Гран При Португалии: Пресс-конференция в субботу

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)

Интервью на трассе

Вопрос: (Дэвид Култхард) Валттери, представляю, что вы сейчас чувствуете. Вы были быстрейшим с самого начала уик-энда, но когда в финале квалификации вместе с напарником выехали на более жестких шинах, Льюис вновь оказался впереди...
Валттери Боттас: Под конец квалификации мы решили поставить шины Medium, поскольку по опыту предыдущих сессий нам казалось, что они немного быстрее, чем Soft. Затем надо было решить: проехать два быстрых круга, а между ними круг в более спокойном темпе, чтобы охладить резину, или только один быстрый круг.

Разумеется, в случае с единственным кругом в баке машины меньше топлива, но могут быть сложности с прогревом резины. И я принял решение в пользу этого варианта, поскольку во второй сессии он нормально сработал. Но, как выяснилось, тактика, которую предпочёл Льюис, оказалась лучше.

Вопрос: (Дэвид Култхард) На том единственном результативном круге вы выжали из машины максимум или всё-таки могли проехать еще быстрее?
Валттери Боттас: Мой круг был вполне приличным, хотя и не идеальным – на этой трассе вообще трудно проехать круг без помарок, такое тут состояние покрытия. Теперь я понимаю, что мне тоже надо было выбрать схему с двумя быстрыми кругами.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Вам предстоит стартовать с грязной стороны трассы. Означает ли это, что вам придется скорее обороняться, а не атаковать?
Валттери Боттас: Конечно, было бы приятнее стартовать с поула, ведь он расположен на чистой стороне, но я постараюсь добиться максимально возможного результата при старте со второй позиции.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Макс, сегодня вы явно пытались навязать борьбу Mercedes! Отставание оказалось не таким уж большим, насколько вы довольны тем, что на этой трассе оказались настолько близко к Льюису и Валттери?
Макс Ферстаппен: Из-за нового асфальта весь уик-энд было сложно заставить шины работать. Я доволен выступлением в финале квалификации – я проехал неплохой круг. Но было сложно добиться одинаковой температуры передних и задних шин. Я снова на третьей позиции и не так далеко от Mercedes – есть за что побороться в гонке. Надеюсь остаться близко к соперникам.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы начнете гонку с чистой стороны трассы, а Валттери Боттасу со второй позиции стартовать будет сложнее. До первого поворота здесь достаточно длинный отрезок, однако атаковать там довольно непросто, не так ли?
Макс Ферстаппен: Да, первый поворот не вполне подходит для обгонов по внутреннему радиусу.

Вопрос: (Дэвид Култхард) В этот уик-энд вы уже пытались провести там атаку!
Макс Ферстаппен: Да, но то столкновение не было преднамеренным! Хорошо стартовать, безусловно, очень важно, но в целом у нас недостаточно информации о работе резины на дистанции. Посмотрим, как будут развиваться события в гонке.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, согласитесь, приятно иметь возможность поприветствовать болельщиков на трибуне! Они пришли сюда, чтобы поддержать вас, я вижу несколько флагов Великобритании!
Льюис Хэмилтон: Да, это очень приятно! Я вижу британский флаг, флаг Южно-Африканской республики – всё это очень здорово!

Вряд ли я смогу передать словами, насколько непросто мне было сегодня. Да, у нас отличная машина, но чтобы проехать по-настоящему быстрый круг, ты сам должен выкладываться на пределе. Валттери с самого начала уик-энда был очень быстр, лидировал во всех сессиях, а я изо всех сил старался отыграть недостающие доли секунды.

В финальной попытке я решил проехать три быстрых круга, чтобы иметь больше шансов превзойти результат Валттери. Мой напарник провел попытку с единственным быстрым кругом, я получил возможность ответить – к счастью, всё получилось! На заключительном круге машина ехала здорово, от сектора к сектору её поведение только улучшалось!

