Монако'88: Иногда они ошибаются

Айртон Сенна на Гран При Монако 1988 года
Гонка #455: 15 мая 1988 года. Гран При Монако
Поул Айртон Сенна (McLaren) – 1:23,998 (142,632 км/ч)
Лучший круг Айртон Сенна (McLaren) – 1:26,321 (138,794 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren) – 1:57:17,077 (132,797 км/ч)

Гонка в Монако 1988 года – один из самых знаменитых Гран При в истории Формулы 1. Правда, в основном всем известны отдельные эпизоды этого уик-энда, а вот полную картину событий знают и помнят далеко не все.

В сезоне 1988 года McLaren вернула себе статус фаворита, и снова это произошло благодаря двигателям – на этот раз не Porsche, а Honda. Моторы этой компании и в 1987-м были одними из лучших, если не абсолютно лучшими. В 1988-м их преимущество ещё более увеличилось вследствие смелого решения японцев разработать фактически новый турбомотор – несмотря на то, что в FISA уже объявили о запрете турбонаддува в 1989 году.

Практически все остальные мотористы предпочли заняться созданием атмосферных двигателей – 3,5-литровых для 1989 года, а для 1988-го адаптировать прошлогодние. Сделать это было не так просто, потому что FISA внесла в регламент два существенных изменения. Во-первых, давление наддува было уменьшено с 4 до 2,5 атмосфер. Во-вторых, объём бака сокращён до 150 литров. Как следствие, мощность моторов значительно упала, и при этом пилотам приходилось следить за расходом топлива ещё внимательнее.

Вместе с моторами в McLaren пришёл и новый пилот – Айртон Сенна. Это было отнюдь не совпадением – Honda работала с бразильцем в Lotus, в руководстве компании планировали поддерживать его и в дальнейшем. В команде тоже, разумеется, были не прочь заполучить столь быстрого пилота, тем более, что Стефан Йохансон возложенных на него надежд не оправдал. Так сложилась одна из лучших пар пилотов в истории автоспорта – Прост и Сенна.

Айртон Сенна и Ален Прост на Гран При Монако 1988 года

В дополнение к лучшему мотору и лучшей паре пилотов конструкторы McLaren, Стив Николс и Гордон Марри, сумели построить выдающееся шасси – MP4/4. Интересно, что при его создании Марри отталкивался от шасси BT55, построенного им в 1986 году для Brabham. Та машина, оснащённая мощным двигателем BMW, за весь год заработала всего два очка (а также погубила Элио де Анджелиса). Но, несмотря на такое «наследие», McLaren MP4/4 получилась одной из лучших машин в истории Формулы 1.

Гран При Монако был третьим этапом чемпионата, после гонок в Бразилии и Имоле, но расклад сил был уже абсолютно ясен. Машины McLaren доминировали над остальными, подняться выше третьего места любая другая машина могла только в случае сходов или дисквалификаций Сенны и Проста. Кроме того, MP4/4 получилась исключительно надёжной, так что рассчитывать конкурентам было почти не на что.

Ещё одна причина тотального доминирования McLaren в 1988 году – самоустранение конкурентов. Потеряв моторы Honda, в Williams решили не откладывать дела в долгий ящик и уже в этом сезоне перейти на атмосферные двигатели. В качестве партнёра выбрана частная компания Judd, построившая 3,5-литровый V8 CV на базе двигателя Honda серии IndyCar, но он оказался малоконкурентоспособным.

В Lotus сохранили турбомоторы Honda, но новое шасси Жерара Дюкаружа, 100T, оказалось неудачным. Машина должна была произвести революцию, ради многочисленных новинок в команде даже отказались от своей знаменитой активной подвески (для экономии веса), но первые же Гран При показали, что результаты, которые конструкторы получали в аэродинамической трубе, совершенно не коррелируют с тем, что они видели на трассе.

Риккардо Патрезе (Williams) на Гран При Монако 1988 года

К тому же Дюкаружу было трудно работать с новым пилотом команды, Нельсоном Пике. Бразилец и прежде имел тяжёлый характер, а завоевав свой третий титул стал совершенно невыносим – в частности, потребовал, чтобы со всех стен на базе команды сняли фотографии с Сенной! А поняв, каков масштаб проблем с новым шасси, потерял всякий интерес к его развитию.

Что касается Ferrari, то в команде решили озадачить своего конструктора Джона Барнарда созданием машины 1989 года, с атмосферным двигателем, а в 1988-м использовать обновлённую версию прошлогодней машины, что стало ошибкой. После разгромного поражения в Имоле (в квалификации лучший из пилотов Скудерии, Герхард Бергер, уступил поулу Сенны 3,5 секунды, а отставание Микеле Альборето превысило 4 секунды!), Альборето заявил, что их мотор «проигрывает Honda сотню лошадиных сил».

