Гран При Монако: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Гран При Монако – одно большое исключение из правил Формулы 1. Единственная трасса в календаре короче четырёх километров с общей дистанцией гонки меньше прописанных в регламенте 305 км. Единственная трасса, где практически нет прямых, так что даже стартовая решётка и зона DRS находятся в поворотах. Наконец, это единственный Гран При, где из-за тесноты паддок отделён от боксов, что здорово осложняет работу команд.

Стоит признать, что трасса в Монако совершенно непригодна для современной Формулы 1. При этом в отличие от всех остальных промоутеров, организаторы ничего не платят FOM за проведение Гран При. Тем не менее, гонка в Монако не только сохраняет место в календаре, но даже слухов о возможном исключении не возникает – хотя другим историческим трассам, вроде Сильверстоуна, Монцы или Спа, это вовсе не гарантировано.

Причина особого статуса Гран При Монако не в спортивной сфере, а в коммерческой. Для команд и организаторов гонка в Монте-Карло – это выставочный, показательный этап. Сюда приглашаются ключевые партнёры и спонсоры, чтобы впечатлить их блеском и гламуром княжества на берегу Средиземного моря.

Если говорить о спортивной составляющей, то гонки в Монако весьма своеобразны. Там практически невозможно обгонять – в любом другом месте это означало бы скучную гонку, в которой машины просто едут от старта до финиша друг за другом. За последние десять лет здесь пять раз побеждал обладатель поула, но не в последние три года.

В Монако так много возможностей допустить ошибку, что никакое преимущество в квалификации не гарантирует победу. Классический пример – Гран При 1988 года, когда Айртон Сенна с огромным преимуществом завоевал поул, опередив напарника по McLaren Алена Проста на 1,4 секунды, но в гонке ошибся и врезался в стену, а победу одержал Прост.

Бесконечные повороты и близость отбойников значительно повышают роль фактора случайности, в истории Формулы 1 немало случаев, когда пилот одерживал в Монте-Карло свою единственную победу за карьеру – так было с Ярно Трулли, Оливье Панисом, Жаном-Пьером Бельтуазом. А на счету Мориса Трентиньяна и вовсе уникальное достижение: он побеждал в Формуле 1 дважды, и оба раза – в Монако.

Удивительно, но никто из действующих пилотов похвастаться большими успехами в Монако не может. На счету двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо две победы, на счету четырёхкратного чемпиона Льюиса Хэмилтона тоже две. На счету ещё одного четырёхкратного чемпиона, Себастьяна Феттеля, до прошлого года была только одна победа в Монако, одержанная в далёком 2011 году. Однако в прошлом году Себастьян поправил статистику и для себя, и для Ferrari, для которой этот успех в Монако стал первым с 2001 года!

Льюис побеждал в Монако всего дважды, в 2008 и 2016 году, и оба раза в ход гонки вмешивался дождь. Однако поражения 2014 и 2015 годов стали следствием странного стечения обстоятельств. Четыре года назад Росберг завоевал поул и остановился в Mirabeau на последней минуте сессии – соперникам пришлось сбросить скорость, и результат Нико никто не превзошёл. В 2015-м в гонке Хэмилтон уверенно лидировал, однако в конце гонки команда неожиданно позвала его на совершенно ненужный пит-стоп, после которого Льюис финишировал только третьим.

Кими Райкконен побеждал в Монако только один раз, в 2005 году, но имел великолепный шанс сделать это год назад. Он стартовал с поула и уверенно контролировал ход гонки до середины дистанции, но выбор стратегии был сделан командой откровенно в интересах Феттеля, что и позволило Себастьяну победить.

Теоретически трасса в Монако – самая неудобная для Mercedes в календаре, так что шансы на победу Феттеля и Райкконена очень высоки. Скорее всего, претендовать на первые места в Монако смогут гонщики Red Bull Racing. Всё это обещает очень острую борьбу, по крайней мере, в квалификации.

О трассе...

Circuit de Monaco. 78 кругов по 3337 метров = 260,286 км, 19 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 296 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 34% круга, меньше 30 секунд – это самый низкий показатель в сезоне. Средняя скорость, как нетрудно догадаться, самая низкая в сезоне – всего около 150 км/ч.

В Монако 13 зон торможения, благодаря невысоким скоростям износ тормозов средний. На торможении гонщики проводят 21% времени круга. Переключать передачи приходится 47 раз за круг. Перед Гран При 2015 года организаторы немного изменили конфигурацию поворота Tabac, а также каждый год меняют часть асфальтового покрытия – примерно на треть.