Вопрос: (Дэвид Култхард) То, как высоко вы оцениваете результаты напарника, заслуживает уважения. Валттери выразил сожаление, что в решающей попытке ограничился одним быстрым кругом. Кто принимал решение в вашем случае? Вы сами сказали инженерам, что вам необходимо проехать три круга?
Льюис Хэмилтон: Команда активно обсуждала с нами варианты, у нас был выбор выехать на Soft или на Medium – мы оба предпочли Medium, только Валттери решил проехать один быстрый круг, а я – три. В Портимао шинники Pirelli привезли наиболее жесткие составы, прогреть их невероятно трудно – по этой причине мне хотелось проехать несколько кругов на тот случай, если первый окажется неудачным, мой план сработал идеально.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Что скажете о трассе? Среди всех ваших поулов насколько приятно завоевать сегодняшний?
Льюис Хэмилтон: В Портимао бескомпромиссная трасса. Здесь есть повороты, в которых не видно, куда мчишься – перед глазами только голубое небо, нет никаких ориентиров. Эта трасса – одна из самых непростых среди всех, на которых мне довелось выступать. Асфальтовое покрытие здесь весьма своеобразное. Не знаю, в курсе ли болельщики, но от автодрома к автодрому покрытие заметно отличается. В Портимао асфальт очень гладкий, к шинам здесь требуется совсем иной подход, чем, к примеру, в Барселоне.

Было непросто прогреть не только передние, но даже задние шины! На тренировках у нас возникали ситуации, когда передние шины работали эффективно, а задние – нет. Но бывало и так, что и передние, и задние шины не работали вовсе. Сегодня всё сложилось гораздо лучше. Наша команда продолжает выкладываться на пределе, сегодня мы вновь выступили фантастически – спасибо всем сотрудникам Mercedes!»

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, вам пришлось всерьез побороться за этот поул! Потрясающий быстрый круг на последних минутах квалификации!
Льюис Хэмилтон: Бороться приходится всегда, но сегодня совпало несколько факторов: непростая трасса, гладкий асфальт, на котором сложно прогреть шины, и прессинг со стороны напарника, который от уик-энда к уик-энду только усиливается. В таких условиях сражаться было особенно трудно.

Валттери был быстрейшим на всех тренировках, лидировал в первой и второй квалификационных сессиях, а я не знал, сумею ли показать результат, позволяющий навязать ему борьбу, так как всё время уступал примерно десятую или чуть меньше. Но решение, принятое мной перед заключительной попыткой, подарило шанс.

Мы оба могли выбирать, на каких шинах провести решающую попытку, притом выбор в пользу Medium не был очевидным, так как финальную сессию мы обычно проводим на Soft. Но Medium позволял проехать больше кругов, соответственно, отставлял еще один шанс побороться за поул. Мне этот вариант подходил лучше, я решил в финальной попытке проехать несколько быстрых кругов, а Валттери ограничился только одним. Он сработал невероятно здорово, опередить его было по-настоящему трудно, пришлось стараться изо всех сил. Хорошо, что мне всё-таки удалось более-менее неплохо проехать третий сектор и оказаться впереди с минимальным преимуществом.

Вопрос: По ходу квалификации условия на трассе улучшались? По этой причине вы решили проехать несколько быстрых кругов в завершающей попытке?
Льюис Хэмилтон: Не похоже, чтобы по ходу квалификации состояние трассы улучшилось. Не уверен, оставался ли на асфальте слой прикатанной резины, ощущения от пилотажа были точно такими же, как в начале уик-энда! В плане уровня сцепления это не здорово, но конфигурация трассы здесь просто потрясающая. Просто покрытие очень скользкое, даже с нашей колоссальной прижимной силой шины отказываются на нём работать.

В решающей попытке я хотел обеспечить себе шансы. Состав Medium смотрелся довольно неплохо, с ним во второй сессии Валттери был очень быстр – особенно на втором секторе. Мой первый быстрый круг оказался недостаточно хорош, но, к счастью, ко второму я оптимально прогрел шины и сумел завоевать поул.