Итальянец сильно преувеличивал, но его слова вызвали в Италии настоящую бурю, Энцо Феррари мобилизовал все ресурсы команды, чтобы сократить отставание. В Монако команда привезла новый впускной коллектор и с новым перепускным клапаном и изменённой картографией. На динамическом стенде эта конфигурация демонстрировала неплохие результаты, теперь нужно было испытать её в гоночных условиях. И в команде очень надеялись, что это сработает – Гран При Монако планировал посетить глава FIAT Джанни Аньелли…

Герхард Бергер на Гран При Монако 1988 года

В Honda тоже не стояли на месте и привезли в Монако новую версию своего мотора – XE3. Такие полуэкспериментальные моторы должны были получить Прост в McLaren и Пике в Lotus, но практически сразу выяснилось, что реакции у новинки слишком резкие, так что уже в четверг вечером Прост вернулся к предыдущей версии XE2.

Заявку на участие в Гран При подал 31 участник, тогда как к квалификации допускались только 30. Пришлось проводить предквалификацию, в которой участвовали Алекс Каффи (BMS), Стефано Модена, Оскар Ларраури (оба – EuroBrun), Андреа де Чезарис (Rial) и Габриэле Тарквини (Coloni). В четверг утром пошёл дождь, так что условия оказались непростыми. А вскоре выяснилось, что все их усилия бессмысленны – организаторы аннулировали заявку Модены после того, как он не явился на взвешивание.

Перед началом Гран При соперники робко надеялись, что на медленной трассе в Монако преимущество моторов Honda нивелируется, так что пилотам McLaren удастся навязать хотя бы какую-то конкуренцию. Первые же тренировки показали, что подобные надежды тщетны – две лучшие машины и два лучших пилота чемпионата, выигравшие четыре последние гонки в Монако, оказались намного быстрее остальных. Уже в первой квалификации Прост проехал круг за 1:28,375, а Сенна – за 1:26,464!

Основное сражение, конечно, должно было развернуться в субботу. Правда, соперники McLaren, как ни старались, не смогли превзойти даже первый результат Сенны. А вот Просту удалось заметно прибавить – он сбросил со своего времени почти три секунды! Но Сенна легко опередил напарника, после чего… остался на трассе и продолжил атаковать!

Стефан Йохансон (Ligier) подвозит Андреа де Чезариса (Rial) до боксов на warm-up Гран При Монако 1988 года

«Я уже завоевал поул, но ехал всё быстрее и быстрее, – рассказывал позже Айртон. – Один круг за другим, ещё быстрее, ещё... Сначала я просто был на поуле, потом отыграл полсекунды, потом секунду... и продолжал атаковать. Затем я оказался почти на две секунды быстрее всех, включая своего напарника на такой же машине. И я внезапно понял, что больше не пилотировал машину сознательно.

Я ехал только на инстинктах, словно оказался в другом измерении. Это было похоже на тоннель – не тот, что под отелем, нет, вся трасса превратилась для меня в один большой тоннель. Я просто ехал в нём, круг за кругом. Я уже подошёл к пределу, но всё равно находил возможность проехать круг ещё быстрее. А затем меня как будто что-то ударило, и я очнулся. Я понял, что был в какой-то другой среде, не той, что обычно. После этого я сразу сбросил скорость, медленно вернулся в боксы и больше не хотел в тот день выезжать на трассу. Произошедшее напугало меня, потому что я понял, что оказался далеко за пределами своего сознания».

Итоговое превосходство Сенны над Простом составило 1,427 секунды. Третье и четвёртое время осталось за пилотами Ferrari, но Бергер уступил поулу 2,689 секунды, а Альборето – больше трёх. Для столь короткой трассы преимущество было просто колоссальным. Правда, Прост отнёсся к результату напарника с изрядной долей скепсиса. «Айртон может брать на себя такие риски, какие хочет, – сказал он после квалификации. – Я – не хочу».

Старт Гран При Монако 1988 года

После такого разгрома большинство пилотов надеялись лишь на то, что в гонке проиграют Сенне не слишком много кругов. С утра пошёл дождь, но и он не давал особых надежд на иной исход этой гонки – на warm-up на мокрой трассе Сенна опять был самым быстрым. А затем глава FISA Жан-Мари Балестр собрал пилотов и объявил, что тех, кто будет игнорировать синие флаги, ждёт дисквалификация…

Что касается второй машины McLaren, то Прост понимал, что едва ли не единственный шанс навязать борьбу Айртону – опередить его ещё до первого поворота. Ему действительно удалось лучше стартовать, но затем он не сразу смог включить вторую передачу и не только не обогнал Сенну, но и сам пропустил Бергера. Позади них Мэнселл опередил Альборето, а Наннини – Уорика.

После этого гонка надолго успокоилась – как обычно, обгонять в Монако было очень трудно, а пит-стопы проводить никто не планировал. На протяжении 32 кругов в гонке не происходило решительно ничего – за исключением нескольких сходов в нижней части таблицы по техническим причинам, да ошибки Филиппа Альо, стоившей ему двух позиций. Прост был заметно быстрее Бергера, но Герхард уже в те времена был большим мастером обороны, так что француз лишь бессильно наблюдал, как стремительно увеличивается его отставание от Сенны.