Из-за того, что тут практически нет прямых и негде разогнаться, преимущество в Монако получают хорошо управляемые машины, а мощность мотора отходит на второй план. А так как подавляющая часть поворотов медленные, снижается и значимость аэродинамики – на первый план выходит механическое сцепление с трассой и эффективность разгона. Появившиеся год назад более широкие машины проезжают повороты чуть быстрее, но и вероятность ошибки стала выше.

О резине...

В Монако мы впервые увидим шины HyperSoft. Выбор вполне понятен – из-за низких скоростей шины здесь изнашиваются не слишком интенсивно. Поверхность асфальта гладкая и нет быстрых поворотов, где резина испытывала бы высокие нагрузки.

Уровень сцепления с трассой в Монако очень важен, так что в квалификации всем пилотам придётся с самого начала использовать новый состав, чтобы показать достаточно хороший результат. Если гонка пройдёт на сухом асфальте, то, вероятнее всего, мы увидим только один пит-стоп – не только из-за низкого износа шин, но и из-за высокого риска попасть в трафик в случае ранней остановки.

Прогноз погоды на Гран При несколько раз менялся, то обещая дождь, то сухую погоду. На настоящий момент он говорит, что по ходу уик-энда будет светить солнце. За историю Гран При Монако дождевых гонок здесь было немало, и все они получались чрезвычайно яркими и интересными. Правда, предсказать результат такой гонки практически невозможно.

В Монако очень важна стратегия, ведь вероятность появления автомобиля безопасности чрезвычайно велика – более 80%, а в пяти последних Гран При он выезжал неизменно. В этом случае командам нужно оперативно реагировать на ситуацию. Проведение пит-стопа занимает 25 секунд, что довольно много, а в случае попадания в трафик отыграться порой невозможно.

Год назад в Монако...

Главным фактором успеха в прошлогоднем Гран При Монако стали шины. Перед началом сезона в Pirelli сделали составы гораздо более жёсткими, чем прежде, в результате в Монако они почти не изнашивались, но и прогреть их было совсем непросто.

Лучше других с этой задачей справились в Ferrari. Пилоты Скудерии очень уверенно выглядели в этот уик-энд, Кими Райкконен завоевал поул, установив новый рекорд трассы. Феттель стартовал вторым, а дела Льюиса Хэмилтона были настолько плохи, что он даже не прошёл в финал, показав только 14-е время во второй части квалификации. Боттас чувствовал себя лучше, уступив Феттелю всего 0,002 секунды.

Старт уверенно выиграл Кими, Феттель остался вторым, Боттас третьим, Ферстаппен четвёртым, а Риккардо пятым. Пелотон быстро растянулся – реальной борьбы за позиции на трассе не было. Всё шло к простой победе Райкконена – помешать победить ему могла только неудача на пит-стопе.

Обычно при выборе стратегии преимущество имеет тот гонщик команды, что едет впереди, но в Монако всё пошло по необычному сценарию. В Ferrari решили позвать Кими на несколько кругов раньше Феттеля, будто бы забыв, что из-за длительного прогрева шин на этой трассе такая стратегия давала преимущество тому, кто оставался на трассе дольше.

В результате Феттель, проехав на старых, но совершенно не износившихся шинах несколько очень быстрых кругов, совершил пит-стоп через пять кругов и вернулся на трассу лидером. Аналогичным образом ситуация развивалась и в Red Bull Racing, где ехавший впереди напарника Ферстаппен остановился на несколько кругов раньше, и в результате оказался далеко позади Даниэля.

И Кими, и Макс были крайне разочарованы действиями своих команд, но ничего изменить уже было нельзя. Останавливаться никто из лидеров больше не собирался, хотя фактически ещё один пит-стоп в этой группе всё же был – второй раз остановился Ферстаппен на 60-м круге, пользуясь появившимся на трассе автомобилем безопасности, и хотя ничего в итоге не потерял, приобрести тоже не смог.

Автомобиль безопасности появился из-за крайне необычной аварии – прорывавшийся наверх Дженсон Баттон (в этот уик-энд он заменял в McLaren Фернандо Алонсо, который отправился за океан покорять знаменитую гонку Инди-500) задел колесом Sauber Паскаля Верляйна, машину немца подбросило, она встала на бок и в таком положении врезалась в отбойник. Только-только восстановившийся после компрессионного перелома шеи Верляйн пережил новый удар головой, и тоже компрессионного типа...

К счастью, обошлось без серьёзных последствий для Паскаля, но на протяжении семи кругов пелотон следовал за автомобилем безопасности, на рестарте обошлось без неожиданностей, и гонщики финишировали в том же порядке, в каком оказались после пит-стопов. На церемонии после финиша Кими Райкконен был чернее тучи – финн не без оснований считал, что команда отобрала у него победу в гонке.