Обзор гоночного уик-энда: Вторая неделя марта…

5,4 миллиона ватт суммарной мощности – этого достаточно, чтобы осветить воображаемую улицу от Дохи до Москвы, обеспечить электричеством более трех тысяч жилых домов и «зажечь» 70 футбольных стадионов. И именно столько понадобилось, чтобы провести первую в истории мировых гоночных чемпионатов ночную гонку – Гран При Катара MotoGP…

MotoGP: от Дохи до Москвы

MotoGP уже во второй раз опережает Формулу-1. В 1949-м, на год раньше Ф-1, был разыгран первый мотоциклетный чемпионат мира, а теперь MotoGP первой провела ночную гонку – за полгода до «королевы автоспорта».

Конечно, ночные гонки проводятся вовсе не впервые. За океаном этапы серий NASCAR и IndyCar уже давно организуются в темное время суток при искусственном освещении. Но одно дело осветить компактный овал, и совсем другое – настоящую гоночную трассу протяженностью почти шесть километров с поворотами разного типа.

Но нет ничего невозможного. Американская компания Musco, уже 30 лет специализирующаяся на освещении спортивных арен, на миллионы персидских шейхов (по слухам, это обошлось им в $54 млн.) оборудовала катарскую трассу Лосаил осветительными мачтами общей мощностью 5,4 млн Вт. Причем дабы обеспечить бесперебойное питание, электричество вырабатывалось от дизельных установок - представьте, сколько солярки на это потребовалось! Впрочем, нефтяные шейхи Катара наверняка могут позволить себе такое расточительство… 

На осуществление этого проекта ушло 167 дней. После первых же ночных тестов, прошедших в Катаре за неделю с небольшим до Гран При, гонщики были поражены – видимость при искусственном освещении оказалась ничуть не хуже дневной, при солнечных лучах света! Зато как красиво и эффектно это смотрелось! 

Но если на видимости ночные условия никак не отразились, то на температуре окружающего воздуха и асфальта – существенно. Катар – это пустыня, а, как и в любой пустыне, здесь после захода солнца столбик термометра начинает стремительно опускаться. Если днем он зашкаливает за 30°С, то к вечеру может опуститься до всего десяти. Именно этот фактор стал решающим во время квалификации «королевского» класса…

В прошлом году «шинная война» между Bridgestone и Michelin завершилась безоговорочной победой японской компании. Наибольшее недовольство французской резиной высказывал Валентино Росси, возможно, потерявший из-за этого возможность выиграть очередной титул. В итоге на сезон-2008 знаменитый итальянец заключил эксклюзивный контракт с Bridgestone – и это притом, что второй пилот команды Fiat Yamaha – чемпион мира категории 250 «кубиков» двух последних лет испанец Хорхе Лоренцо – остался на Michelin! Таким образом, впервые в истории два гонщика одной команды оказались с разными поставщиками шин, что привело к разделению коллектива на два лагеря. Боксы заводской Yamaha перегорожены глухой стенкой, у Росси и Лоренцо разные бригады инженеров, механиков и менеджеров. Даже официальные пресс-релизы пишутся для итальянца и испанца отдельно, а затем компануются в один документ! 

Но переход Росси на столь желанные японские шины только добавил ему проблем – за межсезонье ему так и не удалось их адаптировать под новый мотоцикл Yamaha M1, а в Катаре еще оказалось, что на холодном асфальте Лосаила лучше себя ведет именно резина Michelin. Весь первый ряд стартового поля оказался оккупирован клиентами французских шинников! Более того, все трое оказались на мотоциклах Yamaha – такого не случалось с Гран При Германии’02! Но и это еще было не главной сенсацией…

Первые две позиции по итогам квалификации заняли дебютанты «королевского» класса! Поул завоевал как раз Лоренцо, перед началом сезона весьма скромно оценивавший свои шансы на предстоящий сезон и ставший первым дебютантом после Макса Бьяджи на Гран При Японии ’98, сумевшим выиграть первую квалификацию в MotoGP. Следом за 20-летним испанцем расположился еще один новичок - двукратный чемпион мира Супербайка Джеймс Тоузленд. Британец, выиграв в прошлом году второй титул в WSBK, решился на переход в в MotoGP и подписал контракт с частной командой Yamaha Tech 3, полностью провалившей прошлый чемпионат. Но стоило коллективу Эрве Поншераля перейти с неконкурентоспособных шин Dunlop на Michelin, как результаты не заставили себя долго ждать, ведь третье место в квалификации досталось также пилоту Tech3 - американцу Колину Эдвардсу.

