Колонка комментатора: Двойная колонка...

После семи этапов Колонка комментатора, которую я с большим удовольствием пишу для своих друзей с сайта F1news.ru, на некоторое время утратила былую оперативность. Что поделаешь – лето, разгар гоночного сезона и дел невпроворот. Но это вовсе не значит, что события Маньи-Кура и Сильверстоуна забыты. Напротив, каждая из этих гонок (а особенно, конечно же, британская) дала немало поводов для размышлений. Именно их, пусть и с определенной задержкой, я и предлагаю Вашему вниманию.

Гоночная геополитика

«Я не хочу присутствовать на похоронах», - сказал Берни Экклстоун и покинул Маньи-Кур еще до старта гонки. 17 лет французский автодром принимал Гран При чемпионата мира, но зажгутся ли его стартовые огни вновь – большой вопрос. К сожалению, тем, кто не следит за веяниями времени и рассчитывает на нематериальные понятия «романтика» или «традиции», все сложнее становится поспевать за Формулой 1.

Конечно, исключая трассу в Невере из календаря, прозорливый седовласый старец был прав только потому, что любое сказанное им слово априори является в Ф1 истиной. И все же… Действительно ли в погоне за новыми рынками, экзотическими спонсорами и смуглолицыми гонщиками можно вот так просто отправлять на свалку собственное прошлое? Ведь, что ни говори, а основными поклонниками гонок на Большие Призы по-прежнему остаются европейцы. Конечно, можно загнать на трибуны новейшего автодрома в Шанхае полмиллиона китайцев, предварительно рассказав каждому из них, за какую машинку он будет сегодня махать флажком. Но чего стоят такие болельщики на фоне тех сумасшедших, кто в собственном кемпере и на собственные деньги все лето катается вслед за караваном Ф1? Суррогат да и только.

И тем не менее, Европа отступает. Медленно, неохотно, пытаясь контратаковать и даже добиваясь локальных успехов – но верно. Почти забыт скоростной и зрелищный А1-Ринг, повержена Имола, в глубокой осаде Хоккенхайм, закрыты на замок ворота Маньи-Кура, а часы Сильверстоуна отсчитывают последние деньки. Большой бизнес диктует свои правила игры, оставляя все меньше места спорту. Можно забыть про память великих Джима Кларка и Айртона Сенны, ведь в Бахрейне есть много богатых шейхов, а на тамошней трассе целых пять вертолетных площадок…

В такой ситуации ветераны календаря, у которых нет возможности найти несколько лишних сотен миллионов на реконструкцию стареющих автодромов, имеют лишь одну, да и то весьма призрачную надежду – демонстрировать на своих этапах первоклассное гоночное шоу. Так что давайте попробуем посмотреть на французский Гран При именно под таким углом зрения.

Как известно, Маньи-Кур, известный прежде как автодром имени Жана Беры, был открыт в 1961 году и использовался исключительно на национальном уровне. Здесь базировались команды Martini и Ligier, а в конце 80-х по личному распоряжению президента Миттерана гоночный трек подвергся капитальной переделке. В первый и пока единственный раз в истории гоночной архитектуры кольцо проектировалось с изначальной целью вобрать в себя все лучшее из имеющегося на тот момент. Именно поэтому большинство местных поворотов носит название других спортивных арен. Но вот беда – тогда никто не мог предположить, какими путями пойдет развитие гоночной техники, поэтому «автодром мечты» практически мгновенно устарел и на поверку оказался весьма заурядной трассой. И если ваш билет – не на трибуну возле Аделаиды – обгонов вы, скорее всего, так и не увидите.

Увы, таков удел большинства старых трасс, которые создавались для совсем других скоростей и мощностей. Если небо ясное, а машина безопасности все полтора часа простояла на своем месте, в наши дни шоу редко получается зрелищным. Пожалуй, то, что мы увидели в Маньи-Куре-2007 – это еще далеко не самый скучный вариант. Вспомните проблемы Адриана Сутиля еще до старта, пару аварий на первом круге, борьбу и обгоны Фернандо Алонсо, комичный сход Кристиана Альберса и смену позиций в споре за победу. На этот раз двадцать два гонщика за 69 кругов (не считая первого) подарили нам целых шесть обгонов. Впечатляющее перечисление, не правда ли? События полуторачасового заезда уместились в две с небольшим строчки!

И если называть вещи своими именами, то это просто скука смертная. Поклонники каких-нибудь американских гонок по овалам видят столько событий за десять минут. Более того, сколько раз за последние годы Гран При в той же Имоле, на Каталунье или Нюрбургринге получались еще более пресными?

Разумеется, у владельца черного моторхоума с наглухо тонированными стеклами свои взгляды на положение вещей. Его мало волнуют обгоны и аварии, он мыслит гораздо шире, в геополитическом масштабе. Нет Михаэля – нет Хоккенхайма. Есть Фернандо – получите Валенсию. И это, наверное, правильно, когда каждый, не взирая на ранги и заслуги, получает то, чего заслуживает в настоящий момент. А если кого-то интересует история – он может, вооружившись хозяйственной сумкой-тележкой, сходить в ближайший британский книжный и приобрести там 37-килограммовый фолиант.