Ален Прост преследует Герхарда Бергера на Гран При Монако 1988 года

На 33-м круге, наконец, зрители увидели реальную попытку атаки – Альборето показалось, что у него есть шанс опередить Мэнселла в шикане, но в итоге итальянец просто отправил Williams Найджела в стену. Гонка для британца на этом была закончена, а Альборето поехал дальше. Спустя ещё несколько кругов долгое время барахлившая коробка передач на Benetton Наннини сломалась окончательно, и на пятое место поднялся Патрезе.

Прост, тем временем, по-прежнему ехал позади Бергера, и к 40-му кругу эта пара отставала от Сенны на 40 секунд! Спустя ещё несколько кругов произошёл забавный эпизод – по всей видимости, пытаясь помочь Просту, один из маршалов в Mirabeau вдруг показал Бергеру синий флаг! Герхард, разумеется, никак на это не отреагировал. Чуть позже действительно отстававший на круг Альо едва не отправил Алена в стену! А на 52 круге Филипп врезался в другого пилота, опережавшего его на круг – Патрезе. При этом сам француз сошёл, а Риккардо пришлось посетить боксы для замены носового обтекателя.

Ключевые события этой не самой захватывающей гонки происходили между 54-м и 67-м кругами, и начало им положил Прост. Он атаковал Бергера на стартовой прямой не по внутреннему радиусу, как прежде, а по внешнему, а когда Герхард сместился – тут же изменил направление и на торможении перед Sainte-Dévote оказался первым. Герхарду оставалось с этим смириться.

Оказавшись, наконец, на свободной трассе, Прост немедленно поднял темп на 2-3 секунды. Отрыв Сенны к этому моменту достигал 50 секунд, так что Алену всё равно не хватило бы времени, чтобы его догнать, тем не менее, Айртон тоже решил прибавить, проехав несколько лучших кругов подряд. Оставшись на трассе в одиночестве, Прост сбросил скорость, а вот Сенна продолжал атаковать. В McLaren начали беспокоиться, на 64 круге Рон Деннис связался с Сенной по радио и попросил сбросить скорость. Айртон подчинился… А спустя три круга разбил машину в Portier!

После просьбы сбросить скорость Сенна несколько потерял концентрацию, что и привело к ошибке – он задел рельс безопасности правым передним колесом, машину повело влево, и Айртон уже не смог избежать удара в противоположный рельс левым передним колесом. Подвеска оказалась сломана, и гонка для бразильца на этом была окончена.

Произошедшее стало настоящим шоком для всех в McLaren. Спустя 50 секунд гонку возглавил Прост, а Сенна мрачно наблюдал за тем, как маршалы эвакуируют его машину, а затем перелез через ограждение и ушёл. Ещё через 15 минут Прост финишировал, одержав свою четвёртую победу в Монако – на тот момент его опережал только Грэм Хилл со своими пятью победами. Казалось, до рекорда рукой подать.

Осечка McLaren дала возможность Ferrari увидеть на подиуме сразу двух своих пилотов – впервые в году. Бергер финишировал вторым, Альборето третьим. Занявший четвёртое место Дерек Уорик на Arrows проиграл Просту круг. Ален же значительно укрепил своё лидерство в чемпионате, доведя свой отрыв от ближайшего преследователя, Бергера, до 10 очков, а от Сенны – до 15-ти.

Когда отыграли французский и английский гимны, а шампанское из бутылок было вылито, неожиданно выяснилось, что никто не знает, где находится Сенна – поиски в команде ни к чему не привели. Через несколько часов Айртон нашёлся сам, дав небольшое интервью бразильскому телеканалу TV Globo, где признал, что произошедшее было его ошибкой (позже Сенна делал достаточно противоречивые заявления на этот счёт, то утверждая, что на его машине был медленный прокол, то снова возвращаясь к версии с ошибкой). Также он пояснил, что после аварии пошёл к себе домой в Résidence Houston и, досмотрев гонку, уснул.

Подиум Гран При Монако 1988 года

Ален Прост отнёсся к своему неожиданному успеху философски. Он не скрывал, что в этот день ему улыбнулась удача, но отметил: «Расчёты на этой трассе не работают, она слишком сложна и для машин, и для людей. То, что случилось с Сенной, может произойти, когда едешь слишком быстро. Он был близок к ошибке уже на тренировках.

Трасса в Монако не похожа ни на одну другую. Вероятно, он задел рельс безопасности справа, я видел там отметину. В любом случае, я не понимаю, как такое могло произойти. Преимущество превышало 50 секунд, победа была ему гарантирована…

Если он ошибся, то не забудет этого и никогда больше такой ошибки не повторит. Это вопрос опыта. У меня его много, поэтому я могу пилотировать спокойно, не выходя за пределы. Однажды мой напарник тоже к этому придёт. В его пилотаже будет меньше бесполезного риска. Сенна очень, очень мотивирован, он выступает потрясающе. Но ему есть, что доказывать, а мне уже нет».

Вряд ли Сенна слышал эти слова Проста, но выводы из своей ошибки действительно сделал. После этой неудачи он побеждал на Гран При Монако на протяжении пяти лет подряд, вплоть до своей гибели.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё