Гран При Японии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Валттери Боттас (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes)

Интервью на трассе

Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, вы квалифицировались третьим, вряд ли кто-то мог ожидать, что вы уже в первом повороте возглавите гонку, но Себастьян допустил ошибку, и вам удалось ей воспользоваться! Превосходная победа в доминирующей манере, насколько вы ей довольны?
Валттери Боттас: Очень доволен! Результаты квалификации получились очень плотными, стартовать на этой трассе с третьей позиции непросто, но не было причин отказываться от борьбы за победу, ведь в гонке может произойти всё что угодно.

Прежде всего, мне удалось хорошо стартовать, поскольку у Себастьяна Феттеля возникла какая-то проблема, и я вышел в лидеры. Это было классно! Я мог контролировать темп, это доставляло мне истинное удовольствие – в общем, было весело!

Вопрос: (Пол ди Реста) Почувствовали ли вы беспокойство, когда команда позвала вас в боксы и сообщила, что вы на тактике с двумя пит-стопами, или такой план был изначально? Возможно, вы думали, что вам придется на трассе атаковать Льюиса?
Валттери Боттас: Мы знали, что дистанцию можно проехать и с одним пит-стопом, и с двумя – особой разницы между двумя вариантами не было. Всё сложилось очень гладко, я держал ситуацию под контролем и мог при необходимости прибавить.

Вопрос: (Пол ди Реста) Сегодня ваша команда выиграла шестой Кубок Конструкторов подряд – наверняка вы очень этому рады, не так ли?
Валттери Боттас: Я очень горжусь нашей командой! Шесть лет подряд выигрывать Кубок конструкторов – впечатляющее достижение. Все, кто работает и на гонках, и на базе, большие молодцы!

Вопрос: (Пол ди Реста) Себастьян, в квалификации вам удалось взять поул, но что случилось на старте? Мы видели, как ваша машина тронулась и тут же остановилась. Вы сами допустили ошибку?
Себастьян Феттель: Стартовые огни не гасли довольно долго, я ошибся и в результате потерял динамику разгона. В гонке пришлось нелегко – машины Mercedes были очень быстры, особенно под конец первого отрезка. Их темп был выше нашего, Валттери буквально летел по трассе.

Льюис постарался проехать гонку с одним пит-стопом, но эта тактика не сработала. Я знал, что ближе к финишу он меня догонит. Я атаковал на всех участках трассы и старался как можно лучше выходить из поворотов – там, где Льюис мог бы мне угрожать. Всё получилось, но удержать вторую позицию сегодня было очень сложно.

Вопрос: (Пол ди Реста) Если бы не заминка на старте, вы смогли бы выиграть гонку?
Себастьян Феттель: Не знаю, ведь в Mercedes вполне могли переиграть нас тактически. В любом случае, Валттери лидировал с комфортным преимуществом, я не представлял для него угрозу. Учитывая нехватку скорости, второе место – максимальный результат на сегодня.

Конечно, я недоволен стартом, но после него всё шло нормально. Сегодня насыщенный день: завоевать поул, а затем второе место в гонке – неплохие результаты, но всё равно немного обидно. Я не знаю, что произошло с Шарлем – иначе мы вдвоём могли бы побороться с Mercedes.

Вопрос: (Пол ди Реста) Льюис, сегодня вы атаковали на пределе, но финишировали только третьим...
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, мои поздравления команде с заслуженным шестым Кубком конструкторов подряд! Сегодня это главное, а я просто старался заработать для нашего коллектива как можно больше очков.

Вопрос: (Пол ди Реста) Претендентами на титул остались только вы и Валттери. Рассчитываете ли вы, что теперь, когда Кубок конструкторов завоеван, вам позволят агрессивнее сражаться между собой?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли в нашей борьбе что-то изменится, мы с самого начала сезона свободно сражались друг с другом.

Вопрос: (Пол ди Реста) Схватка за титул будет бескомпромиссной?
Льюис Хэмилтон: Безусловно.