Признаюсь, мне даже не особенно жаль Маньи-Кур. Но вот другую жертву гоночной геополитики, Сузуку – безмерно…

Магия четвертого монитора

На северо-запад от Лондона уходит Старая Римская дорога. Неширокая и прямая, как стрела, она уже много столетий исправно выполняет свою работу. Неподалеку днем и ночью шумит скоростное шоссе М1, но добираться ранним утром до Сильверстоуна лучше именно по Старой Римской. Хочешь взять у входа в паддок свежий номер Red Bulletin? Будь на месте к десяти. Неохота топать двадцать минут по пыльной (или грязной – как повезет) парковке – скинь еще час. Желаешь позавтракать в компании таких же ранних пташек на территории McLaren или Toyota – еще полчаса сна долой.

Но самое главное – не забыть адаптер для подключения к электрической сети. Эта ошибка может стать фатальной, ибо в пресс-центре автодрома эти незамысловатые на вид устройства закончились еще к полудню в субботу. А без них в стране футов, фунтов и левостороннего движения делать нечего. Мне – вынужден признать – пришлось добывать адаптер в гостинице, а затем сломя голову бегать за ним из комментаторской кабинки в пресс-центр, когда до начала прямого эфира оставалось всего несколько минут. Хорошо еще, что удалось быстро пробраться через огромную толпу перед моторхоумом команды Рона Денниса.

Но все это мелочи по сравнению с теми эмоциями, которые испытываешь по окончании репортажа. Казалось бы, все уже знакомо: пилоты, команды, быстрые секунды, время по секторам и предупреждение редактора об необходимости прерваться на рекламу. Но в субботу, когда чуть поутих восторженный рев трибун, приветствующих победу Льюиса Хэмилтона, на небольшой балкончик позади комментаторских кабин начали один за другим выходить люди. Колоритный араб из Аль-Джазиры, радостный комментатор варшавского телевидения, а потом, почти одновременно – Жак Лаффит и Марк Жене. Непередаваемые ощущения.

А вот если говорить о чисто технологической стороне процесса, то здесь «выездные» гонки существенно сложнее остальных. Во-первых, нужно установить и поддерживать связь с Москвой. Для этого предназначен специальный коммуникатор со множеством ручек. Помимо того, что он не очень легкий, к нему еще прилагается инструкция на 22 пункта. Во-вторых, задержка в общении с аппаратной РЕН ТВ составляет около 4 секунд, и всякая беседа, особенно когда требуется решить что-то оперативно, становится настоящей мукой. Кроме того, в Сильверстоуне комментаторские позиции не имеют выхода в Internet (тут я полностью согласен с Берни – как можно проводить гонки в столь неудобном и неприспособленном месте?). Поэтому есть реальная возможность пропустить какую-нибудь громкую новость, если о ней стало известно за полчаса до начала квалификации или гонки. Да и справочной информацией приходится в максимальном объеме запасаться заранее.

Но все это можно легко потерпеть ради главного – наличия сразу четырех информационных мониторов. Один показывает международную телевизионную картинку, другие два позволяют выбрать нужный из пяти каналов статистики (кстати, то, что идет лайв-таймингом в Internet – лишь вершина айсберга). Но важнее всего четвертый монитор. Это огромное стеклянное окно на трассу. В него можно увидеть столько всякого, что голова кругом идет. А еще, если говорить чуть шире, это окно позволяет пройтись по паддоку и вспомнить бородатый анекдот об отъезжающем в Санта-Барбару, договориться об интервью (если повезет – эксклюзивном), попробовать блюда японской кухни, которыми угощают в моторхоуме Red Bull или забежать на «пивной час» в Spyker. А уж поболтать с Виталием Петровым и его гоночным инженером Филиппом Готероном, а также увидеть ветерана Ф1 Дерека Уорика среди участников Суперкубка Porsche – проще простого.

Впрочем, идеализировать ситуацию тоже не стоит. Пробиться к гонщикам крайне сложно, стоит только кому-то из них замешкаться – как диктофоны и камеры вырастают вокруг частоколом в мгновение ока. Не хватило места на командном мероприятии для прессы – извини, коллега, в следующий раз приходи заранее. Даже в пресс-центре за каждый стол размером чуть больше школьной парты устроители Гран При усаживают сразу трех журналистов. Забавно, но нас с корреспондентом РЕН ТВ Димой Яковлевым почему-то не оказалось в списке аккредитованной прессы. В итоге нам все же выделили рабочее место – но всего одно на двоих! Хорошо хоть национальная сметка помогла – мы отыскали такой уголок, который на протяжении всех трех дней никому больше не приглянулся. Так что вместо одного «законного» и нас было целых три фактических места.

Что же до собственно спортивных событий – то они в этот раз, похоже, слегка отошли на второй план. Конечно же, гонка получилась невероятно интересной, едва ли не лучшей в нынешнем сезоне. Но на этот раз я, пожалуй, позволю себе не останавливаться на событиях Гран При подробно. В конце концов, с той поры прошло целых две недели, и уже стартовал следующий гоночный уик-энд на трассе Нюрбургринг.

Зато теперь, приходя в студию, что на шестом этаже здания на Зубовском бульваре, и усаживаясь в мягкое и удобное кожаное кресло, я всякий раз буду вспоминать колченогий стул в фанерной кабинке. Ведь когда у тебя есть четвертый монитор – все остальное попросту не играет роли.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё