Гран При Италии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, вы вышли в лидеры чемпионата!
Льюис Хэмилтон: Даже не знаю, что сказать.

Вопрос: (Мартин Брандл) Очевидно, вам остается только перекричать болельщиков!
Льюис Хэмилтон: Мне нравится выступать в Италии, я восхищен тем, насколько тифози влюблены в гонки. У Ferrari здесь фантастическая поддержка, подобную энергетику не встретишь нигде в мире, за исключением, пожалуй, Сильверстоуна. Я доволен, Валттери тоже выступил здорово. Команда сработала безупречно, мы обязаны ей своим результатом.

Вопрос: (Мартин Брандл) Похоже, вы победили без каких-либо сложностей. На одном из кругов вы сообщили команде, что почувствовали падение мощности, но в остальном спокойно ехали к финишу, экономя ресурс мотора...
Льюис Хэмилтон: Определенно, силовые установки Mercedes превосходят силовые установки Ferrari, в этот уик-энд у нас всё получилось.

Вопрос: (Мартин Брандл) В первом повороте вы сражались с Лэнсом Строллом и Эстебаном Оконом. Пришлось понервничать из-за молодых соперников?
Льюис Хэмилтон: Старт получился непростым, уровень сцепления с асфальтом оказался недостаточным, но мы всё-таки добились отличного результата. Здесь немало болельщиков из Великобритании – спасибо им всем за поддержку.

Вопрос: (Мартин Брандл) Валттери, вы провели несколько впечатляющих атак! Сегодня вам требовалось как можно скорее отыграть позиции…
Валттери Боттас: Как и у Льюиса, мой старт получился сложным. Нужно было сохранять спокойствие и отыгрывать позицию за позицией. Сегодня машина оказалась конкурентоспособна, как я сказал по радио, просто невероятно, насколько мы были быстры. Машиной было приятно управлять. Я рад, что мы добились максимально возможного результата.

Вопрос: (Мартин Брандл) Были ли какие-нибудь проблемы, сложности?
Валттери Боттас: Сегодня не было никаких проблем.

Вопрос: (Мартин Брандл) Всё это очень напоминает предыдущие два года. Что ж, передаю слово Жану Алези!

Вопрос: (Жан Алези) Себастьян, несколько слов на итальянском для поклонников Ferrari?
Себастьян Феттель: Спасибо вам всем! Вы – лучшие болельщики в мире! Да, соперничество складывается для нас непросто, но мы прибавляем, мы сражаемся! Forza Ferrari! Спасибо!

Вопрос: (Жан Алези) Себастьян, в начале гонки вам было непросто, пришлось провести несколько атак. Как всё складывалось?
Себастьян Феттель: Гонка получилась интересной. Я не лучшим образом стартовал – возникла сильная пробуксовка. Потребовалось некоторое время, чтобы снова почувствовать уверенность в машине и отыграться. Я совершил несколько красивых обгонов, а затем ехал в одиночестве. Сегодня мы уступали в скорости двум лидерам.

Но всё равно, наматывая круги, я видел болельщиков – это придавало мне надежду. Хотя гонка получилась непростой, я знаю, что у нас конкурентоспособная машина, и мы уверенно выступим в оставшихся этапах. Я уверен в этом.

Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, сегодня вы опередили Ferrari более чем на полминуты. Можно ли сказать, что мы наблюдаем переломный момент сезона?
Льюис Хэмилтон: Знаете, всё зависит от того, насколько команда сможет доработать машину, и сможем ли я и Валттери выжать из неё максимум. Сегодня машина была великолепна, управлять ей было одно удовольствие. Еще раз спасибо болельщикам, буду ждать возвращения в Монцу через год!

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, вы впервые с начала сезона перехватили лидерство в чемпионате. Отдельного внимания заслуживает темп Mercedes на шинах SuperSoft по сравнению с темпом Ferrari: после первого отрезка вы опережали Себастьяна на 22 секунды. Кроме того, вы первым в нынешнем сезоне смогли выиграть два этапа подряд. Что скажете?
Льюис Хэмилтон: Сезон невероятно захватывающий, а недавние две гонки мы провели очень сильно. Команда продемонстрировала невероятную конкурентоспособность, во второй половине сезона мы выступаем просто фантастически. Не знаю, почему сегодня гонщики Ferrari оказались не настолько близко, как были в пятницу, но наша машина ехала здорово – особенно на первом отрезке. Передо мной была свободная трасса, и, возможно, по этой причине мне было проще сохранять эффективность шин. Опять же, если бы Ferrari ехали сразу позади, пришлось бы выкладываться агрессивнее.

Валттери сработал отменно, отыграл позиции и обеспечил команде победный дубль. Понимаю, итальянским болельщикам трудно это принять, но в целом в этот уик-энд наша команда сработала лучше всех. Впрочем, соперничество острое, до конца сезона еще далеко. На следующей трассе Ferrari должны быть очень быстры – у них и без того достаточно прижимной силы, и они наверняка еще прибавят.

Но я очень рад одержать две победы подряд. Себастьян продолжительное время лидировал в чемпионате, и мне приятно после всех взлетов и падений оказаться чуть впереди.

Вопрос: Валттери, для вас это девятый подиум по ходу сезона. Вам нужно было обогнать две машины, и сегодня вы сделали это весьма уверенно. Что скажете о преимуществе над Ferrari? Почему гонка сложилась именно так?
Валттери Боттас: На самом деле, мне требовалось пройти троих соперников. Я стартовал слабо, допустил пробуксовку, одному из гонщиков Ferrari удалось выйти вперед, и мне предстояло решить сперва эту – самую непростую и важную для нас задачу. Затем я довольно быстро пробился на второе место, машина ехала очень здорово – мы были быстры не только на прямых, но и во всех поворотах. В этот уик-энд нам удалось добиться какой-то особенной стабильности, которой не было раньше.

Впрочем, трасса в Монце уникальна, мы не можем полагаться на сегодняшний результат и говорить, что теперь мы абсолютно быстрейшие. Это не так, и в Сингапуре всё будет иначе. Да, здесь мы добились идеального результата, Льюис выиграл, я финишировал вторым, но теперь нужно сделать выводы и как можно лучше подготовиться к следующему этапу.

Вопрос: Себастьян, на круге возвращения в боксы вы назвали сегодняшний день очень непростым. Не могли бы вы рассказать, в чем именно заключались сложности? Почему Ferrari в сравнении с Mercedes не хватило скорости ни на Soft, ни на Super Soft?
Себастьян Феттель: Честно говоря, я по-прежнему потрясен кругом возвращения и церемонией награждения. Чувствовать колоссальную энергетику, видеть такое количество болельщиков Ferrari – это было невероятно!

Да, непростой день. Старт выдался сложным, я не сразу почувствовал уверенность в машине и не смог удержаться за Кими и Валттери. Потребовалось время, чтобы обрести нужный темп, а затем я ехал в одиночестве. Мы пытались подобраться к Mercedes, но нам просто не хватило скорости. Уверен, причин множество, но мне бы не хотелось вдаваться в технические подробности.

На последних двадцати кругах было особенно непросто. Похоже, на выходе из первого поворота в машине что-то сломалось: руль плохо поворачивал влево, и я не мог на 100% доверять машине, особенно на торможении, а торможений здесь немало! Поэтому в конце гонки я ехал совсем не в том темпе, в котором мог бы ехать.

Трудный день, но команда на верном пути, мы вскоре прибавим. Потрясающе наблюдать, чего мы уже добились, и я знаю, что дальше будет лучше – потому у меня позитивный настрой, несмотря на цифры в таблице чемпионата. Отставание меня не беспокоит. Уик-энд получился непростым, но до конца сезона еще далеко, нас поддерживают болельщики – это здорово.

Вопросы с мест

Вопрос: (Петер Фаркас) Себастьян, в какой мере причиной сегодняшних сложностей можно считать то, что субботняя тренировка прошла не на сухой трассе? Иначе у вас была бы возможность оптимизировать настройки. Вас успокаивает мысль, что эта трасса уникальная в своем роде, и до конца сезона подобных не будет?
Себастьян Феттель: Да, Монца весьма специфична. На самом деле, многое решает уверенность в машине. Я не хочу сказать, что я не доверяю SF70-H, просто в этот уик-энд не было нужной стабильности.

На тренировках мы хотели, но не смогли опробовать пару идей – впрочем, это же может сказать любой гонщик. Я неплохо чувствовал себя в пятницу, на длинных сериях у нас были трудности с трафиком, но Mercedes уже тогда выглядели очень сильно и сегодня это подтвердили.

Да, на уже изношенных шинах в конце второго отрезка мне удалось к ним немного подобраться, но из этого нельзя делать выводы: мы ехали в своем темпе, тогда как лидеры просто доводили гонку до конца, не чувствуя никакого прессинга. Впрочем, нужно быть честными: сегодня в Mercedes сработали лучше и заслуженно победили. Ну, а для нас, учитывая субботний результат и стартовую позицию, результат можно назвать оптимальным.