А вот гонщики на Bridgestone в квалификации не блеснули. Лучшим из них стал действующий чемпион мира Кейси Стоунер на Ducati, расположившейся на четвертом месте. А вот Росси и вовсе показал только седьмой результат, уступив своему новому партнеру по команде более секунды! Все это предвещало невероятную гонку – к тому же, еще и ночную!

На старте сюрпризы продолжились. Первый ряд стартовал неважно, а на первую позицию еще до первого поворота вышел стартовавший лишь восьмым вице-чемпион прошлого года Дани Педроса! Зимой испанец сломал руку на тестах в Малайзии, из-за чего его предсезонная подготовка была скомкана, он едва успел восстановиться к первому этапу, а во время пятничной практики вновь упал, столкнувшись с Росси, и снова разбередил травму. Тем не менее, именно Педроса захватил лидерство и уверенно возглавлял гонку на первых кругах дистанции, пока за его спиной формировалась группа преследователей. 

На вторую позицию вскоре вышел Росси, преследуемый Лоренцо, Тоузлендом и Стоунером. После нескольких кругов преследования «Доктор» догнал и в своем фирменном стиле на позднем торможении опередил Педросу, став новым лидером гонки. Но позади неудержимо мчался Стоунер – в гоночных условиях Bridgestone был явно лучше, чем в квалификации. 

Сначала Кейси прошел Педросу, затем расправился с Лоренцо, после чего на длинной главной прямой, пользуясь мощностью Ducati, без труда опередил и Росси. Возглавив гонку, австралиец с этого момента не упускал лидерства до самого финиша, одержав через год после своей первой победы в MotoGP уже одиннадцатую викторию в «королевском» классе, с блеском начав защиту чемпионского титула. Причем после гонки Стоунер признался, что использовал на этом Гран При точно тот же тип шин, что и год назад! «Это просто невероятно, - рассказывал чемпион мира. – Год назад мы выиграли на этом типе шин гонку, которая проходила при 30-градусной жаре, а теперь победили, когда температура была вдвое ниже!»

А вот Росси во второй половине гонки столкнулся с явными проблемами, которые в итоге лишили его не только победы, но даже места на подиуме. Сначала итальянец пропустил Лоренцо, затем отдал третью позицию Педросе, а на самом последнем круге его прошел еще один дебютант из категории 250 куб. см – Андреа Довициозо на Honda частной команды JiR Scot. «Опередить самого Росси в дебютной же гонке – это нечто особенное», - радовался в боксах итальянец, где команда его встречала как настоящего победителя Дови.

Сам Вале, закончивший Гран При Катара лишь пятым, объяснил падение своего темпа так: «Пока мы просто не смогли найти оптимальные настройки. Если в начале гонки мы были достаточно быстры, то затем меня стало мотать по всей трассе, на торможениях все было хорошо, но в самих поворотах не хватало стабильности. Нам предстоит еще большой объем работы, чтобы адаптироваться к новым шинам и найти верные регулировки».

Непосредственно следом за Росси финишировал еще один дебютант – Тоузленд. «Здорово в первой же гонке финишировать прямо за Валентино, я очень доволен этим результатом, - поделился своими впечатлениями британец. – Я всю гонку атаковал изо всех сил и не допустил ни одной ошибки».

Вместе со Стоунером на подиум поднялись Лоренцо и Педроса. Для каждого из них – это спортивный подвиг. Хорхе в дебюте смог выжать из своего мотоцикла все возможное, не совершил ни единой ошибки и оставил позади всех соперников (включая партнера Росси!), кроме Стоунера. Ну а Педроса, несмотря на травму и проблемы с мотоциклом (Honda уже по ходу тренировок делала выбор между прошлогодним шасси и новым, и в результате Дани было доверено стартовать на машине 2008 года), провел героическую гонку и заработал «бронзу».

Кстати, подиум Гран При Катара стал одним из самых молодых за всю историю – средний возраст призеров составил всего 21 год! Этот чемпионат вообще является рекордным по «молодости» участников - 26 лет и 19 недель. При этом на успехах пилотов это никак не отражается – среди нынешних гонщиков MotoGP целых 11 чемпионов мира в разных мотоциклетных классах, в общей сложности делящих между собой аж 24 титула!

Кстати, если уж речь зашла о молодости, то нельзя не упомянуть и о гонках младших классов – 125 и 250 куб. см, которые также состоялись при искусственном освещении.