Пресс-конференция

Вопрос: Валттери, отличная гонка! Начнем со старта – он был настолько же удачным, как в Австрии в 2017-м?
Валттери Боттас: Не совсем, ведь тогда в Австрии Себастьян стартовал лишь немногим хуже меня. Конечно, здорово, если соперники неудачно трогаются с места, а ты успеваешь этим воспользоваться. Нам было крайне важно сразу их опередить, ведь мы понимали, что на дистанции гонки у нас хороший темп, но позади Ferrari его будет сложно продемонстрировать. Я перехватил лидерство, обеспечил себе свободную трассу и возможность контролировать ситуацию, что в Сузуке всегда очень помогает.

Вопрос: Приходилось ли вам беспокоиться о чем-либо, когда вы лидировали в гонке?
Валттери Боттас: Нет, всё прошло гладко. Разве что на втором отрезке приходилось постоянно обгонять на круг, из-за чего я не мог держать стабильный ритм, и темп несколько снизился.

Себастьян Феттель: Ты мог бы просто замедлиться.

Валттери Боттас: Знаешь, как-то не хотелось. Когда Льюис не поехал вслед за мной на свой второй пит-стоп, я забеспокоился, что ресурса шин ему хватит до финиша, и с имеющимся отрывом он сумеет довести дело до победы. Но он ехал на Medium, который на последних кругах должен был сильно потерять в эффективности.

Для меня гонка прошла очень здорово, а сейчас я очень рад за каждого нашего сотрудника, ведь команда в шестой раз подряд обеспечила себе Кубок конструкторов! Мы заслужили это не только сегодняшним результатом, но нашей работой по ходу всего сезона – этим можно гордиться!

Вопрос: Себастьян, что произошло в момент старта?
Себастьян Феттель: Я плохо среагировал и в результате потерял динамику разгона – это была моя собственная ошибка. У меня было всё необходимое, чтобы уверенно уйти на дистанцию, обычно мы стартуем достаточно хорошо, но сегодня я не справился. Не знаю, что произошло у Шарля, похоже, мы по разным причинам плохо сорвались с места.

После неудачного старта я понимал, что гонка будет очень непростой. Обгонять в Сузуке особенно сложно, если у соперников достаточно хороший темп. Мы видели, что на первом отрезке Валттери явно быстрее, а ближе к пит-стопу и Льюис начал подбираться всё ближе. Он практически достал меня к тому моменту, как я свернул на пит-лейн – похоже, мы всё-таки среагировали верно, раз я сумел остаться впереди, или в Mercedes не всё просчитали.

В любом случае, результат не такой, на какой вы рассчитываете, стартуя с первой и второй позиций. Не знаю, каким финишировал Шарль… Шестым? Что ж, только второе и шестое места после первого ряда на старте гонки.

Вопрос: Опасались ли вы, что вам назначат штраф за фальстарт?
Себастьян Феттель: Нет, ведь своей ошибкой я сам себя наказал…

(Валттери и Льюис смеются одновременно)

Льюис Хэмилтон: Себастьян, не пытайся нас всех тут обмануть!

Себастьян Феттель: Знаешь, когда фальстарт в самом деле есть, стюарды это видят. Видимо, в этот раз нарушения не было.

Вопрос: Себастьян, вам понравилось сражение с Льюисом на последних кругах?
Себастьян Феттель: Я удивился, когда Льюис отправился на второй пит-стоп, так как думал, что он попытается ограничиться одним. Валттери был далеко впереди, догнать его у меня не было шансов, а когда Льюис посетил боксы, я не старался изо всех сил создать отрыв, а наоборот берёг шины, чтобы к тому моменту, как Хэмилтон приблизится, я мог уверенно разгоняться на выходе из поворота и пользоваться преимуществом в скорости на прямых – так в итоге и получилось!

В трафике Льюис подъезжал особенно близко, и я был очень рад, когда, наконец, увидел клетчатый флаг – мне бы не хотелось несколько кругов обороняться в таком режиме. Я знал, что на определенных участках трассы атаковать в принципе невозможно, и там ехал чуть медленнее, чтобы максимально продлить ресурс шин.