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Льюис, впечатляющая скорость, две победы подряд. Рассчитываете ли вы столь же уверенно провести всю вторую половину сезона? Впереди этап в Сингапуре, там Mercedes будет сложнее…
Льюис Хэмилтон: Конечно, рассчитываю – таков план! Мы должны выкладываться на пределе, но, как я уже говорил, на трассах, требовательных к высокой прижимной силе, Ferrari могут оказаться быстрее. Соперники очень конкурентоспособны, в Венгрии они были потрясающе сильны в квалификации, и нечто подобное может повториться в ближайших Гран При. В любом случае, соперничество будет плотным, я намерен всякий раз атаковать по максимуму до самого финиша!

Вопрос: (Николанджело Чоппи) Вопрос для Льюиса и Себастьяна. Льюис, что вы чувствуете, побив рекорд Михаэля Шумахера по количеству поулов и одолев Ferrari на их домашней трассе в Монце? Здесь успех воспринимается иначе, чем на любом другом автодроме? Себастьян, у вас остались шансы на победу в последующих гонках, или же Mercedes слишком для вас быстры? Сегодня вы уступили им более тридцати секунд…
Льюис Хэмилтон: Как я уже говорил в субботу, это невероятное чувство. В детстве я играл в гонки на компьютере, и пока Михаэль Шумахер выступал на реальной трассе, я проходил все сессии в игре, выбрав его персонажа. Теперь я впереди Михаэля по количеству поулов – это невероятно, и я безумно благодарен всем, кто помог мне добиться такого результата.

Победа в Монце… Это исторический Гран При, с которым могут сравниться немногие этапы чемпионата. Трасса по-своему уникальная, здесь прекрасный парк, а если говорить о болельщиках – думаю, вы слышите гул за стеной, мне было бы интересно узнать, сколько там децибел! Энергетика и страсть итальянских болельщиков просто поражают. Когда я приезжаю в Лос-Анджелес и иду в итальянский ресторан, я встречаю болельщиков Ferrari – они по всему миру, и это здорово! Притом среди них есть и те, кто, оставаясь преданным Ferrari, все-таки симпатизирует Mercedes, что лично я очень ценю.

Себастьян Феттель: Похоже, сегодня мы уступали в среднем полсекунды на круге, но не по всем фазам гонки можно делать определенные выводы. Меня не беспокоит отставание. Как я уже говорил, Монца – особенное место, где многое решает уверенность. Мы понимали, что нас ждет непростая гонка, рассчитывали оказаться немного ближе – да, неприятно видеть победный дубль соперников, но мы финишировали третьими, выложившись по максимуму – это главное.

Мы сражались на пределе ради болельщиков. Их поддержка была невероятной, несмотря на отставание и прочие негативные моменты, которые вы могли бы назвать, я настроен позитивно. Завтра наши сотрудники придут на работу с еще большим желанием победить, боевой дух есть, нужно продолжать. Это своего рода путь – посмотрим, куда он нас приведет.

За три года команда добилась огромного прогресса, но мы не можем быть довольными, хотя проводим свой самый успешный за долгое время сезон. Ferrari должна быть впереди всех. Да, борьба получается непростой, особенно сейчас, но посмотрим… На подиуме я чувствовал приток адреналина, атмосфера была потрясающей. Можете спрашивать о чем угодно – мой ответ неизменно будет позитивным!

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, вы четвертый финский гонщик в истории, кому удавалось финишировать в Монце вторым. Был ли по ходу гонки момент, когда вам казалось, что вы можете оказаться первым финном, выигравшим Гран При Италии?
Валттери Боттас: Да, финны никогда не побеждали в Монце, в этом плане нам не везет. Я всю гонку ехал вторым не так уж далеко от Льюиса, и в такой ситуации никогда не знаешь, что может произойти. Гонщик никогда не откажется от шанса выиграть гонку, но, честно говоря, я об этом не думал, а был сосредоточен на реализации стратегии и уверенном прохождении каждого поворота. Сегодня в Монце не день финнов, но, возможно, через год всё будет иначе.

