мастерства, он знает, как вдохновлять людей, которые с ним работают.
Вопрос: Напоследок: вы остаётесь болельщиком «Ювентуса»?
Маурицио Арривабене: Конечно, я по-прежнему болею за «Ювентус» и за Ferrari. Такая любовь не проходит никогда, и она не зависит от того, проигрываем мы или побеждаем…