Вопрос: Льюис, Себастьяна удивило, что вы отправились на второй пит-стоп. Для вас такая тактика тоже стала сюрпризом?
Льюис Хэмилтон: Нет. Когда на первом пит-стопе мне поставили Medium, я понимал, что придется еще раз менять шины.

Вопрос: Глядя на то, как в итоге сложилась гонка, не кажется ли вам, что следовало ограничиться одним пит-стопом и ехать на Medium до самого финиша?
Льюис Хэмилтон: Если бы у меня изначально было больше информации, я бы так и поступил. На первом пит-стопе команда сказала, что нужно будет сменить шины еще один раз, так как они изнашиваются довольно быстро. Более того, меня попросили подобраться к Себастьяну – выполняя эту задачу, я выжимал из резины максимум и при таком раскладе никак не мог дотянуть на том комплекте до финиша.

Если бы мне сразу сказали – давай попробуем проехать на Meduim как можно больше кругов, а там посмотрим, что получится, я бы просто пилотировал иначе и, возможно, дотянул бы до финиша. Впрочем, сейчас это не более чем рассуждения.

Вопрос: Льюис, на счету Mercedes уже шесть побед в Кубке конструкторов подряд, причем в каждой из этих побед есть ваша заслуга. Как победа в нынешнем сезоне выглядит на фоне успехов команды в предыдущие пять лет?
Льюис Хэмилтон: Знаете, в этот раз Кубок конструкторов воспринимается немного иначе. Я бы не сказал, что настолько же радостно, ведь в этом году нас покинул Ники Лауда, без него эмоции другие. Но я горжусь нашей командой и усилиями каждого сотрудника – будь Ники с нами, сегодня он снял бы свою кепку в честь очередного триумфа Mercedes! Мы многим обязаны этому человеку и, скорее всего, посвятим ему нынешний Кубок конструкторов – лично я бы так и поступил.

Я горжусь тем, что являюсь частью команды Mercedes, но с утратой Ники сезон оказался для нас очень непростым. Я привык, заходя в боксы, видеть Ники в его неизменной красной кепке и наушниках. Перед тем, как сегодня сесть в кокпит, я смотрел на ту красную кепку. Уверен, Лауда гордился бы нами.

Вопросы с мест

Вопрос: (Луиш Васконселош) Валттери, вы спрашивали инженера, уверен ли он в том, что Льюис будет второй раз менять шины. Вам ответили утвердительно, вы продолжили атаковать и вскоре проехали свой лучший на тот момент круг – это совпало с пит-стопом Льюиса. Вы сомневались, что напарник свернет в боксы, и на всякий случай пытались его догнать?

Льюис, если для вас изначально планировались два пит-стопа, почему команда так долго держала вас на трассе по ходу первого отрезка, когда вы теряли по две-три секунды относительно Валттери и Себастьяна?
Валттери Боттас: Я переспрашивал, чтобы точно понимать, как складывается гонка, и чего можно ожидать. В тот момент отрыв позволял мне поберечь мотор для последующих этапов, и я хотел разобраться, нужно атаковать в полную силу, или можно чуть сбросить темп.

Почему лучший круг совпал с пит-стопом Льюиса? До этого я обгонял круговых, а потом снова вошел в нужный ритм. По ходу дистанции у меня не было откровенно длинных отрезков, машина ехала очень здорово, и я мог свободно атаковать тогда, когда мне этого хотелось.

Льюис Хэмилтон: Удивила ли меня наша стратегия? Нет, мы изначально планировали долгий первый отрезок. Неприятно, что каждый раз, когда мы пытаемся пересидеть соперника на трассе, после пит-стопа отставание оказывается в два раза больше, чем было до него. Я не мог заранее об этом знать, и когда по возвращении на трассу понял, что просто потерял еще десять секунд, спросил команду: «Почему вы сразу мне не сказали? Если бы я знал, что потеряю еще десять секунд, я бы ни за что на это не согласился и раньше бы свернул в боксы!» Думаю, на брифинге мы всё обсудим.