Вопрос: Валттери, в очередной раз вы совсем немного уступили лучшему результату. Расскажите о решении проехать всего один быстрый круг в заключительной попытке.
Валттери Боттас: У нас была возможность выбирать, на каких шинах провести заключительную попытку. После второй сессии у меня было ощущение, что по ходу быстрого круга состав Medium работает чуть лучше, чем Soft, потому я предпочел его.

Далее требовалось решить, проводить ли попытку с единственным быстрым кругом, или постараться проехать два. Преимущество первого варианта заключается в том, что ты можешь залить топливо с расчётом на один быстрый круг, тогда как в случае с несколькими кругами его требуется больше, соответственно, возрастает масса машины.

Во второй сессии я здорово сработал с шинами на единственном быстром круге и в финале решил это повторить, но это решение оказалось ошибочным. Возможно, температура трассы немного упала, или я сам не сумел добиться от шин такого же поведения, какое было у них во второй сессии. Завершая быстрый круг, я думал о том, как было бы здорово проехать еще один, поскольку шины работали не оптимально. Я ошибся с выбором, это досадно, а Льюис выступил очень хорошо.

Вопрос: Вы были быстрейшим во всех тренировочных сессиях. Расскажите, насколько быстро вам удалось адаптироваться к трассе, почему вы выглядите настолько уверенно...
Валттери Боттас: Португальская трасса очень интересная, не похожая на другие автодромы. «Слепые» повороты, перепад высот, ты постоянно мчишься то вверх, то вниз. Собственно, нет ничего необычного в том, чтобы выступать на незнакомой трассе – такая возможность у нас уже была по ходу сезона, ещё одна будет через неделю. Это привычный процесс: ты вникаешь во все моменты и стараешься постепенно прогрессировать. До квалификации уик-энд складывался для меня очень неплохо, впрочем, его главный день ждёт нас завтра.

Вопрос: Макс, как прошла для вас квалификация? Как вы принимали решение, на каких шинах провести заключительную попытку?
Макс Ферстаппен: Для нас выбор был очевидным, так как мы изначально решили провести квалификацию исключительно на шинах Soft. В этот уик-энд оказалось очень непросто вывести резину в рабочий диапазон, но дело не только в составах: асфальт в Портимао очень скользкий, в большинстве поворотов есть всего одна траектория, на которой уровень сцепления сколь-нибудь приемлемый.

Хорошо, что мне удалось квалифицироваться третьим, но немного странно, что моим лучшим результатом осталось время в первой сессии. Превзойти его я так и не смог, поскольку уровень сцепления почему-то снизился. Вторая и третья сессии немного короче первой, соответственно, у нас было меньше времени, чтобы вывести шины в рабочий диапазон. Тем не менее, в финале по ходу быстрого круга резина всё-таки вела себя лучше.

Лично мне не особенно нравится пилотировать при столь низком уровне сцепления. Приехав в Портимао в январе, я представлял, насколько здорово будет гоняться здесь с машиной Формулы 1, ведь конфигурация просто фантастическая. Но вот уровень сцепления – с ним невозможно атаковать – ты словно едешь по льду. Очень досадно.

Вопрос: Что скажете о скорости RB16 относительно Mercedes? Можно ли сказать, что здесь вы так же близки к соперникам, как в Германии пару недель назад?
Макс Ферстаппен: Мы подобрались довольно близко, но с таким поведением шин и низким уровнем сцепления сложно оценивать реальный расклад сил. Нужно вернуться на трассы, на которых мы уже выступали в предыдущие годы, и на них оценить ситуацию. На незнакомых автодромах результат нередко зависит от того, насколько вы угадали с настройками, он может оказаться чуть лучше, чем обычно, но третье место с таким небольшим отставанием от Mercedes в любом случае неплохое достижение.