Вопрос: (Лей О’Горман) Себастьян, учитывая положение дел в личном зачете чемпионата, в начале гонки вы осторожничали в борьбе с менее опытными гонщиками вроде Эстебана Окона и Лэнса Стролла, или же сражались с ними, как с равными?
Себастьян Феттель: Скорее, второе. Лэнс и Эстебан выступили здорово, хотя наша машина была явно быстрее. Я понимал, что должен пройти их обоих максимально быстро, так как с DRS машины могут выстроиться в линию, и тогда провести атаку станет предельно сложно. Кроме того, они достаточно быстры на прямых.

Лэнс понимал, что я в целом быстрее, и среагировал корректно. Эстебан пытался сопротивляться чуть дольше, однако я хорошо вышел из последнего поворота, и далее мне оставалось лишь выбрать, атаковать справа или слева. Я хотел гарантированно выйти вперед и потому предпринял маневр по внутреннему радиусу – возможно, со стороны он показался странным, но у гонщиков Формулы 1 за плечами есть определенный опыт выступлений, и они знают, что делают.

Вопрос: (Жолт Година) Льюис, примите поздравления! Впереди этап в Сингапуре – есть ли у вас опасения, что сложности, с которыми вы уже сталкивались ранее, могут там повториться?
Льюис Хэмилтон: Сейчас я об этом не думаю, но сделаю всё, чтобы подготовиться к этапу в Сингапуре как можно лучше. Мы не представляем, как пойдут дела, но опыт нас кое-чему научил: в Сингапуре очень жарко, а в таких условиях Ferrari зачастую конкурентоспособнее. Думаю, мы все-таки сумеем навязать им борьбу. Машина постоянно прогрессирует, мы всё лучше понимаем её поведение. Будь у нас в Венгрии те знания, что есть сейчас, мы наверняка выступили бы лучше. В Сингапур я приеду с мыслью, что буду сражаться за победу, а если не получится, постараюсь минимизировать потери.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Вопрос для гонщиков Mercedes. Валттери, не кажется ли вам, что со второй подряд победой Льюиса ваши шансы на титул улетучились, и что теперь вам до конца сезона предстоит выполнять роль оруженосца? Льюис, насколько важно в психологическом плане было вернуть лидерство в чемпионате?
Валттери Боттас: Знаете, многое зависит от меня. Если я смогу уверенно выступать в квалификации и демонстрировать хорошую скорость, у меня получится бороться за победы. Но если мне по каким-то причинам не хватит темпа, Льюис будет ехать лидером, а я вторым, тогда мне лучше ему помочь, а не делать глупостей. Я всегда буду командным игроком, а прочие вопросы остаются на усмотрение команды. Мы будем рассматривать каждую гонку в отдельности и действовать по ситуации, но, повторюсь, многое зависит от меня. Я обязан выступать здорово, если хочу побороться за титул.

Льюис Хэмилтон: У меня такой же настрой, какой был перед этими двумя этапами. Я не чувствую, что добился единичного успеха – просто выступил на таком уровне, к которому готовился. Конечно, лидерство в чемпионате добавляет уверенности в машине и в правильности выбранного направления, но до конца сезона еще далеко, всякое может случиться, так что мой подход останется неизменным.

Вопрос: (Ливио Орихио) Себастьян, считаете ли вы, что вам будет сложно продолжать бороться за титул в заключительной фазе сезона, поскольку трассы в Малайзии, Японии, Абу-Даби и США теоретически в большей степени подходят Mercedes?
Себастьян Феттель: Да, я умею читать, но меня не беспокоит то, что пишут журналисты. Мне нравятся все перечисленные вами трассы, встречи с каждой я жду с нетерпением. Мы здесь для того, чтобы гоняться, и если борьба непростая – это хорошо. А когда легко, начинаешь скучать. Думаю, всем вокруг хочется ожесточенной схватки, мне тоже.

Сейчас у Mercedes есть преимущество. В субботу они традиционно быстры, что влияет на ситуацию в гонке, но мы тоже вполне конкурентоспособны. Они дорабатывают машину, мы тоже не стоим на месте, но я думаю не о том, чем заняты соперники, а сосредоточен на наших внутренних делах. То, что готовит команда, добавляет мне оптимизма, так что поживем – увидим. Кроме того, в гонках всегда есть элемент непредсказуемости, и он, как правило, создает основную интригу. Всё это мне самому безумно нравится, посмотрим, что у нас получится.

Вопрос: (Юсси Якала) Валттери, поскольку вы впервые оказались на подиуме в Монце, можете описать свои эмоции? Вы больше чувствовали себя гонщиком или рок-звездой?
Льюис Хэмилтон: У нас еще один финский журналист? Я думал, в зале только Хейкки Культа.