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, вы не раз называли трассу в Сузуке своей любимой. Долгожданная победа на ней воспринимается иначе, чем ваши предыдущие успехи на других автодромах?
Валттери Боттас: Конечно! С этой победой Сузука надолго остается самой любимой трассой. Даже когда я выступал здесь не лучшим образом, она всё равно привлекала меня своим неповторимым характером и особенными требованиями к пилотажу. Победа в Сузуке считается одной из самых престижных в Формуле 1, здорово, что сегодня мне удалось финишировать первым!

Вопрос: (Люк Смит) Вопрос для Валттери и Льюиса. Сегодня ваша команда не только обеспечила себе шестой Кубок Конструкторов подряд – теперь ясно, что и титул в личном зачёте достанется одному из вас. Насколько вы горды тем, что являетесь частью команды, которой покоряются рекорд за рекордом?
Валттери Боттас: Я уже говорил, что для меня большая честь выступать за Mercedes – вместе мы творим историю. Это может показаться забавным, но осознать масштаб достижений не так просто – нужно взять некоторую паузу или попытаться увидеть ситуацию со стороны.

Уверен, по прошествии времени мы сами скажем с восхищением: «Эй, да мы выиграли шесть Кубков Конструкторов подряд!», но сейчас мне хочется, чтобы мы просто насладились моментом, даже если ситуация требует от нас продолжать работать. Жизнь слишком скоротечна, нужно находить возможность порадоваться победам.

Я горжусь каждым сотрудником Mercedes, поскольку знаю, какими усилиями даются столь впечатляющие достижения. Надеюсь, мы в полной мере осознаем свой триумф и насладимся им, ведь он абсолютно заслуженный!

Льюис Хэмилтон: Кажется, я уже не раз отвечал на этот вопрос. Я с командой уже седьмой сезон, а с компанией Mercedes сотрудничаю с 13 лет. Для меня большая честь представлять этот бренд на трассе и быть причастным к впечатляющей серии побед и титулов.

Присоединившись к этой команде в 2013-м, я был абсолютно уверен, что мы сотворим нечто особенное, но мне самому порой не верится, к каким фантастическим результатам привели наши усилия.

Семь лет назад команда целиком посвящала себя работе, так это продолжается и сейчас. Пусть в предыдущие годы мы неизменно праздновали победу, стремление к успеху ничуть не уменьшилось – в команде счастливы работать со мной и Валттери и по-прежнему максимально выкладываются ради результата, что очень меня вдохновляет. Глядя на старания наших сотрудников, мне хочется поскорее оказаться на трассе и показать всё, на что я способен!

Вопрос: (Йенс Наглер) Себастьян, пара вопросов для вас. Первый – насколько вам понравилось сражение с Льюисом? Второй – поскольку в этом сезоне шансов на титул уже нет, можно ли считать предстоящий этап в Мексике первым шагом на пути к сражению за титул в 2020-м?
Себастьян Феттель: Конечно, я огорчен тем, что сезон сложился совсем не так, как мы рассчитывали, но шансы были потеряны не сегодня и даже не пару недель назад. Не думаю, что нам откровенно чего-то не хватает, просто нужно сработать лучше. Мы прилагаем максимум усилий, но пока не вышли на тот уровень, которого вполне можем достичь. За последние несколько лет в Mercedes убедительно продемонстрировали, что можно от сезона к сезону выступать всё лучше и лучше, им это вполне удается. Нам бы хотелось быть на их месте, преданности спорту у Ferrari, пожалуй, от природы больше, но мы пока уступаем соперникам и должны работать лучше. Не больше, а именно лучше.

Что касается первого вопроса, да, мне понравилось сражение с Льюисом. Я понимал, что в поворотах мне не хватает скорости, но на прямых её более чем достаточно, старался использовать этот фактор в свою пользу, и в итоге всё получилось. Наверняка Льюису наше сражение понравилось меньше, однако мне самому стоило немалых усилий остаться впереди, так как в целом мы были медленнее Mercedes.