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Алекс Калинаускас) Вопрос для гонщиков Mercedes. Как, по-вашему, сложится гонка при столь низком уровне сцепления шин с трассой? Насколько вы довольны тем, что будете стартовать на шинах Medium?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, как всё сложится, мы с командой это еще не обсуждали. Уверен, гонка будет непростой, особенно если учесть, что мы стартуем на более жестких шинах – на первых нескольких кругах им будет заметно не хватать сцепления, и те, кто стартует на Soft получат преимущество.

Не представляю, чего можно ожидать. Кажется, прогноз обещает осадки, и если дождь действительно случится, всем придется невероятно трудно, мы будем пилотировать, словно на льду! Нужно быть готовыми к любым сценариям. Если на трассе появится машина безопасности, с тем темпом, который она задает, даже на сухом асфальте будет практически невозможно поддерживать достаточную температуру шин, что сулит сложности на рестарте. Не стоит забывать, что ранее мы не гонялись в Портимао, одного этого факта достаточно, чтобы понять: гонка точно не будет легкой прогулкой.

Валттери Боттас: Мы квалифицировались на Medium по определенным причинам, соответственно, мы вполне довольны тем, что будем стартовать на этом составе, а не на Soft. Как заметил Льюис, мы не знаем, какими будут условия, у нас недостаточно информации о поведении шин на длинной дистанции. Неизвестных факторов много, надеюсь, гонка окажется богатой на разные события.

Вопрос: Макс, если гонка начнется при сухой погоде, насколько большое преимущество обеспечит вам состав Soft на первых нескольких кругах?
Макс Ферстаппен: Не знаю, но очень надеюсь, что преимущество всё-таки будет! Любым шинам на первом круге будет не хватать сцепления, но с Medium сложностей наверняка будет больше, так как более жесткий состав всегда труднее прогреть. Давайте дождемся завтрашнего дня и на деле всё выясним, хорошо? Думаю, я уже нагнал достаточно страха на Mercedes!

Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, в этом сезоне у вас впечатляющая статистика! Даже если вы уступаете Валттери на тренировках или по ходу первых двух квалификационных сессий, в решающий момент вам удается оказаться впереди. Это естественный прогресс по ходу уик-энда, или вы до определенного момента не демонстрируете всё, на что способны?
Льюис Хэмилтон: Отличный вопрос! Я не обману вас, если скажу, что ничего не скрываю. Мне такой подход никогда не казался действенным. Помнится, когда я выступал в младших сериях, некоторые гонщики пытались действовать так, я сам пробовал применять такой подход в Формуле 3, но он никогда не срабатывал, и я навсегда отказался от него.

Мне больше нравится аналогия со строительством стены: ты кладешь один камень, затем второй, третий - точно так же мы постепенно прогрессируем. Этот прогресс требует немалых усилий: ты много работаешь, чтобы добиться оптимальных настроек дифференциала и наилучшего баланса тормозов, постоянно думаешь о том, как быстрее пройти тот или иной поворот. Результат не приходит сам по себе, мне приходится выкладываться на пределе с первых минут тренировок.

С самого начала этого уик-энда я пилотировал хорошо и в целом был доволен своими результатами, однако Валттери всякий раз оказывался быстрее. От меня требовалось приложить дополнительные усилия и продолжать верить в то, что я сумею перехватить инициативу. В такой ситуации особенно приятно завоевать поул, ведь для него действительно пришлось выкладываться на пределе!

Вопрос: (Кристиан Менат) Макс, на протяжении нескольких сезонов мы наблюдали определенную закономерность, согласно которой в гонке Red Bull Racing оказывались ближе к Mercedes, чем в квалификации. Считаете ли вы, что после отмены специальных режимов работы мотора эта закономерность сохранилась?
Макс Ферстаппен: Думаю, это можно выяснить одним способом – поменяться машинами на один уик-энд. Не думаю, что изменения в правилах как-то повлияли на расклад сил, вы сами можете видеть: мы не отстали от Mercedes, но и не приблизились к ним.

Льюис Хэмилтон: Для чего нам меняться машинами?

Макс Ферстаппен: Мы с тобой поменяемся машинами и всё выясним.

Льюис Хэмилтон: Выясним что?

Макс Ферстаппен: Разницу между машинами и то, действительно ли в гонке она меньше, чем в квалификации. Возможно, для этого потребуется провести частные тесты!

Вопрос: Льюис, считаете ли вы, что после запрета на использование специальных режимов работы силовой установки соперники из Red Bull Racing сумели сократить отставание?
Льюис Хэмилтон: Я так не думаю. Запрет на специальные режимы сам по себе не повлиял на ситуацию, просто в Red Bull Racing доработали машину, за счёт этого сумели подобраться и в этот уик-энд оказались к нам ближе, чем когда-либо ранее, тогда как мы работу над своей машиной прекратили довольно давно. Надеюсь, эта тенденция продолжится, и борьба в гонках станет еще более плотной!

На Нюрбургринге разница в скорости была минимальной, и мне пришлось атаковать на пределе, чтобы не позволить Максу подобраться на дистанцию, позволяющую задействовать DRS. Думаю, в оставшихся шести гонках нас ждёт очень интересное сражение с Red Bull Racing!

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Валттери, вы оставили за собой лучший результат на каждом из трех секторов, и если бы собрали их воедино, проехали бы круг за 1 минуту 16,4 секунды – более чем на две десятые быстрее Льюиса. Почему вам не удалось это сделать? В завершающей попытке у вас было достаточно топлива, чтобы проехать еще один быстрый круг?
Валттери Боттас: На этой трассе сложно собрать всё воедино из-за особенностей конфигурации и очень скользкого асфальта. У меня было ощущение, что завершающий быстрый круг я проехал в целом хорошо, но всё-таки не идеально. Конечно, я рассчитывал сработать лучше, однако уровень сцепления был несколько хуже, чем во второй части квалификации.

В конце той попытки я думал о том, как было бы здорово иметь чуть больше топлива, поскольку я понимал, что могу улучшить свой результат. С самого начала уик-энда я не испытывал недостатка в скорости, досадно, что не удалось завоевать поул, но что есть, то есть.

Вопрос: (Ребекка Клэнси) Валттери, вы были быстрейшим во всех сессиях за исключением финала квалификации. Насколько неприятна эта ситуация, когда вы с самого начала уик-энда имеете преимущество, но в решающий момент напарнику удается отобрать у вас поул?
Валттери Боттас: Досадно не добиться результата после всех затраченных усилий. Первая строчка в протоколе тренировки ничего не значит, потому я всегда стараюсь сосредоточиться на предстоящих задачах – это особенно важно после субботней тренировки, когда нужно вспомнить всё, что выяснил на свободных заездах, и в квалификации сработать еще лучше.

Досадно, когда есть скорость, а результата добиться не удается, но я довольно быстро забуду об этом. Это всего лишь квалификация, гонка еще впереди, и я знаю, что в воскресенье буду достаточно быстр.

Вопрос: (Алан Болдуин) Начало квалификации было отложено на полчаса из-за проблем с дренажной системой – что вы об этом думаете? Вас удивило, что эта ситуация в принципе возникла, что организаторы не проверили всё заранее?
Льюис Хэмилтон: Я не вижу в этом никакой проблемы, ведь ранее в Портимао не проводились гонки Формулы 1. Ни одна машина не взаимодействует с трассой так, как взаимодействует с ней машина Формулы 1, эту ситуацию невозможно смоделировать. Опять же, никто не пострадал, а организаторы и FIA сработали очень оперативно. Речь шла о небольшом элементе дренажной системы, никто из гонщиков, кроме Себастьяна Феттеля, не проезжал по нему колесом - вряд ли кто-то мог заранее предвидеть нечто подобное.

Валттери Боттас: Аналогичный ответ.

Макс Ферстаппен: Просто досадное стечение обстоятельств, такое бывает. Организаторы и FIA сработали здорово, оперативно устранили проблему, убедились, что опасности нет, и мы смогли начать квалификацию.

Перевод: Валерий Карташев