В «осьмушках» Гран При Катара завершилось победой итальянца Серхио Гадеи из команды Aspar Aprilia, следом за которым финишировала плотная группа из Хуана Олива, Штефана Брадля, Майка ди Мелио и Скотта Реддинга. Вместе с этими пилотами за победу сражались стартовавший с поула Брэдли Смит и прошлогодний чемпион Габор Талмаши, а также Рафаэле де Роса. Увы, но первых двух подвела техника, из-за проблем с которой Смит финишировал лишь 16-м, а Талмаши – 12-м. Что касается де Росы, то он за три круга до финиша допустил ошибку, вылетел с трассы, чудом не унес с собой еще и Олива.  

В «четвертушках» первым финишировал дебютант класса – Маттиа Пазини на Aprilia команды Polaris World. В прошлом году итальянец, выступая в категории 125, заработал звание главного неудачника – он выиграл больше всех квалификаций, но в гонках его постоянно подводила техника. Но теперь, похоже, судьба решила вознаградить Пазини за былые мучения. Маттиа выиграл сражение за победу с Эктором Барберой, Микой Каллио и Алексом Дебоном, финишировавшим в таком порядке непосредственно позади него.

Итак, первый этап юбилейного, 60-го по счету чемпионата мира MotoGP остался позади. Осталась позади и первая в истории ночная гонка. А впереди – еще 17 увлекательнейших этапов, ближайший из которых пройдет 30 марта в испанском Хересе. Что касается ночных гонок, то в этом году их больше не предусмотрено, но соглашение с Катаром уже продлено до 2016 года, а провести у себя этап в свете прожекторов изъявляют желание уже и организаторы других Гран При – например, Малайзии… 


NASCAR: дубль Toyota

Тем временем в Атланте, где состоялся уже четвертый этап заокеанской серии NASCAR Sprint Cup, Кайл Буш принес Toyota столь долгожданную первую победу в главном чемпионате гонок сток-каров. Его Camry возглавляла пелетон более половины от всей дистанции и, даже несмотря на несколько касаний со стеной, пришла к финишу первой. Эта победа позволила Бушу возглавить общий зачет первенства.

Триумф японской марки и команды Joe Gibbs Racing в Атланте дополнил Тони Стюарт, финишировавший на втором месте. После гонки он обрушился с критикой на монопольного поставщика шин серии NASCAR компанию Goodyear. «Это худшие шины, на которых я когда-либо гонялся, - заявил он. – Сцепления с покрытием просто не было, машину постоянно норовило сорвать с траектории…»

Замкнул тройку призеров гонки в Атланте Дейл Эрнхардт-младший на Ford. Он некоторое время возглавлял заезд, но после контакта со стеной потерял лидерство, и третье место выцарапал из рук Грега Биффла на самом последнем круге дистанции. Кстати, Биффл, финишировавший в итоге четвертым, занимает теперь вторую строчку в генеральной классификации и отстает от Буша на 73 очка. Третья позиция у Кевина Харвика – он еще в 18 «пунктах» позади.

Экс-пилот Формулы 1 Хуан-Пабло Монтойя, также жаловавшийся на отвратительное сцепление шин с дорогой, стал 16-м. В общем зачете колумбиец занимает 23-ю позицию.

Следующий этап NASCAR Sprint Cup пройдет в ближайшее воскресенье в Бристоле – на одном из самых сложных для гонщиков и популярных у болельщиков треков чемпионата.


Ралли Ладога: зима позади!

Ралли Ладога – третий этап раллийного чемпионата России – подвело черту под зимней частью первенства. Гонка закончилась убедительной – уже второй в сезоне – победой 17-летнего вундеркинда Евгения Новикова. Ставка его команды в Карелии на автомобиль Mitsubishi Lancer Evo IX оказалась абсолютно верной – Женя лидировал на протяжении всей дистанции и не испытал никаких проблем на пути к итоговому первому месту.

Вторым на ралли Ладога, несмотря на подхваченный в лесах Карелии грипп, финишировал, выступавший на такой же техничке, что и Новиков, Андрей Жигунов, а бронзовым призером стал Александр Желудов на Subaru Impreza WRX.

В турнирной таблице трио лидеров выглядит также: первый – Новиков (70 очков), второй – Жигунов (49) и третий – Желудов (45). Прошлогодний чемпион Евгений Вертунов, закончивший ралли Ладога четвертым, занимает пока пятую строчку.

Впрочем, вся борьба еще впереди, а пока у участников чемпионата России по ралли есть трехмесячная передышка – следующий этап, ралли Белые ночи, пройдет только в начале июня. 


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.