Результат неплохой, но мы явно могли добиться большего, так как начинали гонку с первых двух позиций. Правда, уже на первых метрах дистанции от преимущества не осталось и следа, и далее переломить ситуацию было слишком сложно. На первом отрезке я не мог держаться за Валттери, а ближе к пит-стопу Mercedes еще больше взвинтили темп. В общем, нам есть над чем работать.

Следующий сезон начнется не через пару недель в Мексике, а в марте 2020-го, но всё, что мы выясним о нынешней машине в оставшихся гонках, можно будет учесть в работе над новой. Мы уже сумели компенсировать многие слабые стороны, однако пока не добились желаемой конкурентоспособности. Да, в отдельных гонках у нас было большое преимущество в скорости, но в целом мы уступаем Mercedes.

Вопрос: Себастьян, вы говорили, что в этом году ваша команда смогла многое для себя выяснить, разобраться в разных моментах. А что вы узнали в 2019-м о своих соперниках из Mercedes?
Себастьян Феттель: Сложно сказать, ведь мы не видим, как они работают. Со стороны кажется, что Mercedes вплотную подобрались к идеалу, они выступают невероятно стабильно и допускают минимум ошибок – видимо, в этом их сила. Если вы завоевываете Кубок Конструкторов за четыре этапа до конца сезона, значит, во многих аспектах вы работаете лучше соперников.

Можно долго спорить, в чём их машина превосходит нашу, но дело не только в машине – всё решает командная работа. У нас тоже есть все составляющие: преданность делу, целеустремленность, знания, опыт – мы просто должны работать лучше. Нет какой-то одной области, в которой было бы достаточно добиться прогресса, нужно много небольших улучшений в разных областях – только так мы придем к успеху. Надеюсь, Mercedes просто наскучит побеждать!

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, вы можете завоевать шестой титул уже в Мексике. Насколько важно для вас как можно раньше поставить точку в споре за главный трофей в личном зачете чемпионата? Валттери, сегодняшний результат добавляет вам уверенности в том, что вы сможете одолеть Льюиса и стать чемпионом?
Льюис Хэмилтон: Я никогда не стремился торопить события. Валттери с самого начала сезона пилотирует очень здорово, сегодня сработал безупречно и наверняка будет конкурентоспособен во всех оставшихся гонках, так что наше сражение продолжится. В силу особенностей нашей машины этап в Мексике для Mercedes, как правило, едва ли не худший в сезоне – в предыдущие годы там мы выступали не так уж успешно, даже если год назад именно в Мексике я обеспечил себе пятый титул. Надеюсь, в этот раз мы будем конкурентоспособнее, но на длинных прямых одолеть Ferrari будет невероятно сложно. Более того, всё лучшую скорость на прямых демонстрируют и в McLaren, и в Red Bull Racing – не думаю, что судьба титула решится уже в Мексике, мы с Валттери наверняка будем бороться еще несколько уик-эндов.

Валттери Боттас: Пока остаются математические шансы, нет смысла опускать руки, и сегодняшняя гонка очередное тому подтверждение. Да, я стартовал только третьим на трассе, где очень сложно обгонять, впереди меня были две Ferrari, и в таких условиях победа казалась невыполнимой задачей, однако я всё же финишировал первым. Шансы на титул есть, однако я понимаю, что мне потребуется немалое везение, чтобы выиграть все оставшиеся гонки, и не так уж и думаю о возможном чемпионстве. Это моя ошибка, что я так много очков уступаю Льюису, в будущем постараюсь не допускать подобного, а сейчас ситуация такая, какая есть: я буду действовать от гонки к гонке, а там посмотрим, что получится.