Валттери Боттас: Да, еще один.

Льюис Хэмилтон: Отлично, добро пожаловать!

Валттери Боттас: Потому я получил два персональных вопроса. Два финских журналиста – два вопроса…

Себастьян Феттель: И завтра в газетах ничего кроме этих двух вопросов не будет!

Валттери Боттас: На самом деле, для меня это второй подиум в Монце. Первый был в 2011 году во время выступлений в GP3, и атмосфера тогда, конечно же, была иной. Должен признаться, невероятно видеть такое количество болельщиков. Да, большинство из них скандировало имя Себастьяна, но мне всё равно понравилась церемония.

Себастьян Феттель: Просто имя «Валттери» сложнее выговорить!

Валттери Боттас: Возможно! На подиуме я ощущал себя все-таки гонщиком, а не рок-звездой, но мне понравилось, как всё прошло.

Вопрос: (Хейкки Культа) Льюис…
Льюис Хэмилтон: Эй, что происходит?

Вопрос: (Хейкки Культа) Считаете ли вы, что вам нужно больше таких побед дублем, чтобы одолеть Себастьяна и выиграть чемпионат?
Льюис Хэмилтон: Больше дублей? Сегодняшний результат позволил создать определенный отрыв, и чем чаще мы будем так выступать, тем скорее обеспечим команде победу в Кубке конструкторов, к которой она так стремится. Это ключевая задача.

Конечно, дубль помогает и мне больше отыгрывать у Себастьяна. Феттель большую часть сезона лидировал с комфортным преимуществом, подчас достигавшим двадцати очков. Сейчас я сам опережаю его на три очка, меня это радует – постараюсь в ближайших гонках увеличить отрыв. Валттери сегодня сработал фантастически, мы будем и впредь подгонять друг друга. У самого Валттери, если он со всем справляется, тоже есть шанс выиграть больше гонок до конца сезона, так что соперничество между нами остается напряженным.

Вопрос: (Дарья Панова) Себастьян, примите поздравления с подиумом в столь важной для Ferrari гонке! В Спа Мик Шумахер управлял машиной Benetton, на которой выступал его отец – Михаэль. Если бы вам представилась возможность управлять исторической машиной Ferrari, какую модель вы бы предпочли и на какой трассе?
Себастьян Феттель: Забавно, что вы об этом спросили! У Ferrari есть программа, в рамках которой клиенты компании могут сесть за руль исторических машин Формулы 1. Если бы у меня была такая возможность, я бы выбрал шасси 2004-го года – должно быть, управлять той машиной было одно удовольствие. Трасса? Я бы предпочел свою любимую, пусть и непростую в плане логистики, трассу в Сузуке. Машина 2004-го года обладает большой прижимной силой, притом она очень легкая и, соответственно, невероятно быстрая – это был бы уникальный опыт! Возможно, я попробую нечто такое в ближайшую пару лет.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Себастьян, не кажется ли вам, что вы можете уступить в битве за титул потому, что Кими Райкконен не отбирает очки у Льюиса Хэмилтона?
Себастьян Феттель: Нет. Об очках можно говорить сколько угодно, но мне эта тема не интересна. Ты гоняешься за команду, а уже потом для себя самого, стараясь обеспечить максимальный результат. Вы видели, как я боролся с Кими: он не стал просто пропускать меня, да и я на это не рассчитывал. В тот момент я ехал быстрее и мог добиться большего, потому мне было важно выйти вперед, но ранее Кими лучше меня стартовал и прошел Валттери Боттаса. Каждый из нас сражался за оптимальный результат. Да, нам обоим на фоне Mercedes не хватало скорости, но мы все равно атаковали.

Если вы выступаете на одинаковых машинах, вы, по сути, сражаетесь за одно и то же место на трассе. Посмотрите на Льюиса и Валттери: они оба очень быстры, разница между ними не так уж велика. Потому, когда вы выступаете на равных, крайне важно оказаться впереди напарника в квалификации и на первых кругах гонки, иначе потом будет намного сложнее.

У каждой из команд есть понятные правила, кто из гонщиков и в какой момент получает преимущество – такова реальность, но для меня взаимоотношения внутри команды гораздо важнее противостояния с собственным напарником в чемпионате. Кими Райкконен известен своей немногословностью, однако внутри команды он общается довольно много. Кими предоставляет очень ценные комментарии, мы отлично ладим друг с другом, и команда не испытывает с нами обоими никаких сложностей, что очень радует.

Перевод: Валерий Карташев