Умер основатель Lola Эрик Бродли

В воскресенье, 28 мая, в возрасте 88 лет скончался Эрик Бродли, создатель знаменитой британской компании Lola, занимавшейся конструированием спортивных и гоночных машин.

На счету Lola множество побед практически во всех категориях автоспорта, в том числе в Инди-500. Бродли множество раз пробовал свои силы и в Формуле 1, но самого большого успеха добился в первый сезон, в 1962 году, когда шасси Lola помогло Джону Сёртизу, выступавшему за команду Рега Парнелла Bowmaker-Yeoman Racing, завоевать два вторых места подряд, в Великобритании и Германии.

В юности Эрик Бродли был далёк от гонок, в конце 1940-х он получил образование архитектора и работал топографом в строительной компании. Но благодаря двоюродному брату Грэму, который увлекался конструированием гоночных машин, он познакомился с автоспортом и уже в 1956 году построил свою первую машину Broadley Special на шасси Austin 7 с двигателем Ford. Эта машина принесла ему и первые успехи – на ней был выигран целый ряд местных и национальных гонок в Великобритании.

Бродли сразу же занялся постройкой нового шасси под более мощный двигатель Coventry Climax. Именно этой машине было суждено стать Lola Mk1, первой машиной новой компании Lola. Считается, что название то ли сам Бродли, то ли его девушка заимствовали из популярной в конце 1950-х песни Ричарда Адлера и Джерри Росса Whatever Lola Wants из мюзикла «Чёртовы янки». Рефреном этой песни были строчки «всё, что Лола хочет, Лола получает».

Поначалу Бродли сам садился за руль своих машин, благодаря Lola Mk1 в 1958-м он стал первым человеком, проехавшим круг по трассе Брэндс-Хэтч в версии Indy быстрее, чем за минуту. После этого от заказов у Lola Cars не было отбоя. А уже в 1960-м году свет увидело первое одноместное шасси Lola с открытыми колёсами для Формулы Junior – Lola Mark 2.

Бизнес быстро набирал силу, Бродли открывал для себя всё новые и новые категории в мире автоспорта. Он строил машины для Формулы 5000, Формулы Atlantic, прототипы, кузовные автомобили, поставлял шасси для IndyCar, Indy Lights и многочисленных младших формул, но главным центром притяжения для него оставалась Формула 1.

Шасси Lola дебютировало в чемпионате мира в 1962 году вместе с Регом Парнеллом и в своём первом же Гран При, в Голландии, позволило Джону Сёртизу завоевать поул. До финиша в той гонке, правда, ни Джон, ни его напарник Рой Сальвадори не добрались, но на следующем этапе в Монако Сёртиз открыл счёт очкам Lola, финишировав четвёртым. Потом были очки в Бельгии и Франции, подиумы в Великобритании и Германии. Казалось, всё складывается просто отлично, главный успех вот-вот придёт.

Однако чем ближе Бродли подходил к пределу, тем труднее становилось отыгрывать доли секунды, и тем чаще ломались его машины. В 1963-м конкурентоспособность шасси Mk4 оказалась ниже ожидаемой, и Парнелл отказался от сотрудничества с Lola. В 1967-м компания пыталась выставить на старт собственную команду, используя двигатели BMW, но вновь потерпела неудачу. И лишь в 1974-м, когда шасси Lola решил использовать для своей команды Грэм Хилл, им удалось снова заработать очки – сам Хилл финишировал шестым на Гран При Швеции.

Lola ещё не раз пыталась покорить Формулу 1, в том числе с командой Larrousse и 12-цилиндровыми моторами Lamborghini, но её лучшим финишем в этот период стало третье место Агури Сузуки на Гран При Японии 1990 года. После ухода итальянских мотористов результаты упали, и Lola вновь пришлось искать себе нового партнёра.

В 1993-м этим партнёром на один год стала команда Scuderia Italia, но по итогам сезона она прекратила существование. Последнюю попытку попасть в Формулу 1 Lola предприняла в 1997-м, совместно с MasterCard, но результаты квалификации в Австралии оказались катастрофическими, и финансирование было отозвано. Произошедшее стало серьёзным ударом по компании, и она была продана Мартину Биррэйну.

В последующие годы Бродли фактически вышел на пенсию, хотя и участвовал в нескольких гоночных проектах. Даже на пике своей славы Бродли оставался тихим и скромным человеком, «инженером инженеров», как его порой называли, а отойдя от дел, предпочитал жить спокойной жизнью в небольшой деревушке Бротон неподалёку от Хантингдона. Тем не менее, он регулярно общался со своими бывшими сотрудниками и остался в памяти всех, кто его знал, в первую очередь как человек, заслуживающий самого большого уважения.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.