Вопрос: (Бен Хант) Льюис, сожалеете ли вы о том, что совершили второй пит-стоп? Возможно, вы могли доехать на шинах Medium до финиша? Вопрос для Валттери и Себастьяна: если бы вы лидировали в гонке за 22 круга до финиша, рискнули бы отказаться от пит-стопа? Отдельный вопрос для Себастьяна: кто из гонщиков Mercedes, как вам кажется, станет чемпионом по итогам нынешнего сезона?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, сейчас я думаю о том, что хотел бы съесть на ужин, и когда, наконец, вернусь в Великобританию, чтобы увидеться с племянником и племянницей. Что сделано, то сделано, мы соберемся с инженерами, стратегами и всё обсудим. По ходу сезона нам не раз удавалось сработать по-настоящему здорово, сегодня результат тоже мог быть лучше, но Валттери в любом случае выступил безупречно.

Пожалуй, мне следовало иначе действовать на втором отрезке и максимально долго оставаться на трассе. Перехватив лидерство, я думал о том, чтобы без пит-стопа ехать до финиша, но ранее я атаковал, чтобы подобраться к Себастьяну, и это сильно сказалось на эффективности шин. Мы с напарником должны были финишировать первым и вторым, но в моем случае стратегия оказалась неоптимальной. Оптимальной она была у Валттери.

На первом отрезке Валттери создал достаточный отрыв, и ему не нужно было менять шины так рано. Команде следовало позвать меня на пит-стоп раньше Себастьяна, чтобы произошла так называемая «подрезка», но всегда легко рассуждать постфактум. У лидера всегда приоритетное право на пит-стоп, мы всегда следовали этому принципу, но можно действовать эффективнее, чтобы чаще побеждать дублем. Мы поработаем над этими моментами, а претензий к кому-либо у меня нет, всё в порядке.

Валттери Боттас: Я не был на месте Льюиса и не знаю, насколько хорошо работали его шины, и насколько агрессивно он ранее атаковал. Видимо, в той фазе гонки расчеты команды показали, что эффективности резины не хватит на оставшуюся дистанцию – у меня только такое объяснение.

Себастьян Феттель: Думаю, Валттери верно описал ситуацию. Многое зависит от того, насколько уверенно ты чувствуешь себя на конкретном комплекте шин, и я не знаю, просил ли Льюис у команды разрешения остаться на трассе, и были ли какие-то другие варианты. Если поступает приказ отправиться в боксы, ты целиком полагаешься на решение команды и сворачиваешь на пит-лейн.

Что касается второго вопроса, титул достанется Льюису, причем не важно, в какой гонке. Ему самому не принципиально, в какой уик-энд становиться чемпионом, разве не так?

Вопрос: (Луиш Васконселош) Льюис, на последних кругах гонки в сражении с Себастьяном у вас были более мягкие, более свежие шины, вы пользовались DRS, однако всё равно не смогли опередить Ferrari. Опасаетесь ли вы, что отставание в скорости на прямых слишком велико, чтобы в Mercedes успели ликвидировать его уже к следующему сезону?
Льюис Хэмилтон: До следующего сезона достаточно времени. Этот год оказался для нас очень непростым в плане доработки силовых установок, парни из отдела моторов работали на пределе сил, но специалисты Ferrari, похоже, добились большего прогресса. Кроме того, у нашей машины довольно высокий уровень лобового сопротивления, что тоже не помогает. С другой стороны, надежность W10 – повод для гордости, и я надеюсь, что так будет и дальше. Мы вновь обеспечили себе победу в Кубке Конструкторов, но приложим максимум усилий, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и повысить мощность мотора – уверен, к следующему сезону команда добьется прогресса.

Сегодня я пробовал атаковать Себастьяна за счет слипстрима, задействовал DRS и режим максимальной мощности, но у Ferrari невероятная скорость на прямых. В таких условиях даже с преимуществом более мягких шин сложно провести обгон, но в каком-то смысле это даже неплохо, ведь сражение получается захватывающим и долго держит в напряжении. Конечно, мне хотелось более плотной борьбы, но в Сузуке преследовать соперника всегда было непросто.

Перевод: Валерий Карташев